Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2014 в 17:32, контрольная работа
Основными методическими особенностями игрового метода являются:
1) игровой метод обеспечивает всестороннее, комплексное развитие физических качеств и совершенствование двигательных умений и навыков, так как в процессе игры они проявляются не изолированно, а в тесном взаимодействии; в случае же педагогической необходимости с помощью игрового метода можно избирательно развивать определенные физические качества (подбирая соответствующие игры);
2) наличие в игре элементов соперничества требует от занимающихся значительных физических усилий, что делает ее эффективным методом воспитания физических способностей;
Игровой метод. Особенности его использования в спортивной тренировке………………………………………………………………….2
Характеристика этапа углубленного разучивания двигательного действия в спортивной тренировке………………………………………5
Приведите 3 – 5 примеров упражнений (с методикой и условиями их выполнения), способствующих сокращению времени реакции выбора спортсмена………………………………………………………………….7
Список литературы……………………………………………………….13
Оглавление
Список литературы…………………………………
В системе физического воспитания игра используется для решения образовательных, оздоровительных и воспитательных задач. Сущность игрового метода заключается в том, что двигательная деятельность занимающихся организуется на основе содержания, условий и правил игры.
Основными методическими особенностями игрового метода являются:
1) игровой метод обеспечивает
всестороннее, комплексное развитие
физических качеств и
2) наличие в игре элементов
соперничества требует от
3) широкий выбор разнообразных
способов достижения цели, импровизационный
характер действий в игре
4) соблюдение условий
и правил игры в условиях
противоборства дает
5) присущий игровому методу
фактор удовольствия, эмоциональности
и привлекательности
К недостатку игрового метода можно отнести его ограниченные возможности при разучивании новых движений, а также при дозировании нагрузки на организм.
Игровой метод обучения, на основе подвижных игр, является очень интересным для преподавания в оздоровительных клубах, так как он носит выраженный эмоциональный характер, что очень важно. Игра позволяет быстро мобилизовать скрытые интеллектуальные и физические ресурсы человека. игровой метод физическое воспитание
В игре не под давлением,
а по желанию самих учащихся происходит
многократное повторение учебного материала
в различных его сочетаниях. В
то же время включение в тренировку
специально разработанных
Так как весь процесс обучения
в единоборствах при сравнении
с циклическими видами спортивной деятельности,
не ограничивается узким приобретением
знаний, умений и навыков, а обязательно
предполагает использование их непосредственно
в схватке с различными противниками
и в различных условиях, то решению
этих сложных задач прекрасно
способствует использование игровых
методов обучения. При этом необходимые
приемы в единоборствах: удары, захваты,
защиты и передвижения в сочетании
с достижением необходимой
При утомлении, нарушении
устойчивости, вызванных высоким
темпом или однообразным характером
тренировок, введение подвижных игр
в занятия вновь повышает внимание
и способствует повышению работоспособности
занимающихся. Процесс освоения технико-тактических
действий находится в прямой зависимости
от настроения спортсмена и его увлеченности.
Поэтому включение в тренировку
игрового метода, способствует созданию
у занимающихся положительных эмоций.
При умелом применении игр, в процессе
занятий интерес к ним
Используя игры в тренировочной части занятия, не следует забывать, что физическое и эмоциональное состояние у спортсменов перед началом тренировки различны и зависят не только от предыдущих тренировок, но и от другой деятельности в которой они участвуют.
Игровой метод чаще всего воплощается в виде общепринятых подвижных и спортивных игр, однако, его нельзя осуществлять с какой-либо конкретной игрой. В принципе, он может быть использован на материале самых разнообразных двигательных действий при условии, что они поддаются организации в соответствии с требованиями игрового метода.
Для игрового метода характерна, прежде всего, сюжетная организация: деятельность играющих организуется на основе образного или условного сюжета, замысла, плана игры, который намечает общую линию поведения, но не предопределяет жестко конкретные действия и способы достижения игровой цели - выигрыша. В рамках сюжета и правил игры допускаются различные пути и цели, причем выбор конкретного пути и реализация игрового замысла происходят в условиях постепенного, чаще случайного изменения ситуации. Отсюда ясно, что игровой метод позволяет программировать действия занимающихся лишь с большей долей вероятности. Вместе с тем он предоставляет широчайшие возможности для творческого решения двигательных задач и в настоящей мере способствует проявлению самостоятельности, инициативы, находчивости.
Одной из существенных черт
игрового метода является то, что в
нем как бы моделируются активные
межличностные и межгрупповые взаимоотношения,
которые строятся как по типу сотрудничества,
между игроками одной команды, так
и по типу соперничества, между противниками
в парных и командных играх, когда
сталкиваются противоположные интересы,
возникают и разрешаются
Игровой метод в силу всех присущих ему особенностей используется в процессе спортивной тренировки не только для начального обучения движениям или избирательного воздействия на отдельные способности, сколько для комплексного совершенствования двигательной деятельности в усложненных условиях. В наибольшей мере он позволяет совершенствовать такие качества и способности, как ловкость, находчивость, быстроту ориентировки, самостоятельность, инициативу. В руках умелого педагога он служит также весьма действенным методом воспитания коллективизма, товарищества, сознательной дисциплины и других нравственных качеств личности.
Не менее важна его роль как средства активного отдыха и переключения занимающихся на иной вид двигательной активности с целью ускорения и повышения эффективности адаптационных и восстановительных процессов, поддержания ранее достигнутого уровня подготовленности.
Соревновательный метод
предполагает специально организованную
соревновательную деятельность, которая
в данном случае выступает в качестве
оптимального способа повышения
эффективности тренировочного процесса.
Применение данного метода связано
с высокими требованиями к технико-тактическим,
физическим и психическим возможностям
спортсмена, вызывает глубокие сдвиги
в деятельности важнейших систем
организма и тем самым
При использовании
Облегчение условий
По особенностям регулирования
нагрузки и другим регламентирующим
моментам соревновательный метод занимает
как бы промежуточное положение
между игровым методом и
В процессе обучения двигательным действиям выделяют три этапа, которые отличаются друг от друга, как частными задачами, так и особенностями методик:
1) этап начального разучивания
(ознакомительный, первичного
2) этап углубленного разучивания
(формирования двигательного
3) этап закрепления и
дальнейшего совершенствования
(формирования двигательного
На первом этапе: ознакомление,
первоначальное разучивание движения,
ставится цель - обучить основам
техники двигательного
Освоение действия на первом этапе обучения может протекать с появлением ошибок: лишние движения, искаженная амплитуда, нарушение ритма, причинами которых является недостаточное представление действий, слабое развитие способностей, боязнь, состояние утомления. Продолжительность этапа начального разучивания двигательного действия зависит от степени сложности изучаемого действия, уровня подготовленности занимающихся, их индивидуальных особенностей, а также возможности использовать положительный эффект переноса навыков. Этап начального разучивания можно считать законченным, когда обучающийся способен выполнить двигательное действие без грубых ошибок.
Этап углубленного разучивания. Его целью является формирование умения выполнять двигательное действие в объеме намеченных технических требований. Основные задачи этапа: углубленно понять закономерности движений действия; уточнить технику действия, по ее пространственным, временным и динамическим характеристикам, в соответствии с индивидуальными особенностями обучаемого; усовершенствовать ритм выполнения движения; создать предпосылки для вариативного выполнения этого действия. Названные задачи могут решаться параллельно, одновременно.
Эффективность обучения на этом этапе во многом зависит от правильного и оптимального подбора методов, приемов, средств обучения. Наряду с применением тех же средств и методов, что и на первом этапе обучения. Все большее значение приобретает практическое выполнение действия методом целостного упражнения. Расчленение действия становится лишь вспомогательным приемом. Не утрачивают своего значения и методы передачи информации. Но объяснения, инструкции, замечания детализируются. С появлением собственных мышечных ощущений, связанных с выполнением действия, возможно применение метода идеомоторного упражнения, мысленное представление выполнения действия, воспроизведения в сознании последовательности его элементов и собственных усилий и ощущений.