В заключительной
части занятия производится постепенное
снижение интенсивности работы,
чтобы привести организм спортсмена
в состояние, по возможности, близкое к
дорабочему, и создать условия, благоприятствующие
интенсивному протеканию восстановительных
процессов. Как известно, при выполнении
программ тренировочных занятий в плавании
во много раз интенсифицируется деятельность
различных функциональных систем. Последующий
резкий переход к отдыху может вызвать
неблагоприятные последствия. Поэтому
сразу после окончания основной части
занятия пловец должен еще спокойно проплыть
200—500 м (в зависимости от испытанной нагрузки
и интенсивности работы при выполнении
последних упражнений).
3. Приведите 3-5 примеров
упражнений ( с методикой и условиями выполнения),
способствующих развитию способности
спортсмена к произвольному мышечному
расслаблению
При целесообразном и экономичном
выполнении спортивных двигательных действий
в возбужденном, напряженном состоянии
находятся только те мышечные группы,
которые непосредственно заняты в выполнении
этих действий, другие - расслаблены. Соответственно
в оптимальном согласовании расслабления
и сокращения определенных мышц в нужный
момент и заключается межмышечная координация,
которая связана с согласованностью и
соразмерностью напряжения и расслабления
отдельных мышц в целостном двигательном
акте. Одним из показателей КС (на физиологическом
уровне) может быть латентное время напряжения
и расслабления мышцы, определяемое методом
электромиографии. Другой показатель
КС - быстрота перехода одной и той же мышечной
группы из состояния напряжения в состояние
расслабления.
При выполнении определенных
двигательных действий, в частности,
сложных в координационном отношении,
непривычных или осуществляемых
впервые, непроизвольно повышается
напряжение мышц, которые непосредственно
не участвуют в данных движениях.
Излишнее мышечное напряжение
и недостаточное расслабление
приводят к тому, что в спортивной
практике обозначается как скованность
(тела, движений, мышц) или в целом
за- крепощенность. Избыточное напряжение
мышц, как правило, отрицательно сказывается
на качестве и результатах выполнения
всех упражнений: координационных, на
выносливость, скоростных и силовых. В
координационных упражнениях чрезмерное
напряжение приводит к угловатости, а
отсюда - и к неточности движений. Оно также
влияет и на согласованность движений,
что внешне проявляется в неуклюжести
школьника, спортсмена. Подобные явления,
наблюдаемые в подростковом возрасте
и объясняемые происходящими в этот период
гормональными и морфофункциональными
перестройками бурно растущего организма,
не следует путать со случаями нарушения
координации (точность, соразмерность,
согласованность и т.д.), которые встречаются
в ходе выработки сложных двигательных
навыков на этапе начального разучивания,
или связанными с психической скованностью.
В упражнениях на
выносливость (в беге, плавании, ходьбе
на лыжах и др.) мышечная напряженность
приводит к неэкономичной технике
бега, а следовательно, к излишней трате
сил и быстрому утомлению. При выполнении
скоростных упражнений напряженность
мешает проявлению максимальной скорости,
а в силовых - снижает величину проявляемой
силы. Из этого следует, что способность
мышц к оптимальному расслаблению играет
большую роль в двигательной деятельности
человека, поэтому ее совершенствование
- одна из важных задач в развитии КС школьников
и спортсменов.
Преодолеть или снизить
излишнее мышечное напряжение в процессе
физического воспитания и спортивной
тренировки можно разными путями
в зависимости от разновидности
мышечной напряженности (координационная,
скоростная или тоническая).
Координационная напряженность,
которой свойственно отсутствие
полного расслабления мышц после
их сокращения вследствие несовершенства
двигательной координации, возникает,
как правило, на этапе начального
разучивания сложного двигательного
действия. Эта естественная скованность
последовательно преодолевается
в результате рационально построенного
процесса обучения. Уроки физической
культуры и тренировки должны быть насыщены
адекватными координационными упражнениями
на скорость, силу и выносливость. Школьник
с более высоким уровнем развития КС быстрее
преодолевает эту форму мышечной напряженности.
Однако координационная
напряженность может проявиться
и при выполнении знакомых, привычных
двигательных действий. Причины
этого разные. Прежде всего излишняя
напряженность может быть связана с недостаточной
способностью к произвольному расслаблению
мышц, что, в свою очередь, возможно, обусловлено
слабыми задатками к оптимальному расслаблению,
тем, что школьники недостаточно занимаются
спортом. Другие причины координационной
напряженности - утомление, болевые ощущения,
волнения, вызванные, например, ответственными
соревнованиями и т. д. Пути снятия напряженности
во всех этих случаях, естественно, неодинаковы.
Иногда решающую роль может сыграть воспитание
устойчивости против дискоординирующего
влияния утомления (своего рода координационной
выносливости), повышение психической
устойчивости против стрессовых ситуаций
(Л.П.Матвеев, 1977).
Для борьбы с координационной
напряженностью основным путем
считают использование специальных
упражнений на расслабление. И.В.Ловицкая
(1964) разделила их по возрастающей сложности
на 4 группы. В 1-ю включают упражнения,
которые требуют быстрейшего перехода
мышцы от напряженного к расслабленному
состоянию. Этот переход можно осуществлять
постепенно или контрастно - от напряженного
к расслабленному состоянию; во 2-ю - упражнения,
в которых напряжение одних мышц сочетается
с одновременным расслаблением других
(например, сознательно напрячь мышцы
правой ноги и расслабить левой, напрячь
мышцы правой руки и левой ноги и т.п.);
в 3-ю - упражнения, в которых требуется
поддерживать движение по инерции расслабленной
части тела за счет движений других частей;
в 4-ю - упражнения, в процессе выполнения
которых рекомендуется самостоятельно
определять моменты отдыха для расслабления
мышц, участвующих в работе (например,
во время длительного бега опустить руки
вниз, встряхнуть ими и расслабить). Выполняя
упражнения на расслабление, необходимо
следить, чтобы напряжение мышц сочеталось
со вздохом и задержкой дыхания, расслабление
- с активным выдохом.
В качестве простейших
примеров упражнений на расслабление,
которые достаточно эффективны
в занятиях со школьниками,
можно назвать: обязательное выполнение
нескольких движений по инерции
после достижения максимальной
скорости в беге, плавании, ходьбе
на лыжах и др.; бег по пересеченной
местности с установкой оптимально
использовать внешние факторы;
«мгновенное» расслабление мышц,
участвовавших в движении, например, после
бросков набивного мяча (гири) разными
способами и из различных исходных положений
и др.
Целенаправленное применение
упражнений на расслабление показало
их эффективность: улучшается
не только способность оптимально
напрягать и расслаблять мышцы
при выполнении различных движений,
но и показатели кинестезической
чувствительности, физических способностей.
Кроме того, способность произвольно управлять
напряжением мышц положительно влияет
на успешное овладение двигательными
навыками и рациональность движений во
время трудовых операций. Упражнения на
расслабление можно применять в любой
части урока (не более 6-7 раз непрерывно),
чередуя с другими координационными, силовыми
и скоростными упражнениями.
Уменьшить координационную
напряженность можно с помощью
специальных методических приемов:
- выработка и постоянное
поддержание у учащихся установки
на рациональное расслабление. В
каждом удобном случае преподаватель
должен заострять внимание учащихся
на необходимости выполнять движения
легко, свободно, не напряженно. Следует
объяснять детям ошибки, допускаемые
ими вследствие нерационального
расслабления мышц;
сознательный контроль
за техникой движений;
контроль за мимикой лица.
Излишняя напряженность мимических мышц
свидетельствует, как правило, об общей
напряженности;
применение специальных
дыхательных упражнений (так называемого
ритмического диафрагмального дыхания);
выполнение упражнений под
музыку, если это не ведет к искажению
их структуры;
переключение внимания
с контроля за ходом и качеством движений
на внешнюю обстановку;
использование идеомоторной
и аутогенной тренировки;
рекомендации при выполнении
упражнений (если позволяют обстоятельства)
петь, разговаривать, улыбаться;
выполнение упражнений (особенно
циклического характера) в состоянии
значительного утомления, что побуждает
человека экономно расходовать свои
силы.
Скоростную напряженность,
которая проявляется в недостаточно
быстром расслаблении мышц после
их быстрого сокращения, можно рассматривать
как частный случай координационной
напряженности. Для ее преодоления рекомендуются
упражнения с быстрым чередованием напряжения
и расслабления (прыжки, метания, ловля
и броски набивных мячей и т. п.).
Для тонической напряженности
характерен повышенный тонус мышц,
проявляющийся не только во время
работы, но и в условиях относительного
покоя (гипермиотония). Временная тоническая
напряженность наступает в результате
значительного мышечного утомления. Если
же она приобретает стойкий характер (в
силу врожденной гипермиотонии), то на
ее преодоление потребуется много времени,
в течение которого рекомендуются упражнения
на расслабление в виде свободных движений
конечностями и туловищем (потряхивания,
махи и т.п.). Кроме них целесообразны упражнения
на растягивание, выполняемые в промежутках
между силовыми и скоростными нагрузками.
Это совершенствует не только способность
к расслаблению, но и содействует восстановительным
процессам. Эффективными средствами снижения
тонической напряженности являются плавание,
купание в теплой воде, сауна, массаж, а
в отдельных случаях - легкая разминка.
Литература
- Иванченко, Е.И. Теория и практика спорта : в 3 ч. /
Е.И. Иванченко. - Минск: Четыре четверти,
1996. - Ч. 1-131 с;Ч. 2 - 180 с;
Ч. 3-240 с.
- Матвеев, Л.П. Основы спортивной тренировки .Учебное пособие для институтов физической культуры / Л.П. Матвеев. - М.:
- Физкультура и спорт, 1977. - 280 с.
- Матвеев, Л.П. Теория спорта / Л.П. Матвеев. - М.: Воениздат,
1997.-304 с.
5.
Основы теории и методики физической культуры
[Текст]: учеб. для
техн. физ. культ. / Под ред. А.А.
Гужаловского. - М.: Физкультура и спорт,
1986.-352 с.
МИНИСТЕРСТВО
СПОРТА И ТУРИЗМА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
«БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ
ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ»
Контрольная работа по предмету:
Теория спорта
Исполнитель: студент 5курса,
СИиЕ , гр. 152,
Дечко Денис
Минск 2012