Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 18:14, контрольная работа
Вопрос построения общей теории здоровья концептуально и методологически связан с проблемой создания целостной теории человека, которая в настоящее время далека от решения. Специалисты в области философии и методологии науки полагают, что по этой причине претензии валеологии на построение интегральной теории, на создание новых идеалов, новой системы ценностей и, наконец, нового человека являются необоснованными и лишёнными смысла. Стремление валеологов найти для валеологии область применимости, принципиально отличающуюся от медицины, привело к включению в состав валеологии ненаучных, религиозных и оккультных концепций, а также нетрадиционной медицины.
ВВЕДЕНИЕ
Валеология (от одного из значений лат. valeo — «быть здоровым») — «общая теория здоровья», претендующая на интегральный подход к физическому, нравственному и духовному здоровью человека со стороны естественных, общественных и гуманитарных наук — медицины, гигиены, биологии, сексологии, психологии, социологии, философии, культурологии, педагогики и других.
Валеология подвергалась критике со стороны академической науки и со стороны церкви; причисляется некоторыми специалистами к «альтернативным и маргинальным парамедицинским ретроградным течениям».
Термин «валеология» введён в научный оборот советским учёным, доктором медицинских наук, профессором, членом Академии технологических наук России Израилем Брехманом.
Вопрос построения общей теории здоровья концептуально и методологически связан с проблемой создания целостной теории человека, которая в настоящее время далека от решения.[Специалисты в области философии и методологии науки полагают, что по этой причине претензии валеологии на построение интегральной теории, на создание новых идеалов, новой системы ценностей и, наконец, нового человека являются необоснованными и лишёнными смысла. Стремление валеологов найти для валеологии область применимости, принципиально отличающуюся от медицины, привело к включению в состав валеологии ненаучных, религиозных и оккультных концепций, а также нетрадиционной медицины. Попытки в таком виде ввести валеологию в систему российского образования вызвали широкую научную и общественную критику, в результате которой в 2001 году предмет «валеология» был исключен из базисного учебного плана образовательных учреждений, а специальность «педагогическая валеология» исключена из перечня направлений подготовки и специальностей высшего педагогического образования.
На 2011 год теоретические и практические проблемы валеологии продолжают изучаться в ряде академических учреждений России, Украины, Беларуси, Казахстана и Чехии. Преподавание валеологии на факультативной основе сохранилось в некоторых российских школах, а также в нескольких других странах СНГ.
1. Начало и история развития валеологии
Прогресс обусловлен физическим, интеллектуальным и духовным потенциалом человечества. Для их развития образуются соответствующие институты, в частности интеллектуальный потенциал поддерживается и развивается системой образования и воспитания, наукой; духовной верою, идеологией, физическим воспитанием, спортом. Эти потенциалы имеют определенную связь. Одним из критериев потенциала человека является его здоровье. Это чрезвычайная социальная ценность. Хорошее здоровье основа для выполнения человеком ИТ биологических и социальных функций, фундамент самореализации его личности.
Проблеме сохранения здоровья людей уделяли большое внимание ученые на протяжении всей истории человечества. В древние времена этой проблеме посвящены труды Геродика, Гиппократа, Демокрита, Аристотеля, Галена и других ученых.
Геродик широко применял физические упражнения для улучшения здоровья, он обосновал использование гимнастики для лечения больных. Его талантливый ученик Гиппократ (основатель научной медицины) кроме физических упражнений широко использовал в своей деятельности массаж, водные процедуры, диетическое питание. Приоритетными принципами в деятельности Гиппократа было использование оздоровительных средств природы. Его крылатое выражение: Naturasenat, medicuscurat (природа оздоровляет, врач лечит) не потерял своего значения и ныне. Большое значение Гиппократ придавал использованию растений с лечебной и профилактической целью. В произведениях Гиппократа описано 236 видов растений, которые он рекомендовал для своих пациентов. Он предлагал использовать все, что полезно на основе образа жизни людей. Это важное положение учения Гиппократа является одним из главных принципов современной валеологии.
Гиппократ является основателем гуморальной теории здоровья, согласно которой все болезни возникают от неправильного смешивания в организме четырех начинаний, которые создают його земли, воды, воздуха и огня.
Демокрит считал, что каждый человек может прожить счастливую жизнь, если будет жить в своей природе, соблюдать чувство меры. Существует лишь один бог знания, и лишь один дьявол необразованность, так думал Демокрит.
Другой древнегреческий ученый Аристотель учил, что здоровье человека зависит от размещения плотных и неделимых частей, из которых состоит организм. На основе своих соображений Аристотель создал солидарную теорию здоровья.
Сократ - автор и создатель диалектического метода познания , при котором исследуемый предмет рассматривается одновременно с двух сторон положительной и отрицательной, видел, что лучше всех живет тот, кто больше всех заботится о том, чтобы стать как можно лучше, а приятнее всех - Тот, кто больше осознает, что он становится лучше.
Рассуждая относительно здоровья, Сократ сделал вывод, что здоровье еще не все, но все без здоровья ничто.
Дальнейшее развитие Валеологической идеи получили в трудах выдающегося врача и мыслителя Древнего Рима Клавдия Галена. Он впервые применял метод вивисекции для выяснения деятельности кровеносных сосудов. С его именем связан ряд значительных достижений в познании здоровья и предельных состояний между здоровьем и болезнью, в частности промежуточный «третье состояние» организма, который стал объектом для исследования только в наше время.
В своем труде "Об определении частей тела человека" Гален детально анализирует здоровье, болезни и третье состояние. По его определению «здоровое состояние, при котором тело человека по натуре и сочетанию частиц такое, что все действия человека осуществляются здраво и полностью »В болезни ученый видел состояние, противоположное здоровью, а третье состояние определял как" ни здоровье, ни болезнь.
Галену также принадлежит
ряд важных рекомендаций по применению
природных стимуляторов, физических
упражнений, гимнастики, массажа и
диеты для лечения и
Ошибочным утверждением Галена было то, что болезни, и в частности, опухоли, противоестественные, что организм человека имеет три вида пневмы, от которых зависят физические свойства, жизнеспособность и духовность человека. Эти медико-демонические представления Галена, его консервативные взгляды на развитие науки и господства инквизиции тормозило на долгое время дальнейшее развитие науки. В настоящее время инквизицией было погублено много любопытных голов (Брунно, Сервет, Ян Гус и др.). За грехи, совершенные инквизицией перед человечеством, католическая церковь извинилась только на стыке 2 и 3 тысячелетия новой эры.
Однако в Средней Азии в Хорезме жил крупный ученый Авиценна (Абу Ибн Сина). Он описал значительное количество физиологических процессов у людей, придавал большое значение нервной регуляции функций (классический опыт с овцой и волком). За тысячелетия до Ганса, Селье Авиценна установил роль чрезмерных раздражающих факторов в развитии болезни. Его учение о механизмах, что в одном случае помогают сохранить здоровье, а в ином ухудшению и развития болезни, не потеряли актуальности и поныне. В своем классическом труде, что прославилась и на Востоке, и на Западе, пятитомнике «Канон врачебной науки» Авиценна предоставляет приоритеты не столько лечению болезней, сколько сохранению здоровья. Главным условием для сохранения здоровья он считает физическую активность, дыхательную гимнастику, природные факторы, в частности солнечную энергию. Его крылатое выражение "Там, где не бывает солнце, там бывает врач" имел значительное влияние на развитие гигиены.
Выдающийся врач средневековья Парацельс считал, что человек от природы наделен средствами борьбы с болезнями, и задача врача стимулировать жизненные силы организма, помогать в этой борьбе. На таких же позициях стоял и известный английский философ Бэкон, который жил несколько позже Парацельса. Он разработал практические рекомендации по улучшению здоровья. Так, придавая большое значение режиму жизни, Бэкон отмечал, что человек должен менять и чередовать противоположности, но склоняться к более доброй из двух крайностей, чередовать отдых и упражнения, но отдавать предпочтение упражнениям, пост и хорошее питание, но чаще хорошее питание. Он настраивал человеческую мысль не на болезнь, а на здоровье. Его характерными чертами были активность и оптимизм. Он советовал не оставлять без внимания ни приключения со своим телом и выяснять мнение о нем, когда болеешь, обращай внимание на здоровье, и на свою активность. Бэкон видел в активности, в оптимизме залог здоровья. Большое внимание он уделял психоэмоциональному состоянию человека. Это его высказывание "избегай зависти, страхов, чрезмерных радостей, подавления гнева, неразделенной печали старайся лучше разнообразия развлечений, чем их избыточности; сознавай удивление и восторг от знакомства с новостью".
Таким образом, Ф. Бэкон, не будучи врачом, своими глубокими философскими мыслями, рекомендациями не только обогатил знания об оздоровлении человека, начатый трудами Гиппократа, Аристотеля, Галена, Авиценна, Парацельса и других ученых, но и доказал, что это учение относится не только медицины, но и к философии и других науках о человеке.
Решительный поворот науки к приоритету здоровья состоялся в связи с открытием микроскопа Левенгук (1661) и мальпигии (1673) и развитием микробиологии. Используя микробиологические методы, Р. Кох (18431910) на основе длительных наблюдений и экспериментов доказал роль микроорганизмов для здоровья человека, а Р. Вирхов (18211902) описал патологические процессы, развивающиеся в организме человека при самых разнообразных заболеваниях, вызванных микроорганизмами.
Для лечения заболеваний,
борьбы с патогенными микроорганизмами
разрабатывались и воплощались
в практику различные меры и средства,
но выяснив невозможность
Следует отметить, что в истории развития знаний о здоровье и методы его улучшения прослеживается два направления, которые существенно отличаются как теоретической основой, так и по методологии. Один из них характерный для западной, другой для восточной цивилизации.
Западную цивилизацию наиболее привлекала возможность достижения без корыстного результата в виде стимуляции двигательных костей,силы, скорости, ловкости, выносливости. Такая направленность оздоровления обеспечила прикладное использование средств физической культуры. Эффективность физических упражнений и оценка различных методов тренировки проверялись на соревнованиях, которые стали привлекательным зрелищем.
В отличие от западных, восточные народы преследовали другую цель- улучшить общее состояние организма, привести его к гармонии с окружением. Упражнения, которые использовались при этом, были направлены на создание определенных психологических состояний с помощью психорегуляции (самовнушение, сосредоточение по отчуждению от окружающей обстановки, медиация, релаксация и т.д.).
Так западная оздоровительная система за основу брала развитие опорно-двигательного аппарата, а восточная психорегуляцию. Эти различия, несмотря на взаимопроникновение культа, имеют место и сегодня.
Проблеме учение о здоровье уделяли внимание известные ученые С.П. Боткин, И.М. Сеченов, И.П. Павлов, И.В. Давыдовский, И.И. Мечников, Н.Н. Амосов и другие ученые.
И.И. Мечников впервые высказал мнение, что болезнь является взаимодействие возбудителя (причины) и организма.
Впервые попытку сформировать современное представление о состоянии здоровья и механизмы здоровья сделали в 60х годах ХХ века патологи С.М. Павленко и С.Ф. Олийнык. Они обосновали направление, получившее название Санология- общее учение о противодействии организма болезни, в основе которого лежит саногенез. Саногенез- динамический комплекс защитно-приспособительных механизмов, которые проявляются при действии чрезмерных раздражителей в течение всего времени патологического процесса. Они также предложили термины "предболезнь" и "оздоровления".
Однако эта концепция хоть и была прогрессивной, но ее не восприняла медицина.
Существенный вклад в развитие валеологии сделали представители военной медицины, готовили людей к работе в экстремальных умов -водолазов, космонавтов и т.п. (Апанасенко Г.Э., Баевский Р.М. и другие). Они сформировали понятие "донозологическая диагностика", а также ученые в области спортивной медицины, изучавшие физическое состояние человека (Душанин С.А., Муравов И.В. и др.).
Основателем валеологии в современном понимании этого слова стал ученик Н.В. Лазарева И.И. Брехман, впервые в 1982 году на научной основе рассмотрел проблему сохранения и укрепления здоровья практически здоровых людей. Он предложил изучить количество и качество здоровья у здорового индивидуума. В своей работе "Введение в Валеологию-науку о здоровье" он утверждал, что наука о здоровье не должна быть проблемой только для медицины, а должно стать интегральной, формироваться на основе медицины, экологии, биологии, психологии и других наук. Медицина является наукой о болезнях человека, а его здоровье рассматривается как следствие борьбы с болезнями.
В 1989 г. на кафедре физиологии Алтайского мединститута (г. Барнаул) подготовлен первый учебник по валеологии (В. П. Куликов).
В восьмидесятые годы Ю.П. Лисицын предложил понятие об общественном здоровье (санологии), а также категорию "Образ жизни". В 1987 г. в Ленинграде в медицинском институте открылась первая кафедра валеологии.