Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2013 в 14:09, курсовая работа
Безусловно, подавляющее большинство людей что-то слышало про йогу, или имеет смутное представление о ней, как о "завязывании тела в узлы", "лежании на гвоздях", "созерцании пупка" и т.д. Что-то слышали и о йогах в контексте всякой псевдо-эзотерической мишуры об "астралах" и "космических разумах". К сожалению, у многих пока именно такое представление о йоге.
РОЗДЕЛ 1. ВИДЫ ЙОГИ
РОЗДЕЛ 2. ИСТОРИЯ И ИСТОЧНИКИ ХАТХА-ЙОГИ
РОЗДЕЛ 3. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ХАТХА-ЙОГИ
РОЗДЕЛ 4. ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ХАТХА-ЙОГИ
РОЗДЕЛ 5. СОВРЕМЕННЫЕ ШКОЛЫ
И НАПРАВЛЕНИЯ ХАТХА-ЙОГИ
СОДЕРЖАНИЕ
ВСТУПЛЕНИЕ……………………………………………………
РОЗДЕЛ 1. ВИДЫ ЙОГИ……………………………………………………………………
РОЗДЕЛ 2. ИСТОРИЯ И ИСТОЧНИКИ ХАТХА-ЙОГИ…………………………….7
РОЗДЕЛ 3. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ХАТХА-ЙОГИ………………………………… …….12
РОЗДЕЛ 4. ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ХАТХА-ЙОГИ…………………………… 15
РОЗДЕЛ 5. СОВРЕМЕННЫЕ ШКОЛЫ
И НАПРАВЛЕНИЯ ХАТХА-ЙОГИ……………………
Выводы………………………………………………………………
Литература……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Безусловно, подавляющее большинство людей что-то слышало про йогу, или имеет смутное представление о ней, как о "завязывании тела в узлы", "лежании на гвоздях", "созерцании пупка" и т.д. Что-то слышали и о йогах в контексте всякой псевдо-эзотерической мишуры об "астралах" и "космических разумах". К сожалению, у многих пока именно такое представление о йоге.
Слово йога имеет множество самых разных значений и происходит от корня yuj, что переводиться как: упряжка, крепко держать, соединять, связывать. Кстати, от этого праиндоевропейского корня происходят множество слов и в других мировых языках. Вообще же санскритские слова очень емкие и многозначные, например, у слова йога около 20-ти словарных значений.
Таким образом, слово йога в основном рассмотрении означает "единение", "сосредоточение", "обуздание", "слитие воедино". Раз речь идёт о единении, слиянии, то возникает закономерный вопрос - что под этим подразумевается? Единение чего с чем?
Традиционный ответ - единение Брахмана и Атмана, то есть источника всего сущего или некоего истинного уровня реальности с его проявлением в каждом из человеческих существ. Ни больше, ни меньше. Здесь намеренно не приводится никакой другой формулировки, поскольку есть люди верующие, неверующие, буддисты, христиане, научные атеисты, в конце концов, и каждый из них имеет своё собственное мнение относительно принципов мироздания и "источника всего сущего". Йога не требует от адепта принадлежности к определённой конфессии, хотя исторически сложилось, что свое развитие йогические практики получили в контексте духовных учений Востока - индуизма, буддизма, даосизма, и это влияние существенно, особенно на "продвинутых" этапах практики, связанных с визуализациями, мантрами и т.п. Великие учителя Йоги никогда не отрицали значение других религиозных конфессий, хотя с другой, "западной", стороны отношение было не всегда однозначным.
Помимо своего этимологического значения, слово "йога" несёт в себе и ещё один, более широкий и известный смысл. А именно, в "популярном" понимании, йога - это система методов и практик работы с телом и сознанием.
Деление на виды в какой-то мере условно, поскольку все эти направления йоги фактически не существуют одно без другого и скорее являются составными частями друг друга. Просто существуют различные школы, направления или линии преемственности, где по разному расставлены акценты, т.е. в одной школе большее внимание уделяют одному аспекту практики, а в другой другому. И соответственно это определяет название школы. Например, Карма йога - практика бескорыстной деятельности, с целью помощи живым существам, развития не привязанности, уничтожения негативной кармы (последствий негативных поступков в этом и прошлых воплощениях), а Кундалини йога – система практик, нацеленная на работу с внутренней энергией, где самореализация достигается через подъём энергии Кундалини. Но навряд ли авторитетный Мастер будет обучать опасным и мощным практикам поднятия Кундалини человека, в котором все еще доминируют гордыня, жадность, и т.п. То есть Карма йога все равно будет присутствовать в любой традиционной школе.
Обычно перечисляются самые базовые направления:
Карма Йога - практика бескорыстного труда на благо живых существ, отречения от плодов своей деятельности, развитие щедрости, готовности помочь, и не привязанности к материальным вещам. Считается, что этой практикой мы очищаем негативную карму, и что особенно важно для практиков йоги - развиваем не привязанность, которая в дальнейшем убережет нас от попадания в цепкие ловушки негативных тенденций ума - жадности, эгоизма, лени, и т.п. Иногда карма йога может принимать экстремальные формы - так например знаменитый святой 20- века Шри Бабаджи из Хайдакхана, мог заставить только приехавшего в Индию западного ученика таскать вручную тяжелые камни для постройки храма, что было для многих шоком, но весь гонор и интеллектуальная спесь от такой практики улетучивались быстро, и ученики выходили из такого "чистилища" уже совершенно другими людьми.
Бхакти Йога - йога любви и поклонения Божеству и Гуру. Испытывая сильный эмоциональный экстаз преданности, бхакта отрешается от собственного эго, духовно сливаясь со своим Божеством. Считается что бхакти йога - при условии искренней полнейшей самоотдачи - быстрый путь к реализации, но подходит он в основном людям с определенным складом характера (эмоциональным, склонным к экстатическим переживаниям). На практическом уровне реализуется через ритуалы поклонения, духовные песнопения, мантры, танцы и т.п. Отечественный читатель может получить представление о пути Бхакти Йоги, наблюдая например за кришнаитами (Общество Сознания Кришны), которые хоть и являются нео-индуистской организацией, и многими индийскими единоверцами не признаются авторитетными, но ярко воплощают принципы практики бхакти, иногда даже "с перегибами" :-)
Джняна Йога - практика изучения и постижения священных текстов - Вед, Упанишад, и других духовных учений, получаемых из уст Гуру. Речь идет не просто об интеллектуальном накоплении и систематизации знаний, как это происходит в западной науке, а именно постижении, когда в следствии медитации над текстом или рассказанным учением, практик "схватывает суть", т.е. происходит переход от размышления к интуитивному озарению.
Есть более "специальные" направления - Кундалини Йога (практики пробуждения божественной энергии Кундалини, потенциально присутствующей в каждом человеке), Крийя Йога (крийя - практика очищения, это могут быть и йоговские чистки физического тела, и очищение ума мантрами и медитацией), Нада Йога (йога звука - медитативная музыка и песнопения), Янтра Йога (созерцание определенных геометрических изображений - янтр, которое вводит в медитативное состояние сознания).
И, конечно, Раджа Йога - практика самореализации, основанная на работе с сознанием и внутренней энергией. Если разобрать значение этого словосочетания, то становиться очевидно, что раджа йога означает царское единение. Реализация состояния Раджа Йоги - цель всей йогической практики. В более конкретном смысле это обычно система духовных упражнений, связанная с визуализацией энергетических каналов и чакр, начитыванием мантр и подобной мистической практикой. Реально такие вещи получаются только лично из уст Мастера, принадлежащего к традиционной линии ученической преемственности. Обучать этому может человек, сам успешно завершивший этот этап развития, и получивший (что не маловажно) подтверждение в этом от своих собственных учителей. Парампара (линия ученической преемственности) - основа духовных систем Востока. Это значит передача знания от учителя к ученику, как вербальным, так и невербальным способом. Проще говоря – гуру не только учит ученика, но и ещё передаёт ему энергию. Именно поэтому важна так называемая "прямая передача" при которой сохраняется преемственность знания и силы от учителя к ученику.
Если Вы встретите объявление в котором предлагается посетить занятия по раджа йоге, то это скорее всего группа занимающаяся по системе упражнений с преобладанием медитативных и дыхательных техник. В общем работа с сознанием в чистом виде. При грамотном исполнении является весьма эффективным методом развития, а при неграмотном - мягко говоря "развития не в ту сторону", и именно поэтому таит в себе опасность для большинства практикующих. Потому что многих отечественных "самоделкиных" от эзотерики, которые сами никогда не обучались у традиционных учителей, да еще часто обременены массой "гуруистских" амбиций и "космически-эгрегориальных" фантазий, грамотными никак не назовешь. А если тело и сознание не готовы и не хватает контроля, то есть весьма реальная перспектива угодить в "дом скорби" с весьма печальным диагнозом. Или заполучить крайне нехорошую, например онкологическую, болячку. Почему? Вот как это объяснил один из современных преподавателей хатха йоги: "...практикуя, мы учимся переключать сознание в другие режимы работы. При переключении "в системе" возникают переходные процессы, а как известно (даже из радио-электроники) - переходный процесс сопровождается всплеском энергии в этой самой "системе". И здесь если "система" не готова (а у 99,9999999999 и т.д. % людей она не готова) к подобным "всплескам", то отсюда и все беды..." Шиза на уровне сознания или рак на уровне тела. Такая вот печальная картина..."
Хатха йога. Буквальный перевод слова хатха – мощь, неистовство, насилие, необходимость, усилие. Также символизирует: ха = солнце, тха = луна; баланс или союз солнца и луны, активности и расслабления. Среди прочих методов самореализации хатха йога уделяет большое внимание работе с органическим телом.
История йоги уходит своими корнями в доисторические времена. На нескольких печатях, найденных в долине реки Инд и относящихся к периоду Индской цивилизации (3300-1700 года до н. э.) изображены фигуры в медитативных или йогических позах. Эти археологические находки указывают на возможность того, что население Хараппской цивилизации практиковало одну из древних форм йоги или родственный ей ритуал. Понятие йоги впервые упоминается в древнейшем памятнике индийской литературы «Риг-веде». Считается, что йога развилась из аскетических практик (тапаса) ведической религии, которые упоминаются в ранних комментариях к Ведам Брахманах (датируемых периодом с X по VI века до н. э.). В Брахманах, в частности, в «Шатапатха-брахмане», присутствуют идеи единения ума, тела и души с Абсолютом. В Упанишадах, наиболее раннее упоминание йоги и медитации можно обнаружить в «Брихадараньяка-упанишаде», - одной из древнейших Упанишад, датируемой учёными X - IX веком до н. э. Основным источником, в котором отражено развитие концепции йоги, являются так называемые «средние» Упанишады (датируемые VI веком до н. э.), «Махабхарата» и «Бхагавад-гита», а также «Йога-сутры» Патанджали (II век до н. э.).
Индская цивилизация.
На нескольких печатях, обнаруженных при раскопках в долине реки Инд и датируемых периодом с 3300 по 1700 год до н. э., были найдены изображения людей в медитативных и йогических позах, занимающихся «одним из видов ритуальной практики, возможно древней формой йоги». Из всех артефактов Хараппской культуры, археолог Грегори Поссель выделяет 16 специфических фигурок в йогических позах. По мнению учёного, они свидетельствуют о том, что обитатели Хараппской цивилизации занимались ритуальными практиками йоги и медитации. При этом, были найдены изображения в йогических позах не только людей, но и божеств. Исследователь и профессор Эгберт Рихтер Ушанас указывает на связь хараппских артефактов с Ведами, в частности с «Риг-ведой» и «Атхарва-ведой».
Наиболее известным из
хараппских йогических изображений
является «печать Пашупати» обнаруженная
британским археологом Джоном Маршаллом,
который полагал, что на ней изображена
одна из древних форм Шивы. Некоторые
учёные, однако, сомневаются, что изображённый
на печати «Пашупати» («Господь животных»)
представляет фигуру Шивы или Рудры.
К ним принадлежит британский
индолог Гэвин Флад, называющий подобные
предположения «спекулятивными»
Веды и Упанишады способствовали развитию философской мысли в Индии, что привело к созданию шести философских школ, к одной из которых относится йога. Йога как система признается всеми этими философскими системами как общий метод и практическое средство познания мира.
Существует несколько трактатов, являющиеся наиболее авторитетными для всех адептов хатха-йоги.
Научная традиция приписывает выделение учения йоги как самостоятельной системы индийскому мудрецу Патанджали(II век до н.э.). Патанджали не претендует на авторство создания философской системы йоги, он лишь собрал данные вед и упанишад и прокомментировал в своем труде "Йога-сутры". Направление йоги, которое Патанджали описывает в своих «Йога-сутрах» часто называют Раджа-йогой Патанджали. И вправду, Патанджали объясняет йогу – как контроль мыслеобразования, «устранение волнений на поверхности разума», что является методом «Царской йоги» - Раджа-йоги.
Но «Йога-сутры» - это не учебник по медитативным практикам. Патанджали не дает целостную и сформированную систему йоги, а скорее собирает воедино множество известных ему техник, давая им обоснования, описывая сам процесс практики и те результаты, к которым может прийти практикующий.
Патанджали даёт определение слова йога во второй сутре, которая является ключевой сутрой всего текста:
योग: चित्त-वृत्ति निरोध:
yogaś citta-vṛtti-nirodhaḥ ?
Йога есть обуздание
волнений, присущих уму.- «Йога-сутры»
1.2
Это определение базируется на значении трёх санскритских терминов. И. К. Таимни даёт следующий перевод: «Йога - это обуздание (ниродхах) изменчивости (вритти) ума (читта)». Вивекананда переводит сутру как «Йога заключается в недозволении уму (читта) принимать различные формы (вритти)». Патанджали излагает философскую практику той йоги, которая сейчас большинством исследователей, считается классической. Как волнующая поверхность реки дает расплывчатое отражение луны в воде, так и колеблющийся ум не может правильно отражать состояние души. Лишь ясный ум отражает душу. Для самовыражения (самореализации) , для того чтобы добиться успокоения, колебания ума должны быть устранены. Означающий сознание термин "читта" применяется в йоге в расширенном смысле. Читта состоит из разума, интеллекта и эго. Сознание-это мост, соединяющий физическое с духовным. Направленное в сторону духовного, сознание достигает своей конечной цели. Между физическим и духовным началами существует своего рода натянутый канат, когда каждая сторона как бы тянет сознание к себе. Исход зависит от того, какая гуна (санскритский термин, который в буквальном переводе означает «верёвка», а в более широком смысле «качество, свойство») преобладает в том или ином состоянии - саттва- гуна «гуна благости», раджас-гуна («гуна страсти») или тамас-гуна («гуна невежества»). Гуны определяют образ жизни, мышление и деятельность души, которую они обусловливают.Для состояния, вызванного преобладанием саттвы, характерны просветленность сознания, спокойствие, самообладание и ясность. Раджас-гуна делает человека активным, энергичным, напряженным и целеустремленным. Тамас-гуна повергает человека в апатию, инертность и неведение.
Информация о работе Витоки, история становлення и основи хатха-йоги