Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2013 в 14:09, курсовая работа
Безусловно, подавляющее большинство людей что-то слышало про йогу, или имеет смутное представление о ней, как о "завязывании тела в узлы", "лежании на гвоздях", "созерцании пупка" и т.д. Что-то слышали и о йогах в контексте всякой псевдо-эзотерической мишуры об "астралах" и "космических разумах". К сожалению, у многих пока именно такое представление о йоге.
РОЗДЕЛ 1. ВИДЫ ЙОГИ
РОЗДЕЛ 2. ИСТОРИЯ И ИСТОЧНИКИ ХАТХА-ЙОГИ
РОЗДЕЛ 3. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ХАТХА-ЙОГИ
РОЗДЕЛ 4. ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ХАТХА-ЙОГИ
РОЗДЕЛ 5. СОВРЕМЕННЫЕ ШКОЛЫ
И НАПРАВЛЕНИЯ ХАТХА-ЙОГИ
Помимо "Йога сутр", посвященных более высоким аспектам практики - Раджа Йоге, это: "Шива Самхита", "Гхеранда Самхита", Сватмарама "Хатха Йога Прадипика".
Время жизни Сватмарамы современная западная наука относит к 15 веку. Прадипика разделена на 4 части. Первая описывает яма (сдержанность в поведении), нияма (соблюдаемые ограничения), асаны (позы) и питание. Вторая описывает пранаяму (контроль и обуздание энергии посредством дыхательных техник) и шаткармы (практики внутреннего очищения). Третья часть повествует о мудрах (букв. "печать", практики "запечатывания" и перенаправления течения тонкой энергии в теле), бандхах ("замках"), нади (каналах в тонком теле человека, по которым течет прана), и энергии Кундалини. Четвертая описывает пратьяхару ("втягивание" внутрь чувств), дхарану (концентрация), дхьяну (медитация) и самадхи (термин очень многозначен - растворение эго, погружение в Божество, освобождение от всех обусловленных состояний). В целом текст состоит из 390 строф (шлок).
Существует также ряд других, чуть менее известных трактатов. В этих трактатах даются краткие пояснения техник, инструкции по образу жизни практикующего и т.д. Все эти тексты очень интересны, но многие моменты специально написаны иносказательным языком, и нуждаются в адекватной интерпретации, которую может дать только человек, посвященный в данную традицию. Огромное значение для понимания имеет также качество перевода с санскрита.
Кроме выше перечисленных,
также существуют трактаты, относящиеся
не только к хатха йоге, с подробным
описанием космогонических
Текстов мало и они краткие еще и потому, что подобные мощные и эффективные практики передавались испокон века устно, от учителя ученику, чтобы сберечь учение от искажения, а также, чтобы неподготовленный ученик не навредил сам себе некорректной самостоятельной практикой. На практики Тантры обязательно необходимо получить посвящение и наставления авторитетного учителя (тексты говорят, что иначе мантры просто не будут "работать"), но и хатха-йогу очень желательно осваивать под руководством наставника или в грамотной группе по йоге, поскольку трудно оценивать свои ошибки в практике асан или пранаям самому. Существует также ряд полезных современных работ по хатха йоге, в том числе и переведенных на русский язык.
В обыденном
представлении людей слово "йога"
вызывает по прежнему разные образы. Некоторые
ассоциируют йогов с
В "Йога-сутрах" Патанджали определил восемь ступеней на пути достижения состояния йоги.
1. Яма - поведение по отношению к другим, или социальная дисциплина
2. Нияма - отношение к
самому себе или личная
3. Асана - практика поз для физической дисциплины.
4. Пранаяма - контроль за дыханием.
5. Пратьяхара - воздержание, или дисциплина чувств.
6. Дхарана - сосредоточение.
7.Дхьяна - медитация.
8.Самадхи - самореализация.
Иногда их делят на четыре низшие и четыре высшие ступени, из которых низшие сопоставляют с хатха-йогой, в то время как высшие ступени принадлежат специфически к раджа-йоге. Одновременная практика трёх высших ступеней называется самьяма.
Все восемь ступеней взаимозависимы и дополняют друг друга. Несмотря на кажущиеся различия, они ведут к одной цели. Что касается людей, которых не привлекает духовный аспект йоги, то они могут обратиться к ней ради ее оздоровительного эффекта. Здоровье тела и духа важно для всех людей, то ли добивающихся успеха в мирской жизни, то ли стремящихся к самореализации. Йога дает равную возможность самовыражения как верующему, так и атеисту. Исторически сложилось так, что 8- ступенчатый классический путь йоги был закрыт для продвижения учеников. Распространение йоги в нашей цивилизации было связано с выделением из единой некогда системы йоги отдельных направлений, акцентирующих внимание на каком-либо частном звене этого учения.
Практически все направления йоги пересекаются, поэтому учителя практикуют пурна-йогу - включает в себя элементы всех разновидностей. На Западе йога появилась в конце 19 века. Первоначально западная йога делала упор на самосовершенствование, соблюдение этических принципов. Однако чем больше йога приобретала популярность , тем сильнее отличалась от классических первоисточников. Основной акцент переместился на физическую составляющую, большинство людей стали воспринимать йогу как экзотерическую гимнастику, с помощью которой можно сбросить лишний вес, нарастить мускулы, оздоровить организм. В этом нет ничего плохого, но это не конечная цель традиционной йоги. Для большинства людей, которые увлекаются йогой, основной целью является не совершенствование внутреннего мира, а укрепление физического тела, поэтому наиболее популярна стала хатха йога. Слово "хатха" как существительное значит сила, и действительно, хатха-йога дает силу. Как наречие "хатха" переводится как принуждение, против воли, бороться с волей. Хатха -йога названа так потому, что обязывает к жесткой дисциплине, если хочешь достичь ее высот. Не следует расчитывать овладеть хатха-йогой в короткий срок. Путь к успеху лежит через многолетнюю упорную методическую работу, постепенно, шаг за шагом, овладение самим собой. Хатха является соединением двух слов "ха" и "тха". "Ха"- это солнце, а "Тха"-это луна. Солнце символизирует процессы возбуждения , согревания, Луна- процессы торможения, охлаждения. Человеческое тело согласно учению Йоге , делится на две части- правую или "солнечную" и левую- или "лунную". Как правая и левая половина тела образуют целое, так и "хатха" является символом единства и борьбы противоположных начал, ответственных за жизнедеятельность человека.
Хатха-йога - одна из систем йоги, описанная Йоги Сватмарамой в своём труде «Хатха-йога-прадипика», составленном в Индии в XV веке. Хатха-йога значительно отличается от раджа-йоги Патанджали: она сосредоточена на шаткарме, очищении тела, приводящего к очищению ума (ха), и праны, или жизненной энергии (тха). Хатха-йога даёт дальнейшее развитие сидящим йогическим позам (асанам) раджа-йоги Патанджали, добавляя к ним гимнастические йогические элементы. В настоящее время, хатха-йога в её многочисленных вариациях представляет собой стиль йоги, наиболее часто ассоциируемый с понятием «йога».
Первоначально
садхака практиковал хатха-йогу
в течение многих лет, чтобы подготовить
себя к пробуждению кундалини
или, говоря языком раджа-йоги, для переживания
самадхи (последняя ступень
Когда
человек практикует техники хатха-йоги,
его физические и ментальные возможности
начинают развиваться и в большей
степени проявляться. Мы знаем, что
человек использует возможности
своего мозга всего лишь на одну
десятую. Это означает, что девять
десятых его возможностей лежат
дремлющими, ожидая приведения их в
действие. Наука называет дремлющий
мозг «областью безмолвия». Об этой
области известно очень мало, но
неврологи утверждают, что она
имеет отношение к психическим
способностям человека. После длительной
и усердной практики йоги психический
потенциал практикующего
Хотя регулярные
занятия хатха-йогой могут
Хатха йога – это работа с сознанием посредством тела, и именно поэтому люди практикующие хатха йогу физически здоровы и вполне адекватны и вменяемы до последнего дня своей жизни, безусловно при правильной практике. Это позволяет контролировать все свои действия и проявления, начиная с телесных и заканчивая полным контролем сознания. Практика хатха-йоги потому так и необходима для "достижения вершин раджа йоги", что является совершенствованием и подготовкой тела и сознания к функционированию в любых необходимых режимах.
Отличие хатха йоги от гимнастики в том, что хоть это и работа с физическим телом, но ориентирована она на сознание. Существует понятие – внутренняя работа. Помимо прочего, это определённая направленность внимания в процессе практики и веками продуманное поколениями мастеров омолаживающее воздействие на все связки и группы мышц физического тела. Это основное и принципиальное отличие хатха йоги от спорта. Поэтому практикующие хатха йогу имеют хорошее здоровье на протяжении всей жизни (насколько позволяют усердие и карма), а у профессиональных гимнастов или циркачей уже в 20-30 лет позвоночник просто-напросто "убит".
С чисто практической точки зрения Хатха-Йога это: - идеально здоровое тело и дух, умение активно противодействовать неблагоприятным физическим и психическим факторам -совершенное управление телом и разумом, мгновенная и безошибочная реакция на внешние раздражители -способность много и с удовольствием работать и умело отдыхать - доброжелательное отношение к людям, готовность помочь им и передать свое радостное настроение -долголетие и активная деятельность до последнего часа и многое другое.
Данное направление
Классическая хатха-йога обязательно должна включать в комплекс некоторые элементы:
Асаны хатха-йоги можно разделить на две основные группы — это позы для медитации и позы для упражнений.
Существует четыре основные позы для медитации:
Эти асаны йоги очень важны
при выполнении дыхательных упражнений
и медитации. Рекомендуется овладеть
навыком сидения в одной из
этих асан прямо, не двигаясь в течение
одного—двух часов. Таким образом,
во-первых, прямое положение позвоночника
держит его в естественном положении,
во-вторых, обучаясь сидеть долго и
неподвижно, человек уменьшает
Второй тип асан йоги — позы для упражнений — положительно воздействуют на группу нервных центров, наполняя жизнью и энергией каждую клеточку тела, улучшая состояние всех органов и систем. Также эти позы способствуют выводу токсинов, помогают нашему телу стать сильным и красивым. Динамические асаны йоги дают эффект внутреннего массажа органов — эффект, который невозможно достичь каким-либо другим комплексом упражнений.
Так, в асанах
Салабхасана (поза стрекозы) ,
Дханурасана (поза лука)
напрягаются мышцы спины и растягиваются брюшные мышцы;
Пашчимоттанасана (поза свернутого листа) ,
Падахастасана (поза аиста)
растягиваются мышцы спины и сокращаются брюшные мышцы;
Ардхаматсиендрасана
Информация о работе Витоки, история становлення и основи хатха-йоги