Витоки, история становлення и основи хатха-йоги

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2013 в 14:09, курсовая работа

Описание работы

Безусловно, подавляющее большинство людей что-то слышало про йогу, или имеет смутное представление о ней, как о "завязывании тела в узлы", "лежании на гвоздях", "созерцании пупка" и т.д. Что-то слышали и о йогах в контексте всякой псевдо-эзотерической мишуры об "астралах" и "космических разумах". К сожалению, у многих пока именно такое представление о йоге.

Содержание работы

РОЗДЕЛ 1. ВИДЫ ЙОГИ
РОЗДЕЛ 2. ИСТОРИЯ И ИСТОЧНИКИ ХАТХА-ЙОГИ
РОЗДЕЛ 3. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ХАТХА-ЙОГИ
РОЗДЕЛ 4. ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ХАТХА-ЙОГИ
РОЗДЕЛ 5. СОВРЕМЕННЫЕ ШКОЛЫ
И НАПРАВЛЕНИЯ ХАТХА-ЙОГИ

Файлы: 1 файл

Йо́га ИНДЗ для инет.docx

— 575.54 Кб (Скачать файл)

Помимо "Йога сутр", посвященных более  высоким аспектам практики - Раджа  Йоге, это: "Шива Самхита", "Гхеранда Самхита", Сватмарама "Хатха Йога Прадипика".

Время жизни Сватмарамы современная западная наука относит к 15 веку. Прадипика  разделена на 4 части. Первая описывает яма (сдержанность в поведении), нияма (соблюдаемые ограничения), асаны (позы) и питание. Вторая описывает пранаяму (контроль и обуздание энергии посредством дыхательных техник) и шаткармы (практики внутреннего очищения). Третья часть повествует о мудрах (букв. "печать", практики "запечатывания" и перенаправления течения тонкой энергии в теле), бандхах ("замках"), нади (каналах в тонком теле человека, по которым течет прана), и энергии Кундалини. Четвертая описывает пратьяхару ("втягивание" внутрь чувств), дхарану (концентрация), дхьяну (медитация) и самадхи (термин очень многозначен - растворение эго, погружение в Божество, освобождение от всех обусловленных состояний). В целом текст состоит из 390 строф (шлок).

Существует  также ряд других, чуть менее известных трактатов. В этих трактатах даются краткие пояснения техник, инструкции по образу жизни практикующего и т.д. Все эти тексты очень интересны, но многие моменты специально написаны иносказательным языком, и нуждаются в адекватной интерпретации, которую может дать только человек, посвященный в данную традицию. Огромное значение для понимания имеет также качество перевода с санскрита.

Кроме выше перечисленных, также существуют трактаты, относящиеся  не только к хатха йоге, с подробным  описанием космогонических взглядов, внутренних энергий и работы с  ними, "тонкого" строения тела человека, описанием чакр, энергетических каналов, работы с внутренним звуком и мантрами и пр. Эти вещи относятся к учениям  Тантры.

Текстов мало и они краткие еще и  потому, что подобные мощные и эффективные  практики передавались испокон века устно, от учителя ученику, чтобы  сберечь учение от искажения, а также, чтобы неподготовленный ученик не навредил сам себе некорректной самостоятельной практикой. На практики Тантры обязательно необходимо получить посвящение и наставления авторитетного учителя (тексты говорят, что иначе мантры просто не будут "работать"), но и хатха-йогу очень желательно осваивать под руководством наставника или в грамотной группе по йоге, поскольку трудно оценивать свои ошибки в практике асан или пранаям самому. Существует также ряд полезных современных работ по хатха йоге, в том числе и переведенных на русский язык.

В обыденном  представлении людей слово "йога" вызывает по прежнему разные образы. Некоторые  ассоциируют йогов с отшельниками, одетыми в желтую одежду, с телом, посыпанным пеплом, сидящими со скрещенными  ногами на вершине горы или на берегу священной реки. Слово "йога" имеет своим корнем санскритское слово "йюдж", что означает слиться, присоединиться или объединиться. Йога - это единение души с абсолютной истиной, состояние неомраченного счастья как следствие преодоления дуализма. Занятия йогой ведут к познанию истинной природы души, которую нельзя понять полностью лишь функциями интеллекта. Йога освобождает от повседневных забот и расстройств, вызванных неустойчивостью ума (колебаниями ума). Йога придает ясность и способность владеть собой в пору противоречий повседневности. Это- искусство познания самого себя и познания абсолютной истины. Йога- это изучение функций организма, ума и интеллекта в процессе достижения свободы. Это опыт самостоятельного приобретения знания, а не результат книжной науки, препираний с логикой или теоритическими аргументациями. Йога- это философия, образ жизни, при котором искусство объединяется со знанием. Йога учит выполнять свой долг без мысли о воздаянии, быть вовлеченным в события повседневности и оставаться внутренне безучастным, действовать правильно и стать свободным от этой жизни. Жить- это искусство. Йога повышает качество жизни. Следовательно, йога - искусство. Она возвышает мысли и дает возможность успешно преодалевать трудности жизни и сохранять при этом самообладание, йога учит направлять усилия для достижения цели в жизни, воспитывает дружелюбие, способность к сосредоточению, почтительность, удовлетворение судьбой, радость и готовность отказаться от несущественного, прививает хорошие привычки, чувство справедливости, умение вести праведную жизнь. Наука йоги состоит в приобретении знания путем наблюдения и опыта. Это наука , занимающаяся телом и духом, причем нестабильность духа побеждается контролем над телом. При помощи йоговских упражнений люди приобретают физическое и духовное здоровье и силу. Только тогда, когда достигнуто равновесие между телом и духом , можно достичь самореализации. Наука йоги учит, как достичь подобной гармонии, следуя искусной и стройной системе.

В "Йога-сутрах" Патанджали определил восемь ступеней на пути достижения состояния йоги.

1. Яма - поведение по  отношению к другим, или социальная  дисциплина 

2. Нияма - отношение к  самому себе или личная дисциплина.

3. Асана - практика поз  для физической дисциплины.

4. Пранаяма - контроль за  дыханием.

5. Пратьяхара - воздержание,  или дисциплина чувств.

6. Дхарана - сосредоточение.

7.Дхьяна - медитация. 

8.Самадхи - самореализация.

Иногда их делят на четыре низшие и четыре высшие ступени, из которых низшие сопоставляют с хатха-йогой, в то время как высшие ступени  принадлежат специфически к раджа-йоге. Одновременная практика трёх высших ступеней называется самьяма.

Все восемь ступеней взаимозависимы и дополняют друг друга. Несмотря на кажущиеся различия, они ведут  к одной цели. Что касается людей, которых не привлекает духовный аспект йоги, то они могут обратиться к  ней ради ее оздоровительного эффекта. Здоровье тела и духа важно для  всех людей, то ли добивающихся успеха в мирской жизни, то ли стремящихся  к самореализации. Йога дает равную возможность самовыражения как  верующему, так и атеисту. Исторически сложилось так, что 8- ступенчатый классический путь йоги был закрыт для продвижения учеников. Распространение йоги в нашей цивилизации было связано с выделением из единой некогда системы йоги отдельных направлений, акцентирующих внимание на каком-либо частном звене этого учения.

 

 

  1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ХАТХА-ЙОГИ

 

Практически все направления  йоги пересекаются, поэтому учителя  практикуют пурна-йогу - включает в себя элементы всех разновидностей. На Западе йога появилась в конце 19 века. Первоначально западная йога делала упор на самосовершенствование, соблюдение этических принципов. Однако чем больше йога приобретала популярность , тем сильнее отличалась от классических первоисточников. Основной акцент переместился на физическую составляющую, большинство людей стали воспринимать йогу как экзотерическую гимнастику, с помощью которой можно сбросить лишний вес, нарастить мускулы, оздоровить организм. В этом нет ничего плохого, но это не конечная цель традиционной йоги. Для большинства людей, которые увлекаются йогой, основной целью является не совершенствование внутреннего мира, а укрепление физического тела, поэтому наиболее популярна стала хатха йога. Слово "хатха" как существительное значит сила, и действительно, хатха-йога дает силу. Как наречие "хатха" переводится как принуждение, против воли, бороться с волей. Хатха -йога названа так потому, что обязывает к жесткой дисциплине, если хочешь достичь ее высот. Не следует расчитывать овладеть хатха-йогой в короткий срок. Путь к успеху лежит через многолетнюю упорную методическую работу, постепенно, шаг за шагом, овладение самим собой. Хатха является соединением двух слов "ха" и "тха". "Ха"- это солнце, а "Тха"-это луна. Солнце символизирует процессы возбуждения , согревания, Луна- процессы торможения, охлаждения. Человеческое тело согласно учению Йоге , делится на две части- правую или "солнечную" и левую- или "лунную". Как правая и левая половина тела образуют целое, так и "хатха" является символом единства и борьбы противоположных начал, ответственных за жизнедеятельность человека.

Хатха-йога - одна из систем йоги, описанная Йоги Сватмарамой в своём труде «Хатха-йога-прадипика», составленном в Индии в XV веке. Хатха-йога значительно отличается от раджа-йоги Патанджали: она сосредоточена на шаткарме, очищении тела, приводящего к очищению ума (ха), и праны, или жизненной энергии (тха). Хатха-йога даёт дальнейшее развитие сидящим йогическим позам (асанам) раджа-йоги Патанджали, добавляя к ним гимнастические йогические элементы. В настоящее время, хатха-йога в её многочисленных вариациях представляет собой стиль йоги, наиболее часто ассоциируемый с понятием «йога».

Первоначально садхака практиковал хатха-йогу в течение многих лет, чтобы подготовить  себя к пробуждению кундалини  или, говоря языком раджа-йоги, для переживания  самадхи (последняя ступень восьмеричного  пути, подводящая человека вплотную к нирване). За последние пятьдесят лет, однако, при оживлении йоги на Западе, эта реальная цель хатха-йоги, как кажется, была упущена из виду или даже была полностью забыта. Сегодня йога в основном практикуется для улучшения или восстановления здоровья, для уменьшения стрессов, для предотвращения старения тела, для построения сильного и красивого тела. Хатха-йога действительно выполняет эти функции, но следует иметь в виду, что все эти задачи — определенно не ее основная цель.

Когда человек практикует техники хатха-йоги, его физические и ментальные возможности  начинают развиваться и в большей  степени проявляться. Мы знаем, что  человек использует возможности  своего мозга всего лишь на одну десятую. Это означает, что девять десятых его возможностей лежат  дремлющими, ожидая приведения их в  действие. Наука называет дремлющий  мозг «областью безмолвия». Об этой области известно очень мало, но неврологи утверждают, что она  имеет отношение к психическим  способностям человека. После длительной и усердной практики йоги психический  потенциал практикующего проявляется, возможно, в виде ясновидения, яснослышания, телепатии, способности к телекинезу, психического здоровья и так далее. Эти способности называются сиддхами, или совершенствами. Некоторые люди относятся к ним как к великим  достижениям, но они являются всего  лишь временными явлениями, которые  могут даже задержать дальнейший духовный прогресс. Целью всех йогических садхан является обнаружение и переживание  универсального вселенского духа внутри себя, и если потворствовать этим сиддхам  и получать от них удовольствие, то они могут увести человека от конечного высшего переживания. Их, поэтому, лучше игнорировать, поскольку  они не являются желаемым плодом хатха-йоги.

Хотя регулярные занятия хатха-йогой могут принести много удивительных изменений и  желаемых результатов, необходимо никогда  не забывать, что это всего лишь побочные результаты. Хатха-йога не изучается  ради самой себя, ради лечебных целей  или ради достижения мирской или  психической силы, и это то, что  каждый практикующий ее всегда должен иметь в виду.

Хатха йога – это работа с сознанием  посредством тела, и именно поэтому  люди практикующие хатха йогу физически  здоровы и вполне адекватны и  вменяемы до последнего дня своей  жизни, безусловно при правильной практике. Это позволяет контролировать все  свои действия и проявления, начиная  с телесных и заканчивая полным контролем сознания. Практика хатха-йоги потому так и необходима для "достижения вершин раджа йоги", что является совершенствованием и подготовкой тела и сознания к функционированию в любых необходимых режимах.

Отличие хатха йоги от гимнастики в том, что хоть это и работа с физическим телом, но ориентирована она на сознание. Существует понятие – внутренняя работа. Помимо прочего, это определённая направленность внимания в процессе практики и веками продуманное поколениями мастеров омолаживающее воздействие на все связки и группы мышц физического тела. Это основное и принципиальное отличие хатха йоги от спорта. Поэтому практикующие хатха йогу имеют хорошее здоровье на протяжении всей жизни (насколько позволяют усердие и карма), а у профессиональных гимнастов или циркачей уже в 20-30 лет позвоночник просто-напросто "убит".

С чисто практической точки  зрения Хатха-Йога это: - идеально здоровое тело и дух, умение активно противодействовать неблагоприятным физическим и психическим факторам -совершенное управление телом и разумом, мгновенная и безошибочная реакция на внешние раздражители -способность много и с удовольствием работать и умело отдыхать - доброжелательное отношение к людям, готовность помочь им и передать свое радостное настроение -долголетие и активная деятельность до последнего часа и многое другое.

Данное направление представляет собой целый комплекс разных средств: физических (асаны, мудры, правильное питание, дыхательные упражнения) и психических (медитация, соблюдение морально-этических принципов, тренировка внимания).

 

 

  1. ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ХАТХА ЙОГИ

 

Классическая хатха-йога обязательно должна включать в комплекс некоторые элементы:

  • Асаны – это специальное особое положение тела. Общее число асан необычайно большое – около 84000. Асаны используются для того, чтобы придать телу легкость и сделать человека стойким и здоровым.
  • Пранаямы – дыхательные упражнения. Они очень важны в процессе занятий, ведь помогают стимулировать и умственные процессы, и общее состояние организма. Хатха йога обращает особое внимание на работу с дыханием. Впрочем, комплекс для тех, кто только начинает занятия йогой, включает не особенно много пранаям.
  • Работа над вниманием. Контролируя внимание, мы тем самым контролируем и дыхание. Йогины говорят, что дыхательные упражнения помогают управлять мыслями. Поэтому в хатха йоге очень много упражнений для тренировки внимания. Именно асаны и являются таковыми упражнениями, ведь выполняя асаны, человек все усилия направляет на концентрацию в определенных мессах и точках тела.
  • Четкое следование морально-этическим правилам и нормам. То есть в целом хатха йога включает в себя комплекс дыхательных упражнений, асан, упражнений для внимания, а также духовных, психологических усилий.

Асаны хатха-йоги можно разделить  на две основные группы — это  позы для медитации и позы для  упражнений.

Существует четыре основные позы для медитации:

      • падмасана (поза лотоса)

 

      • сиддхасана (поза знатока)

 

      • сукхасана (приятная поза)
      • ваджрасана (поза алмаза)
      • свастикасана.

Эти асаны йоги очень важны  при выполнении дыхательных упражнений и медитации. Рекомендуется овладеть навыком сидения в одной из этих асан прямо, не двигаясь в течение  одного—двух часов. Таким образом, во-первых, прямое положение позвоночника держит его в естественном положении, во-вторых, обучаясь сидеть долго и  неподвижно, человек уменьшает метаболические процессы до минимума. При таком  положении мозг свободен от той физиологической  активности, которая вызывается активностью  физической. И в третьих, прямое положение  позвоночника помогает человеку концентрироваться, так как поток нервного тока (или  нервной энергии) становится более  устойчивым. Чем более устойчива  поза йоги, тем больше мы можем концентрироваться, тем больше мы способны увеличивать  нервную энергию для пробуждения  внутренней духовной мощи.

Второй тип асан йоги — позы для упражнений — положительно воздействуют на группу нервных центров, наполняя жизнью и энергией каждую клеточку тела, улучшая состояние всех органов и систем. Также эти позы способствуют выводу токсинов, помогают нашему телу стать сильным и красивым. Динамические асаны йоги дают эффект внутреннего массажа органов — эффект, который невозможно достичь каким-либо другим комплексом упражнений.

Так, в асанах

    • Бхуджангасана (поза кобры) ,

Салабхасана (поза стрекозы) ,

Дханурасана (поза лука)

напрягаются мышцы спины  и растягиваются брюшные мышцы;

  • в асанах

Пашчимоттанасана (поза свернутого листа) ,

Падахастасана (поза аиста)

растягиваются мышцы спины  и сокращаются брюшные мышцы;

  • в асане

Ардхаматсиендрасана

Информация о работе Витоки, история становлення и основи хатха-йоги