Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2013 в 15:46, реферат
Актуальность работы. Важнейшая социальная задача современного общества состоит в том, чтобы вырастить поколение граждан, гармонически сочетающих в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. При этом важнейшим материальным, интеллектуальным и духовным средством воспитания гармонично развитой, социально активной личности является физическая культура и спорт. Воспитание в человеке высоких моральных, волевых, эмоциональных, коммуникативных качеств означает оздоровление общества, гармонизацию социальной жизни и в результате повышение созидательного общественного настроя.
Введение………..……………………………………………………………...3
1. Влияние спорта на развитие человека.………………………………….5
2. Формирование воли.………………………………………………………..6
3. Укрепление нравственных качеств в процессе занятий спортом …….12
4. Физкультурно -спортивная этика ………………………………………..16
Заключение…………………………………………………………………......20
Список использованных источников и литературы ………………...........
Реферат по дисциплине «Физическая
культура»
Выполнил студент 3 курса
ф-та «Экономика» гр. 11КЭФ1
Зималев Антон Сергеевич
проверил: преподаватель
Ермакова В.Н.
КУЗНЕЦК – 2013 г.
СОДЕРЖАНИЕ
|
|
1. Влияние спорта на развитие человека.…………………………………. |
5 |
2. Формирование воли.……………………………………………………….. |
6 |
3. Укрепление нравственных качеств в процессе занятий спортом ……. |
12 |
4. Физкультурно -спортивная этика ……………………………………….. |
16 |
Заключение…………………………………………………… |
20 |
Список использованных источников и литературы ………………........... |
22 |
Введение
Актуальность работы. Важнейшая социальная задача современного общества состоит в том, чтобы вырастить поколение граждан, гармонически сочетающих в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. При этом важнейшим материальным, интеллектуальным и духовным средством воспитания гармонично развитой, социально активной личности является физическая культура и спорт. Воспитание в человеке высоких моральных, волевых, эмоциональных, коммуникативных качеств означает оздоровление общества, гармонизацию социальной жизни и в результате повышение созидательного общественного настроя.
Кроме того, в условиях все
увеличивающейся нагрузки на человека
в результате воздействия неблагоприятных
экологических и антропогенных
факторов, в условиях загрязнения
окружающей среды, распространения
вредных привычек, общего ухудшения
здоровья населения немаловажным является
воспитание в человеке стремления к
здоровому образу жизни. Это стремление,
в свою очередь, тесно связано
с ответственностью за себя и своих
близких, готовностью активно
Таким образом, актуальность работы обусловлена комплексом факторов: как общественно-политических, связанных с необходимостью воспитания граждан, которые обладали бы высоким моральным и интеллектуальным потенциалом, ответственностью и активностью, так и экологических, которые вызывают острую необходимость в формировании у подрастающего поколения навыков здорового образа жизни, сознательного и ответственного отношения к своему здоровью, что невозможно без должного уровня развития личности.
Целью работы является анализ роли физкультуры и спорта в развитии личности как многофакторного явления.
Задача исследования. В ходе исследования мы предполагаем обнаружить закономерности и пути воспитания гармонично развитой личности c высокими моральными и волевыми качествами с помощью средств физической культуры и спорта.
1.Влияние спорта на развитие человека
Физическая культура и спорт
являются не только эффективным средством
физического развития человека, укрепления
и охраны его здоровья, сферой общения
и проявления социальной активности
людей, разумной формой организации
и проведения их досуга, но бесспорно
влияют и на другие стороны человеческой
жизни: авторитет и положение
в обществе, трудовую деятельность,
на структуру нравственно-
Работа над собой, большие физические и волевые напряжения, борьба за лучший результат, за победу в соревновании воспринимают и осмысливаются спортсменами по-разному. Профессор А.П. Нечаев писал: «Пора, наконец, признать, что нельзя говорить о полном воспитании там, где отсутствует воспитание движений. Ловкость, выносливость и настойчивость, в известном смысле, могут быть названы мускульными добродетелями, а утомляемость, апатия, капризное настроение, скука, беспокойство, рассеянность и неуравновешенность - мускульными пороками»
2.Формирование воли.
Благодатная возможность развития и совершенствования воли человека через спорт ни у кого сомнений не вызывает. Слишком часто и много мы сталкиваемся с настоящими проявлениями воли на аренах и финишных прямых. Спорт не только развивает мускулы, но и закаляет дух.
Совершенствование воли человека
в значительной степени второй специфической
особенности спортивной деятельности
- обязательностью нагрузок и напряжений.
Воля человека отчетливо проявляется
и развивается в сознательных
действиях, направленных на достижение
определённых целей и связанных
с преодолением препятствий. Спортивные
тренировки и соревнования обязательно
сопряжены с возникновением разнообразных
преград. Над разработкой этих проблем
работают многие учёные, среди которых
профессор А. Ц. Пуни. В его работе
говорится следующее.
Препятствия – это различные предметы
и явления, условия и влияния, с которыми
человек сталкивается и которые становятся
помехами для достижения им сознательно
поставленной цели. Препятствия можно
разделить на внешние и внутренние. Внешними
препятствиями могут быть: техника спортивных
упражнений, тактика, ведения спортивной
борьбы, условия, в которых проходят соревнования
или тренировка (освещенность, температура,
влажность, покрытие стадиона или площадки,
своеобразие снарядов, инвентаря и т.п.),
действия противника, зрителей, судей
и др. Внутренними препятствиями могут
быть изменения различных систем организма
спортсмена, его функционального и психического
состояния. Возникновение внутренних
препятствий связано, как правило, со столкновением
с препятствиями внешними. Например, бегун,
чтобы не проиграть в состязании, вынужден
бежать в высоком темпе, предложенном
его противником. Действия противника
(высокий темп, в данном случае) – препятствие
внешнее. Необходимость выдерживать этот
темп (преодолевать внешнее препятствие)
вызывает изменения в ряде систем организма
спортсмена, т. е. утомление. Это утомление
осознаётся спортсменом, может вызвать
у него сомнение в своих силах, неуверенность
в возможности победить, страх поражения,
тревогу. Это – внутренние препятствия.
Их тоже надо преодолеть, чтобы достичь
успеха.
Конкретные проявления воли,
обусловленные особенностями
Целеустремлённость – проявление воли, характеризующееся ясностью целей и задач, планомерностью деятельности и конкретных действий, сосредоточенностью действий, мыслей и чувств на непреклонном движении к поставленной цели.
Настойчивость и упорство
– проявление воли, характеризующееся
длительным сохранением энергии
и активности в борьбе за достижение
цели и преодоление многих, в том
числе неожиданно возникающих препятствий.
Решительность и смелость – проявление
воли, характеризующееся своевременностью
и обдуманностью их реализации в практических
действиях, отсутствием боязни принять
ответственность за решение и его исполнение
даже в условиях риска и опасности.
Инициативность и
Выдержка и самообладание
– проявление воли, характеризующееся
сохранением ясности ума, возможностью
управлять мыслями, чувствами и
действиями в условиях эмоционального
возбуждения или подавленности,
интенсивных напряжений, утомления,
возникновения неожиданных
Но в ряду волевых качеств одно занимает
особое положение: без достаточного развития
этого качества невозможно использование
всех остальных. Это качество – целеустремлённость.
Человека целеустремлённого отличает умение направлять свою деятельность, исходя из главного, наиболее важного мотива. В этом есть определённая сложность, из-за которой и требуется проявить волевое качество. Ведь мотивы отличаются не только по степени важности, по мереличной и общественной значимости, но и по времени, т.е. по срокам возможности удовлетворения потребности, осознание которой стало мотивом. По этому временному признаку мотивы можно разделить на близкие и дальние. Часто бывает, что менее значимый, но близкий мотив пересиливает важный, но отдалённый. Происходит нечто похожее на пространственные иллюзии. Если в нескольких километрах от вас находится телебашня, а в руках у вас карандаш, вы можете расположить карандаш перед глазами так, что он будет перекрывать башню и даже казаться крупнее её.
Так происходит и с мотивами.
Скажем, спортсмен поставил перед
собой цель выполнить норматив мастера
спорта. Мотивы представляются ему
жизненно важными. Он определил и
пути достижения этой цели, в частности
пятью еженедельными
Человек, у которого недостаточно развита целеустремлённость, часто выбирает близкие мотивы. Ход рассуждений при этом обычно такой: « Ничего страшного, сегодня пропущу,завтра наверстаю, а фильм – любопытно». Следовательно, одним из наиболее частых внутренних препятствий выступает борьба мотивов. Целеустремлённый человек -сторонник дальней мотивации. Он умеет выбирать главный мотив и долгое время добиваться цели, не поддаваясь воздействиям более близких мотивов. И вместе с тем не всегда просто сделать по-настоящему желанной. Особенно трудно бывает тренерами, работающими с подростками, юношами и девушками.
Итак, чёткое осознание и
принятие перспективных и промежуточных
целей – необходимое условие
формирования и совершенствования
целеустремлённости. Это волевое
качество, объединяя и как бы цементируя
всю структуру остальных
Степень трудности – понятие
относительное. Одно и то же препятствие,
бодучи сегодня достаточной по степени
трудности, потребует для преодоления
от спортсмена значительных волевых
усилий и тем самым буде способствовать
развитию его волевых качеств, а
через полгода, когда уровень
подготовленности спортсмена возрастёт,
это препятствие станет для него
лёгким и преодоление его уже
не окажет развивающего воздействия
на волю спортсмена. Значит, надо, чтобы
препятствия усложнялись в
В спорте легче, чем в других
видах деятельности, определять и
дозировать степень трудности, да и
сами препятствия встречаются
Всякое произвольное действие требует для своего совершения определённого, хотя бы минимального, волевого усилия. Волевые усилия отличаются от мышечных. Правда, при всяком волевом усилии имеются какие-то мускульные движения, хотя бы в зачаточной форме. Но эти движения не составляют главного в волевом усилии, для которого характерно состояние внутреннего напряжения. Волевые усилия всегда носят сознательный характер, будучи связаны с более или менее ясным осознанием цели и ожидаемых результатов действия. Наиболее отчётливо волевые усилия выступают именно тогда, когда при совершении волевого акта мы встречаемся с препятствиями для его совершения. Интенсивность волевых усилий прямо пропорциональна затруднениям, которые при этом приходится преодолевать.