Влияние занятий физической культурой и спортом на формирование и укрепление волевых и нравственных качеств, физкультурно -спортивная эти

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2013 в 15:46, реферат

Описание работы

Актуальность работы. Важнейшая социальная задача современного общества состоит в том, чтобы вырастить поколение граждан, гармонически сочетающих в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. При этом важнейшим материальным, интеллектуальным и духовным средством воспитания гармонично развитой, социально активной личности является физическая культура и спорт. Воспитание в человеке высоких моральных, волевых, эмоциональных, коммуникативных качеств означает оздоровление общества, гармонизацию социальной жизни и в результате повышение созидательного общественного настроя.

Содержание работы

Введение………..……………………………………………………………...3
1. Влияние спорта на развитие человека.………………………………….5
2. Формирование воли.………………………………………………………..6
3. Укрепление нравственных качеств в процессе занятий спортом …….12

4. Физкультурно -спортивная этика ………………………………………..16
Заключение…………………………………………………………………......20
Список использованных источников и литературы ………………...........

Файлы: 1 файл

Кузнецкий институт информационных и управленческих технологий.docx

— 42.14 Кб (Скачать файл)

Кузнецкий институт информационных и  управленческих технологий (филиал Пензенского  государственного университета)

 

 

 

Реферат по дисциплине «Физическая культура»  

на тему:

" Влияние занятий физической  культурой и спортом на формирование  и укрепление волевых и нравственных  качеств, физкультурно -спортивная  этика"

 

 

 

 

 

Выполнил студент 3 курса 

ф-та «Экономика» гр. 11КЭФ1

Зималев Антон Сергеевич

проверил: преподаватель 

Ермакова В.Н.

 

 

 

 

КУЗНЕЦК – 2013 г.

 

СОДЕРЖАНИЕ

 
Введение………..……………………………………………………………....

 
3

1. Влияние спорта на развитие человека.………………………………….

5

2. Формирование воли.………………………………………………………..

6

3. Укрепление нравственных качеств в процессе занятий спортом …….

12

   

4. Физкультурно -спортивная этика ………………………………………..

16

Заключение…………………………………………………………………......

20

Список использованных источников и литературы ………………...........

22

   

 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Актуальность  работы. Важнейшая социальная задача современного общества состоит в том, чтобы вырастить поколение граждан, гармонически сочетающих в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. При этом важнейшим материальным, интеллектуальным и духовным средством воспитания гармонично развитой, социально активной личности является физическая культура и спорт. Воспитание в человеке высоких моральных, волевых, эмоциональных, коммуникативных качеств означает оздоровление общества, гармонизацию социальной жизни и в результате повышение созидательного общественного настроя.

Кроме того, в условиях все  увеличивающейся нагрузки на человека в результате воздействия неблагоприятных  экологических и антропогенных  факторов, в условиях загрязнения  окружающей среды, распространения  вредных привычек, общего ухудшения  здоровья населения немаловажным является воспитание в человеке стремления к  здоровому образу жизни. Это стремление, в свою очередь, тесно связано  с ответственностью за себя и своих  близких, готовностью активно действовать, способностью самому выбирать векторы  развития.

Таким образом, актуальность работы обусловлена комплексом факторов: как общественно-политических, связанных  с необходимостью воспитания граждан, которые обладали бы высоким моральным  и интеллектуальным потенциалом, ответственностью и активностью, так и экологических, которые вызывают острую необходимость  в формировании у подрастающего  поколения навыков здорового  образа жизни, сознательного и ответственного отношения к своему здоровью, что  невозможно без должного уровня развития личности.

Целью работы является анализ роли физкультуры и спорта в развитии личности как многофакторного явления.

Задача исследования. В ходе исследования мы предполагаем обнаружить закономерности и пути воспитания гармонично развитой личности c высокими моральными и волевыми качествами с помощью средств физической культуры и спорта.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Влияние спорта на развитие человека

Физическая культура и спорт  являются не только эффективным средством  физического развития человека, укрепления и охраны его здоровья, сферой общения  и проявления социальной активности людей, разумной формой организации  и проведения их досуга, но бесспорно  влияют и на другие стороны человеческой жизни: авторитет и положение  в обществе, трудовую деятельность, на структуру нравственно-интеллектуальных характеристик, эстетических идеалов  и ценностных ориентаций. Физкультура  и спорт предоставляют каждому  члену общества широчайшие возможности  для развития, утверждения и выражения  собственного «я», для сопереживания  и сопричастия спортивному действию как процессу творчества, заставляют радоваться победе, огорчаться поражением, отражая всю гамму человеческих эмоций, и вызывают чувство гордости за беспредельность потенциальных  возможностей человека. Физическая культура и спорт рассматриваются как  одно из важнейших средств воспитания человека, гармонически сочетающего  в себе духовное богатство, моральную  чистоту и физическое совершенство.

Работа над собой, большие физические и волевые напряжения, борьба за лучший результат, за победу в соревновании воспринимают и осмысливаются спортсменами по-разному. Профессор А.П. Нечаев писал: «Пора, наконец, признать, что нельзя говорить о полном воспитании там, где  отсутствует воспитание движений. Ловкость, выносливость и настойчивость, в  известном смысле, могут быть названы  мускульными добродетелями, а утомляемость, апатия, капризное настроение, скука, беспокойство, рассеянность и неуравновешенность - мускульными пороками»

 

 

 

 

 

2.Формирование воли.

Благодатная возможность  развития и совершенствования воли человека через спорт ни у кого сомнений не вызывает. Слишком часто  и много мы сталкиваемся с настоящими проявлениями воли на аренах и финишных прямых. Спорт не только развивает  мускулы, но и закаляет дух.

Совершенствование воли человека в значительной степени второй специфической  особенности спортивной деятельности - обязательностью нагрузок и напряжений. Воля человека отчетливо проявляется  и развивается в сознательных действиях, направленных на достижение определённых целей и связанных  с преодолением препятствий. Спортивные тренировки и соревнования обязательно  сопряжены с возникновением разнообразных  преград. Над разработкой этих проблем  работают многие учёные, среди которых  профессор А. Ц. Пуни. В его работе говорится следующее. 
Препятствия – это различные предметы и явления, условия и влияния, с которыми человек сталкивается и которые становятся помехами для достижения им сознательно поставленной цели. Препятствия можно разделить на внешние и внутренние. Внешними препятствиями могут быть: техника спортивных упражнений, тактика, ведения спортивной борьбы, условия, в которых проходят соревнования или тренировка (освещенность, температура, влажность, покрытие стадиона или площадки, своеобразие снарядов, инвентаря и т.п.), действия противника, зрителей, судей и др. Внутренними препятствиями могут быть изменения различных систем организма спортсмена, его функционального и психического состояния. Возникновение внутренних препятствий связано, как правило, со столкновением с препятствиями внешними. Например, бегун, чтобы не проиграть в состязании, вынужден бежать в высоком темпе, предложенном его противником. Действия противника (высокий темп, в данном случае) – препятствие внешнее. Необходимость выдерживать этот темп (преодолевать внешнее препятствие) вызывает изменения в ряде систем организма спортсмена, т. е. утомление. Это утомление осознаётся спортсменом, может вызвать у него сомнение в своих силах, неуверенность в возможности победить, страх поражения, тревогу. Это – внутренние препятствия. Их тоже надо преодолеть, чтобы достичь успеха.

Конкретные проявления воли, обусловленные особенностями препятствий, которые приходится преодолевать, называют волевыми качествами. Психологи спорта определили волевые качества, которые  необходимы спортсменам для преодоления  возникающих в процессе их деятельности препятствий. Это целеустремлённость, настойчивость и упорство, решительность  и смелость, инициативность и самостоятельность, выдержка и самообладание.

Целеустремлённость –  проявление воли, характеризующееся  ясностью целей и задач, планомерностью деятельности и конкретных действий, сосредоточенностью действий, мыслей и чувств на непреклонном движении к поставленной цели.

Настойчивость и упорство – проявление воли, характеризующееся  длительным сохранением энергии  и активности в борьбе за достижение цели и преодоление многих, в том  числе неожиданно возникающих препятствий. 
Решительность и смелость – проявление воли, характеризующееся своевременностью и обдуманностью их реализации в практических действиях, отсутствием боязни принять ответственность за решение и его исполнение даже в условиях риска и опасности.

Инициативность и самостоятельность  – проявление воли, характеризующееся  личным почином, новаторством, творчеством  и быстротой мышления в действиях, направленных на достижение цели, отсутствием  ориентировки на помощь извне, устойчивостью  по отношению к внушающим влиянием других людей и их действий.

Выдержка и самообладание  – проявление воли, характеризующееся  сохранением ясности ума, возможностью управлять мыслями, чувствами и  действиями в условиях эмоционального возбуждения или подавленности, интенсивных напряжений, утомления, возникновения неожиданных препятствий, неудач и влияния других неблагоприятных факторов. 
Но в ряду волевых качеств одно занимает особое положение: без достаточного развития этого качества невозможно использование всех остальных. Это качество – целеустремлённость.

Человека целеустремлённого  отличает умение направлять свою деятельность, исходя из главного, наиболее важного  мотива. В этом есть определённая сложность, из-за которой и требуется проявить волевое качество. Ведь мотивы отличаются не только по степени важности, по мереличной и общественной значимости, но и  по времени, т.е. по срокам возможности  удовлетворения потребности, осознание  которой стало мотивом. По этому  временному признаку мотивы можно разделить  на близкие и дальние. Часто бывает, что менее значимый, но близкий  мотив пересиливает важный, но отдалённый. Происходит нечто похожее на пространственные иллюзии. Если в нескольких километрах от вас находится телебашня, а  в руках у вас карандаш, вы можете расположить карандаш перед глазами  так, что он будет перекрывать  башню и даже казаться крупнее  её.

Так происходит и с мотивами. Скажем, спортсмен поставил перед  собой цель выполнить норматив мастера  спорта. Мотивы представляются ему  жизненно важными. Он определил и  пути достижения этой цели, в частности  пятью еженедельными тренировками. Сегодня день тренировки, а друг приглашает посмотреть фильм в кинотеатре. Спортсмен может пойти на тренировку или в кино. Если он пойдёт в кино то мотив, который побуждает его  к этому – ближайший.

Человек, у которого недостаточно развита целеустремлённость, часто  выбирает близкие мотивы. Ход рассуждений  при этом обычно такой: « Ничего страшного, сегодня пропущу,завтра наверстаю, а фильм – любопытно». Следовательно, одним из наиболее частых внутренних препятствий выступает борьба мотивов. Целеустремлённый человек -сторонник  дальней мотивации. Он умеет выбирать главный мотив и долгое время добиваться цели, не поддаваясь воздействиям более близких мотивов. И вместе с тем не всегда просто сделать по-настоящему желанной. Особенно трудно бывает тренерами, работающими с подростками, юношами и девушками. 

Итак, чёткое осознание и  принятие перспективных и промежуточных  целей – необходимое условие  формирования и совершенствования  целеустремлённости. Это волевое  качество, объединяя и как бы цементируя всю структуру остальных волевых  компонентов, создаёт условия функционирования личности. Но как же всё – таки развиваются волевые качества? Ответ  всё тот же – путём преодоления  препятствий. Приобретая опыт их преодоления, спортсмен развивает многие другие качества. В силу этого своей волевой  подготовкой спортсмен должен заниматься специально, создавая и преодолевая  в ходе многопланового своего тренировочного процесса всё усложняющиеся препятствия.

Степень трудности – понятие  относительное. Одно и то же препятствие, бодучи сегодня достаточной по степени  трудности, потребует для преодоления  от спортсмена значительных волевых  усилий и тем самым буде способствовать развитию его волевых качеств, а  через полгода, когда уровень  подготовленности спортсмена возрастёт, это препятствие станет для него лёгким и преодоление его уже  не окажет развивающего воздействия  на волю спортсмена. Значит, надо, чтобы  препятствия усложнялись в соответствии с ростом подготовленности спортсмена. Степень трудности должна соответствовать  задачам развития волевых качеств.

В спорте легче, чем в других видах деятельности, определять и  дозировать степень трудности, да и  сами препятствия встречаются спортсменам  чаще, чем людям, не занимающимся спортом. Поэтому спорт наилучшим образом  способствует развитию волевых качеств  и формированию характера человека.

Всякое произвольное действие требует  для своего совершения определённого, хотя бы минимального, волевого усилия. Волевые усилия отличаются от мышечных. Правда, при всяком волевом усилии имеются какие-то мускульные движения, хотя бы в зачаточной форме. Но эти движения не составляют главного в волевом усилии, для которого характерно состояние внутреннего напряжения. Волевые усилия всегда носят сознательный характер, будучи связаны с более или менее ясным осознанием цели и ожидаемых результатов действия. Наиболее отчётливо волевые усилия выступают именно тогда, когда при совершении волевого акта мы встречаемся с препятствиями для его совершения. Интенсивность волевых усилий прямо пропорциональна затруднениям, которые при этом приходится преодолевать.

Информация о работе Влияние занятий физической культурой и спортом на формирование и укрепление волевых и нравственных качеств, физкультурно -спортивная эти