Влияние занятий физической культурой и спортом на формирование и укрепление волевых и нравственных качеств, физкультурно -спортивная эти

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2013 в 15:46, реферат

Описание работы

Актуальность работы. Важнейшая социальная задача современного общества состоит в том, чтобы вырастить поколение граждан, гармонически сочетающих в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. При этом важнейшим материальным, интеллектуальным и духовным средством воспитания гармонично развитой, социально активной личности является физическая культура и спорт. Воспитание в человеке высоких моральных, волевых, эмоциональных, коммуникативных качеств означает оздоровление общества, гармонизацию социальной жизни и в результате повышение созидательного общественного настроя.

Содержание работы

Введение………..……………………………………………………………...3
1. Влияние спорта на развитие человека.………………………………….5
2. Формирование воли.………………………………………………………..6
3. Укрепление нравственных качеств в процессе занятий спортом …….12

4. Физкультурно -спортивная этика ………………………………………..16
Заключение…………………………………………………………………......20
Список использованных источников и литературы ………………...........

Файлы: 1 файл

Кузнецкий институт информационных и управленческих технологий.docx

— 42.14 Кб (Скачать файл)

Субъективно волевое усилие переживается как особое внутреннее состояние, связанное  с преодолением той или иной трудности. Наличие трудностей является обязательным, необходимым условием для проявления волевого усилия. Когда человек действует, не встречая даже самых незначительных препятствий, у него, естественно, отсутствует  внутреннее состояние усилия. Величина, или степень волевых усилий и  характеризуется теми трудностями, которые преодолеваются с их помощью. В спортивной деятельности волевые  усилия могут быть самыми разнообразными по-своему характеру и степени.

Волевые усилия при мышечных напряжениях. Выполнение физических упражнений почти  всегда связано с волевыми усилиями. К этим усилиям спортсмена побуждает  необходимость совершать в процессе физических упражнений большие или  меньшие, но всегда превышающие обычные  мышечные напряжения, совершать в  разнообразных условиях и именно тогда, когда это надо. Будучи многочисленными  и часто повторяемыми, подобные мышечные напряжения, даже незначительные по своей  интенсивности, оказывают большое  влияние на формирование способностей спортсмена к затрате волевых  усилий. Вот почему всякое учебное  и тренировочное занятие, требующее  сосредоточения внимания, есть в то же время и упражнение по воспитанию способности спортсмена к волевым  усилиям. Большое значение при этом имеет борьба с отвлечением внимания, когда те или иные внешние раздражения, чувства или представления стремятся целиком заполнить собой наше сознание и тем самым отвлекают нас от выполняемой работы. Регулируя (по длительности и интенсивности) трудность заданий, требующих от занимающихся напряжения внимания, тренер тем самым воспитывает у них способность к волевым усилиям.

Волевые усилия, связанные с преодолением утомления и чувства усталости. В этом случае волевые усилия направляются на преодоление мышечной инертности, заторможенности, иногда несмотря на своеобразное ощущение боли в мышцах.

Волевые усилия, связанные с соблюдениеем режима, могут быть крайне разнообразными. Соблюдение режима, особенно в начальном  периоде тренировки, когда ещё  не выработалась привычка к нему, всегда требует значительных усилий, направленных на то, чтобы заставить себя приступить к данному виду занятий точно  в установленное время и поддерживать требуемую интенсивность работы в течение всего времени, отведённого  на это занятие. Особенностью усилий, связанных с соблюдением режима, является их относительно спокойный, в  эмоциональном отношении, характер. Они допускают различные формы  смены занятий и детальную  дозировку по количеству материала, скорости работы, её продолжительности  и пр. Всё это в умелых руках  тренера превращает такого рода напряжения в прекрасное средство воспитания способности  к волевым усилиям

Волевые усилия, связанные с преодолением опасности и риска. Их особенность  — сильная эмоциональная насыщенность, поскольку они направляются на борьбу с отрицательными эмоциональными состояниями: страхом, робостью, растерянностью, смущением и пр

 

 

 

 

3.Укрепление нравственных качеств в процессе занятий спортом.

В процессе занятий также  происходит нравственное развитие занимающихся спортом. Оно направлено на формирование у человека социально ценных качеств, которые определяют его отношение  к другим людям, к обществу, к самому себе и в совокупности представляют то, что принято называть нравственной воспитанностью. Занятия спортом  развёртываются на фоне общения, в коллективе, под руководством наставника, тренера. Именно общение является самым могучим  фактором формирования нравственных качеств  занимающихся, с самого начала занятий  спортом они начинают осознавать причастность к коллективу и в  соответствии с правилами и распоряжениями, учатся управлять своими действиями, соотносить их с действиями других. Так укрепляется воля, вырабатывается дисциплинированность, формируется  привычка к соблюдению норм нравственного  поведения.

В играх и спортивных соревнованиях  заключены богатые возможности  для формирования норм коллективного  поведения. Овладевая различными командными функциями, воспитуемые учатся не только организовывать своё поведение, но и  активно влиять на действия своих  товарищей воспринимать задачи коллектива как на свои собственные. Под руководством преподавателя укрепляются такие  важные нравственные качества, как  ответственность перед коллективом, чувство долга. Гордость за успехи команды, школы и т.д

Каждый человек – частица  коллектива. Совершенно естественно, что  как таковой он оценивается обществом, коллективом в первую очередь  по тому, насколько полезен, что даёт другим людям, какие социальные функции  выполняет. Однако это оценка, особенно применительно к людям молодым, хотя не к ним одним, основывается не только на том, что и как сейчас делает человек, что он уже даёт обществу, но и на том, что сможет дать в  будущем, каковы его потенциальные  возможности и перспективы. На то, что и как делает человек и  на то, что и как он собирается делать, очень влияет осознание им той конечной цели, которой он хочет достичь. Эта цель в психологии называется уровнем притязаний человека. Значит, уровень притязаний – то, к чему человек стремится, чего хочет, на что, по его собственному мнению, имеет право. Уровень притязаний становится тем необходимым условием, которое побуждает человека к деятельности и определяет постановку конкретных целей в ней.

Ещё в прошлом веке американский психолог Джемс предложил формулу:                    успех

Самоуважение = притязания


Из этой простой формулы  видно, что самооценка (пусть Джемс  называет её самоуважением) тем выше, чем большего успеха достиг человек. Но вот личностная, субъективная оценка успеха определяется, оказывается не только и не столько объективными какими – то критериями, сколько  соответствием достигнутого запланированного, реального результата – заранее  намеченной цели. Чем выше эта цель, чем значительнее планы человека, тем труднее ему их осуществить, тем ниже его оценка собственной  деятельности, тем меньше у него оснований быть довольным собой.

Таким образом, становится ясно, что спорт влияет на формирование важной черты личности, в значительной степени, определяющей результативность, плодотворность, полезность человеческой деятельности, её вклад в общее  дело. Видно также, что влияние  это на уровень притязаний человека может быть разнонаправленным в  связи с тем, как протекает  жизнь этого человека в спорте. Своеобразие спортивной деятельности формирует и самооценку личности.

Самооценка оказывает  влияние на многие и многие сферы  жизни. В связи с ней формируется, и проявляются в поведении  и деятельности главные отношения  человека, определяющие его ценность как члена общества: отношение  к самому себе, к другим людям, к  обществу, к труду. Конечно, система  ведущих, главных отношений человека определяется не только самооценкой, но и другими социальными условиями  и факторами. Тем не менее, нет оснований пренебрегать ролью самооценки. Чтобы убедиться в этом, достаточно представить себе влияние противоположных – полярных – самооценок на черты характера человека, определяющиеся основными его отношениями.

Если человек оценивает  себя в целом не очень высоко, ему сложно развить и проявить такие черты характера, как самолюбие, гордость, самомнение, требовательность, критичность, активность, творчество, ответственность в отношении  к труду. У человека с низкой самооценкой  скорее проявляется скромность, застенчивость, терпимость, пассивность. Наоборот, человек, высоко себя оценивающий, может быть склонен к проявлению честолюбия, тщеславия, эгоцентризма, малой самокритичности, но большой критичности к другим, заносчивости, склонности к лидерству  в общении и в деятельности, активности, к отсутствию боязни ответственности  и других подобных черт характера.

Спорт для человека, им увлечённого, - дело любимое, значимое, жизненно важное. Поэтому общая самооценка спортсмена очень часто базируется на оценке им преимущественно своих спортивных возможностей, результатов, способностей и перспектив. Добившись определённых успехов в спорте, человек начинает с уважением относиться к самому себе. Высоко оценив себя как спортсмена, он переносит эту оценку на себя как на личность, как на члена  общества.

Спорт способствует тому, что  формы и оттенки поведения  и общения человека становятся шире, богаче. Совершенствуемое в ходе занятий  спортом умение быть с людьми, взаимодействовать  и общаться с ними переносится  на другие сферы жизни и деятельности.

Наверно, правильное поведение  и способы общения, воля, способность  к саморегуляции, адекватный уровень  притязаний и верная самооценка могут  возникнуть с большей вероятностью тогда, когда спорт и спортивная деятельность не рассматриваются как  самое главное, как самоцель. И  пусть победа на первенстве страны, мира, на Олимпийских играх, установление рекорда требуют колоссальной затраты энергии, волевых напряжений, стойкости, мужества, отваги, вполне сопоставимых с теми деяниями человеческими, которые принято называть подвигами, пусть так. И всё – таки рекорд – не для рекорда, победа – не только, чтобы убедиться, что сильнее соперника. Спорт, спортивная работа, победы – средство, не цель.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.Физкультурно -спортивная этика

Кроме развития организма, трудно переоценить роль физкультуры и  спорта в формировании личностных черт человека. Наряду с сохранением и  укреплением здоровья, повышением уровня физической подготовки одной из задач  физической культуры и спорта является воспитание морально-волевых качеств, привитие потребности физического  и нравственного совершенствования.

На уроках физкультуры  происходит постоянное взаимодействие с партнерами и соперниками, в  котором рождаются, проявляются  и закрепляются черты личности. Уроки  физкультуры представляют собой  благодатное поле для формирования положительных черт личности, лидерства, борьбы со страхами, развития соревновательных способностей, воспитания чувства коллективизма, моральной и физической подготовки к переживанию различных стрессовых состояний.

Постоянно преодолевая нагрузки, иногда заставляя себя, действуя через  напряжение, человек борется со второй стороной своей личности — медлительной, слабой, ленивой, трусливой. В ходе занятий спортом приходится мобилизовать свою волю, проявлять волевые качества, необходимые для достижения цели, уметь рассчитывать силы, управлять поединком, эффективно действовать при нехватке времени.

Кроме того, факторами самооценки, являются собственная активность личности, оценка окружающих людей, умение правильно  оценивать действия других. Формирование самооценки в процессе двигательной деятельности предполагает: привлечение  внимания к художественному образу окружающей природы, к способности  создавать собственный художественный образ — «образ красивого тела», красивому двигательному поведению окружающих взрослых. В большей мере этому способствует увлекательная двигательная деятельность, связанная с четкой установкой на результат (игры-драматизации, спортивные и подвижные игры, спортивные упражнения, игры-эстафеты). В связи с развитием самооценки развиваются такие личностные качества, как самоуважение, совесть, гордость.

Спортивная деятельность отличается сильными и яркими эмоциональными переживаниями. Вне эмоций спорт немыслим. Насыщенность спортивных действий сильными чувствами, их эмоциональная увлекательность  — это одно из важнейших условий  положительного влияния спорта на личность человека. Но эмоциональные переживания  в спорте, как и все другие эмоции, могут быть стеническими и астеническими  и оказывать, как положительное, так и отрицательное влияние  на органические процессы и поведение  человека.

Среди большого разнообразия эмоций, проявляющихся в процессе спортивной деятельности можно отметить следующее:

1. Эмоциональные переживания, связанные  со значительными изменениями,  наступающими в жизнедеятельности  организма в процессе спортивных  занятий. Повышенная мышечная  активность, составляющая характерную  и необходимую особенность спортивных  занятий, если они протекают  нормально, всегда сопровождается  образным состоянием эйфории  (повышенной оживлённости действий, речи и т. п.), стеническими чувствами  бодрости и жизнерадостности. В  случаях перетренировки та же  мышечная активность вызывает  астенические эмоции: упадок сил,  неудовольствие и др.

2. Эмоциональные переживания, связанные  с высоким уровнем совершенства  в выполнении технически сложных,  трудных и опасных физических  упражнений. Эти эмоции отражают  состояние повышенной общей работоспособности  организма, переживание успеха  в выполнении данного действия  и вызванное этим сознание  личного превосходства: приятно  ощущать себя сильным, ловким, смелым, отважным, выносливым, уверенными  в своих силах, способным выполнить  не всякому доступное трудное  упражнение. Эти чувства соотносятся  со способностью спортсмена направлять  большие усилия воли, направленные  на преодоление значительных  трудностей, что является существенной  чертой его характера, мерилом, с помощью которого не только сам спортсмен, но и окружающие оценивают его личное достоинство. Достаточно указать на то, как вырастает не только в чужих глазах, но и в своих собственных спортсмен, успешно решивший спортивную задачу, потребовавшую больших волевых усилий.

И наоборот, в случае травматических повреждений или даже просто неудачной  попытки при выполнении трудного упражнения, которыми иногда заканчиваются  спортивные занятия, могут вызвать  астенические эмоциональные переживания: неуверенность, боязнь, заторможенность  и пр. Переживаемые при выполнении опасных физических упражнений стеническое  чувство успеха часто имеет в  своей основе преодоление страха, вызванного выполнением спортивных действий в сложных и трудных  условиях. У опытного спортсмена, в  совершенстве владеющего спортивной техникой, сознание опасности и сопровождающее его чувство страха не дезорганизуют  поведение, а, наоборот, вызывают прилив сил, направленных на преодоление опасности. В этих случаях у спортсмена возникает  стремление ещё и ещё раз испытать своеобразное чувство риска, в котором  элемент страха вызывает удовольствие, поскольку он сопровождается сознанием  собственного умения и силы, способных  преодолеть опасное препятствие.

Информация о работе Влияние занятий физической культурой и спортом на формирование и укрепление волевых и нравственных качеств, физкультурно -спортивная эти