Внешняя среда и её воздействие на организм. Методика развития гибкости
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2014 в 17:03, реферат
Описание работы
Целью данной работы является рассмотрение гибкости и методики ее направленного развития и рассмотрение воздействия окружающих факторов на человеческий организм. Для достижения поставленных целей в курсовой работе необходимо решить следующие задачи: - рассмотреть возрастные аспекты воспитания гибкости; - дать общую характеристику гибкости и подвижности суставов; - охарактеризовать методы воспитания гибкости. - рассмотреть влияние атмосферы, гидросферы, почвы и внешней радиации на организм - проследить, как человек адаптируется к факторам внешний среды.
Содержание работы
Введение 1. Внешняя среда и её воздействие на организм…………………………….5 1.1 Влияние атмосферы на организм человека……………………………....5 1.2 Влияние водных ресурсов на жизнедеятельность человека………….....8 1.3 Почва и человек……………………………………………………………13 1.4 Человек и радиация………………………………………………………..14 1.5 Погода и самочувствие человека…………………………………………17 1.6 Проблемы адаптации человека к окружающей среде………………….19 2. Методика развития гибкости………………………………………………21 Заключение Список литературы
Человек, как и другие виды живых
организмов, способен адаптироваться,
то есть приспосабливаться к условиям
окружающей среды. Адаптацию человека
к новым природным и производственным
условиям можно охарактеризовать как
совокупность социально-биологических
свойств и особенностей, необходимых для
устойчивого существования организма
в конкретной экологической среде.
Жизнь каждого человека можно
рассматривать как постоянную адаптацию,
но наши способности к этому имеют определенные
границы. Также и способность восстанавливать
свои физические и душевные силы для человека
не бесконечна.
В настоящее время значительная
часть болезней человека связаны с ухудшением
экологической обстановки в нашей среде
обитания: загрязнениями атмосферы, воды
и почвы, недоброкачественными продуктами
питания, возрастанием шума.[ 2, c.93]
Приспосабливаясь к неблагоприятным
экологическим условиям, организм человека
испытывает состояние напряжение, утомления.
Напряжение - мобилизация всех механизмов,
обеспечивающих определенную деятельность
организма человека
При утомлении здорового человека
может происходить перераспределение
возможных резервных функций организма,
и после отдыха вновь появятся силы. Люди
способны переносить самые суровые природные
условия в течение относительного продолжительного
времени. Однако человек, не привыкший
к этим условиям, попадающий в них впервые,
оказывается в значительно меньшей
степени приспособленным к жизни в незнакомой
среде, чем ее постоянные обитатели.
Способность адаптироваться
к новым условиям у разных людей не одинакова.
Так, у многих людей при дальних авиаперелетах
с быстрым пересечением нескольких часовых
поясов, а также при сменной работе возникают
такие неблагоприятные симптомы, как нарушение
сна, падает работоспособность. Другие
же адаптируются быстро.
Среди людей можно выделить
два крайних адаптивных типа человека.
Первый из них - спринтер, характеризующийся
высокой устойчивостью к воздействию
кратковременных экстремальных факторов
и плохой переносимостью длительных нагрузок.
Обратный тип - стайер. Интересно, что в
северных регионах страны среди населения
преобладают люди типа “стайер”, что
явилось, по-видимому, результатом длительных
процессов формирования популяции, адаптированной
к местным условиям.
Изучение адаптивных возможностей
человека и разработка соответствующих
рекомендаций имеет в настоящее время
важное практической значение.
2. Методика развития
«Гибкости»
Упражнения, направленные на
развитие гибкости, основаны на выполнении
разнообразных движений: сгибания-разгибания,
наклонов и поворотов, вращений и махов.
Такие упражнения могут выполняться самостоятельно
или с партнёром, с различными отягощениями
или простейшими тренировочными приспособлениями:
с манжетами, утяжелителями, накладками,
у гимнастической стенки, а также с гимнастическими
палками, веревками, скакалками. Комплексы
таких упражнений могут быть направлены
на развитие подвижности во всех суставах
для улучшения общей гибкости без учета
специфики Вашей двигательной деятельности.
При совершенствовании специальной
гибкости применяют комплексы специально-подготовительных
упражнений, логически подобранные для
целенаправленного воздействия на суставы,
подвижность в которых в наибольшей мере
определяет успешность профессиональной
или спортивной деятельности. Например,
для ускоренного передвижения бегом и
на лыжах, важна гибкость позвоночника
и подвижность в тазобедренных и голеностопных
суставах. Для плавания и метания снарядов,
кроме того, необходима высокая подвижность
в плечевых и лучезапястных суставах.
Освоение эффективной техники единоборств
и рукопашного боя требует высокой подвижности
во всех суставах, но прежде всего в плечевых
и тазобедренных.
Посредством целенаправленного
выполнения специальных комплексов упражнений
можно достичь гораздо большей гибкости,
чем требуется в процессе профессиональных
или спортивных действий. Этим создается
определенный «запас гибкости». Если такого
запаса у Вас нет и имеющийся уровень подвижности
в суставах используется «до предела»,
то трудно достигнуть максимальной точности,
силы, скорости и экономичности движений,
их «лёгкости».
Выполняемые упражнения могут
носить активный, пассивный и смешанный
характер, а также выполняться в динамическом,
статическом или смешанном стато-динамическом
режиме.
Развитию активной гибкости
способствуют самостоятельно выполняемые
упражнения с собственным весом тела и
с внешним отягощением. К таким упражнениям
относятся прежде всего разнообразные
маховые движения, повторные пружинистые
движения в тренируемых суставах. Использование
небольших отягощений позволяет за счет
использования инерции кратковременно
преодолевать обычные пределы подвижности
в суставах и увеличивать размах движений.
Выполнение упражнений на растягивание
с относительно большими весами увеличивает
пассивную гибкость. Наиболее эффективными
для улучшения пассивной гибкости являются
плавно выполняемые принудительные движения
с постепенным увеличением их рабочей
амплитуды при уступающей работе мышц.
Не рекомендуется выполнять при этом быстрых
движений из-за того, что возникающий в
мышцах защитный рефлекс ограничивающего
растягивания вызывает «закрепощение»
растягиваемых мышц. Пассивная гибкость
развивается в 1,5-2,0 раза быстрее, чем активная.
Если перед Вами стоит задача
увеличения гибкости, то упражнения на
растягивание необходимо выполнять ежедневно.
Для поддержания гибкости на уже достигнутом
уровне можно сократить количество занятий
до 2-3 в неделю. При этом возможно и сокращение
объемов выполнения упражнений на растягивание
в каждом тренировочном занятии. Обычно
в течение дня на выполнение растяжек
затрачивается в сумме от 15 до 60 минут.
Упражнения на гибкость выполняют
во всех частях тренировочного занятия.
В подготовительной части занятий
их применяют в ходе разминки, обычно после
динамических упражнений, постепенно
повышая амплитуду движений и сложность
самих упражнений.
В основной части такие упражнения
следует выполнять сериями, чередуя с
работой основной направленности, или
одновременно с выполнением силовых упражнений.
Если же развитие гибкости является одной
из основных задач тренировочного занятия,
то иногда целесообразно упражнения на
растягивания сконцентрировать во второй
половине основной части занятия, выделив
их самостоятельным «блоком» нагрузки.
В заключительной части упражнения
на растягивание сочетаются с упражнениями
на расслабление и самомассажем.
Вместе с тем, эффективность
применяемых упражнений на растягивание
зависит от направленности выполняемой
в этом занятии тренировочной работы.
Перед скоростно-силовой работой
в разминку целесообразно включать активные
динамические упражнения на растягивание,
самомассаж и встряхивание работающих
звеньев тела, а также выполнять серии
из 1-2 специально-подготовительных упражнений
на растягивание в процессе выполнения
самой работы. Например, такой методический
прием оправдан при тренировке старта
и стартового разгона или максимальной
скорости в беге на 100 м. В этом случае после
разминки выполняются серии бега со старта
и с ходу на отрезках от 10 до 60 метров, и
перед каждой серией скоростных упражнений
выполняют активные динамические упражнения
на растягивание и расслабление мышц ног
и таза: различные наклоны, махи ногами,
встряхивание мышц и т. п. Аналогичный
методический прием применения упражнений
на растягивание рекомендуется и при выполнении
прыжковых упражнений, в тренировках по
рукопашному бою.
Особое внимание к растягиванию
мышц и связок необходимо обращать при
выполнении силовых упражнений, учитывая
возможный их отрицательный эффект на
гибкость. Нежелательное снижение сократительной
способности мышц от силовых упражнений
можно преодолеть тремя методическими
приемами:
1. Последовательным использованием
упражнений на силу и гибкость.
Здесь возможна как прямая последовательность
применения комплекса упражнений [сила
+ гибкость], так и обратная [гибкость +
сила], т. е, сначала - растягивание, и лишь
затем - сила.
В первом случае, под влиянием
выполнения серии силовых упражнений,
подвижность в работающих суставах постепенно
уменьшается на 20-25%, а после выполнения
комплекса упражнений на растягивание
- возрастает на 50-70% от сниженного уровня.
Обратная последовательность
упражнений является более предпочтительной
при необходимости выполнения силовых
упражнений с максимальной амплитудой
движений.
2. Поочередным применением
упражнений на силу и гибкость
[сила + гибкость + сила + ...] в течение
одного тренировочного занятия.
При таком варианте построения
занятия происходит ступенчатообразное
изменение подвижности работающих звеньев
тела. После каждого силового упражнения
гибкость уменьшается, а после растягивания
- вновь возрастает с общей тенденцией
на её увеличение к концу занятия до 30-35%
от начального уровня.
3. Одновременным (совмещённым)
развитием силы и гибкости
в процессе выполнения силовых
упражнений.
При сильном утомлении после
выполнения больших объемов нагрузок
технической, силовой, скоростно-силовой
направленности рекомендуется использовать
«пассивные» динамические упражнения
на растягивание. Это вызвано тем, что
в условиях сильного мышечного утомления
такие упражнения не только более эффективны,
но и менее травматичны. Комплексы «пассивных»
динамических упражнений лучше всего
применять в конце основной или в заключительной
частях занятия, а также в форме отдельной
«восстановительной» тренировки. После
большого объёма тренировочной нагрузки
на выносливость, например, после длительного
или темпового кросса, большого объёма
повторной или интервальной работы на
отрезках, лучше всего выполнить 5-6 легких
активных динамических упражнений на
растягивание, соблюдая при этом осторожность,
чтобы не получить травм утомлённых мышц.
Вместе с тем, замечено, что,
даже после интенсивной разминки с применением
преимущественно динамических упражнений,
несмотря на повышение температуры мышц
и общее увеличение амплитуды движений,
связки не всегда бывают подготовлены
к предельной по размаху движений скоростно-силовой
работе.
Поэтому иногда более высокий
эффект достигается при построении разминки
на основе статических упражнений на растягивание.
Такая разминка рекомендуется при совершенствовании
приёмов рукопашного боя.
Самостоятельные занятия, без
партнера, несколько ограничивают возможности
применения всех известных средств и методов
развития гибкости.
Предлагамые в данном разделе
методы развития гибкости и разработанные
на их основе комплексы упражнений можно
выполнять везде: в спортивном зале, на
школьной спортивной площадке, на лесной
полянке, в парке, дома на коврике. Вы сможете
сами выбрать для себя тот комплекс упражнений,
который Вам больше всего подходит, или
составить такой комплекс для себя самостоятельно.
Необходимо только всегда помнить,
что растягиваться можно лишь после хорошей
разминки, и у Вас при этом не должно быть
никаких сильных болевых ощущений, а лишь
чувство слегка «растягиваемых» мышц
и связок.
Заключение
Тема показалась
мне очень интересной, поскольку проблема
воздействия внешних факторов на организм
человека чрезвычайно важный вопрос. Хочется
верить, что наши потомки не будут так
подвержены негативным факторам окружающей
среды, как в настоящее время. Однако мы
до сих пор не осознаем важности и глобальности
той проблемы, которая стоит перед человечеством
относительно защиты экологии. Во всем
мире люди стремятся к максимальному уменьшению
загрязнения окружающей среды, также и
в Российской Федерации принят, к примеру,
уголовный кодекс, одна из глав которого
посвящена установлению наказания за
экологические преступления. Но, конечно,
не все пути к преодолению данной проблемы
решены и нам стоит самостоятельно заботиться
об окружающей среде и поддерживать тот
природный баланс, в котором человек способен
нормально существовать.
Второй вопрос,
который я поднимала в своем
реферате, был тоже довольно интересный
– это методика развития гибкости
человека. Литературные данные показали,
что для воспитания и совершенствования
гибкости методически важно определить
оптимальные пропорции в использовании
упражнений на растягивания, а также правильную
дозировку нагрузок. Упражнения на гибкость
рекомендуется включать в небольшом количестве
в утреннюю гимнастику, в подготовительную
часть урока по физической культуре, в
разминку при занятиях спортом.
В комплексы упражнений для
воспитания гибкости необходимо включать
упражнения на расслабление, которые обеспечивают
прирост подвижности за счет улучшения
способности мышц к расслаблению, следовательно,
к растягиванию.
Таким образом, можно сделать
вывод, что рассмотренная в данной работе
методика направленного развития гибкости
является достаточно изученной и её можно
применять на практике.
Список литературы
С. Г. Макевнин, А. А. Вакулин. Охрана природы. – М.: изд. Агропромиздат, 1991. – с.415
А. И. Воронцов, Е. А. Щетинский, И. Д. Никодимов. Охрана природы. – М.: изд. Агропромиздат, 1989. – с.320
Г. Н. Шейко, Л.А. Черномор. Задачи
санитарной общественности в охране окружающей
среды. – М.: изд. Медицина, 1986. – с.507
Пер. Ю. А. Банникова. Радиация.
– М.: изд. Мир, 1988. – с.267
Ю. В. Новиков. Вода как фактор
здоровья. – М.: изд. Знание, 1989. – с.458
Г. Б. Миринов. Заболевания органов дыхания: профилактика. – М.: изд. Знание, 1990. –
с.216
Ашмарин Б.А. - Теория и методика физического воспитания: Учебник. - М.: Просвещение, 1990.-287с.
Быков В.С. - Развитие двигательных
способностей учащихся: Учебное пособие.
- М.: Просвещение, 1998.-174с.
Настольная книга учителя физической культу-ры: Пособие для учителя / Под ред. проф. Л.Б. Кофмана. - М.: Академия, 2000.-372с.
Сермеев Б.В. Спортсменам о воспитании гибкости: Учебное пособие. - М.: Просвещение, 1970.-124с.
Фарфель B.C. - Управление упражнениями в спорте: Учебное пособие. - М.: Физкультура и спорт, 1975.-208с.
Чудинова П.Р. Воспитание гибкости у детей // Физическая культура в школе. - 1994. - №5. - С.7-16
Шакина Е.А. Определение гибкости
// Физическая культура в школе. - 1994. - №
7. - С.15-23