Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2013 в 19:53, реферат
Хорошая физическая подготовленность, определяемая уровнем развития основных физических качеств, является основой высокой работоспособности во всех видах учебной, трудовой и спортивной деятельности. Физическими (двигательными) качествами принято называть отдельные качественные стороны двигательных возможностей человека. Структурные основы развития физических качеств связаны с прогрессивными морфологическими и биохимическими изменениями в опорно-двигательном аппарате, в центральной и периферической нервной системе, во внутренних органах. Физические качества испытывают в своем развитии различное влияние генетических факторов (одни большее, другие меньшее).
Тема общей характеристики и возрастных особенностей физических качеств – одна из интереснейших и сложнейших проблем теории и методики физического воспитания, психологии спортивной тренировки и спортивной метрологии.
Хорошая физическая подготовленность, определяемая уровнем развития основных физических качеств, является основой высокой работоспособности во всех видах учебной, трудовой и спортивной деятельности. Физическими (двигательными) качествами принято называть отдельные качественные стороны двигательных возможностей человека. Структурные основы развития физических качеств связаны с прогрессивными морфологическими и биохимическими изменениями в опорно-двигательном аппарате, в центральной и периферической нервной системе, во внутренних органах. Физические качества испытывают в своем развитии различное влияние генетических факторов (одни большее, другие меньшее). У младших школьников основным видом деятельности становится умственный труд, требующий постоянной концентрации внимания, удержания тела в длительном сидячем положении за столом, необходимых в связи с этим волевых усилий. Процесс освоения любых двигательных действий (трудовых, спортивных, выразительных и т.д.) идёт значительно успешнее, если занимающийся имеет крепкие, выносливые и быстрые мышцы, гибкое тело, высокоразвитые способности управлять собой, своим телом, своими движениями. Наконец, высокий уровень развития физических способностей - важный компонент состояния здоровья. Из этого, далеко неполного перечня видно, насколько важно заботиться о постоянном повышении уровня физической подготовленности.
Составными компонентами методики воспитания физических качеств являются:
Эти же компоненты определяют направленность
педагогического воздействия в воспитании
физических качеств учащихся, увеличение
их двигательной функции с учетом их возрастного
и индивидуального развития.
Под двигательной функцией понимается
совокупность физических качеств, двигательных
навыков и умений детей, подростков и взрослых.
В то же время двигательная функция относится
к числу сложных физиологических явлений,
обеспечивающих противодействие условиям
внешней среды.
Развитие двигательного аппарат
Формирование двигательной функции у детей определяется не столько созреванием опорно-двигательного аппарата, сколько степенью зрелости высших центров регуляции движения. В период между 7-11 годами координация произвольных упражнений у детей значительно улучшается. Движения становятся разнообразнее и точнее, приобретают плавность и гармоничность. У детей 12-13 лет, занимающихся спортом, происходит более интенсивное развитие организма. Поэтому функциональные перестройки в этом возрасте создают благоприятные предпосылки для развития двигательных качеств.
Возрастное развитие различных мышечных групп происходит неравномерно и индивидуально: каждая из них в процессе онтогенеза проходит свой путь развития.
Каждый человек обладает некоторыми двигательными возможностями (например, может поднять какой-то вес, пробежать сколько-то метров за то или иное время и т.п.). Они реализуются в определённых движениях, которые отличаются рядом характеристик, как качественных, так и количественных. Так, например, спринтерский бег и марафонский бег предъявляют организму различные требования, вызывают проявление различных физических качеств.
В настоящее время
Несмотря на усилия учёных, длящиеся
уже около столетия, пока не создана
единая общепринятая классификация
физических (двигательных) способностей
человека. Наиболее распространённой
является их систематизация на два больших
класса. Кондиционные или энергетические
(в традиционном понимании физические)
способности в значительно большей мере
зависят от морфологических факторов,
биомеханических и гистологических перестроек
в мышцах и организме в целом. Координационные
способности преимущественно обусловлены
центрально-нервными влияниями (психофизиологическими
механизмами управления и регулирования).
Отметим также, что ряд специалистов скоростные
способности и гибкость не относят к группе
кондиционных способностей, а рассматривают
и как бы на границе двух классов.
Следует различать абсолютные (явные)
и относительные (скрытые, латентные) показатели
двигательных способностей. Абсолютные
показатели характеризуют уровень развития
тех или иных двигательных способностей
без учета их влияния друг на друга. Относительные
показатели позволяют судить о появлении
двигательных способностей с учетом этого
явления. Например, к абсолютным (явным)
показателям относятся скорость бега,
длина прыжка, поднятый вес, длина преодоленной
дистанции и т.д. Относительными (скрытыми)
показателями способностей являются,
например, показатели силы человека относительно
его массы, выносливость бега на длинную
дистанцию с учетом скорости, показатели
координационных способностей в отношении
к скоростным или скоростно-силовым возможностям
конкретного индивида. Абсолютных и относительных
показателей двигательных способностей
представлено довольно много. Вышеназванные
способности можно представить как существующие
потенциально, т.е. до начала выполнения
какой-либо двигательной деятельности
(их можно назвать потенциально существующими
способностями), и как проявляющейся реально,
в начале и в процессе выполнения этой
деятельности (актуальные двигательные
способности). Чтобы получить представление
о потенциальных способностях, необходимо
проследить за динамикой показателей
актуальных способностей в течение нескольких
лет. Если индивид сохраняет всегда высокое
ранговое место в своём классе или прогрессирует,
заметно опережая сверстников в ходе тренировок,
- это признак высоких потенциальных возможностей.
О специфических проявлениях
Так, основными компонентами координационных способностей являются способности к ориентированию, равновесию, реагированию, дифференцированию параметров движений, способности к ритму, перестроению двигательных действий, вестибулярная устойчивость, произвольное расслабление мышц. Эти способности относятся к специфическим координационным способностям. Основным компонентом структуры скоростных способностей считают быстроту реагирования, скорость одиночного движения, частоту движений и скорость, проявляемую в целостных двигательных действиях.
К проявлениям силовых
Результат развития ряда конкретных специальных и специфических двигательных способностей, своего рода их обобщение составляют понятия "общие координационные", "общие силовые", "общие скоростные" и "общие двигательные" способности. Под общими двигательными способностями следует понимать потенциальные и реализованные возможности человека, определяющие его готовность к успешному осуществлению различных по происхождению и смыслу двигательных действий. Специальные двигательные способности - это возможности человека, определяющие его готовность к успешному осуществлению сходных по происхождению и смыслу двигательных действий.
В психологической литературе традиционными являются представления о том, что в основе развития способностей, в том числе и двигательных (моторных), лежат биологически закреплённые предпосылки развития - задатки. Считают, что задатки, существенно влияя на процесс формирования способностей и содействуя успешному их развитию, вместе с тем не предопределяют одарённость человека к той или иной деятельности. Развитие способностей - результат сложного взаимодействия генетических и средовых факторов. Применительно к физической деятельности в качестве факторов среды выступают процессы направленного воспитания, обучения и тренировки. Задатки многозначны (многофункциональны), т.е. на основе одних и тех же предпосылок могут развиваться различные свойства организма, возникнуть неодинаковые совокупности признаков, разные формы их взаимодействия.
Задаток можно охарактеризовать как биологическую структуру, возникающую по генетическим законам развития и влияющую на морфологические и функциональные особенности организма, психическое развитие человека и способствующих успешному формированию особенностей.
Задаток как генетически закреплённая предпосылка развития, очевидно, влияет не только на временную последовательности формирования функций, развитие костно-двигательного аппарата, двигательных качеств, темпы прироста функциональных возможностей, но и на величину развития признака. В генетике степень развития признака определяют как наследственную норму реакции.
В процессе роста и развития животного организма наблюдаются особые периоды, когда повышается чувствительность к воздействиям внешней среды. Считают, что существует естественная периодизация развития, состоящая из взаимосвязанных, но отличающихся друг от друга этапов.
Этапы, на которых происходят значительные изменения, называют критическими периодами. Критическими потому, что они играют большую роль в развитии организма. Например, недостаточность в питании детей 8-9 и 12-13 лет приводит к значительному отставанию их физического развития, поскольку задерживается рост тканей трубчатых костей. Наиболее тяжело сказывается недостаточное питание в период полового созревания.
Все мы хорошо знаем, что ребёнка
нужно научить ходить в раннем дошкольном
возрасте. Если этого не произойдёт, то
в последующие годы становление вертикального
положения тела идёт очень медленно. Дети
выросшие до 11-13 лет вне человеческого
общества, ходят очень плохо и быстрее
передвигаются на четвереньках.
Известно также, что научить детей кататься
на коньках и велосипеде легче всего в
возрасте 6-8 лет (вероятно, потому, что
в эти годы активно развиваются органы
равновесия), при этом навык сохраняется
на долгие годы. А вот быстрее всего научить
детей плавать можно лишь в возрасте 9-11
лет, а не в дошкольном, как часто говорят
и пишут.
Детей младшего школьного возраста, особенно в период с 8 до 12 лет, можно обучить почти всем движениям, даже сложной координации, если при этом не требуется значительного проявления силы, выносливости и так называемой скоростной силы. Например, прыжкам порой трудно научить не потому, что детям не доступна координация движений в полёте, а потому, что они ещё не могут оттолкнуться ногами или руками (при опорных прыжках) с достаточной силой.
Поэтому чрезвычайно важно знать, в какие возрастные периоды происходит активное развитие двигательных качеств. Проведено много исследований по изучению возрастных особенностей развития силы, быстроты, выносливости и других двигательных возможностей детей. В лаборатории физического воспитания НИИ физиологии детей и подростков АПН СССР были накоплены многочисленные данные, специальный анализ которых показал, что:
1. Развитие различных двигательных качеств происходит разновременно (гетерохронно);
2. Величины годовых приростов различны в разные возрастные периоды и неодинаковы для мальчиков и девочек, а также отличаются относительными величинами, если сравнивать прироста разных двигательных способностей;
3. У большинства детей младшего и среднего школьного возраста показатели разных двигательных качеств различны по своему уровню, даже если рассматривать отдельные показатели быстроты и силы (например, если мальчик быстро пробегает короткую дистанцию, то это ещё не значит, что он сможет быстро реагировать на внезапный сигнал в игровой обстановке; уровень силовой выносливости у одного и того же ребёнка в большинстве случаев не совпадает с уровнем статической и динамической выносливости и т.д.);
4. Специальная тренировка одними и теми же методами при одинаковой по объёму и интенсивности физической нагрузке, разрешающей сопоставить данные детей разного возраста, пола и физического развития, даёт различный педагогический эффект и более высокий в период взлёта того или иного двигательного качества.
Несомненно, что эффект от уроков физической
культуры, занятий в спортивных секциях
и самостоятельных занятий
В течение первого года пребывания
детей в школе не выявляется сколько-нибудь
заметных изменений в развитии их
двигательных возможностей. Увеличение
объёма двигательной деятельности в
режиме дня первоклассников даёт
прирост лишь 10-20%.
С 8-9 лет происходит бурное развитие движений
в беге и плавании, причём скорость передвижения
в плавании имеет второй этап интенсивного
прироста с 14 до 16 лет. Максимальные величины
темпа бега и частоты вращения педалей
на велостанке достигается мальчиками
к 10, а девочками к 11 годам и в дальнейшем
почти не изменяются.
Сила мышц у девочек 9-10 лет при тренировке на скорость плавания возросла за 1 год так, что приблизилась к показателям 12-14 летних девочек; увеличение числа прыжковых упражнений на уроках физической культуры в младших классах на протяжении четырёх месяцев дало прирост в прыгучести, равный годовому или превышающие его.
Сила мышц и скоростно-силовые качества наиболее интенсивно нарастают в результате на начальных этапах пубертатного периода. Сила мышц спины и ног девочек интенсивно возрастает с 9-10 лет и почти прекращается после наступления менструации. У мальчиков четко выделяется два периода прироста силы мышц: с 9 до 11-12 лет и с 14 до 17 лет; прирост мышц рук заканчивается к 15 годам.