Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2013 в 19:53, реферат
Хорошая физическая подготовленность, определяемая уровнем развития основных физических качеств, является основой высокой работоспособности во всех видах учебной, трудовой и спортивной деятельности. Физическими (двигательными) качествами принято называть отдельные качественные стороны двигательных возможностей человека. Структурные основы развития физических качеств связаны с прогрессивными морфологическими и биохимическими изменениями в опорно-двигательном аппарате, в центральной и периферической нервной системе, во внутренних органах. Физические качества испытывают в своем развитии различное влияние генетических факторов (одни большее, другие меньшее).
Общая выносливость у мальчиков младшего школьного возраста претерпевает интенсивное развитие. В среднем школьном возрасте отмечается ее замедление, а в старшем - новое возрастание. У девочек с 8 до 13-14 лет этот показатель неуклонно повышается, а после 14 лет резко снижается. Энергичное нарастание выносливости к динамическим мышечным напряжениям отмечается у мальчиков и девочек 8-11 лет.
Выносливость к статическим усилиям различных групп мышц также претерпевает возрастные изменения. Большинство исследователей наивысший прирост времени поддержания статического усилия сгибателями кисти наблюдали в младшем школьном возрасте. Так, статическая выносливость кисти у мальчиков 8-11 лет увеличивается на 75,5%, 11 -14 лет на 11,4%, а в 14-17 лет на 10,4%. В остальных возрастах достоверные различия в подавляющем большинстве случаев наступают через 2-3 года.
Выраженное увеличение статической выносливости мышц кисти у девочек 8-15 лет также имеет место только с 8 до 10 лет. Затем выносливость к 15 годам снижается до уровня девочек 8 лет.
Выносливость к статическим усилиям мышц предплечья и туловища у мальчиков заметно растет от 8 до 17 лет. Наиболее значительное повышение показателя выносливости этих мышечных групп отмечается у детей младшего школьного возраста.
В характере возрастного
Из трех возрастов наименьший прирост выносливости приходится на средний школьный возраст: от 8 до 11 лет выносливость увеличивается на 76,5%, от 11 до 14 лет – на 32,9%, от 14 до 17 лет – на 63,1%.
Своеобразный ход
Выносливость мышц к статическим усилиям может быть также определена путем изменения времени, в течение которого дети различного возраста могут удерживать основные гимнастические позы – «вис» и «упор». Выносливость мышц при выполнении этих поз с возрастом увеличивается. С 7 до 17 лет выносливость девочек значительно меньше, чем выносливость мальчиков. Максимальное время при удержании позы «вис» у мальчиков отмечено в 14-летнем возрасте (4 мин 30 с), а у девочек в 11 лет (4 мин 35 с).
Время удержания позы «упор» увеличивается у мальчиков до 16 лет, а у девочек до 14 лет, после этого возраста прирост замедляется.
Возрастные изменения развития выносливости к скоростно-силовым усилиям у детей младшего и среднего школьного возраста свидетельствуют, что с возрастом наиболее быстрый темп прироста наблюдается с 9 до 10 лет. У мальчиков наблюдается прирост показателей с 8 до 10 лет и с 10 до 11 лет.
Под гибкостью понимают функциональные свойства опорно-двигательного аппарата, определяющие степень подвижности его звеньев. Различают активную и пассивную гибкость.
Анализ данных свидетельствует, что увеличение показателей суммарной подвижности позвоночного столба при сгибательных движениях у мальчиков и девочек 7-17 лет происходит неравномерно. У мальчиков оно довольно значительно в возрасте с 7 до 10 лет, в 11-13 лет прирост подвижности позвоночного столба замедляется, с 14 лет вновь начинается более активный прирост, достигающий больших величин в 15 лет. В 16-17 лет подвижность позвоночника уменьшается, опускаясь до уровня, который наблюдался в 9 лет.
У девочек в период от 7 до 14 лет показатели подвижности позвоночного столба при активных движениях увеличиваются, однако рост происходит неравномерно. В возрасте от 10 до 14 лет отмечено наибольшее увеличение подвижности позвоночного столба (34°). Самые высокие показатели подвижности позвоночного столба у 14-летних девочек. Однако в дальнейшем, к 17 годам, показатели уменьшаются, становясь даже ниже, чем у 11-летних. Сравнение данных показало, что у девочек 7-17 лет подвижность позвоночного столба при активных и пассивных движениях значительно выше, чем у мальчиков этого же возраста.
В возрасте 7-11 лет у мальчиков ежегодный прирост показателей активного сгибания выпрямленной ноги в среднем равняется 2,7°, пассивного -3,5°. В возрасте от 12 до 15 лет прирост в активном сгибании ноги составляет всего 6°, а показатели пассивного сгибания остаются без изменений. В 16-17 лет величина сгибания ноги значительно уменьшается. У девочек наблюдается равномерное увеличение этих показателей до 12 лет, а в более старшем возрасте величина сгибания ноги уменьшается.
Непрерывный, но неравномерный рост подвижности в суставах плечевого пояса у школьников происходит до 12-13-летнего возраста. За этот возрастной период подвижность при активных сгибательно-разгибательных движениях руки у мальчиков увеличивается на 21°, у девочек – на 9°, при пассивных сгибательно-разгибательных движениях соответственно на 17° и 14°. У девочек всех возрастов более выражена суммарная подвижность в суставах плечевого пояса.
По особенностям возрастных изменений подвижности суставов их разделяют на две группы.
В первую группу, характерную увеличением показателей подвижности до 14-15 лет с последующим их уменьшением, были включены позвоночный столб и тазобедренный сустав. Во вторую группу – плечевой сустав. Его отличительным признаком является увеличение подвижности до 11-13 лет, после чего показатели держатся на одном уровне и снижаются в 16-17-летнем возрасте.
Несмотря на отличия в показателях прироста подвижности различных суставов, отмечают общую закономерность ее развития. Так, в возрасте 7-11 лет происходит интенсивный прирост подвижности во всех суставах. В 12-15 лет подвижность достигает постоянной величины, а в 16-17 лет подвижность во всех исследованных суставах уменьшается.
Среди физических способностей ловкость занимает особое положение в связи с многообразными взаимосвязями с остальными физическими способностями. Общепринятая формулировка говорит о том, что ловкость может определяться: во-первых, как способность быстро овладевать новыми движениями (способность быстро обучаться) и, во-вторых, как способность быстро перестраивать двигательную деятельность в соответствии с внезапно меняющейся обстановкой. Одним из проявлений ловкости является точность пространственной ориентировки у школьников при стоянии и ходьбе с закрытыми глазами, прыжках в длину с места, метании в цель.
Амплитуда колебаний тела при естественном
удобном стоянии на горизонтальной
поверхности уменьшается у
Несмотря на то, что ребенок начинает
ходить в конце первого или
начале второго года жизни, совершенствование
способности правильно
Наибольшее интенсивное
Точность метания в
Помимо исследований пространственной точности при выполнении некоторых основных движений (в ходьбе, прыжках, метании), в литературе имеются данные, характеризующие точность двигательной ориентировки у школьников при элементарных движениях рук. Точность воспроизведения заданного мышечного напряжения у детей от 5 до 10 лет невелика. Она повышается лишь с 11 до 16 лет. В младшем школьном возрасте ошибка в воспроизведении напряжения в среднем составляет 23-30%, а в старшем – 15-21% исходной величины.
1. Физическое развитие в
2. В 12 - 13-летнем возрасте у подростков выявлено достоверное увеличение показателей общей выносливости, гибкости и силовых показателей. В 13 - 14 лет повышаются быстрота, координационные и силовые способности. В 14 - 15 - летнем возрасте отмечено повышение скоростно-силовых и координационных способностей.
3. При использовании методики, учитывающей
индивидуальную структуру
При равномерно-пропорциональном (комплексном)
развитии двигательных качеств соотношение
объемов рекомендуется
4. Наиболее эффективным для
Результаты теоретического анализа позволяют сделать вывод о том, что в среднем и старшем школьном возрасте (с 13-14 до 16-17 лет), в период наиболее интенсивного прироста максимальной силы, должен увеличиваться также объем средств тренировочного воздействия, что в значительной степени способствует повышению уровня данной физической способности.
В воспитании быстроты необходимо увеличить количество средств, направленных на совершенствование латентного периода в среднем школьном возрасте 10-12 лет. В возрасте 10-13 лет эффективно воспитывается еще одна из форм быстроты - скорость движения. Под влиянием тренировочных средств частота движений изменяется в сторону увеличения в возрасте 9-12 лет.
Выносливость наиболее целесообразно воспитывать в возрасте от 12-13 до 14-15 лет. Девочки уступают мальчикам в развитии выносливости, причем, чем старше возраст, тем различия больше.
Наиболее достоверному анализу мышечного напряжения поддается юношеская возрастная группа 15-17 лет, что определяет повышенные возможности для совершенствования ловкости.
Что касается воспитания гибкости, то здесь необходимо отметить, что средства воздействия должны распределяться дифференцированно. Так, для воспитания подвижности позвоночника при разгибании у мальчиков наиболее эффективный возраст 7-14 лет, а при сгибании - 7-10 лет. У девочек чувствительные периоды соответственно распределены в возрастах 7-12 и 14 лет.
Список использованных источников