Возрастное развитие физических качеств

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2013 в 19:53, реферат

Описание работы

Хорошая физическая подготовленность, определяемая уровнем развития основных физических качеств, является основой высокой работоспособности во всех видах учебной, трудовой и спортивной деятельности. Физическими (двигательными) качествами принято называть отдельные качественные стороны двигательных возможностей человека. Структурные основы развития физических качеств связаны с прогрессивными морфологическими и биохимическими изменениями в опорно-двигательном аппарате, в центральной и периферической нервной системе, во внутренних органах. Физические качества испытывают в своем развитии различное влияние генетических факторов (одни большее, другие меньшее).

Файлы: 1 файл

возрастные особенности развития физических качаств (Автосохраненный).doc

— 118.50 Кб (Скачать файл)

Общая выносливость у мальчиков  младшего школьного возраста претерпевает интенсивное развитие. В среднем школьном возрасте отмечается ее замедление, а в старшем - новое возрастание. У девочек с 8 до 13-14 лет этот показатель неуклонно повышается, а после 14 лет резко снижается. Энергичное нарастание выносливости к динамическим мышечным напряжениям отмечается у мальчиков и девочек 8-11 лет.

Выносливость к статическим  усилиям различных групп мышц также претерпевает возрастные изменения. Большинство исследователей наивысший прирост времени поддержания статического усилия сгибателями кисти наблюдали в младшем школьном возрасте. Так, статическая выносливость кисти у мальчиков 8-11 лет увеличивается на 75,5%, 11 -14 лет на 11,4%, а в 14-17 лет на 10,4%. В остальных возрастах достоверные различия в подавляющем большинстве случаев наступают через 2-3 года.

Выраженное увеличение статической  выносливости мышц кисти у девочек 8-15 лет также имеет место только с 8 до 10 лет. Затем выносливость к 15 годам снижается до уровня девочек 8 лет.

Выносливость к статическим  усилиям мышц предплечья и туловища у мальчиков заметно растет от 8 до 17 лет. Наиболее значительное повышение  показателя выносливости этих мышечных групп отмечается у детей младшего школьного возраста.

В характере возрастного изменения  статической выносливости разгибателей туловища есть определенные особенности. Так, в возрасте 14 лет наблюдается  уменьшение статической выносливости по сравнению с соответствующим  показателем в 13-летнем возрасте. Достоверные различия выявлены внутри групп младшего и среднего школьного возрастов. В старшем возрасте достоверных различий между соседними возрастами не обнаружено, они наблюдаются через 2-3 года. Этот факт свидетельствует о том, что выносливость разгибателей туловища у мальчиков больше подвержена изменению в младшем возрасте, чем в старшем.

Из трех возрастов наименьший прирост  выносливости приходится на средний  школьный возраст: от 8 до 11 лет выносливость увеличивается на 76,5%, от 11 до 14 лет – на 32,9%, от 14 до 17 лет – на 63,1%.

Своеобразный ход естественного  развития статической выносливости разгибателей туловища и ног зафиксирован у девочек 8-15 лет. Выносливость мышц ног мало изменяется с 8 до 14 лет и значительно возрастает к 15 годам.

Выносливость мышц к статическим усилиям может быть также определена путем изменения времени, в течение которого дети различного возраста могут удерживать основные гимнастические позы – «вис» и «упор». Выносливость мышц при выполнении этих поз с возрастом увеличивается. С 7 до 17 лет выносливость девочек значительно меньше, чем выносливость мальчиков. Максимальное время при удержании позы «вис» у мальчиков отмечено в 14-летнем возрасте (4 мин 30 с), а у девочек в 11 лет (4 мин 35 с).

Время удержания позы «упор» увеличивается у мальчиков до 16 лет, а у девочек до 14 лет, после этого возраста прирост замедляется.

Возрастные изменения развития выносливости к скоростно-силовым  усилиям у детей младшего и  среднего школьного возраста свидетельствуют, что с возрастом наиболее быстрый темп прироста наблюдается с 9 до 10 лет. У мальчиков наблюдается прирост показателей с 8 до 10 лет и с 10 до 11 лет.

    1. Развитие гибкости у школьников

Под гибкостью понимают функциональные свойства опорно-двигательного аппарата, определяющие степень подвижности  его звеньев. Различают активную и пассивную гибкость.

Анализ данных свидетельствует, что  увеличение показателей суммарной подвижности позвоночного столба при сгибательных движениях у мальчиков и девочек 7-17 лет происходит неравномерно. У мальчиков оно довольно значительно в возрасте с 7 до 10 лет, в 11-13 лет прирост подвижности позвоночного столба замедляется, с 14 лет вновь начинается более активный прирост, достигающий больших величин в 15 лет. В 16-17 лет подвижность позвоночника уменьшается, опускаясь до уровня, который наблюдался в 9 лет.

У девочек в период от 7 до 14 лет  показатели подвижности позвоночного столба при активных движениях увеличиваются, однако рост происходит неравномерно. В возрасте от 10 до 14 лет отмечено наибольшее увеличение подвижности позвоночного столба (34°). Самые высокие показатели подвижности позвоночного столба у 14-летних девочек. Однако в дальнейшем, к 17 годам, показатели уменьшаются, становясь даже ниже, чем у 11-летних. Сравнение данных показало, что у девочек 7-17 лет подвижность позвоночного столба при активных и пассивных движениях значительно выше, чем у мальчиков этого же возраста.

В возрасте 7-11 лет у мальчиков ежегодный прирост показателей активного сгибания выпрямленной ноги в среднем равняется 2,7°, пассивного -3,5°. В возрасте от 12 до 15 лет прирост в активном сгибании ноги составляет всего 6°, а показатели пассивного сгибания остаются без изменений. В 16-17 лет величина сгибания ноги значительно уменьшается. У девочек наблюдается равномерное увеличение этих показателей до 12 лет, а в более старшем возрасте величина сгибания ноги уменьшается.

Непрерывный, но неравномерный рост подвижности в суставах плечевого пояса у школьников происходит до 12-13-летнего возраста. За этот возрастной период подвижность при активных сгибательно-разгибательных движениях руки у мальчиков увеличивается на 21°, у девочек – на 9°, при пассивных сгибательно-разгибательных движениях соответственно на 17° и 14°. У девочек всех возрастов более выражена суммарная подвижность в суставах плечевого пояса.

По особенностям возрастных изменений  подвижности суставов их разделяют на две группы.

В первую группу, характерную увеличением показателей подвижности до 14-15 лет с последующим их уменьшением, были включены позвоночный столб и тазобедренный сустав. Во вторую группу – плечевой сустав. Его отличительным признаком является увеличение подвижности до 11-13 лет, после чего показатели держатся на одном уровне и снижаются в 16-17-летнем возрасте.

Несмотря на отличия в показателях  прироста подвижности различных суставов, отмечают общую закономерность ее развития. Так, в возрасте 7-11 лет происходит интенсивный прирост подвижности во всех суставах. В 12-15 лет подвижность достигает постоянной величины, а в 16-17 лет подвижность во всех исследованных суставах уменьшается.

    1. Развитие ловкости у школьников

Среди физических способностей ловкость занимает особое положение в связи с многообразными взаимосвязями с остальными физическими способностями. Общепринятая формулировка говорит о том, что ловкость может определяться: во-первых, как способность быстро овладевать новыми движениями (способность быстро обучаться) и, во-вторых, как способность быстро перестраивать двигательную деятельность в соответствии с внезапно меняющейся обстановкой. Одним из проявлений ловкости является точность пространственной ориентировки у школьников при стоянии и ходьбе с закрытыми глазами, прыжках в длину с места, метании в цель.

Амплитуда колебаний тела при естественном удобном стоянии на горизонтальной поверхности уменьшается у детей  до 12 лет; с 8 до 10 и с 11 до 12 лет это  уменьшение является достоверным, и  только с 12 лет изменения в величине смещения общего центра тяжести (ОЦТ) статистически не достоверны.

Несмотря на то, что ребенок начинает ходить в конце первого или  начале второго года жизни, совершенствование  способности правильно ориентироваться  в пространстве продолжается еще  многие годы и лишь в 12-летнем возрасте достигает показателей, близких к показателям взрослых. С 7 до 12 лет это улучшение является статистически достоверным. Ходьба достигает наибольшей прямолинейности у 13-летних школьников.

Наибольшее интенсивное развитие функции динамического равновесия происходит у детей 7-10 лет. Так, до 10 лет в среднем за год величина отклонений от прямой уменьшается на 10,2 см, а после 10 лет -на 3,7 см.

Точность метания в вертикальную цель также значительно повышается с возрастом. У мальчиков она достигает наибольшей величины в 14-15 лет, у девочек –  в 13 лет.

Помимо исследований пространственной точности при выполнении некоторых  основных движений (в ходьбе, прыжках, метании), в литературе имеются данные, характеризующие точность двигательной ориентировки у школьников при элементарных движениях рук. Точность воспроизведения заданного мышечного напряжения у детей от 5 до 10 лет невелика. Она повышается лишь с 11 до 16 лет. В младшем школьном возрасте ошибка в воспроизведении напряжения в среднем составляет 23-30%, а в старшем – 15-21% исходной величины.

 

Заключение

1. Физическое развитие в подростковом  возрасте протекает гетеродинамно  и гетерохронно. Периоды наибольшего  увеличения антропометрических  характеристик выявлены в возрасте  от 12 до 13 и от 14 до 15 лет. Для периода 12 - 13 лет характерно значительное увеличение росто-весовых показателей и окружности грудной клетки, а для периода 14 - 15 лет - рост мышечной массы и жизненной емкости легких.

2. В 12 - 13-летнем возрасте у  подростков выявлено достоверное увеличение показателей общей выносливости, гибкости и силовых показателей. В 13 - 14 лет повышаются быстрота, координационные и силовые способности. В 14 - 15 - летнем возрасте отмечено повышение скоростно-силовых и координационных способностей.

3. При использовании методики, учитывающей  индивидуальную структуру моторики, развитию ведущих двигательных  качеств предлагается уделять  от 65 до 80% от общего объема упражнений  в занятии. В возрасте 12 - 13 лет  скоростно-силовым качествам (если они не ведущие) отводится от 5 до 10% объема нагрузок, выносливости (не ведущей) - от 15 до 20%, силовым качествам (не ведущим) - от 5 до 10%. В возрасте 13 - 14 лет скоростно -силовым качествам и выносливости (если они не ведущие) - по 5 - 10%, силовым способностям (не ведущим) - от 15 до 20%.

При равномерно-пропорциональном (комплексном) развитии двигательных качеств соотношение  объемов рекомендуется следующее: по 35 % - на развитие скоростно - силовых  качеств и выносливости, 30% - на развитие силы.

4. Наиболее эффективным для повышения  уровня физического состояния  подростков 12 - 14 лет является тренировочный  режим, направленный на совершенствование  ведущих сторон моторики. При  этом у подростков выявлено  наибольшее количество позитивных  изменений в физической подготовленности, работоспособности и отдельных показателях вегетативной регуляции за период эксперимента. Это сопровождалось также меньшим приростом показателей острой заболеваемости в условиях эпидемии гриппа. Менее эффективен тренировочный режим, направленный на комплексное развитие двигательных качеств. В наименьшей степени продуктивным с точки зрения оздоровительного эффекта следует считать двигательный режим, направленный на развитие отстающих физических качеств.

Результаты теоретического анализа позволяют сделать вывод о том, что в среднем и старшем школьном возрасте (с 13-14 до 16-17 лет), в период наиболее интенсивного прироста максимальной силы, должен увеличиваться также объем средств тренировочного воздействия, что в значительной степени способствует повышению уровня данной физической способности.

В воспитании быстроты необходимо увеличить  количество средств, направленных на совершенствование  латентного периода в среднем школьном возрасте 10-12 лет. В возрасте 10-13 лет эффективно воспитывается еще одна из форм быстроты - скорость движения. Под влиянием тренировочных средств частота движений изменяется в сторону увеличения в возрасте 9-12 лет.

Выносливость наиболее целесообразно воспитывать в возрасте от 12-13 до 14-15 лет. Девочки уступают мальчикам в развитии выносливости, причем, чем старше возраст, тем различия больше.

Наиболее достоверному анализу  мышечного напряжения поддается  юношеская возрастная группа 15-17 лет, что определяет повышенные возможности для совершенствования ловкости.

Что касается воспитания гибкости, то здесь необходимо отметить, что средства воздействия должны распределяться дифференцированно. Так, для воспитания подвижности позвоночника при разгибании у мальчиков наиболее эффективный  возраст 7-14 лет, а при сгибании - 7-10 лет. У девочек чувствительные периоды соответственно распределены в возрастах 7-12 и 14 лет.

Список использованных источников

  1. Лубышева, Л.И. Концепция физкультурного образования: методология развития и технология реализации // Физическая культура : воспитание, образование, тре- нировка. – 1996. – № 1. – С. 11-17.
  2. Волков Л.В. Физические способности детей и подростков. – К.: Здоровя, 1981. – 120 с.
  3. Волков Л.В. Методика воспитания физических способностей школьников. – К.: Рад.шк., 1980. – 103 с.
  4. Теория и методика физического воспитания том 1/ Под ред., Круцевич Т.Ю. – К.: Олимпийская литература, 2003. – 424 с.
  5. Гужаловский А. Ф. Развитие двигательных качеств у школьников.— Минск, 1978.—88 с.
  6. Введение в теорию физической культуры / Под ред. Матвеева Л.П. – М.: Физкультура и спорт, 1983. – 128 с.

 


Информация о работе Возрастное развитие физических качеств