Врачебный контроль за юными спортсменами и школьниками

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2012 в 17:18, контрольная работа

Описание работы

Организм здорового человека имеет высокую сопротивляемость к воздействию разнообразных факторов внешней среды, в том числе и к болезнетворным микроорганизмам. Кроме того, органы нашего тела имеют большой запас прочности - огромный функциональный резерв, который организм использует в различных трудных ситуациях для защиты от повреждений и поддержания нормальных условий жизнедеятельности, т.е. для сохранения здоровья. Отклонения от нормы здоровья происходят в том случае, когда

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ЗАДАЧИ, СОДЕРЖАНИЕ, ФОРМЫ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ВРАЧЕБНОГО КОНТРОЛЯ……………………………………...5
ГЛАВА 2. ВРАЧЕБНЫЙ КОНТРОЛЬ ЗА ШКОЛЬНИКАМИ, ЮНЫМИ СПОРТСМЕНАМИ………………………………………………………………………….....8
ГЛАВА 3. ДЕЛЕНИЕ ДЕТЕЙ НА ГРУППЫ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ И УРОВНЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ………………………………………………………….….15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….20
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..22

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 105.50 Кб (Скачать файл)

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ  «ПОЛОЦКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

 

 

 

Спортивно-педагогический факультет

 

Кафедра теории и методики физического воспитания

 

 

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине «Спортивная медицина»

по теме «Врачебный контроль за юными спортсменами и школьниками»   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил                                                                         студент группы 08-ФСз

                                                                                           Лещенко А.В.

 

 

 

 

Проверила                                                                          преподаватель,

                                                                                             Миненок Е.В.

 

 

 

Новополоцк 2011

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3

ГЛАВА 1. ЗАДАЧИ, СОДЕРЖАНИЕ, ФОРМЫ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ  ВРАЧЕБНОГО КОНТРОЛЯ……………………………………...5

ГЛАВА 2. ВРАЧЕБНЫЙ КОНТРОЛЬ ЗА ШКОЛЬНИКАМИ, ЮНЫМИ СПОРТСМЕНАМИ………………………………………………………………………….....8

ГЛАВА 3. ДЕЛЕНИЕ ДЕТЕЙ НА ГРУППЫ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ И УРОВНЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ………………………………………………………….….15

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….20

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..22

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ.

Организм здорового человека имеет высокую сопротивляемость к воздействию разнообразных факторов внешней среды, в том числе и к болезнетворным микроорганизмам. Кроме того, органы нашего тела имеют большой запас прочности - огромный функциональный резерв, который организм использует в различных трудных ситуациях для защиты от повреждений и поддержания нормальных  условий жизнедеятельности, т.е. для сохранения здоровья. Отклонения от нормы здоровья происходят в том случае, когда естественные защитно-приспособительные реакции организма недостаточно активны и поэтому его устойчивость к любым повреждающим влияниям снижена. Характер же заболевания и его локализация (пострадают ли при  этом почки, сердце, мозг или желудочно-кишечный тракт) в значительной мере определяется конкретными особенностями данного организма.

       Таким  образом, естественно-защитные реакции  являются одним из самых главных  условий существования жизни  на земле. Они лежат в основе  приспособляемости - способности  живых органов сохранять и  совершенствовать  свою структуру и функции при различных изменениях внешней и внутренней среды. Защитно-приспособительные реакции могут быть специфическими и неспецифическими. Специфические - это иммунитет, вырабатываемый организмом на определенную инфекцию.  Например - иммунитет после перенесенных заболеваний - корь, оспа и т.д.

Неспецифическая сопротивляемость - общее биологическое свойство для  всего живого на земле, но у человека эта реакция (неспецифическая) путем  целенаправленного волевого укрепления, т.е. тренировка может неограниченно совершенствоваться. И основную роль в этом играют физические упражнения, которые способствуют повышению сопротивляемости организма к неблагоприятным факторам  внешней и внутренней среды.

Дефицит двигательной активности (гипокинезия),  поразивший наше  общество, в том числе и молодежь, является причиной снижения сопротивляемости организма, а следовательно и  общего уровня здоровья студентов всех курсов и особенно - старших.

Снижение физической активности ухудшает кровоснабжение тканей, доставку к ним кислорода, в результате возникает кислородное голодание головного мозга, сердца и других органов. Атрофия мышц  приводит к увеличению количество жировой ткани, нарушению обменных процессов, изменению состояния нервной системы, что способствует  быстрой утомляемости и эмоциональной неустойчивости.

Физическая нагрузка вызывает резкое учащение сердечных  сокращений, одышку, появляются боли в  области.

Таким образом, в результате снижения двигательной активности возникает  не только слабость и дряблость мышц,  ухудшаются физиологические процессы в организме, что приводит к ухудшению здоровья, работоспособности, раннему физиологическому старению.

Профилактика гиподинамии  в повседневной жизни достигается  полноценной физической активностью, систематическими занятиями физическими упражнениями.

Главным принципом физического  воспитания является его оздоровительная  направленность, что обеспечивается всем  содержанием и организацией работы по физическому воспитанию, в частности обязательностью  врачебного контроля.

Целью данной контрольной  работы является – изучение особенностей врачебного контроля за юными спортсменами и школьниками.

Задачи:

- определить задачи, содержание, формы, методы  врачебного контроля;

- описать особенности  врачебного контроля за школьниками и юными спортсменами, с группами здоровья.

.

 

 

 

ГЛАВА 1. ЗАДАЧИ, СОДЕРЖАНИЕ, ФОРМЫ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ВРАЧЕБНОГО КОНТРОЛЯ

В нашей стране впервые в мире врачебные наблюдения стали обязательным для всех физкультурников  и спортсменов. Система медицинского обеспечения лиц, занимающихся физической культурой и спортом, называется врачебным контролем в физическом воспитании.

Как научная  дисциплина врачебный контроль представляет собой самостоятельную отрасль  медицинской науки, изучающую состояние  здоровья, физическое развитие и функциональные возможности лиц, систематически занимающихся физическими упражнениями и спортом.

Врачебный контроль является важным звеном в научном  обосновании теории и практики  системы физического воспитания. Вместе с комплексом других научных дисциплин: физиологией, биохимией и гигиеной физических упражнений, спортивной травматологией — врачебный контроль составляет спортивную медицину.

Основная цель врачебного контроля в физическом воспитании — содействие эффективному использованию средств и методов физического воспитания для укрепления здоровья, повышения физического развития и физической подготовленности трудящихся нашей страны.

В соответствии с этим задачами врачебного контроля являются:

  • наблюдение за состоянием здоровья, физическим развитием и работоспособностью лиц, занимающихся физическими упражнениями и спортом;
  • наблюдение за правильным использованием средств и методов физического воспитания с учетом пола, возраста, состояния здоровья и физической подготовленности занимающихся;
  • предупреждение и устранение отрицательных явлений в процессе тренировки (перетренированности, переутомления и др.);
  • надзор за санитарно-гигиеническими условиями мест занятий,
  • предупреждение спортивных травм, также их лечение.

В настоящее  время вся работа по организации, планированию и руководству врачебным контролем осуществляется органами здравоохранения. Ими также проводится подготовка врачей — специалистов по физической культуре в системе институтов усовершенствования врачей и кафедр по врачебной физкультуре медицинских университетов (институтов). В областных центрах и крупных городах действуют физкультурно-врачебные диспансеры, которые непосредственно осуществляют врачебный контроль за ведущими спортсменами, обеспечивают медицинское обслуживание крупнейших соревнований, контролируют санитарное состояние спортивных сооружений, контролируют ведение врачебного контроля на предприятиях, в учебных заведениях, спортивных организациях. Врачебный контроль возложен на врачей городских и сельских лечебно-профилактических учреждений. В высших учебных заведениях, школах высшего спортивного мастерства, на крупных спортивных сооружениях и тренировочных центрах созданы кабинеты врачебного контроля [3,с.164].

Основная форма  врачебного контроля  —  врачебное обследование. Проводятся первичные, повторные и дополнительные обследования. Другими формами в.к. являются: врачебно-педагогические наблюдения во время занятий физическими упражнениями, санитарно-гигиенический контроль за местами и условиями проведения занятий по физической культуре и спорту, предупреждение спортивного травматизма и заболеваемости; медицинское обслуживание массовых оздоровительных, физкультурных и спортивных мероприятий: медицинское обслуживание оздоровительно-спортивных лагерей; санитарно-просветительская работа и пропаганда физической культуры и спорта.

Врачебные обследования могут проводиться в лабораторных условиях и в условиях спортивной деятельности. Комплексное врачебное  обследование в лабораторных условиях включает в себя следующие методы: общепринятый комплекс методов — анализ общий и спортивный, определение физического развития, физикальное обследование систем и органов, комбинированная функциональная проба, клинические анализы крови и мочи, электрокардиофафия, рентгеноскопия грудной клетки, рентгенокимография сердца; дополнительный комплекс инструментальных методов.

В условиях спортивной деятельности применяются методы: определение  воздействия тренировочного занятия, используя показатели частоты пульса, частоты дыхания, кровяного давления, динамометрии, спирометрии, веса тела и дополнительные инструментальные методы; испытания с повторными нагрузками, используя показатели пульса и частоты дыхания, определение кровяного давления, регистрация внешних признаков утомления, учет показателей работоспособности, учет субъективных ощущений и дополнительные инструментальные методы.

Медицинское обследование охватывает всех студентов вузов  и проводится в соответствии с  инструкцией об организации врачебного контроля за физическим воспитанием  студентов вузов страны, введенной в действие в 1972 году.

В начале учебного года студенты в обязательном порядке  проходят медицинское освидетельствование, антропометрические измерения. Периодические  медицинские осмотры занимающихся физической культурой и спортом проводятся не менее одного раза в год. Отдельные студенты по назначению врача или преподавателя проходят медицинские осмотры повторно[2,с.68].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. ВРАЧЕБНЫЙ КОНТРОЛЬ ЗА ШКОЛЬНИКАМИ, ЮНЫМИ СПОРТСМЕНАМИ.

Занятия физической культурой и спортом в детском и  подростковом возрасте стимулируют рост и развитие организма, обмен веществ, укрепление здоровья, способствуют лучшему протеканию пластических процессов, увеличивают функциональные возможности всех систем, а также имеют большое воспитательное значение.

Однако эти занятия обеспечивают более гармоничное развитие организма  школьника только при условии, что  они проводятся с учетом особенностей возрастного развития и под контролем  спортивного врача.

На основании динамики возрастного  развития организма выделяют следующие возрастные группы: 1) предшкольная (от 1 года до 3 лет); 2) дошкольная (от 4 до 6 лет); 3) младшая школьная (от 7 до 11 лет); 4) средняя школьная (от 12 до 15 лет) и 5) старшая школьная (от 16 до 18 лет). Возраст до 7 лет считается детским, с 8 до 14 – подростковым, с 15 до 20 – юношеским.

При проведении занятий физическими  упражнениями с детьми и при врачебном  контроле за ними обязательно должно учитываться, что развитие детского организма происходит волнообразно и в каждой возрастной группе есть свои особенности. Рост тела в длину изменяется неравномерно: периоды замедленного роста (7-10 лет) сменяются ускоренным ростом в 10-12 лет у девочек и 13-14 лет у мальчиков. Наибольшие приросты веса тела бывают в периоды относительно замедленного роста тела в длину, то есть с 7 до 10 и с 17 до 20 лет.

Периоды усиленного роста  характеризуются значительным повышением энергетических и пластических процессов  в организме. В эти периоды  организм наименее устойчив к неблагоприятным  факторам внешней среды: инфекциям, недостаткам питания, очень большим физическим нагрузкам. Напротив, в периоды наибольшей прибавки в весе и относительно замедленного роста организм отличается большей устойчивостью.

Темпы и уровень физического  развития подростков в значительной мере зависят от степени полового созревания. У подростков с признаками более раннего полового созревания показатели физического развития и физической подготовленности выше, чем у детей, у которых появление вторичных половых признаков задерживается.

Известно, что система физического  воспитания, все нормативные требования построены по паспортному возрасту. Однако между биологическим и  паспортным возрастом могут быть значительные расхождения, особенно в  возрасте 11-15 лет у девочек и 13-16 лет у мальчиков. При одном и том же паспортном возрасте встречаются значительные различия в степени полового созревания и уровне физического развития. Например, один 12-летний подросток по своим показателям может соответствовать 14-летнему, а другой 14-летний – 11-летнему. Следовательно, решающую роль в оценке развития детей и подростков играет биологический уровень зрелости, определенный на основании изучения выраженности вторичных половых признаков и показателей физического развития. При составлении программ учебных и тренировочных занятий за основу должен быть положен биологический возраст подростков, то есть их индивидуальные отклонения от паспортного возраста[2,с.102].

Информация о работе Врачебный контроль за юными спортсменами и школьниками