Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2012 в 17:18, контрольная работа
Организм здорового человека имеет высокую сопротивляемость к воздействию разнообразных факторов внешней среды, в том числе и к болезнетворным микроорганизмам. Кроме того, органы нашего тела имеют большой запас прочности - огромный функциональный резерв, который организм использует в различных трудных ситуациях для защиты от повреждений и поддержания нормальных условий жизнедеятельности, т.е. для сохранения здоровья. Отклонения от нормы здоровья происходят в том случае, когда
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ЗАДАЧИ, СОДЕРЖАНИЕ, ФОРМЫ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ВРАЧЕБНОГО КОНТРОЛЯ……………………………………...5
ГЛАВА 2. ВРАЧЕБНЫЙ КОНТРОЛЬ ЗА ШКОЛЬНИКАМИ, ЮНЫМИ СПОРТСМЕНАМИ………………………………………………………………………….....8
ГЛАВА 3. ДЕЛЕНИЕ ДЕТЕЙ НА ГРУППЫ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ И УРОВНЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ………………………………………………………….….15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….20
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..22
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
«ПОЛОЦКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
Спортивно-педагогический факультет
Кафедра теории и методики физического воспитания
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине «Спортивная медицина»
по теме «Врачебный контроль за юными спортсменами и школьниками»
Выполнил
Проверила
Новополоцк 2011
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
ГЛАВА 1. ЗАДАЧИ, СОДЕРЖАНИЕ, ФОРМЫ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ВРАЧЕБНОГО КОНТРОЛЯ……………………………………...5
ГЛАВА 2. ВРАЧЕБНЫЙ КОНТРОЛЬ ЗА ШКОЛЬНИКАМИ,
ЮНЫМИ СПОРТСМЕНАМИ………………………………………………
ГЛАВА 3. ДЕЛЕНИЕ ДЕТЕЙ НА ГРУППЫ
В ЗАВИСИМОСТИ ОТ СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ И
УРОВНЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ……………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..22
ВВЕДЕНИЕ.
Организм здорового человека имеет высокую сопротивляемость к воздействию разнообразных факторов внешней среды, в том числе и к болезнетворным микроорганизмам. Кроме того, органы нашего тела имеют большой запас прочности - огромный функциональный резерв, который организм использует в различных трудных ситуациях для защиты от повреждений и поддержания нормальных условий жизнедеятельности, т.е. для сохранения здоровья. Отклонения от нормы здоровья происходят в том случае, когда естественные защитно-приспособительные реакции организма недостаточно активны и поэтому его устойчивость к любым повреждающим влияниям снижена. Характер же заболевания и его локализация (пострадают ли при этом почки, сердце, мозг или желудочно-кишечный тракт) в значительной мере определяется конкретными особенностями данного организма.
Таким
образом, естественно-защитные
Неспецифическая сопротивляемость - общее биологическое свойство для всего живого на земле, но у человека эта реакция (неспецифическая) путем целенаправленного волевого укрепления, т.е. тренировка может неограниченно совершенствоваться. И основную роль в этом играют физические упражнения, которые способствуют повышению сопротивляемости организма к неблагоприятным факторам внешней и внутренней среды.
Дефицит двигательной активности (гипокинезия), поразивший наше общество, в том числе и молодежь, является причиной снижения сопротивляемости организма, а следовательно и общего уровня здоровья студентов всех курсов и особенно - старших.
Снижение физической активности ухудшает кровоснабжение тканей, доставку к ним кислорода, в результате возникает кислородное голодание головного мозга, сердца и других органов. Атрофия мышц приводит к увеличению количество жировой ткани, нарушению обменных процессов, изменению состояния нервной системы, что способствует быстрой утомляемости и эмоциональной неустойчивости.
Физическая нагрузка вызывает резкое учащение сердечных сокращений, одышку, появляются боли в области.
Таким образом, в результате снижения двигательной активности возникает не только слабость и дряблость мышц, ухудшаются физиологические процессы в организме, что приводит к ухудшению здоровья, работоспособности, раннему физиологическому старению.
Профилактика гиподинамии в повседневной жизни достигается полноценной физической активностью, систематическими занятиями физическими упражнениями.
Главным принципом физического воспитания является его оздоровительная направленность, что обеспечивается всем содержанием и организацией работы по физическому воспитанию, в частности обязательностью врачебного контроля.
Целью данной контрольной работы является – изучение особенностей врачебного контроля за юными спортсменами и школьниками.
Задачи:
- определить задачи, содержание, формы, методы врачебного контроля;
- описать особенности
врачебного контроля за школьни
.
ГЛАВА 1. ЗАДАЧИ, СОДЕРЖАНИЕ, ФОРМЫ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ВРАЧЕБНОГО КОНТРОЛЯ
В нашей стране впервые в мире врачебные наблюдения стали обязательным для всех физкультурников и спортсменов. Система медицинского обеспечения лиц, занимающихся физической культурой и спортом, называется врачебным контролем в физическом воспитании.
Как научная дисциплина врачебный контроль представляет собой самостоятельную отрасль медицинской науки, изучающую состояние здоровья, физическое развитие и функциональные возможности лиц, систематически занимающихся физическими упражнениями и спортом.
Врачебный контроль
является важным звеном в научном
обосновании теории и практики
системы физического
Основная цель врачебного контроля в физическом воспитании — содействие эффективному использованию средств и методов физического воспитания для укрепления здоровья, повышения физического развития и физической подготовленности трудящихся нашей страны.
В соответствии с этим задачами врачебного контроля являются:
В настоящее время вся работа по организации, планированию и руководству врачебным контролем осуществляется органами здравоохранения. Ими также проводится подготовка врачей — специалистов по физической культуре в системе институтов усовершенствования врачей и кафедр по врачебной физкультуре медицинских университетов (институтов). В областных центрах и крупных городах действуют физкультурно-врачебные диспансеры, которые непосредственно осуществляют врачебный контроль за ведущими спортсменами, обеспечивают медицинское обслуживание крупнейших соревнований, контролируют санитарное состояние спортивных сооружений, контролируют ведение врачебного контроля на предприятиях, в учебных заведениях, спортивных организациях. Врачебный контроль возложен на врачей городских и сельских лечебно-профилактических учреждений. В высших учебных заведениях, школах высшего спортивного мастерства, на крупных спортивных сооружениях и тренировочных центрах созданы кабинеты врачебного контроля [3,с.164].
Основная форма врачебного контроля — врачебное обследование. Проводятся первичные, повторные и дополнительные обследования. Другими формами в.к. являются: врачебно-педагогические наблюдения во время занятий физическими упражнениями, санитарно-гигиенический контроль за местами и условиями проведения занятий по физической культуре и спорту, предупреждение спортивного травматизма и заболеваемости; медицинское обслуживание массовых оздоровительных, физкультурных и спортивных мероприятий: медицинское обслуживание оздоровительно-спортивных лагерей; санитарно-просветительская работа и пропаганда физической культуры и спорта.
Врачебные обследования
могут проводиться в
В условиях спортивной деятельности применяются методы: определение воздействия тренировочного занятия, используя показатели частоты пульса, частоты дыхания, кровяного давления, динамометрии, спирометрии, веса тела и дополнительные инструментальные методы; испытания с повторными нагрузками, используя показатели пульса и частоты дыхания, определение кровяного давления, регистрация внешних признаков утомления, учет показателей работоспособности, учет субъективных ощущений и дополнительные инструментальные методы.
Медицинское обследование охватывает всех студентов вузов и проводится в соответствии с инструкцией об организации врачебного контроля за физическим воспитанием студентов вузов страны, введенной в действие в 1972 году.
В начале учебного
года студенты в обязательном порядке
проходят медицинское
ГЛАВА 2. ВРАЧЕБНЫЙ КОНТРОЛЬ ЗА ШКОЛЬНИКАМИ, ЮНЫМИ СПОРТСМЕНАМИ.
Занятия физической культурой и спортом в детском и подростковом возрасте стимулируют рост и развитие организма, обмен веществ, укрепление здоровья, способствуют лучшему протеканию пластических процессов, увеличивают функциональные возможности всех систем, а также имеют большое воспитательное значение.
Однако эти занятия
На основании динамики возрастного развития организма выделяют следующие возрастные группы: 1) предшкольная (от 1 года до 3 лет); 2) дошкольная (от 4 до 6 лет); 3) младшая школьная (от 7 до 11 лет); 4) средняя школьная (от 12 до 15 лет) и 5) старшая школьная (от 16 до 18 лет). Возраст до 7 лет считается детским, с 8 до 14 – подростковым, с 15 до 20 – юношеским.
При проведении занятий физическими упражнениями с детьми и при врачебном контроле за ними обязательно должно учитываться, что развитие детского организма происходит волнообразно и в каждой возрастной группе есть свои особенности. Рост тела в длину изменяется неравномерно: периоды замедленного роста (7-10 лет) сменяются ускоренным ростом в 10-12 лет у девочек и 13-14 лет у мальчиков. Наибольшие приросты веса тела бывают в периоды относительно замедленного роста тела в длину, то есть с 7 до 10 и с 17 до 20 лет.
Периоды усиленного роста характеризуются значительным повышением энергетических и пластических процессов в организме. В эти периоды организм наименее устойчив к неблагоприятным факторам внешней среды: инфекциям, недостаткам питания, очень большим физическим нагрузкам. Напротив, в периоды наибольшей прибавки в весе и относительно замедленного роста организм отличается большей устойчивостью.
Темпы и уровень физического развития подростков в значительной мере зависят от степени полового созревания. У подростков с признаками более раннего полового созревания показатели физического развития и физической подготовленности выше, чем у детей, у которых появление вторичных половых признаков задерживается.
Известно, что система физического воспитания, все нормативные требования построены по паспортному возрасту. Однако между биологическим и паспортным возрастом могут быть значительные расхождения, особенно в возрасте 11-15 лет у девочек и 13-16 лет у мальчиков. При одном и том же паспортном возрасте встречаются значительные различия в степени полового созревания и уровне физического развития. Например, один 12-летний подросток по своим показателям может соответствовать 14-летнему, а другой 14-летний – 11-летнему. Следовательно, решающую роль в оценке развития детей и подростков играет биологический уровень зрелости, определенный на основании изучения выраженности вторичных половых признаков и показателей физического развития. При составлении программ учебных и тренировочных занятий за основу должен быть положен биологический возраст подростков, то есть их индивидуальные отклонения от паспортного возраста[2,с.102].
Информация о работе Врачебный контроль за юными спортсменами и школьниками