Врачебный контроль за юными спортсменами и школьниками

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2012 в 17:18, контрольная работа

Описание работы

Организм здорового человека имеет высокую сопротивляемость к воздействию разнообразных факторов внешней среды, в том числе и к болезнетворным микроорганизмам. Кроме того, органы нашего тела имеют большой запас прочности - огромный функциональный резерв, который организм использует в различных трудных ситуациях для защиты от повреждений и поддержания нормальных условий жизнедеятельности, т.е. для сохранения здоровья. Отклонения от нормы здоровья происходят в том случае, когда

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ЗАДАЧИ, СОДЕРЖАНИЕ, ФОРМЫ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ВРАЧЕБНОГО КОНТРОЛЯ……………………………………...5
ГЛАВА 2. ВРАЧЕБНЫЙ КОНТРОЛЬ ЗА ШКОЛЬНИКАМИ, ЮНЫМИ СПОРТСМЕНАМИ………………………………………………………………………….....8
ГЛАВА 3. ДЕЛЕНИЕ ДЕТЕЙ НА ГРУППЫ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ И УРОВНЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ………………………………………………………….….15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….20
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..22

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 105.50 Кб (Скачать файл)

Детям свойственно высокая возбудимость нервной системы, в том числе  и центров, регулирующих деятельность двигательного аппарата и внутренних органов. Для детей и подростков характерны, большая подвижность корковых процессов и значительная лабильность нервно-мышечного аппарата. К 13-15 годам происходит интенсивное и разностороннее развитие двигательной функции, у подростков легко образуются самые разнообразные двигательные навыки. Вместе с тем, функциональные возможности сердечно-сосудистой и дыхательной систем у подростков и даже у юношей и девушек еще значительно ниже, чем у взрослых.

В частности, сердце у них по весу и размерам меньше, чем у взрослых, и поэтому ударный и минутный объемы сердца у юных спортсменов не достигают тех величин, которые наблюдаются у взрослых.

Эти и другие особенности  организма детей и подростков требуют тщательного врачебного контроля в процессе занятий физическими упражнениями и спортом.

К спортивной тренировке должны допускаться  только абсолютно здоровые дети. Целый  ряд отклонений в состоянии здоровья, которые не нарушают работоспособности  при обычных занятиях в школе, ограничивают или исключают занятия спортом, связанные с интенсивной тренировкой. Особо внимательно необходимо выявлять у детей и подростков очаги хронической инфекции. Замечено, что в период наиболее интенсивных нагрузок юные спортсмены с очагами хронической инфекции более подвержены простудным заболеваниям, гнойничковым поражениям кожи и др. Причиной этого могут быть утомление, вызванное напряженной мышечной деятельностью, и происходящее при этом снижение имуннобиологических, защитных сил организма. Поэтому перед началом интенсивных занятий спортом детей и подростков такие очаги инфекции должны быть ликвидированы.

Подросткам  свойственна высокая лабильность нервных приборов сердца. У них нередко выявляются нарушения ритма сердечных сокращений, что всегда требует специального врачебного исследования, так как в ряде случаев эти нарушения могут быть связаны с поражением сердца.

В период полового созревания у подростков иногда появляется так  называемая юношеская гипертония. Это  связано с нарушением сосудистого тонуса, возникающего при перестройке деятельности желез внутренней секреции (половых, щитовидной и надпочечников). Правильное проведение занятий физической культурой и спортом способствует снижению АД. Для этого следует уменьшить физические нагрузки и особенно ограничить количество соревнований (вплоть до их исключения), чтобы уменьшить эмоциональное возбуждение. Нужно также исключить упражнения с тяжестями (особенно со штангой), так как они могут способствовать дальнейшему повышению АД [5,с.126].

У подростков иногда встречается некоторое отставание размеров сердца от роста и увеличения веса тела, так называемое малое сердце. Адаптация аппарата кровообращения к физической нагрузке при «малом» сердце осуществляется с большим напряжением и менее экономно. В связи с этим работоспособность у таких подростков оказывается сниженной. Физические упражнения и занятия спортом оказывают благоприятное воздействие на подростка с «малым» сердцем, однако при этом требуется особенно осторожное повышение нагрузок и тщательный врачебный контроль.

Для оценки функционального состояния  юных спортсменов применяются различные  пробы. Для 7-10-летних применяется проба  с 20 приседаниями или 60 подскоками, выполняемыми за 30 секунд. У более старших и  систематически тренирующихся юных спортсменов используются пробы с 15-секундным бегом на месте в максимальном темпе и 1-2-минутным бегом на месте в темпе 180 шагов в 1 минуту, а также проба Летунова, подъемы на ступеньку определенной высоты, велоэргометрические нагрузки и др.

Принципы оценки проб такие же, как и у взрослых, но с учетом указанных выше возрастных особенностей.

Физическая работоспособность  детей и подростков может быть оценена количественно с помощью  Гарвардского степ-теста.

При исследовании детей и подростков относительно большее значение, чем у взрослых, имеет оценка физического развития. В возрасте от 4 до 11-12 лет мышцы туловища еще недостаточно хорошо фиксируют позвоночник при удержании статических поз. В связи с этим, а также в связи с большой пластичностью костного скелета у детей преподаватель (тренер) должен постоянно наблюдать за их правильной осанкой [1,с.24].

Важно также обращать внимание на симметричное развитие мышц правой и левой половины туловища, конечностей и мышц стопы. Последнее необходимо для предупреждения плоскостопия, которое может возникнуть у детей вследствие высокой пластичности мышц и связок стопы и голени. Чрезмерная нагрузка на мышцы стопы вызывает плоскостопие, которое не всегда удается ликвидировать.

При занятиях спортом детей и подростков должны соблюдаться следующие условия:

1. Систематический врачебный  контроль с учетом возрастных  особенностей. Дети, подростки, юноши  и девушки, занимающиеся спортом,  должны проходить медицинский  осмотр не менее 2 раз в год.

2. Строгое выполнение  преподавателем (тренером) врачебных  рекомендаций.

3. Допуск к занятиям  спортом только абсолютно здоровых  детей, в том числе не имеющих  очагов хронической инфекции.

4. Деление занимающихся  на группы, однородные по биологическому возрасту и уровню подготовленности; обязательная индивидуализация нагрузок.

5. Строгое соблюдение  режима (быта, питания), достаточный  отдых между нагрузками (юные  спортсмены должны спать не  менее 9-10ч в сутки), в период  экзаменов резкое уменьшение  физических нагрузок.

6. Обязательное соблюдение  регулярности и постепенности  в увеличении нагрузок. Специализация  юных спортсменов должна строиться  на базе широкой общей физической  подготовки.

7. Недопустимы перенос  особенностей режима и методики  тренировки взрослых спортсменов в практику работы с подростками, юношами и девушками (запрещена узкоспециализированная подготовка без достаточного применения общеразвивающих упражнений), частое использование максимальных (предельных) нагрузок, проведение тренировок с высокой интенсивностью и большим объемом нагрузок.

Существуют возрастные нормативы для начала занятий  в детских спортивных школах в  зависимости от вида спорта и начала выступлений в различных по масштабу и содержанию спортивных соревнованиях, а также для перехода в категорию взрослых спортсменов (табл. 2).

 

 

 

 

 

Таблица 2 Возраст начальной  подготовки в различных видах  спорта.

 

Возраст, лет

Каким видом спорта можно заниматься

(начальная подготовка)

7-8          

8-9             

7-10             

9-10   

              

9-12                

10-11 

10-12

     

11-12

          

12-13

 

12-14 

13-14 

14-15 

Плавание, гимнастика спортивная

Фигурное катание на коньках 

Настольный теннис, теннис

Прыжки в воду, лыжный спорт (прыжки с трамплина и горные виды), прыжки на батуте

 Лыжные гонки 

Художественная гимнастика, бадминтон

 Конькобежный спорт,  лыжный спорт (двоеборье), футбол, легкая атлетика, парусный спорт,  шахматы и шашки Акробатика, баскетбол,  волейбол, ручной мяч, водное поло, хоккей с шайбой и мячом, стрельба из лука

Борьба классическая, вольная, самбо, конный спорт, гребля академическая, стрельба, фехтование

Бокс 

Велосипедный спорт, гребля на байдарках и каноэ 

Тяжелая атлетика


 

В занятиях с детьми и  подростками средства физической культуры и спорта подбираются в зависимости от этапа спортивной подготовки, рассчитанной на ряд лет: І этап – начальная подготовка, ІІ этап – специальная подготовка, ІІІ этап – спортивное совершенствование[7,с.282].

На этапе начальной  подготовки детей и подростков основное содержание занятий составляют обучение технике избранного вида спорта и разнообразные средства общефизической подготовки. Длительность этапа – 1-2 года. Первое участие в соревнованиях должно быть в конце этого этапа.

Этап специальной подготовки характеризуется тем, что все больший удельный вес в нем занимает совершенствование техники и тренировка в избранном виде спорта. Этап спортивного совершенствования начинается через 2-3 года после начала систематических занятий. Наряду с тренировкой в избранном виде спорта на этом этапе не теряют своего знания средства общей физической подготовки, объем которых лишь несколько снижается.

Постепенность в соревновательных нагрузках устанавливается путем  дозирования их числа в течение  года: с 13-14 лет – не более 5-10 соревнований, в 17-18 лет – до 20. Учитывается также масштаб соревнования: в младшем школьном возрасте разрешается участвовать только в соревнованиях внутри школы, в среднем – в городских, а в старшем – в республиканских соревнованиях[6,с.248].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 3. ДЕЛЕНИЕ  ДЕТЕЙ НА ГРУППЫ В ЗАВИСИМОСТИ  ОТ СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ И УРОВНЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ

Комплексная оценка состояния здоровья складывается из оценки уровней и гармоничности физического и нервно-психического развития ребенка; степени резистентности и реактивности организма (степень сопротивляемости организма неблагоприятным факторам); функционального состояния основных систем организма; наличия или отсутствия хронических заболеваний (в т.ч. врожденной патологии). На этом основании учащиеся со сходным состоянием могут быть отнесены к группам здоровья:

группа здоровья I – дети здоровые, с нормальным развитием  и нормальным уровнем функций, и  дети, имеющие внешние компенсированные врожденные дефекты развития;

группа здоровья II – дети здоровые, но с факторами риска по возникновению патологии, функциональными и некоторыми морфологическими отклонениями, хроническими заболеваниями в стадии стойкой клинико-лабораторной ремиссии не менее 3–5 лет, врожденными пороками развития, не осложненными заболеваниями одноименного органа или нарушением его функции, а также со сниженной сопротивляемостью к острым хроническим заболеваниям;

группа здоровья III – дети с хроническими заболеваниями  и врожденными пороками развития разной степени активности и компенсации, с сохраненными функциональными возможностями;

группа здоровья IV – дети, имеющие значительные отклонения в состоянии здоровья постоянного (хронические заболевания в стадии субкомпенсации) или временного характера, но без выраженного нарушения самочувствия, со сниженными функциональными возможностями;

группа здоровья V – дети, больные хроническими заболеваниями  в состоянии декомпенсации, со значительно  сниженными функциональными возможностями.

На основании  результатов медицинского осмотра  учащихся врач делает заключение о состоянии здоровья и уровне физического развития каждого ученика, обращая внимание на особенности состояния опорно-двигательного аппарата и других органов, участвующих в выполнении отдельных упражнений. Оценку уровня физической подготовленности дают на основе спортивного анамнеза, анализа успеваемости и наблюдений, проведенных во время выполнения тестовых физических упражнений.

Принципы ведения  занятий физической культурой

Все школьники  на основании медицинского заключения распределяются на три группы: основную, подготовительную и специальную. Основным критерием для включения в ту или иную медицинскую группу являются уровень здоровья и функциональное состояние организма. Для распределения в специальную медицинскую группу необходимо установление диагноза с обязательным учетом степени нарушения функций организма.

К основной медицинской  группе при занятиях физической культурой  целиком относится группа здоровья I, а также частично группа здоровья II (в тех случаях, когда имеющееся заболевание не накладывает существенных ограничений на двигательный режим). Это школьники без отклонений в состоянии здоровья и физическом развитии, имеющие хорошее функциональное состояние и соответствующую возрасту физическую подготовленность, а также учащиеся с незначительными (чаще функциональными) отклонениями, но не отстающие от сверстников в физическом развитии и физической подготовленности. Например: умеренно выраженная избыточная масса тела, некоторые функциональные нарушения органов и систем, дискинезия некоторых органов, кожно-аллергические реакции, уплощение стоп, слабо выраженная нейроциркуляторная дистония, легкие астенические проявления.

Отнесенным  к этой группе разрешаются занятия  в полном объеме по учебной программе физического воспитания, подготовка и сдача тестов индивидуальной физической подготовленности. Им рекомендуются занятия видом спорта в спортивных кружках и секциях, группах ДЮСШ и ДЮКФП с подготовкой и участием в спортивных соревнованиях, турнирах, спартакиадах, спортивных праздниках и т.п.

Информация о работе Врачебный контроль за юными спортсменами и школьниками