Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2013 в 23:09, курсовая работа
Постановка проблемы и актуальность: проблема употребления алкоголя, табака и наркотиков очень актуальна в наши дни. Сейчас их потребление характеризуется огромными цифрами. От этого страдает все общество, но в первую очередь, под угрозу ставится подрастающее поколение: дети, подростки, молодежь, а также здоровье будущих матерей. Ведь алкоголь, табак и наркотики особенно активно влияют на несформировавшийся организм, постепенно разрушая его.
Введение……………………………………………………………………….3
Глава I. Теоретические основы изучения влияния вредных привычек на организм человека
1.1. Влияние курения на здоровье ………………………………………….5
1.2. Влияние алкоголя на организм человека………………………….......10
1.3. Наркомания и ее пагубное влияние на организм………………….….18
Вывод по главе I…………………………………………………………...22
Глава II. Профилактические мероприятия по борьбе с вредными привычками
2.1. Работа образовательного учреждения по профилактике вредных привычек и пропаганде здорового образа жизни………………………….23
2.2. Влияние физической культуры в борьбе с вредными привычками…30
Вывод по главе II…………………………………………………………..35
Заключение…………………………………………………………………..37
Список используемой литературы…………………………………............39
Обстоятельства, оказывающие воздействие на приобщение к наркотикам:
- структура семьи (характер взаимоотношений, воздействие на подростка), психофизические особенности подростка (в отношениях с семьей и окружающими);
- особенности характера подростка (это факторы, осложняющие или выправляющие особенности формирующейся личности).
Мотивы обращения к наркотикам:
- удовлетворение любопытства;
- подражание, желание быть принятым в определенной группе людей;
- «взрослость», «независимость», следовать примеру лидера, доказать другим. [17, с. 55-56]
Стадии развития наркомании:
Начальный период – носит навязчивый характер, появляется психическая зависимость, растет устойчивость организма к действию наркотиков, может принимать дозы и чувствует себя комфортно.
Развернутая стадия – физическая зависимость, психическое, непреодолимое влечение к наркотикам, дискомфорт, появляется абстинентный синдром, депрессия, беспокойство, страх сопровождаются гневом, агрессивной злобой к окружающим, расстройства сна, расстройства деятельности желудочно-кишечного тракта, болезненные ощущения мышц, костей, непереносимость громких звуков, нарушение движений, деградация личности (если не дать наркотик, то может умереть), попытки к самоубийству. [17, с. 22]
Если уж человека кто-то втянул или вы сами попробовали этого яда, то помните: лечение наркомании – процесс долгий, часто дорогостоящий, и, к сожалению, часто безуспешный. Молодые люди должны знать, что ни в коем случае нельзя пытаться лечиться самим.
При наркомании чаще, чем при алкоголизме, наступает смерть от передозировки наркотических препаратов. Лечиться надо только в стационаре, где больному окажут помощь и нарколог, и психиатр, и другие врачи-специалисты. Но часто для возвращения к нормальной жизни понадобятся услуги и психолога.
Признаки наркомании.
Прямые – опьянение, нарушение мышления,
неустойчивость поведения, неуверенная
походка, лихорадочный блеск или помутнение
глаз. Лицо красное или бледное. Зрачки
сужены или расширены. Язык заплетается,
веселость, паясничание и дурашливость,
злобность или агрессивность.
Косвенные – ампулы, сырье, шприцы, следы
инъекций на коже. Изменяется стиль и образ
жизни, протест родителям, бунт, одиночество,
приступы, беспричинная веселость, апатия,
леность, заторможенность.
Последствия приема наркотиков:
1)физические – жжение в глазах, дрожь, головная боль, головокружение, колики, позывы к мочеиспусканию или дефекации, настороженность, подозрительность, тревога, грусть, раздражение, апатия, тахикардия, повышенное кровяное давление, повышенная температура, аритмия, эпилепсоидные припадки, смерть.
Помните: лечение таких больных – процесс
долгий и, к сожалению, часто безуспешный.
Помните: ни в коем случае нельзя пытаться
лечиться самим, особенно воздержанием
от наркотиков.
Помните: лечится надо только в стационаре, где больному окажут помощь и нарколог, и психиатр, и другие врачи – специалисты.
2)Психические – маниакальное психопатическое поведение, теряется интерес к работе, семье, теряется вес, анемия, истощение.
3)Социальные – сближение с наркоманами, потеря друзей, работы, семьи; готовность к преступлению ради новой дозы. [17, с. 71]
Вывод по главе I
Таким образом, исходя из главы I, мы можем сказать, что современный мир полон удивительных, порой самых мрачных парадоксов. Вот один из них. Чем выше уровень развития человечества, чем сложнее и утонченнее цивилизация, тем активнее и чаще стремление к самоуничтожению. И дело не только в войнах. Пожалуй, одним из самых губительных факторов, явлений, прямо скажем, самоубийственных, является все большее и большее распространение, особенно среди молодежи, курения, пьянства и наркомании. Их мягко и деликатно называют вредными привычками. Но они хуже инфекции. Они ежегодно отравляют, разрушают здоровье и уносят жизни тысяч людей. И все это на добровольных началах, человек сам отравляет, разрушает и убивает себя.
Алкоголизм, курение, наркомания – это самые вредные привычки для организма человека. Эти привычки наносят непоправимый вред не только самому человеку, а и его потомству, а также семье, коллективу и обществу в целом. Главными причинами привыкания к негативным привычкам являются: слабая организация воспитательной работы, недостаточная информированность подростков о негативном влиянии вредных привычек на их организм. Алкоголизм, курение и наркомания отрицательно влияют не на один какой либо орган человека, а практически на все органы и системы организма. Одно из страшных последствий этих привычек – это их влияние на потомство. Дети у этих родителей зачастую рождаются слабыми, неполноценными. Как правило – люди, которые длительное время злоупотребляли алкоголем, долгое время курили или употребляли наркотики, они укорачивают себе жизнь не на один десяток лет или вообще умирают в молодом возрасте. Все эти вредные привычки наносят не только физическую боль, ведут к моральной деградации, но и наносят большой ущерб человеку и обществу.
Глава II. Профилактические мероприятия по борьбе с вредными привычками
2.1 Работа образовательного учреждения по профилактике вредных привычек и пропаганде здорового образа жизни
Профилактика - лучшая методика борьбы с алкоголизмом, курением и наркотической зависимостью.
Невозможно обойти вниманием такие важные проблемы, связанные со здоровьем подростков, как курение, злоупотребление алкоголем, употребление наркотических средств. Эти явления, получившие название “вредные привычки”, широко распространены сегодня в молодежной среде и оказывают огромное влияние на жизнь подростков любой возрастной группы.
В настоящее время профилактика употребления ПАВ у детей и подростков выходит на общегосударственный уровень и предполагает консолидацию усилий различных ведомств при ведущей роли системы образования.
Ведущая роль системы
образования в первичной
- изменение ценностного отношения детей и молодежи к наркотикам, формирование личной ответственности за свое поведение, обусловливающее снижение спроса на психоактивные вещества в молодежной среде.
- сдерживание вовлечения детей и молодежи в прием наркотических средств за счет пропаганды здорового образа жизни, формирования антинаркотических установок и профилактической работы, осуществляемой сотрудниками образовательных учреждений.
С ориентацией на Концепцию профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде школы была разработана Программа “Здоровье”. В программе принимают участие все субъекты образовательного процесса. Цель школьной программы - создание безопасной образовательной среды, обеспечивающей условия для личностного развития учащихся и их ориентацию на здоровый образ жизни и укрепление физического здоровья. [12, с. 89]
Ожидаемый результат
деятельности - личностный рост всех участников
образовательного процесса, осознанное
отношение к собственному здоровью.
Современная концепция
При проведении профилактической работы работники школы учитывают организационные принципы профилактики, определенные в Концепции Комплексной активной профилактики и реабилитации:
1 принцип - комплексность - подразумевает комплексное взаимодействие органов и учреждений.
Администрацией школы совместно с ОВД составлен план организации работы по защите прав детства, профилактике безнадзорности, правонарушений и употребления ПАВ.
Организуя сотрудничество с различными субъектами профилактики, педагогический коллектив школы учитывает Рекомендации по осуществлению взаимодействия органов управления образования, образовательных учреждений, органов внутренних дел и органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ в организации работы по предупреждению и пресечению правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, в образовательных учреждениях.
В рамках реализации
программы налажено тесное взаимодействие
с различными субъектами системы
профилактики: Управление образования,
амбулатория, ОВД, центр психолого-медико-социаль
2 принцип - дифференцированность профилактических подходов: по возрасту, по степени вовлеченности в наркогенную ситуацию, по степени наличия факторов риска развития наркозависимости.
Так, при планировании
и реализации работы с младшими школьниками,
основной целью ставим формирование
негативного отношения к
Задачи профилактической работы с подростками:
Научиться содержательному проведению досуга, практике самопознания и самовоспитания; уметь строить реальные жизненные планы и искать пути их реализации; осознать негативные последствия приема наркотиков, уметь применять способы отказа от наркотиков.
3 принцип - аксиологичность - предполагает формирование у детей и молодежи представлений о, здоровом образе жизни, законопослушности. Воспитание у ребенка готовности избежать приобщения к одурманиванию невозможно без осознания им личностной ценности здоровья, важности и необходимости соблюдения законов здорового образа жизни, овладения приемами и навыками сохранения и укрепления своего организма. С этой целью нами проводится целенаправленная работа с учащимися школы.
4 принцип - многоаспектность - включает сочетание различных направлений целевой профилактической деятельности. Учитывая этот принцип, администрацией разработана многоаспектная, комплексная программа “Здоровье”, в которую включены разнообразные формы, методы работы.
5 принцип - непрерывность - профилактическая работа не должна ограничиваться только временем пребывания ребенка в школе, что обеспечивается благодаря привлечению к работе системы дополнительного образования. [9, с. 11-23]
Можно выделить три основных направления работы школы по профилактике употребления ПАВ:
1. работа с детьми:
1) воспитательная работа — повышение культурного уровня, организация разумного использования досуга школьников, развитие сети кружков и факультативов
Вся учебная программа средней общеобразовательной школы дает возможность для сообщения научной информации о физиологических и социальных последствиях употребления алкоголя, наркотиков, курения при изучении различных дисциплин. На уроках литературы, биологии, обществознания, истории, химии, ОБЖ и др. учителя находят убедительные факты, показывающие учащимся пагубное влияние наркотических веществ на здоровье и быт человека.
Важную роль в профилактической работе имеет альтернативная употреблению ПАВ деятельность. С этой целью большое значение мы уделяем развитию сети дополнительного образования. Анализируя занятость учащихся школы в кружках и секциях за последние три года, можно отметить, что происходит постепенное увеличение % охвата учащихся досуговой деятельностью. Так, в 2005 - 2006 учебном году охват учащихся школы составлял 91 %, в 2006 — 2007 и 2007 — 2008 учебных годах - 93 %. Занятость учащихся, состоящих на учете, составляет 100 %. [5, с. 19]
2) оздоровительное воспитание - пропаганда здорового образа жизни, развитие физкультурного движения, искоренение вредных привычек
Реализуя работу в данном направлении, в школе проводятся мероприятия для учащихся, используются разнообразные формы работы:
Педагоги в своей работе используют газету о наркомании, ее проблемах и последствиях “Пока не поздно”. Используется в работе различная методическая литература, в частности комплект “Все цвета, кроме черного”.
Доказано, что систематическая двигательная активность человека приводит к выработке у него эндорфинов, повышающих эмоциональные и снимающих депрессивные состояния, страхи, комплекс неполноценности и неуверенности в себе. Поэтому особо важным является включение в программу профилактики наркомании и других вредных привычек регулярных занятий физической культурой и спортом. [14, с. 43-49]