Задачи, содержание, формы, методы и организация врачебного контроля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2010 в 13:40, контрольная работа

Описание работы

В нашей стране впервые в мире врачебные наблюдения стали обязательным для всех физкультурников и спортсменов. Система медицинского обеспечения лиц, занимающихся физической культурой и спортом, называется врачебным контролем в физическом воспитании.

Файлы: 1 файл

врачебные наблюдения.docx

— 62.46 Кб (Скачать файл)

Задачи, содержание, формы, методы и организация  врачебного контроля

    В нашей стране впервые в мире врачебные  наблюдения стали обязательным для  всех физкультурников и спортсменов. Система медицинского обеспечения  лиц, занимающихся физической культурой  и спортом, называется врачебным  контролем в физическом воспитании.

    Как научная дисциплина врачебный контроль представляет собой самостоятельную  отрасль медицинской науки, изучающую  состояние здоровья, физическое развитие и функциональные возможности лиц, систематически занимающихся физическими  упражнениями и спортом.

    Врачебный контроль является важным звеном в  научном обосновании теории и  практики Российской (Советской) системы  физического воспитания. Вместе с  комплексом других научных дисциплин: физиологией, биохимией и гигиеной физических упражнений, спортивной травматологией — врачебный контроль составляет спортивную медицину.

    Основная  цель врачебного контроля в физическом воспитании — содействие эффективному использованию средств и методов  физического воспитания для укрепления здоровья, повышения физического  развития и физической подготовленности трудящихся нашей страны.

    В соответствии с этим задачами врачебного контроля являются:

    * наблюдение за состоянием здоровья, физическим развитием и работоспособностью  лиц, занимающихся физическими  упражнениями и спортом;

    * наблюдение за правильным использованием  средств и методов физического  воспитания с учетом пола, возраста, состояния здоровья и физической  подготовленности занимающихся;

    * предупреждение и устранение  отрицательных явлений в процессе  тренировки (перетренированности, переутомления и др.);

    * надзор за санитарно-гигиеническими  условиями мест занятий,

    * предупреждение спортивных травм,  также их лечение.

    В настоящее время вся работа по организации, планированию и руководству  врачебным контролем осуществляется органами здравоохранения. Ими также  проводится подготовка врачей — специалистов по физической культуре в системе  институтов усовершенствования врачей и кафедр по врачебной физкультуре  медицинских университетов (институтов). Общий контроль за постановкой медицинского обслуживания занимающихся физической культурой и спортом возложен на Комитет по физической культуре и спорту при СМ России (раньше при СМ СССР), который в этой работе опирается на Научно-методический Совет и Федерацию спортивной медицины. В областных центрах и крупных городах действуют физкультурно-врачебные диспансеры, которые непосредственно осуществляют врачебный контроль за ведущими спортсменами, обеспечивают медицинское обслуживание крупнейших соревнований, контролируют санитарное состояние спортивных сооружений, контролируют ведение врачебного контроля на предприятиях, в учебных заведениях, спортивных организациях. Врачебный контроль возложен на врачей городских и сельских лечебно-профилактических учреждений. В высших учебных заведениях, школах высшего спортивного мастерства, на крупных спортивных сооружениях и тренировочных центрах созданы кабинеты врачебного контроля.

    Основная  форма в.к. — врачебное обследование. Проводятся первичные, повторные и  дополнительные обследования. Другими  формами в.к. являются: врачебно-педагогические наблюдения во время занятий физическими  упражнениями, санитарно-гигиенический  контроль за местами и условиями проведения занятий по физической культуре и спорту, предупреждение спортивного травматизма и заболеваемости; медицинское обслуживание массовых оздоровительных, физкультурных и спортивных мероприятий: медицинское обслуживание оздоровительно-спортивных лагерей; санитарно-просветительская работа и пропаганда физической культуры и спорта.

    Врачебные обследования могут проводиться  в лабораторных условиях и в условиях спортивной деятельности. Комплексное  врачебное обследование в лабораторных условиях включает в себя следующие  методы: общепринятый комплекс методов  — анализ общий и спортивный, определение физического развития, физикальное обследование систем и органов, комбинированная функциональная проба, клинические анализы крови и мочи, электрокардиофафия, рентгеноскопия грудной клетки, рентгенокимография сердца; дополнительный комплекс инструментальных методов.

    В условиях спортивной деятельности применяются  методы: определение воздействия  тренировочного занятия, используя  показатели частоты пульса, частоты  дыхания, кровяного давления, динамометрии, спирометрии, веса тела и дополнительные инструментальные методы; испытания  с повторными нагрузками, используя  показатели пульса и частоты дыхания, определение кровяного давления, регистрация внешних признаков  утомления, учет показателей работоспособности, учет субъективных ощущений и дополнительные инструментальные методы.

    Медицинское обследование охватывает всех студентов  вузов и проводится в соответствии с инструкцией об организации  врачебного контроля за физическим воспитанием студентов вузов страны, введенной в действие в 1972 году.

    В начале учебного года студенты в обязательном порядке проходят медицинское освидетельствование, антропометрические измерения. Периодические  медицинские осмотры занимающихся физической культурой и спортом проводятся не менее одного раза в год. Отдельные студенты по назначению врача или преподавателя проходят медицинские осмотры повторно.

Морфофункциональные характеристики возрастных особенностей

    школьников. Врачебный контроль за школьниками, юными спортсменами, студентами, лицами среднего и пожилого возраста

    Организм  школьника по своим анатомо-физиологическим  и функциональным возможностям отличается от организма взрослого человека. Дети более чувствительны к факторам внешней среды (перегревание, переохлаждение и др.) и хуже переносят физические перегрузки. Поэтому правильно спланированные занятия, дозированные по времени и сложности, способствуют гармоничному развитию школьника, и, напротив, ранняя специализация, достижение результатов любой ценой часто ведут к травматизму и серьезным заболеваниям, тормозят рост и развитие.

    У детей младшего школьного возраста (7 – 11 лет) еще недостаточно твердая  костная система, поэтому возможность  нарушения их осанки наибольшая. В  этом возрасте часто наблюдаются  искривления позвоночника, плоскостопие, приостановка роста и другие нарушения.

    Крупные мышцы развиваются быстрее малых, отчего дети затрудняются выполнять  мелкие и точные движения, у них  недостаточно развита координация. Процессы возбуждения преобладают  над процессами торможения. Отсюда — недостаточная устойчивость внимания и более быстрое наступление  утомления. В связи с этим при  занятиях спортом или на уроке  физкультуры следует умело сочетать нагрузки и отдых.

    В начальных классах особенно важна  профилактика утомления. Нужны правильный режим дня, закаливающие процедуры (душ, прогулки на улице в любую  погоду), игры, утренняя гимнастика, в  школе — гимнастика до занятий, уроки  физкультуры, физкультурные минутки  между уроками и т.п.

    В среднем школьном возрасте (12 – 16 лет) дети имеют почти оформленную  костную систему. Но окостенение  позвоночника и таза еще не закончено, нагрузки на силу и выносливость переносятся  плохо, а потому большие физические нагрузки недопустимы. Сохраняется  опасность возникновения сколиозов, замедления роста, особенно если школьник занимается штангой, прыжками, спортивной гимнастикой и др.

    Мышечная  система в этом возрасте характеризуется  усиленным ростом (развитием) мышц и  увеличением их силы, особенно у  мальчиков. Совершенствуется координация  движений.

    Этот  возраст связан также с началом  полового созревания, которое сопровождается повышенной возбудимостью нервной  системы и ее неустойчивостью, что  неблагоприятно сказывается на приспособляемости  к физическим нагрузкам и процессам  восстановления. Поэтому при проведении занятий рекомендован строго индивидуальный подход к занимающимся.

    В старшем школьном возрасте (17 – 18 лет) формирование костной и мышечной систем почти завершается. Отмечается усиленный рост тела в длину, особенно при занятии играми (волейбол, баскетбол, прыжки в высоту и др.), увеличивается  масса тела, растет становая сила. Интенсивно развивается мелкая мускулатура, совершенствуется точность и координация движений.

    На  рост и развитие школьников существенное влияние оказывает двигательная активность, питание, а также закаливающие процедуры.

    Исследования  показывают, что только 15% выпускников  средних школ здоровы, остальные  имеют те или иные отклонения состояния  здоровья от нормы. Одной из причин такого неблагополучия является пониженная двигательная активность (гиподинамия). Нормой суточной двигательной активности школьников 11 – 15 лет является наличие (20-24)% динамической работы в дневном  распорядке, то есть 4 – 5 уроков физкультуры  в неделю. При этом суточный расход энергии должен составлять 3100 – 4000 ккал.

    Два урока физкультуры в неделю (даже сдвоенные) компенсируют ежедневный дефицит  двигательной активности лишь на 11%. Для  нормального развития девочек необходимо 5 – 12 часов в неделю, а мальчиков  — 7 – 15 часов занятий физическими  упражнениями разного характера (уроки  физкультуры, физкультпаузы, танцы, активные перемены, игры, физический труд, утренняя гимнастика и т.п.). Интенсивность ежедневных занятий должна быть достаточно высокой (средняя ЧСС при этом — 140 – 160 уд/мин).

    Большая роль в наблюдении за ростом, развитием  и состоянием здоровья школьников наряду с учителем физкультуры (тренером) отводится  врачу-педиатру и медицинской сестре. Задачей медицинского контроля является определение медицинских групп  для занятий физкультурой и спортом, а в последующем — постоянный контроль за состоянием здоровья и развитием школьников, корректировка физических нагрузок, их планирование и т.п.

    Понятие о врачебном контроле не должно ограничиваться только медицинскими осмотрами, инструментальными  исследованиями, оно значительно  шире и включает в себя широкий  комплекс мероприятий, а именно:

    * контроль за состоянием здоровья  и общим развитием занимающихся физической культурой и спортом;

    * врачебно-педагогические наблюдения  на уроках физкультуры в процессе  тренировочных занятий, соревнований;

    * диспансерное обследование занимающихся  в школьных секциях;

    * медико-санитарное обеспечение школьных  соревнований;

    * профилактика спортивного травматизма  на уроках физкультуры и на  соревнованиях;

    * профилактика и текущий санитарный  контроль мест и условий проведения  занятий и соревнований;

    * врачебные консультации по вопросам  физической культуры и спорта.

    Важным  участком работы школьных медицинских  работников является врачебно- педагогический контроль за занимающимися, который  должен охватывать все формы физического  воспитания в школе: уроки физкультуры, занятия в спортивных секциях, самостоятельные  игры на большой перемене и т.д. И главное — определение влияния занятий физкультурой на организм школьника.

    Школьный  врач (или медицинская сестра) определяют интенсивность урока физкультуры (по пульсу, частоте дыхания и  внешним признакам утомления), достаточна ли разминка, соблюдены ли принципы распределения детей на медицинские  группы (иногда детей с теми или  иными отклонениями в состоянии  здоровья отстраняют от занятий, но еще  хуже, когда они занимаются вместе со здоровыми детьми).

    Врач (медсестра) следит за соблюдением ограничений  в занятиях того или иного школьника, имеющего отклонения в физическом развитии (нарушение осанки, плоскостопие и  др.).

    Важным  направлением врачебно-педагогических наблюдений является проверка выполнения санитарно-гигиенических правил в  отношении условий и мест проведения занятий физкультурой (температура, влажность, освещение, покрытие, готовность спортивного инвентаря и т.п.), соответствия одежды и обуви, достаточности  страховки (при выполнении упражнений на спортивных снарядах).

    Об  интенсивности нагрузки на уроках физкультуры  судят по моторной плотности урока  физкультуры, физиологической кривой урока по пульсу и внешним признакам  утомления.

    Эффект  от физкультуры минимален, если нагрузка слишком мала, с большими перерывами между подходами к снарядам, когда  пульс ниже 130 уд/мин и т.д.

    Кроме того, врач (медсестра) и учитель  физкультуры перед допуском к  занятиям должны тестировать школьников, перенесших те или иные заболевания. Тестирующей нагрузкой может  быть степ-тест, подъем на гимнастическую скамейку в течение 30 секунд с подсчетом  пульса до и после восхождения. Учитель  физкультуры должен знать сроки  допуска к занятиям физкультурой после перенесенных заболеваний.

Информация о работе Задачи, содержание, формы, методы и организация врачебного контроля