Закаливание и физическая культура ребенка первого года жизни

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 18:41, реферат

Описание работы

Маленький ребенок — вовсе не уменьшенная копия взрослого человека. Дело не только и даже не столько в разных пропорциях телосложения — различия между младенцем и взрослым куда глубже, они касаются строения и особенностей функционирования внутренних органов, центральной и периферической нервной системы, костной и мышечной систем, кожи, обменных процессов.

Содержание работы

1. Физическая культура первого года жизни ребенка:

a. Гимнастика.



b. Специальные виды гимнастики для малышей:

i. динамическая гимнастика,



ii. фитбол,



iii. аквадинамическая гимнастика.



c. Основные приемы массажа

Основные приемы закаливания детей первого года жизни


Закаливание воздухом


Закаливание солнечными лучами


Водные процедуры


Младенец и сауна

Файлы: 1 файл

реферат физ-ра.doc

— 145.00 Кб (Скачать файл)

Для сидячих  и ходячих младенцев есть упражнение посложнее - "Тачка" - животом вниз. Ребенок упирается руками в мячик (или берет за резиновые усы "), а вы поднимаете ноги, как будто у вас в руках "тачка". Порой бывает трудно удержать равновесие.

"Прыг-скок"

 С любого  возраста, кладете малыша на мяч  - не важно, животом или спинкой  вниз. Раскрытую ладонь сверху, как  в первом упражнении и пружините малыша вместе с мячиком, подпевая "прыг-скок, прыг-скок, обвалился потолок". Впрочем, воплощать слова песни в жизнь не стоит... Ремонт нынче дорог.

Растяжки

 Вариации  на тему первого упражнения. Малыша  качаем на мяче только боком  - правым и левым, в "лягушке" на спинке / когда ножки притянуты к животику.

На цыпочках.

 С годовалым  ребенком (и старшими детьми) можно  походить на мяче с вашей  страховкой. Малыш встает на мяч,  вы держите его за ручки  (снаряд фиксируете коленями), а  ребенок пытается ходить. Так тренируется голеностопный сустав и умение держать равновесие. Упражнение можно усложнить: попросив ребенка подняться на цыпочки, как девочка Пикассо.

Лягушка

 Малыш садится  на мяч, удерживая себя ногами, и пытается прыгать, сидя на  нем. Вы страхуете. 

Аквадинамическая  гимнастика и плавание. 

  

Несколько слов скажем об эмоциональной реакции  детей на воду и предлагаемые упражнения. Реакция эта может быть самой  различной - от полного спокойствия  и принятия до бурного протеста. Большинство детей в той или иной степени испытывает отрицательные эмоции при погружении в воду, несмотря на то, что они хорошо задерживают дыхание. Проявляется страх перед водой, свойственный полностью сухопутным животным. Лишь в отдельных случаях можно обойтись без отрицательных эмоций. Полностью исключить отрицательные эмоции - значит надолго оттянуть время первого самостоятельного погружения под воду.

   Как взрослый  человек, не умеющий плавать,  должен преступить психологический  барьер и погрузиться в воду  глубиной больше своего роста, чтобы научиться держаться на воде, так и ребенок должен преодолеть некий барьер между своей сухопутной ориентацией и водной средой. И задача родителей - педагогично, без стрессов провести его через этот барьер.

   Мы должны  быть готовы к таким занятиям, то есть уметь плавать и нырять. А также любить водную среду. Причем не так, как "любят" лекарство, способное облегчить недуг. Вода требует к себе уважительного отношения, как и всякая природная стихия, необходима "интеграция" в нее, ее приятие. 

Последовательность усложнения тренировок приводится по этапам. Продолжительность каждого этапа зависит как от освоения ребенком предлагаемой ему программы, так и от степени уверенности родителей в приобретенных навыках обращения с малышом в воде. Часто затягивание начальных этапов необходимо не для ребенка, а для родителей, для приобретения ими большей уверенности в обращении с ребенком и умения лучше чувствовать его состояние.

Этап 1. Ребенок  привыкает к нахождению в воде, а родители осваивают основные ухваты и учатся свободно манипулировать его телом в воде, изменяя способы поддержки ребенка. 

  а) Поддержка  "под подбородок". Это главный  для тренировок способ поддержки.  Малыш находится в воде спиной  вверх. Подвести одну ладонь  под его подбородок так, чтобы  он опирался на среднюю фалангу безымянного пальца. Мизинец при этом либо отведен под безымянный палец и помогает ему в поддержке подбородка, либо отведен в сторону, не касаясь горла ребенка. Указательный и средний пальцы - перед лицом малыша раздвинуты и слегка согнуты. Эти пальцы при движении скользят по поверхности воды и тем самым контролируют положение головки ребенка. Лицо малыша должно смотреть вперед и немного вверх (голова чуть-чуть запрокинута назад). Голову следует держать ровно, без наклонов, подбородок на поверхности воды. Другой ладонью "обнять" малыша за дальний от вас бок, подведя четыре пальца под грудь, придавая его телу горизонтальное положение, а большой палец оставить сверху на плече для страховки. 

 б) Поддержка  "под грудь". Положить ребенка грудью на свою ладонь так, чтобы большой палец сверху охватывал "дальнее" плечо, а четыре других выходили на "дальний" бок. Голова ребенка при этом будет лежать на предплечье. Опустить малыша в воду так, чтобы над водой были только его голова и верхняя часть спины. Вторая рука снаружи подведена под животик, а в дальнейшем может быть и свободной. Это простое и естественное положение позволяет освоиться в ситуации и в дальнейшем используются для отдыха ребенка. Покачивания и легкие надавливания пальцами на живот способствуют срыгиванию ребенком попавших в его желудок воздуха и воды.  После поддержки "под подбородок" этот ухват используется наиболее часто. 

   в) Поддержка  "под голову". Ребенок лежит  на спине на поверхности воды. Одной рукой поддерживать его  голову, подведя ладонь под затылок, другой - под спину. Над поверхностью воды должно быть только лицо ребенка. Если это положение малышу не нравится (это бывает в большинстве случаев), то не следует им увлекаться, оно не является обязательным. 

Существует и  множество других ухватов, например, "под мышки", "за ручки" и  т.д., Являющиеся преимущественно игровыми.

 На первом  этапе необходимо научиться свободно, манипулировать ребенком в воде, переходя с одного ухвата на  другой и совершая некоторые  несложные действия.

 В положении  поддержки "под грудь" совершать  плавные покачивания, а затем  скольжения вперед-назад. Покачивания  полезно научиться производить  в ритме дыхания ребенка: на  вдохе - вверх, на выдохе - вниз. Чтобы вначале лучше слышать  дыхание ребенка, можно близко наклониться к нему.

 При поддержке  "под голову" также можно  совершать скользящие движения. При этом можно упирать ножки  малыша о стенку ванны, вызывая  к действию рефлекторное отталкивание.

 В поддержке  "под подбородок" описывать  по всей площади поверхности воды траекторию в виде цифры восемь. При этом необходимо четко контролировать поверхность воды.

 На этом  этапе нужно устранить резкие  движения, приводящие к испугу  ребенка, что может вызывать  негативные реакции на воду.

 Если у  малыша ярко выражен страх перед водой, то матери можно садиться в ванну вместе с ребенком и кормить его грудью, оставляя над водой лишь его голову.

 Достигнув  определенной уверенности в обращении  с ребенком и убедившись, что  он хорошо чувствует себя в  воде, можно переходить к следующему этапу. 

Этап 2. На этом этапе  отрабатывается задержка дыхания при  попадании воды на голову и лицо. Один из родителей, применяя поддержку "под подбородок", описывает  траекторию восьмерки телом ребенка, а другой в одном и том же месте траектории движения поливает водой из ладоней или из чашки на лоб ребенка так, чтобы вода текла по его лицу, препятствуя дыханию. Момент полива должен совпадать с началом выдоха. При этом ребенок рефлекторно задерживает дыхание.

  Если после  полива малыш начинает волноваться, плакать, интенсивно заглатывать воздух, нужно сделать одну или несколько "холостых" проводок, без поливов, пока он не успокоится и не восстановит дыхание, после чего возобновить поливы. Стараться производить поливы в едином ритме, почувствовать "собственный" ритм ребенка и исходить из него.

  Если ребенок  не задерживает дыхания или  задержка эта слишком мала, то  следует использовать для поливов  воду на 3 - 4 градуса холоднее, чем  в ванной, налив ее предварительно  в какую-либо емкость. Возможно, что ребенок не задерживает дыхание по той причине, что на его лицо попадает мало воды.

  Задача этого  этапа - пробудить и закрепить  рефлекс задержки дыхания, увеличить  длительность задержки, а также  научиться чувствовать фазы дыхания  ребенка.

  Убедившись, что вы хорошо чувствуете дыхание малыша, поливы можно заменить душем. (Сначала шум от душа может мешать слушать дыхание.)

  Добившись  длительной задержки дыхания,  ритмичности в задержках и  доведя количество проводок под  душем до нескольких десятков раз, можно перейти к следующему этапу. 

Этап 3. На этом этапе  тренировок важно уметь хорошо чувствовать  дыхание ребенка. Проведя несколько  раз малыша под струей воды и убедившись, что он надолго задерживает дыхание, очередной раз после проводки под душем окуните его под воду. Это погружение может быть совсем коротким и практически незаметным для ребенка. "Рабочее" же погружение длится 2 - 3 секунды.

  Конечная  цель - погружение ребенка в ритме  на каждом цикле "восьмерки". Ритм необходимо выбирать таким образом, чтобы после погружения ребенок восстанавливал дыхание перед следующим погружением.

  Доведя количество  погружений до нескольких десятков, переходите к следующему этапу. 

   Этап 4. На  этом этапе осваиваются погружения  ребенка под воду без предварительных поливов. В положении поддержки "под подбородок" покачивать малыша в ритме его дыхания и в тот момент, когда он сделал вдох, на короткое время погрузить его под воду, После восстановления дыхания повторить погружение.

  Добившись  собственной уверенности и спокойного восприятия ребенком погружений, перейти к сериям погружений. Погрузить малыша под воду, извлечь. После извлечения на поверхность он должен сделать резкий, короткий выдох через нос, за которым следует вдох. После вдоха тут же снова погрузить его под воду. Увеличивать число погружений в серии до 10 - 20 раз, давая ребенку отдохнуть между сериями. Затем можно делать серии по несколько десятков и даже сотен ныряний в зависимости от целей занятия.

   Пройдя  эти первые этапы, родители  уже получают в свое распоряжение мощный инструмент тренировки, коррекции эмоционального состояния, а также лечения.

  Температура  воды при занятиях не должна  превышать 32 - 34°С. Более теплая  вода приводит ослаблению тонуса  ребенка и нежеланию выполнять  предлагаемые упражнения. Можно подлить горячей воды перед окончанием занятия при расслаблении.

  При появлении  признаков, свидетельствующих о  том, что нагрузка для ребенка  слишком высока, нужно прекратить  занятие. Эти признаки следующие:  отсутствие резкого короткого выдоха после погружения; побледнение кожи или появление синюшного оттенка на всем теле или на голове; синюшный или бледный ободок вокруг губ.

 Водные тренировки  с самых первых дней жизни  могут доставить малышу много  радости, открывают новые возможности  родителям для общения с ним. 

Комплекс аквадинамической гимнастики, помимо тренировки дыхания, включает разного рода отталкивания от дна ванной, прыжки, приседания, разведение-скрещивание  рук (под водой). Основной эффект аква-гимнастика оказывает благодаря уменьшению веса тела в воде и кажущемуся меньшему напряжению мышц.  

Основные приемы детского массажа 

  

Особенностью  массажа детей первого года жизни  является, прежде всего, преобладающее  наличие поглаживающих и растирающих  движений. В раннем возрасте массаж, обязательно сочетаемый с гимнастическими упражнениями, помогает при снятии гипертонуса и гипотонуса мышц, своевременному развитию рефлексов. 

Детский массаж может носить расслабляющее действие, или, наоборот, бодрящее, тонизирующее. Массаж стоп помогает в профилактике плоскостопия и судорожных синдромов. 

Основными элементами детского массажа являются следующие:

Поглаживание. Поглаживание оказывает расслабляющее воздействие, помогает малышу настроиться на нужный лад, успокоиться. С небольшим усилием  поглаживаются ножки в направлении от стопы к колену, и голень от верхней части к колену, ручки – от плечевого сустава к пальчикам, грудь – от центра к плечам, животик – по часовой стрелке вокруг пупка, спинка – вдоль позвоночника, снизу вверх и сверху вниз.

Большое значение имеет массаж стопы. Он включает комплекс из нескольких движений: энергичное разминание стопы (стимуляция активных точек стопы), растирание стопы (стимуляция сжатия и  разжатия пальчиков) – способствует формированию свода стопы, растягивание стопы а пальчики и пяточку в противоположных направлениях, а также отгибание пальчиков.

Массаж рук  производится следующим образом: разминается  каждый пальчик и ладошка в  целом, затем энергично растираются  мышцы плеча и запястья. Можно  нежно помассировать плечи, легонько оттягивая кожицу.

Информация о работе Закаливание и физическая культура ребенка первого года жизни