Закаливание и физическая культура ребенка первого года жизни

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 18:41, реферат

Описание работы

Маленький ребенок — вовсе не уменьшенная копия взрослого человека. Дело не только и даже не столько в разных пропорциях телосложения — различия между младенцем и взрослым куда глубже, они касаются строения и особенностей функционирования внутренних органов, центральной и периферической нервной системы, костной и мышечной систем, кожи, обменных процессов.

Содержание работы

1. Физическая культура первого года жизни ребенка:

a. Гимнастика.



b. Специальные виды гимнастики для малышей:

i. динамическая гимнастика,



ii. фитбол,



iii. аквадинамическая гимнастика.



c. Основные приемы массажа

Основные приемы закаливания детей первого года жизни


Закаливание воздухом


Закаливание солнечными лучами


Водные процедуры


Младенец и сауна

Файлы: 1 файл

реферат физ-ра.doc

— 145.00 Кб (Скачать файл)

   2. И.п.  — на спине и на животе. Легкое  массирующее поглаживание груди,  живота, спины, ягодиц, конечностей.

    3. И.п.  — на спине. Дыхательное упражнение. Слегка развести руки ребенка  в стороны, скользя ими по  поверхности стола, затем прижать плечи согнутыми к боковым поверхностям грудной клетки, а предплечья — к передним отделам грудной клетки.

    4. И.п.  — на спине. Сгибайте и разгибайте  ножки ребенка — вначале попеременно,  затем одновременно. 

     5. И.п. — на спине. Возьмите руки ребенка в свои и легким подтягиванием на себя стимулируйте поднимание головы и верхней половины туловища — «присаживание». Затем опустите ребенка в исходное положение.

    6. И.п.  — на спине. Повороты со  спины на живот и с живота  на спину с поддержкой ребенка за ноги. Захватив обе голени ребенка одной рукой, выпрямите его ноги и аккуратно поверните малыша на бок, а затем на живот и снова на спину. Упражнение следует выполнять попеременно в правую и в левую сторону. Чтобы стимулировать активные повороты ребенка, поставьте в поле его зрения яркую игрушку, поощряйте его ласковой речью.

    7. И.п.  — на спине. Ритмично надавливайте  ладонями на передние и боковые  поверхности грудной клетки, обходя  грудинную кость.

    8. И.п.  — на спине. Круговые движения ног в тазобедренных суставах. Захватив голени ребенка, согните его ножки в коленях, подведя бедра к животу, затем разведите согнутые ноги в стороны, после чего выпрямите их и сведите вместе.

    9. И.п.  — на животе. Ползание за игрушкой. Поместите перед ребенком яркую звучащую игрушку. Привлекая внимание ребенка к игрушке, побуждайте его ползти и/или тянуться к ней руками. Сначала игрушку стоит положить поближе, потом, если ребенок успешно передвигается в заданном направлении, ее можно слегка передвинуть вперед, подальше от него. Однако не делайте цель недостижимой — после того как малыш доползет до игрушки, дайте ему подержать ее, похвалите.

    10. И.п.  — на спине. Приподнимите лежащего  на спине ребенка над столом  на вытянутых руках. Это вызывает  рефлекторное сгибание туловища вперед и выпрямление ног.

    11. И.п.  — на спине, на животе. Рассматривание  ярких, звучащих, удобных для захвата  игрушек из положения на спине,  на животе. В этом возрасте  ребенок активно приподнимает  головку и плечевой пояс, поворачивается в сторону игрушки. 
 

6-9 месяцев 

    1. Исходное  положение (и.п.) — лежа на спине.  Вызывание реакции оживления.  В ответ на обращенную к  нему ласковую речь и улыбку  взрослого у ребенка возникают  положительные эмоции, выражающиеся  в целом комплексе звуков и движений: малыш гулит, улыбается, двигает руками и ногами, как бы «смеется» всем телом.

     2. (а) И.п. — лежа на животе. Хватание игрушки (мама держит  ее перед малышом и сбоку  от него на расстоянии вытянутых  рук ребенка) вытянутыми руками. (б) То же в и.п. лежа на спине — игрушка вверху, слева, справа; ребенок высоко поднимает руки и верхнюю половину туловища. (в) То же в и.п. сидя.

     3. И.п. — на спине. Круговые  движения стоп. Слегка приподнимите  ногу ребенка, захватив снизу  одной рукой голень, другой — стопу. Совершайте круговые движения в голеностопном суставе (осторожно!) по часовой стрелке и против, поочередно правой и левой стопой.

     4. И.п. — на спине. Упражнение  на сопротивление: отталкивание  от руки, от тела взрослого  или от мяча.

    5. И.п.  — на спине. Активные повороты  за игрушкой (с незначительной  помощью матери или без нее)  вправо и влево.

    6. Ползание  на животе. Побуждайте малыша  к этому яркой, лучше звучащей, игрушкой, ласковыми словами, одобряющими  его достижения.

    7. Вставание на четвереньки, вначале с помощью взрослого, а затем без него.

     8. И.п. — на спине. Вложите  указательный палец в правую  ладонь ребенка, другой рукой  зафиксируйте бедра или голени  ребенка. Подтягивайте правый  кулачок ребенка к его левой  ноге, стимулируя его усилия игрушкой, словом, побуждайте ребенка к переходу в положение сидя. Поднимаясь, он должен опереться сначала на локоть, потом на ладонь.

    9. И.п.  — стоя на столе лицом к  взрослому, который поддерживает  ребенка подмышки. Упражнение для развития навыков ходьбы. Стимулируйте переступание, вначале поддерживая малыша подмышки, затем — за кисти обеих рук и, наконец, одной руки. Однако лишь при условии, что ребенок может самостоятельно стоять у опоры.

     10. И.п. — стоя на четвереньках. Упор на руках. Придерживая ребенка за бедра и слегка приподнимая над плоскостью опоры, помогайте ему удерживаться на руках, опираясь на раскрытые ладони.

     11. И.п. — стоя на столе. Ребенок  должен достать игрушку со  стола из положения стоя спиной  к матери, которая поддерживает его спереди за ноги. По просьбе взрослого достать игрушку ребенок наклоняется, берет игрушку и выпрямляется. 

Специальные виды гимнастики для малышей

Динамическая  гимнастика 

Когда родители в первый раз видят, как на занятиях динамической гимнастикой малышей подбрасывают и переворачивают вниз головой, их охватывает ужас и они думают: "Так заниматься с моим ребенком? Да никогда!" Но потом они меняют мнение. Почему? 

Слабый или  сильный? 

Долгое время  среди родителей и врачей бытовало представление о новорожденном как чрезвычайно хрупком существе, которое и на руки-то взять страшно. Но появлялись методики раннего развития, и становилось ясно: новорожденный отнюдь не беспомощен - в нем заложен огромный потенциал. Одними из первых воспользовались этим супруги Никитины: их дети бегали босиком по снегу, буквально с пеленок осваивали спорткомплекс, поражая всех, кто их видел. Знакомые с экспериментами Никитиных родители восторженно отнеслись к идее раннего физического развития, и это немало способствовало появлению на свет динамической гимнастики. 

Язык тела 

Как утверждают авторы этой методики, основа всех упражнений - совместное движение ребенка и  взрослого. Язык движений понятен малышу: ведь именно с помощью движений - толчками еще не родившийся малыш показывал маме, что не спит, и реагировал на ее прикосновения. Почему бы не общаться с ребенком на этом языке и после рождения? 

По мнению родителей, которые занимаются с детьми динамической гимнастикой, в процессе занятий  они лучше понимают своего малыша, а тот, в свою очередь, с энтузиазмом и, главное, бесстрашно осваивает окружающее пространство. 

От простого к сложному 

Начинается все  с простейших движений: с покачиваний  из стороны в стороны, с приподнимания  ребенка за ручки. Если дать новорожденному палец -он обязательно ухватится за него и даже попробует подтянуться. Взрослый как бы подсказывает ребенку: "Вот смотри, ты и так можешь, и так тоже". Постепенно упражнения усложняются: покачивания переходят в раскачивания, раскачивания становятся все интенсивнее, ребенка уже подбрасывают, подкидывают и крутят во всех направлениях. 

"Да это  просто варварство!" - воскликнут  многие, и у них есть основания  думать так. Когда родители  ставят над своим ребенком  эксперимент, осваивая динамическую  гимнастику по книжкам, - это безответственность. Когда единственным стимулом к занятиям является соображение, что у соседки ребенок на месяц старше, а уже вон что умеет!- это преступление, чреватое несчастьем: малыш может быть травмирован, даже искалечен. Ребенок действительно способен на многое, у него действительно огромный потенциал, но он далеко не всегда готов реализовать его: он может недомогать, быть в плохом настроении, ему может быть страшно, наконец. 

  

Плюсы 

Занятия динамической гимнастикой помогают решать проблемы с мышечным тонусом, избавляют от колик, укрепляют нервную систему. Если ребенок капризничает, динамическая гимнастика - способ быстро успокоить и даже развеселить его. 

Минусы 

Какие бы аргументы  ни приводили сторонники динамической гимнастики, она все-таки травмоопасна, все-таки рискованна. Именно поэтому осваивать упражнения нужно только с опытным инструктором: он покажет, как держать ребенка, чтобы избежать травм, проследит за правильным выполнением движений и т.д. 

    Кто  же прав? 

Отношение к этому виду занятий крайне противоречиво. Одни родители счастливы, что узнали о гимнастике, благодаря которой (как они думают) их дети растут крепенькими. Другие не могут простить себе этого увлечения, поскольку связывают с ним возникшие у детей проблемы со здоровьем. 

Но один факт бесспорен: на занятиях динамической гимнастикой  дети хохочут. А ведь чего только не вытворяют с ними! Инструктор закидывает ребенка за спину, крутит, кувыркает - и как ни странно, ручки-ножки  остаются целы. (Разительный контраст с теми родителями, которые с величайшей осторожностью даже вынимают малыша из кроватки.) У маленьких ярко выражен инстинкт самосохранения: если что не так, они громким плачем немедленно дают знать об этом. Не говорит ли это о том, что с самого рождения человек испытывает острую нужду в движении? Так есть ли смысл лишать его этого важнейшего стимула к развитию, пеленать и ограничивать пространством детской кроватки? 

   Вверх  тормашками. 

Теперь перейдем, собственно, к самой динамической гимнастике.  

     Начало  занятий должно быть очень  ранним. Дело в том, что многие  упражнения можно начинать делать  только тогда, когда малыш еще  довольно легкий и его еще  неподготовленные суставчики свободно  выдерживают собственный вес.  Будьте внимательны, осторожны  и последовательны. И в любом случае, если вы решили начать заниматься, обязательно поговорите с инструктором по динамической гимнастике и своим участковым педиатром, а еще лучше с хирургом или ортопедом.

 Итак, вы определились, что динамическая гимнастика  как раз то, что нужно. Тогда берите кроху за ноги и поднимайте в воздух. Разумеется, скорее всего, он удивленно или возмущенно завопит, тогда положите его обратно, но не сразу, а через секунду-другую. Если вы сразу прекратите занятие, то малыш, чувствуя вашу неуверенность, больше не разрешит вам никаких «вольностей». Однако помните: ваша цель не приучить его не бояться, а показать, что это совсем не страшно и даже весело.

 В следующий  заход немного покачайте «маленького  акробата» из стороны в сторону  — упражнение называется «маятник»: взад-вперед, вверх-вниз. Проделать те же самые движение, совершая захваты одной рукой за обе ручки, другой за обе ножки и только потом за одну ручку и за одну ножку. Первый раз все делаете однократно. Постепенно время занятий увеличивается. Вращайте ребенка за две ножки, за одну, попеременно меняя их. Кстати, если вес и размеры чада уже не позволяют подбрасывать его, как пушинку, и крутить за одну ножку или ручку, то вы вполне можете подключить к этому делу папу и заниматься втроем.

 Максимальное  время привыкания малыша к  таким вот выкрутасам с его  персоной — две недели. Потом  эта часть упражнений становится  самой любимой. Занятия правильнее  всего проводить при наличии  минимума одежды, а еще лучше  голышом и желательно при притоке свежего воздуха. 

Комплекс упражнений на Фитболе

     Современной  игровой вариацией динамической  гимнастики являются упражнения  с «фитболом» - ортопедическим мячом  из плотной резины с «рожками»-ручками.  Упражнения легко выполнимы и  не требуют каких-то значительных усилий, как от мамы, так и ребенка. К тому же, яркая расцветка мяча задает настроение всему занятию.

Туда-сюда на животе

 Малыш лежит  на мяче животиком вниз, мама  или папа кладут руку ему  на спинку, удерживая кроху и  покачивая его на фитболе вперед - назад, вправо и влево. Потом по кругу. Это упражнение помогает справиться с газами, при условии, что проводится через 30-40 минут после еды. "Туда-сюда "- отлично тренирует вестибулярный аппарат.

 Туда-сюда  на спине (с 3-х месяцев)

 Теперь переверните младенца и положите его на спинку. Увидите сразу, как он напрягает пресс, пытаясь встать. Тоже покачайте в разные стороны, расслабляя мышцы спины. Вообще фитбол - очень ценный снаряд для расслабления и профилактики микро-смещений позвонков.

Пружинка

Малыш лежит животом вниз на мяче. Здесь понадобится правильный захват ножек - такие захваты "вилочкой" применяются в динамической гимнастике. Лодыжку зажимаете между указательным и средним пальцем. Большой палец "замыкает" кольцо вокруг ножки ребенка. Пружинку можно делать и на спине, тогда полугодовалый малыш обычно стремится подняться - в результате работают нужные мышцы.

Информация о работе Закаливание и физическая культура ребенка первого года жизни