Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 18:41, реферат
Маленький ребенок — вовсе не уменьшенная копия взрослого человека. Дело не только и даже не столько в разных пропорциях телосложения — различия между младенцем и взрослым куда глубже, они касаются строения и особенностей функционирования внутренних органов, центральной и периферической нервной системы, костной и мышечной систем, кожи, обменных процессов.
1. Физическая культура первого года жизни ребенка:
a. Гимнастика.
b. Специальные виды гимнастики для малышей:
i. динамическая гимнастика,
ii. фитбол,
iii. аквадинамическая гимнастика.
c. Основные приемы массажа
Основные приемы закаливания детей первого года жизни
Закаливание воздухом
Закаливание солнечными лучами
Водные процедуры
Младенец и сауна
2. И.п.
— на спине и на животе. Легкое
массирующее поглаживание
3. И.п.
— на спине. Дыхательное
4. И.п.
— на спине. Сгибайте и
5. И.п. — на спине. Возьмите руки ребенка в свои и легким подтягиванием на себя стимулируйте поднимание головы и верхней половины туловища — «присаживание». Затем опустите ребенка в исходное положение.
6. И.п. — на спине. Повороты со спины на живот и с живота на спину с поддержкой ребенка за ноги. Захватив обе голени ребенка одной рукой, выпрямите его ноги и аккуратно поверните малыша на бок, а затем на живот и снова на спину. Упражнение следует выполнять попеременно в правую и в левую сторону. Чтобы стимулировать активные повороты ребенка, поставьте в поле его зрения яркую игрушку, поощряйте его ласковой речью.
7. И.п.
— на спине. Ритмично
8. И.п. — на спине. Круговые движения ног в тазобедренных суставах. Захватив голени ребенка, согните его ножки в коленях, подведя бедра к животу, затем разведите согнутые ноги в стороны, после чего выпрямите их и сведите вместе.
9. И.п. — на животе. Ползание за игрушкой. Поместите перед ребенком яркую звучащую игрушку. Привлекая внимание ребенка к игрушке, побуждайте его ползти и/или тянуться к ней руками. Сначала игрушку стоит положить поближе, потом, если ребенок успешно передвигается в заданном направлении, ее можно слегка передвинуть вперед, подальше от него. Однако не делайте цель недостижимой — после того как малыш доползет до игрушки, дайте ему подержать ее, похвалите.
10. И.п.
— на спине. Приподнимите
11. И.п.
— на спине, на животе. Рассматривание
ярких, звучащих, удобных для захвата
игрушек из положения на спине,
6-9 месяцев
1. Исходное положение (и.п.) — лежа на спине. Вызывание реакции оживления. В ответ на обращенную к нему ласковую речь и улыбку взрослого у ребенка возникают положительные эмоции, выражающиеся в целом комплексе звуков и движений: малыш гулит, улыбается, двигает руками и ногами, как бы «смеется» всем телом.
2.
(а) И.п. — лежа на животе.
Хватание игрушки (мама держит
ее перед малышом и сбоку
от него на расстоянии
3. И.п. — на спине. Круговые движения стоп. Слегка приподнимите ногу ребенка, захватив снизу одной рукой голень, другой — стопу. Совершайте круговые движения в голеностопном суставе (осторожно!) по часовой стрелке и против, поочередно правой и левой стопой.
4.
И.п. — на спине. Упражнение
на сопротивление:
5. И.п. — на спине. Активные повороты за игрушкой (с незначительной помощью матери или без нее) вправо и влево.
6. Ползание
на животе. Побуждайте малыша
к этому яркой, лучше звучащей,
игрушкой, ласковыми словами,
7. Вставание на четвереньки, вначале с помощью взрослого, а затем без него.
8. И.п. — на спине. Вложите указательный палец в правую ладонь ребенка, другой рукой зафиксируйте бедра или голени ребенка. Подтягивайте правый кулачок ребенка к его левой ноге, стимулируя его усилия игрушкой, словом, побуждайте ребенка к переходу в положение сидя. Поднимаясь, он должен опереться сначала на локоть, потом на ладонь.
9. И.п.
— стоя на столе лицом к
взрослому, который
10. И.п. — стоя на четвереньках. Упор на руках. Придерживая ребенка за бедра и слегка приподнимая над плоскостью опоры, помогайте ему удерживаться на руках, опираясь на раскрытые ладони.
11.
И.п. — стоя на столе. Ребенок
должен достать игрушку со
стола из положения стоя
Специальные виды гимнастики для малышей
Динамическая
гимнастика
Когда родители
в первый раз видят, как на занятиях
динамической гимнастикой малышей подбрасывают
и переворачивают вниз головой, их охватывает
ужас и они думают: "Так заниматься с
моим ребенком? Да никогда!" Но потом
они меняют мнение. Почему?
Слабый или
сильный?
Долгое время
среди родителей и врачей бытовало
представление о новорожденном как чрезвычайно
хрупком существе, которое и на руки-то
взять страшно. Но появлялись методики
раннего развития, и становилось ясно:
новорожденный отнюдь не беспомощен -
в нем заложен огромный потенциал. Одними
из первых воспользовались этим супруги
Никитины: их дети бегали босиком по снегу,
буквально с пеленок осваивали спорткомплекс,
поражая всех, кто их видел. Знакомые с
экспериментами Никитиных родители восторженно
отнеслись к идее раннего физического
развития, и это немало способствовало
появлению на свет динамической гимнастики.
Язык тела
Как утверждают
авторы этой методики, основа всех упражнений
- совместное движение ребенка и
взрослого. Язык движений понятен малышу:
ведь именно с помощью движений -
толчками еще не родившийся малыш показывал
маме, что не спит, и реагировал на ее прикосновения.
Почему бы не общаться с ребенком на этом
языке и после рождения?
По мнению родителей,
которые занимаются с детьми динамической
гимнастикой, в процессе занятий
они лучше понимают своего малыша,
а тот, в свою очередь, с энтузиазмом и,
главное, бесстрашно осваивает окружающее
пространство.
От простого
к сложному
Начинается все
с простейших движений: с покачиваний
из стороны в стороны, с приподнимания
ребенка за ручки. Если дать новорожденному
палец -он обязательно ухватится за него
и даже попробует подтянуться. Взрослый
как бы подсказывает ребенку: "Вот смотри,
ты и так можешь, и так тоже". Постепенно
упражнения усложняются: покачивания
переходят в раскачивания, раскачивания
становятся все интенсивнее, ребенка уже
подбрасывают, подкидывают и крутят во
всех направлениях.
"Да это
просто варварство!" - воскликнут
многие, и у них есть основания
думать так. Когда родители
ставят над своим ребенком
эксперимент, осваивая
Плюсы
Занятия динамической
гимнастикой помогают решать проблемы
с мышечным тонусом, избавляют от колик,
укрепляют нервную систему. Если ребенок
капризничает, динамическая гимнастика
- способ быстро успокоить и даже развеселить
его.
Минусы
Какие бы аргументы
ни приводили сторонники динамической
гимнастики, она все-таки травмоопасна,
все-таки рискованна. Именно поэтому осваивать
упражнения нужно только с опытным инструктором:
он покажет, как держать ребенка, чтобы
избежать травм, проследит за правильным
выполнением движений и т.д.
Кто
же прав?
Отношение к этому
виду занятий крайне противоречиво. Одни
родители счастливы, что узнали о гимнастике,
благодаря которой (как они думают) их
дети растут крепенькими. Другие не могут
простить себе этого увлечения, поскольку
связывают с ним возникшие у детей проблемы
со здоровьем.
Но один факт
бесспорен: на занятиях динамической гимнастикой
дети хохочут. А ведь чего только не
вытворяют с ними! Инструктор закидывает
ребенка за спину, крутит, кувыркает
- и как ни странно, ручки-ножки
остаются целы. (Разительный контраст
с теми родителями, которые с величайшей
осторожностью даже вынимают малыша из
кроватки.) У маленьких ярко выражен инстинкт
самосохранения: если что не так, они громким
плачем немедленно дают знать об этом.
Не говорит ли это о том, что с самого рождения
человек испытывает острую нужду в движении?
Так есть ли смысл лишать его этого важнейшего
стимула к развитию, пеленать и ограничивать
пространством детской кроватки?
Вверх
тормашками.
Теперь перейдем,
собственно, к самой динамической
гимнастике.
Начало
занятий должно быть очень
ранним. Дело в том, что многие
упражнения можно начинать
Итак, вы определились, что динамическая гимнастика как раз то, что нужно. Тогда берите кроху за ноги и поднимайте в воздух. Разумеется, скорее всего, он удивленно или возмущенно завопит, тогда положите его обратно, но не сразу, а через секунду-другую. Если вы сразу прекратите занятие, то малыш, чувствуя вашу неуверенность, больше не разрешит вам никаких «вольностей». Однако помните: ваша цель не приучить его не бояться, а показать, что это совсем не страшно и даже весело.
В следующий
заход немного покачайте «
Максимальное
время привыкания малыша к
таким вот выкрутасам с его
персоной — две недели. Потом
эта часть упражнений
Комплекс упражнений на Фитболе
Современной
игровой вариацией
Туда-сюда на животе
Малыш лежит
на мяче животиком вниз, мама
или папа кладут руку ему
на спинку, удерживая кроху и
покачивая его на фитболе
Туда-сюда на спине (с 3-х месяцев)
Теперь переверните младенца и положите его на спинку. Увидите сразу, как он напрягает пресс, пытаясь встать. Тоже покачайте в разные стороны, расслабляя мышцы спины. Вообще фитбол - очень ценный снаряд для расслабления и профилактики микро-смещений позвонков.
Пружинка
Малыш лежит животом вниз на мяче. Здесь понадобится правильный захват ножек - такие захваты "вилочкой" применяются в динамической гимнастике. Лодыжку зажимаете между указательным и средним пальцем. Большой палец "замыкает" кольцо вокруг ножки ребенка. Пружинку можно делать и на спине, тогда полугодовалый малыш обычно стремится подняться - в результате работают нужные мышцы.
Информация о работе Закаливание и физическая культура ребенка первого года жизни