Закаливание и физическая культура ребенка первого года жизни

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 18:41, реферат

Описание работы

Маленький ребенок — вовсе не уменьшенная копия взрослого человека. Дело не только и даже не столько в разных пропорциях телосложения — различия между младенцем и взрослым куда глубже, они касаются строения и особенностей функционирования внутренних органов, центральной и периферической нервной системы, костной и мышечной систем, кожи, обменных процессов.

Содержание работы

1. Физическая культура первого года жизни ребенка:

a. Гимнастика.



b. Специальные виды гимнастики для малышей:

i. динамическая гимнастика,



ii. фитбол,



iii. аквадинамическая гимнастика.



c. Основные приемы массажа

Основные приемы закаливания детей первого года жизни


Закаливание воздухом


Закаливание солнечными лучами


Водные процедуры


Младенец и сауна

Файлы: 1 файл

реферат физ-ра.doc

— 145.00 Кб (Скачать файл)

                                      ОГОУ СПО «ИРКПО» 

Реферат 

по физвоспитанию 

  

Тема: Закаливание  и физическая культура ребенка первого  года жизни. 

  
 
 
 
 

Содержание. 

  

1.   Физическая  культура первого года жизни  ребенка: 

a.    Гимнастика.  

  

b.    Специальные виды гимнастики для малышей: 

                                i.    динамическая гимнастика,  

  

                               ii.    фитбол, 

  

                              iii.    аквадинамическая гимнастика.  

  

c.    Основные  приемы массажа 

Основные приемы закаливания детей первого года жизни 

 

Закаливание воздухом 

 

Закаливание солнечными лучами 

 

Водные процедуры 

 

Младенец и  сауна 
 

Гимнастика ребенка  первого года жизни. 

  

Маленький ребенок  — вовсе не уменьшенная копия  взрослого человека. Дело не только и даже не столько в разных пропорциях телосложения — различия между младенцем и взрослым куда глубже, они касаются строения и особенностей функционирования внутренних органов, центральной и периферической нервной системы, костной и мышечной систем, кожи, обменных процессов. Несравненно большая, в сопоставлении с взрослым, потребность ребенка в движении — одна из важнейших биологических особенностей растущего организма, обязательное условие его нормального формирования и развития, причем как физического, так и интеллектуального: эти два аспекта у грудных детей не просто взаимосвязаны, а составляют единое целое. 

 Доказано, что  оптимальная двигательная активность  ребенка обеспечивает: 

увеличение притока  крови к мышцам, а значит — совершенствование процесса транспортировки питательных веществ и кислорода к тканям; 

улучшение обмена веществ; 

совершенствование функции коры надпочечников; 

более прочное  соединение мышц с костями, так как  постоянные сокращения мышечных сухожилий  стимулируют рост надкостницы (т.е. движение можно считать биологическим стимулятором роста).

     Напрашивается  вопрос: что же следует понимать  под «оптимальной двигательной  активностью» грудного ребенка?  Ведь такому малышу не предложишь  побегать, попрыгать или сделать утреннюю зарядку. Конечно, природой в нем изначально «запрограммирована» мощная потребность в движении. Понаблюдайте за новорожденным младенцем, когда он не спит и не «скручен» пеленками, — вам не удастся даже на мгновение «застать» его в полной неподвижности. Однако в современных условиях мы — из самых добрых (и не всегда таких уж неразумных) побуждений — в той или иной степени навязываем своему малышу собственный ритм и стиль жизни, так или иначе, ограничивая и корректируя движения, предусмотренные для него природой.

     Дабы  помочь ребенку восполнить дефицит  движения и стимулировать его  психофизическое развитие, врачи  рекомендуют гимнастические упражнения (дозированные в зависимости от  возраста, состояния здоровья и  самочувствия ребенка), массаж и закаливающие процедуры.  

Прежде всего, речь пойдет о гимнастике.  

      Все гимнастические комплексы  для младенцев должны отвечать  одним и тем же требованиям:

     1. Прежде всего, все комплексы  должны быть дифференцированы  по возрасту, то есть упражнения должны соответствовать возрастным особенностям ребенка.

     2. Занятия проводятся регулярно:  ежедневно, систематически (несколько  раз в день), в течение длительного  периода (желательно на протяжении  всего первого года жизни).

     3. Гимнастикой следует заниматься за 30 минут до кормления или через 45-50 минут после него.

     4. Помещение должно быть хорошо  проветрено, оптимальная температура  воздуха + 20-22°С.

     5. Все упражнения и приемы повторяются  по 2-4 раза. В первые дни занятий  делают 3-5 упражнений, а через 3-5 дней — все упражнения комплекса.

     6. Продолжительность процедур 10-15 минут. 

     7. Все упражнения следует сопровождать  ласковыми словами, стараясь вызвать  у ребенка положительную реакцию.

     8. Ни в коем случае нельзя  ни сажать, ни ставить ребенка, прежде чем он научится движениям в горизонтальном положении (повороты на спину, на живот, ползание на животе и на четвереньках)!

     9. Начинать и заканчивать процедуры  следует легким поглаживанием  (легкими, скользящими движениями ладоней и пальцев по коже ребенка, при которых кожа не собирается в складки).

     10. Поглаживание рук ребенка проводится  от кисти к плечу и к подмышечным  впадинам, ног — от стоп к  паху, живота — по направлению  от боков к пупку и по  часовой стрелке вокруг пупка.

     Гимнастические  упражнения, проводимые с грудными  детьми, призваны не только закреплять  и совершенствовать возникающие  у них навыки, но и предвосхищать  появление этих навыков. 

     В  первом полугодии жизни ребенка,  особенно в первые три месяца, делаются упражнения, основанные главным образом на безусловных (врожденных) рефлексах, связанных с разгибанием туловища и конечностей. Это снижает повышенный тонус в мышцах-сгибателях, уравновешивая тонус сгибательной и разгибательной мускулатуры ребенка. Последнее очень важно, так как способствует развитию движений, направленных на сохранение позы и изменение положения тела в пространстве, развитию ручной умелости.

     После  3-4 месяцев выполняются активные  упражнения, в основе которых  лежат главным образом врожденные рефлексы положения (так называемые постуральные рефлексы), вводятся пассивные упражнения. 

     Конечно,  в идеале гимнастический комплекс  должен индивидуально разрабатываться  для каждого ребенка. Перед  началом проведения сеансов гимнастики с вашим малышом желательно посоветоваться с лечащим педиатром. Однако существуют упражнения, полезные для подавляющего большинства детей одного возраста — с одной-единственной оговоркой: не следует заниматься общеоздоровительной гимнастикой с ребенком, которому врачи на тех или иных основаниях (проблемы с кожей, какие-либо заболевания и особенности развития) предписывают специальные массажно-гимнастические комплексы или рекомендуют некоторое время вовсе повременить с гимнастикой. 

Примерные комплексы  гимнастики для детей первого полугодия жизни 
 

Первый месяц 

      1. Исходное положение ребенка  (дальше — и.п.) — лежа на  животе и на спине. Легкое  массирующее поглаживание груди,  живота, спины, ягодиц, конечностей.

    2. И.п.  — на спине. Слегка надавите большим пальцем своей руки на средину ладони ребенка. При этом ребенок открывает рот, слегка вытягивает губы вперед, приподнимает голову и напрягает мышцы плечевого пояса и рук.

    3. И.п.  — на спине. Вложите указательные  пальцы своих рук в ладони  ребенка. Он должен хорошо захватить их и прочно удерживать, а затем приподнять голову и верхнюю часть туловища. 

   4. И.п.  — на спине. Слегка надавите  большими пальцами на ступни  ребенка у основания второго  и третьего пальцев ног. Пальчики  ребенка согнутся к подошве.

    5. И.п.  — на животе. Подставьте под  подошву ребенка свою ладонь. Малыш начнет активно двигать  руками и отталкиваться ножками  от препятствия (совершать «ползательные»  движения).

    6. И.п.  — на боку. Легко проведите  указательным и средним пальцами своей руки около позвоночника ребенка в направлении от шеи к ягодицам. При этом ребенок дугой выгибается назад. Упражнение выполняют поочередно на правом и левом боку.

    7. И.п.  — на спине и на животе. Легкое  массирующее поглаживание груди,  живота, спины, ягодиц, конечностей.

    8. И.п.  — на спине. Дыхательные упражнения. Расположите свои руки по бокам  грудной клетки ребенка и в  такт его дыханию слегка надавливайте  на грудную клетку ребенка. 

Второй-третий месяц 

   1. И.п.  — на спине. Вызывание «комплекса оживления». В ответ на обращенную к нему ласковую речь и улыбку взрослого у ребенка возникают положительные эмоции, выражающиеся в целом комплексе звуков и движений: малыш гулит, улыбается, двигает руками и ногами, как бы «смеется» всем телом.

    2. И.п. — на спине и на животе. Легкое массирующее поглаживание груди, живота, спины, ягодиц, конечностей.

    3. И.п.  — на спине. Разведите руки  ребенка в стороны, а затем  скрестите их у него на груди  таким образом, чтобы обхватить  ими его туловище.

    4. И.п. — на спине. Возьмите ручки ребенка в области предплечий, ближе к кистям, и имитируйте «боксирующие» движения.

    5. И.п.  — на руках взрослого. Ритмично  надавливайте ладонью на спину  ребенка, в такт его дыханию  постепенно передвигая ладонь  от шеи к пояснице.

    6. И.п.  — на животе. Рефлекторное ползание. Одной рукой поддерживайте ребенка  под грудь, а другую положите  так, чтобы полусогнутые ноги  ребенка упирались в нее. Поместите  перед ребенком яркую игрушку.  Малыш будет отталкиваться ножками  от вашей руки — «ползти».

    7. И.п.  — на спине. Рефлекторное ползание. Одной рукой поддерживайте ребенка  под спину, а другую подставьте  ему под ножки. Отталкиваясь  ножками от вашей руки, ребенок  «поползет».

    8. И.п.  — на спине. Дыхательное упражнение. Ритмично надавливайте на переднюю и боковые поверхности грудной клетки ребенка, обходя грудинную кость.

    9. И.п.  — на боку. Легко проведите  указательным и средним пальцами  своей руки около позвоночника  ребенка в направлении от шеи  к ягодицам. При этом ребенок  дугой выгибается назад. Упражнение выполняют поочередно на правом и левом боку .

    10. И.п.  — на спине. Своей левой  рукой обхватите голени ребенка,  а правой — его левое предплечье. С вашей минимальной помощью  ребенок поворачивается на бок.  В направлении движения поместите яркую игрушку, чтобы привлечь внимание ребенка. Упражнение выполняйте попеременно — то вправо, то влево.

    11. И.п.  — на боку (поочередно на левом  и правом). Ритмично надавливайте  ладонью на боковую и заднюю  поверхности грудной клетки ребенка.

    12. И.п.  — на спине. Вложите указательные  пальцы своих рук в ладошки  ребенка. Он цепко захватит  их и будет прочно удерживать. Слегка потяните ребенка к  себе (но только в том случае, если малыш сам немного подтягивается), а затем осторожно опустите в исходное положение.

    13. И.п.  — на спине, на животе. Поместите  прямо перед ребенком яркую  звучащую игрушку, дождитесь,  когда его взгляд устойчиво  сосредоточится на ней. Затем  перемещайте игрушку то вправо-влево,  то вверх-вниз — ребенок будет  следить за движущимся объектом. Упражнение следует выполнять поочередно на спине и на животе. 

Четвертый-шестой месяц 

   1. И.п.  — на спине. Вызывание «комплекса  оживления». В ответ на обращенную  к нему ласковую речь и улыбку  ребенок начинает гулить, улыбается, двигает руками и ногами .

Информация о работе Закаливание и физическая культура ребенка первого года жизни