Занятия и упражнения по применению современных здоровьесберегающих технологий: ритмической гимнастики и её составляющих

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 19:39, доклад

Описание работы

Аэробные упражнения относятся к таким видам физической нагрузки, когда необходимо наличие кислорода в течение продолжительного времени. Они предъявляют организму требования, заставляющие его увеличивать потребление кислорода. В результате происходит благоприятные изменения в легких, сердце и сосудистой системе. Можно сказать, что регулярные занятия аэробикой повышают способность организма пропускать воздух через легкие. Увеличивают общий кровоток, причем кровь эффективнее осуществляет одну из своих основных функций – транспорт кислорода.

Файлы: 1 файл

avtorskiy_proekt_ritmika.doc

— 99.00 Кб (Скачать файл)

Кульминацией изучения каждого комплекса является Праздник. Дети знают об этом и с большим  желанием и нетерпением готовятся к нему, предвкушая радость выступления перед зрителями. Дети показывают свое мастерство на утренниках, досугах, развлечениях. Ни какие дела и никакая усталость не сломят их желания поучаствовать на этих мероприятиях. Даже болезни уходят прочь.

На занятиях я способствую и приветствую все проявления хорошего настроения. Часто дети во время выполнения упражнений комплекса напевают мелодии звучащих песен. Это нисколько не мешает им. Яркими жестами, хлопками они выражают свою радость от проделанной работы. Они не замечают усталости, для них нет преград на пути овладения сложными упражнениями. Они уверены в успехе, у них все получается.

Степ-аэробика, наверное, один из самых простых и эффективных стилей и направлений в большом семействе аэробики. «Степ» в переводе с английского языка буквально означает “шаг”. Шаговая аэробика очень проста, она не требует излишнего сосредоточения и концентрации мыслей на правильном усвоении тех или иных движений. Всё, что вам нужно, - это уметь красиво ходить.

Степ-аэробика уникальна в своём роде. Нам не приходиться приобретать дорогостоящие тренажеры. Достаточно самого минимума, который состоит из шаговой скамейки. Скамейки для степа бывают разными. Основное требование для них – нам должно быть удобно на них заниматься.

В нашем детском саду для работы с дошкольниками, мы используем пластмассовые гимнастические скамейки. Они очень удобны в применении: легкие, устойчивые, многофункциональные к тому же такие скамейки легко моются и не занимают много места при хранении. Важно еще и то, что пластмассовая поверхность скамейки и ножки не скользят ни по ковру, ни по полу.

В степе используются те же упражнения, что и в классической гимнастике. Все они направлены на тренировку мышц сердца, на выработку лучшей координации  движений. Регулярность и правильность организованных занятий с детьми повышают уровень двигательной активности и имеют оздоровительное значение.

Занятия степ-аэробикой мы проводим с детьми старшего и подготовительного дошкольного возраста как кружковую работу один раз в неделю. Перед занятием проводится влажная уборка зала и сквозное проветривание. Занимаются дети в спортивной одежде (шорты, футболка и обязательно спортивная обувь).

Несколько простых, но важных правил. Подъем на платформу мы осуществляем за счет работы ног, а не спины. Ступню ставим на платформу полностью. Спину всегда держим прямо. Не делаем резких движений, а также движений одной и той же ногой или рукой больше одной минуты.

Шагаем вперед с пятки, назад с носка. При спуске с платформы пятки  прижимаем на пол. Стараемся не смотреть на ногу, это нарушает осанку и может повлечь за собой травму. Повреждения могут быть следствием слишком сильного толчка ногой либо неправильного размещения стопы. Чтобы этого не произошло, для занятий степ-аэробикой необходима комфортная обувь с хорошей амортизацией и фиксацией голеностопа.

Изучение комплекса проходит так же в три этапа. Особое внимание в работе со степ – скамейками я обращаю на равновесие.

Координация, ловкость движений невозможны без развития функции равновесия, которая определяется положением центра тяжести тела над площадью опоры. Чем меньше площадь опоры, чем выше центр тяжести от площади опоры, тем труднее сохранить равновесие. Оно зависит и от силы инерции предшествующего движения, в особенности, если далее следует статическая поза. Например, встать на степ – скамейку, выполнить мах левой прямой ногой, правую руку вынести вперед – вверх, левую – назад. Затем вернуться в и.п., сохранить равновесие и успеть начать выполнять упражнение с левой ноги и т.д.

Степ-аэробика - это тот вид спорта, в котором есть место выдумке и творчеству. Мы с детьми сами сочиняем свои собственные танцевальные композиции. Во время обсуждения возникают некоторые разногласия между девочками и мальчиками. Так непроизвольно у нас получается гендерный подход к составлению композиций. Занимаемся один раз в неделю. Учу детей быть чуткими к ощущениям в ногах. Избегаем некомфортных для детей упражнений.

Движения на степе довольно просты, их легко выучить. Базовые шаги образуют множество комбинаций. Легкие, ритмичные движения под музыку равноценны пробежке. Для достижения эффекта, в нашем детском саду, продолжительность выполнения этих упражнений составляет не менее 20 -30 минут, этого времени вполне хватает для того, чтобы получить необходимую физическую нагрузку.

Упражнения для степ – аэробики мы подбираем преимущественно циклического характера (ходьба, приставные шаги, повороты), вызывающие активную деятельность органов кровообращения и дыхания, усиливающие обменные процессы, простые по своей двигательной структуре и доступные детям.

Каждый комплекс упражнений состоит из подготовительной, основной и заключительной части. Подготовительная часть обеспечивает разогревание организма, подготовку его к главной физической нагрузке. Первым упражнением беру обычную ходьбу на месте. Она служит хорошей разминкой. Упражнения выполняются с небольшой амплитудой. Добавляю упражнения для рук, затем для ног с использованием степ – скамейки. Во время занятия степ-аэробикой я постоянно напоминаю детям об осанке, сохранения равновесия и правильном дыхании, поддерживаю их положительные эмоции.

На занятиях по степ-аэробике использую несколько исходных положений для выполнения упражнений со скамейкой. Все зависит от того, какие именно движения мы собираемся делать. Исходная позиция может быть лицом к скамейке, боком к ней, с левой или правой стороны, а также позади. Все эти позиции варьируются, для того чтобы упражнения задействовали как можно больше группы мышц и при этом не были бы монотонными. В силовой части комплекса использую исходные положения сидя: на полу, на степ – скамейке; лежа на полу. Основная часть занятия заканчивается подвижной игрой.

В заключительной части  комплекса аэробики провожу: упражнения на дыхание и расслабление, выполняемыми в медленном темпе, малоподвижную игру. Дети идут в группу и пьют сок или напиток из шиповника.

Занятия степ-аэробикой с детьми у нас носит игровой характер, приносит им радость, у них возникает желание совершенствовать своё тело. Это нам помогает достигнуть свою цель. В противном случае цель не будет достигнута.

Коллективные занятия  детей под музыкальное сопровождение воспринимаются воспитанниками гораздо лучше, повышают их эмоциональность. Выполняя совместные упражнения, дети не чувствуют дискомфорт, неуверенность даже если не всё получается.

В зависимости от времени  года и погодных условий для разнообразия мы проводим занятия, как в физкультурном зале, так и на улице, на спортивной площадке.

Музыка обязательно  звучит у нас на каждом занятии  степ-аэробикой. Основное требование - это ритмичность и эмоциональность. Используем знакомую для детей мелодию, как инструментальную, так и вокальную: песни, музыка из кинофильмов, мультфильмов, потому что даже на подсознательном уровне ребенок невольно следует музыкальному ритму.

Предлагаем детям сочинить свои собственные танцевальные композиции и проводим конкурс на лучшее упражнение. Это вызывает большой интерес у детей, ведь поклонники степа справедливо считаются хорошими танцорами.

Мы не боимся фантазировать! Степ-аэробика – это вид спорта, в котором есть место выдумке и творчеству.

Фитбол в переводе с английского означает мяч для опоры, используемый в оздоровительных целях. Фитболы позволяют максимально индивидуализировать лечебно-воспитательный процесс за счет широких возможностей коррекции осанки. Гимнастика на фитболе укрепит мышцы спины, сделают позвоночник здоровым, гибким и сильным. А здоровый позвоночник – залог свободного распределения нервных импульсов по организму и нормального функционирования нервной системы. Занятия на мяче укрепляют и развивают все группы мышц, улучшают общий тонус.

Фитбол – гимнастика позволяет решать оздоровительные, воспитательные и образовательные задачи:

- учиться правильно  сидеть на фитболах;

- учиться покачиваться  и подпрыгивать на фитболах;

- научиться выполнять  упражнения в разных исходных  положениях;

- укреплять различные группы мышц;

- развитие и совершенствование  координации движений равновесия;

- учиться выполнять  упражнения в паре со сверстниками, танцевальные движения;

- побуждают детей к  проявлению самостоятельности, творчества, активности;

- улучшение коммуникативной и эмоционально – волевой сферы.

 Для постепенного правильного освоения упражнений мы организовали обучение детей по этапам, т.е. от облегченных и.п. и простых упражнений на 1-м-2-м этапах перейти к сложно-координационным заданиям на З-м-4-м этапах.

На первом этапе работы даю детям представление о форме и физических свойствах фитбола. Обучаю правильной посадке на фитболе, базовым положениям при выполнении упражнений в партере (сидя, лежа, в приседе). В содержание занятия включаю традиционную разминку с различными видами ходьбы, бега, упражнениями для рук, туловища, ног, комплексы ритмической гимнастики. 5-6 упражнений с фитболом, игровые упражнения в виде эстафет, упражнения на растягивание и  расслабление мышц без фитбола. Темп и продолжительность упражнений индивидуальны.

Дальше дети учатся:

- сохранять правильную осанку при выполнении упражнений для рук и ног в сочетании с покачиваниями на фитболе;

- сохранять правильную  осанку при уменьшении площади  опоры;

- сохранять равновесие  с различными положениями на фитболе;

- выполнять упражнения в расслаблении мышц на фитболе.

При выполнении упражнений в сочетании с колебательными покачиваниями на фитболе контролирую  постоянный контакт с поверхностью фитбола. Структура занятия сохраняется, но увеличивается объем упражнений на фитболе. Можно использовать музыкально – ритмические композиции с различными перестроениями.

По мере усвоения детьми материала, задание усложняю. Предлагаю  детям выполнить комплекс общеразвивающих  упражнений с использованием фитбола в едином для всей группы темпе. Выполняем упражнения на растягивание с использованием фитбола. Совершенствуем качество выполнения упражнений в равновесии.

Занятие состоит из трех частей: подготовительная – разогревание организма и создание положительного эмоционального настроя; основная часть – физическая нагрузка и заключительная часть – расслабление и рефлексия.

На каждом занятии стремимся к созданию положительного эмоционального фона, бодрого, радостного настроения. Одним из эффективных средств для создания положительного настроя является музыкальное сопровождение. Кроме того, обращаю внимание на эстетику выполнения упражнений, демонстрируя для примера детей, правильно выполняющих упражнения и мой личный пример.

Занятия делаю разнообразными, включаю в них то одни, то другие упражнения. Начинаю с более простых упражнений и постепенно перехожу к более сложным. Постоянно слежу за правильным положением тела на фитболе, за правильностью выполнения упражнений. Принимаю меры для предотвращения травматизма.

Подбираем фитбол каждому ребенку по росту так, чтобы обеспечить при посадке угол в 90° между туловищем и бедром, бедром и голенью, голенью и стопой. Для большей устойчивости ноги в опоре стопами на полу расположены на ширине плеч.

Перед занятием проверяем зал, чтоб поблизости отсутствовали острые предметы, которые могли бы повредить фитбол и травмировать ребенка.

Следим, чтобы на детях была удобная одежда, не мешающая движениям, и нескользящая обувь.

Начинаю занятия с простых и.п. и упражнений, постепенно переходя к более сложным, решая задачи создания мышечного корсета и улучшения качества управления движениями.

Слежу за тем, чтобы ни одно упражнение не причиняло детям боли и не вызывало дискомфорта.

 Исключаю во время занятий быстрые и резкие движения, скручивания в шейном и поясничном отделах позвоночника, интенсивное напряжение мышц шеи и спины. Резкие повороты, скручивания, осевая нагрузка повреждают межпозвонковые диски, играющие роль амортизаторов. Чрезмерные движения (на уровне анатомического барьера подвижности) увеличивают нестабильность позвоночно-двигательных сегментов.

При выполнении упражнений в положении лежа, слежу за тем, чтобы дети не задерживали дыхание. Не злоупотребляю статическими упражнениями в и.п. лежа на животе, так как длительное повышение внутрибрюшного давления ухудшает кровообращение.

- При выполнении упражнений в положении лежа на животе и лежа на спине, постоянно напоминаю детям о том что, голова и позвоночник должны составлять одну прямую линию. Не допускаются наклон и запрокидывание головы вперед-назад, поскольку это приводит к усилению шейного лордоза и появлению симптомов нестабильности шейного отдела позвоночника, часто встречающегося у детей. По этой же причине мы не увлекаемся прыжками на фитболах.

 При выполнении упражнений слежу чтобы фитбол не двигался, за исключением упражнений, связанных с его прокатыванием и перемещением.

Информация о работе Занятия и упражнения по применению современных здоровьесберегающих технологий: ритмической гимнастики и её составляющих