Занятия и упражнения по применению современных здоровьесберегающих технологий: ритмической гимнастики и её составляющих

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 19:39, доклад

Описание работы

Аэробные упражнения относятся к таким видам физической нагрузки, когда необходимо наличие кислорода в течение продолжительного времени. Они предъявляют организму требования, заставляющие его увеличивать потребление кислорода. В результате происходит благоприятные изменения в легких, сердце и сосудистой системе. Можно сказать, что регулярные занятия аэробикой повышают способность организма пропускать воздух через легкие. Увеличивают общий кровоток, причем кровь эффективнее осуществляет одну из своих основных функций – транспорт кислорода.

Файлы: 1 файл

avtorskiy_proekt_ritmika.doc

— 99.00 Кб (Скачать файл)

Обобщенный  опыт работы по авторскому проекту.

Тема:

"Занятия  и упражнения по применению  современных здоровьесберегающих  технологий: ритмической гимнастики  и её составляющих"

 

Паршина Л. И. инструктор по физической культуре, первая квалификационная категория, МБДОУ "Детский сад присмотра и оздоровления № 60 "Дружная семейка" г.Альметьевска

 

«Мы не знаем  более могущественного и более  благоприятного средства воздействия  на жизнь и процветание всего  организма, чем чувство радости  … . Урок ритмической гимнастики должен приносить детям радость. Иначе он теряет половину своей цели» (Жак Далькроз).

1. Физическая культура занимает важное место в общечеловеческой культуре. «Здоровый образ жизни», «физическая культура личности», «физкультурная образованность» - эти словосочетания все чаще входят в нашу повседневную жизнь, составляя ее неотъемлемую часть. Великая ценность каждого человека – здоровье, оно немыслимо без систематических занятий физическими упражнениями.

Термин «Аэробный» означает «живущий в воздухе» или «использующий кислород».

Аэробные упражнения относятся к таким видам физической нагрузки, когда необходимо наличие  кислорода в течение продолжительного времени. Они предъявляют организму  требования, заставляющие его увеличивать  потребление кислорода. В результате происходит благоприятные изменения в легких, сердце и сосудистой системе. Можно сказать, что регулярные занятия аэробикой повышают способность организма пропускать воздух через легкие. Увеличивают общий кровоток, причем кровь эффективнее осуществляет одну из своих основных функций – транспорт кислорода.

Дошкольный возраст  является началом всех начал. Именно в эти годы, от 0 до 7 лет, закладывается  фундамент здоровья, формируются  личностные качества, интерес к занятиям любимым делом, раскрываются способности ребенка.

Хорошая координация  – один из важных показателей успешного  физического развития ребенка. Повысить уровень координации поможет  ритмическая гимнастика и ее составляющие – «степ – аэробика», фитбол –  гимнастика.

2. Кризисные явления в обществе способствовали изменению мотивации образовательной деятельности, снизили творческую активность, замедлили физическое и психическое развитие, вызвали отклонение в социальном поведении. В силу этих причин проблема сохранения здоровья детей становится особенно актуальным во всех сферах человеческой деятельности и особенно остро – в образовательной области, где вся практическая работа, направлена на укрепление здоровья детей разного возраста.

На сегодня серьезным  недостатком является малоподвижность детей. Наши дети много сидят не только дома у телевизоров и компьютеров, но и на учебных занятиях в детском саду. Они много занимаются и мало двигаются. Это плохо сказывается не только на физическом, но и на духовном развитии, снижается тонус их нервной системы, угнетает психическую активность. У физически ослабленных детей, подверженных быстрому утомлению, эмоциональный тонус и настроение снижены. Это отрицательно влияет на характер их умственной работоспособности. Из этого следует - физическое воспитание есть основа основ дошкольного воспитания. Физическое воспитание, а именно ритмическая гимнастика, степ-аэробика, фитболы создают хорошее самочувствие, «заряжают» ребенка бодростью и энергией.

3. Цель нашего детского сада - через веселую музыку, высокую двигательную активность детей создать радостное, приподнятое настроение, зарядить положительной жизненной энергией. Способствовать не только телесному развитию ребенка, но и формирования его психических способностей.

Как в ритмической гимнастике, так и в степ-аэробике, фитбол-гимнастике наш детский сад параллельно ставит перед собой как общие, так и частные задачи. Общие задачи – оздоровительные, учебные, воспитательные. К частным мы отнесли следующие задачи:

- повышать эмоциональный  настрой детей;

- воспитывать у дошкольников стойкий интерес и потребность к занятиям физической культурой;

- формировать двигательную  культуру;

- способствовать формирования  правильной осанки;

- повышать физическую  работоспособность;

- развивать основные  физические качества;

- совершенствовать чувство ритма, музыкальность.

Решение этих задач всецело направлено на воспитание гармонично развитой личности.

Ритмическая гимнастика, степ-аэробика и фитбол-гимнастика базируются на огромном арсенале разнообразных движений. Каждому упражнению мы даем свое название и выполняем под соответствующую музыку. Занимаясь аэробикой, дети получают представление о разнообразном мире движений, особенно на первых порах, является для них новым и необычным.

4. Серьезно о аэробике я задумалась 8 лет назад, так как 8 лет назад сама начала посещать занятия аэробикой. Занятия аэробикой, а именно: ритмической гимнастикой, на  степ-платформах и на фитболах повышали мой жизненный тонус, давали заряд бодрости и массу положительных эмоций. Получая положительное от занятий аэробикой, я начала думать о своих детях. Возможно и мне аэробика поможет без излишнего напряжения, насилия над детским организмом, без муштры и нудной монотонной работы содействовать оптимальному развитию у детей силы, гибкости, быстроты, выносливости, ловкости. Осторожно, шаг за шагом, я начала внедрять свои задумки в работу.

         Немного о ритмической гимнастике.

Ритмическая гимнастика – это гимнастика с оздоровительной направленностью, основным средством которой являются комплексы гимнастических упражнений, различные по своему характеру, выполняемые под ритмичную музыку преимущественно поточным способом и оформленные танцевальными движениями. Здесь темп, и интенсивность движений, и работа всех мышц и суставов. А современная ритмичная музыка, танцевальные движения создают положительные эмоции. Она является одним из главных средств музыкально-ритмического воспитания, которое предполагает воздействие на организм человека не только движением, но и музыкой. О благотворном влиянии музыки известно много. Она используется в различных областях медицины и практической психологии.

В общем виде занятие  ритмической гимнастикой состоит из следующих основных фаз: разминка, аэробная фаза, заминка, силовая нагрузка.

- Разминка имеет большое значение, но, к сожалению ее часто игнорируют, результатом чего являются растяжения мышц. При разминке детям я даю легкую нагрузку в течение 2-3 минут. Здесь я использую различные виды ходьбы, бега, идет работа на воображение, подражание, импровизацию.

- Аэробная фаза является главной для достижения оздоровительного эффекта, профилактики умственного, сенсорного и эмоционального утомления, средством развития выносливости. Поэтому при их создании я учитываю ряд факторов. Первый среди них – возраст и подготовленность детей. Учитываю группу здоровья, индивидуальность ребенка. Эта серия упражнений проходит в быстром темпе. Заканчивается аэробная фаза танцевально-беговой серией упражнений. Она проходит в интенсивном темпе, одно упражнение сменяется другим.

- Заминка – третья фаза занятий ритмической гимнастики занимает минимум пять минут, в течение всего этого времен следует продолжать двигаться, но в достаточно низком темпе, чтобы постепенно уменьшить частоту сердечных сокращений. В этой фазе я использую медленные, пластичные движения, дыхательные упражнения. Всегда напоминаю детям чтоб не стояли на месте без движения, даже в тот момент, когда измеряется пульс и ни в коем случае на садиться. Если после напряженной тренировки я заметила у ребенка тошноту или головокружение во время заминки, то предлагаю ребенку несколько минут просто полежать на спине, подняв ноги вверх.

- Силовая нагрузка не должна превышать 10 минут. Здесь идет партерная серия из исходных положений лежа и сидя эта группа упражнений предназначена для развития гибкости позвоночника, укрепления мышц спины и брюшного пресса, мышц ног. Все упражнения рекомендуется выполнять в умеренном темпе, так как они требуют наибольшей затраты энергии.

Завершается ритмическая  упражнениями на расслабление, цель которых  – обеспечить максимальный отдых детей в короткий промежуток времени. Это могут быть упражнения - из исходных положений стоя, сидя, лежа.

Один комплекс рассчитан  на 2 месяца. Обучение провожу в три  этапа.

На первом этапе изучения материала работаю в «полную  силу», технично и выразительно показываю движения. Приступая к изучению материала, я непросто показываю упражнение за упражнением, но и комментирую его выполнение. Каждое движение должно нести в себе эмоциональный образ. Особое внимание уделяю серии пружинных шагов. Прослушиваем музыку (в выборе музыки дети принимают активное участие) для создания настроения, а затем переходим к детальному обучению этих шагов. Уделяю большое внимание технике движений ног, руки пока можно держать на поясе. Выучив отдельно шаги, затем добавляю движения рук. Движении ног и рук могут быть одновременными, поочередными, последовательными и самые сложные это разноименные и разнонаправленные. Для развития координации в упражнениях для рук ног я веду поэтапное нарастание сложности. На первом этапе овладение пространственными ориентировками изменение положения отдельных частей у нас проходит под контролем зрения.

 Постепенность в  усложнении задач, разнообразие  движений и ускорение темпа  – необходимые условия для  развития координации.

Обучение движению начинаю с простого упражнения. Усвоив данное упражнение усложняю его дополнительными движениями, соединяя эти движения в одну «связку». Обучение следующей «связке» провожу по такому же принципу. Усвоив все «связки» соединяем все это в единое целое. Постепенно простейшие соединяя обрастают рядом новых элементов, становятся все более сложными упражнениями. Уделяю внимание связующим выразительным жестам. По мере усвоения материала прибавляю темп выполнения. При затруднении выполнения сложной «связки» разбираем детально и выполняем ее еще раз в среднем темпе, а затем в быстром темпе. Весть комплекс повторяем 3 – 4 раза без фонограммы. Прослушиваем фонограмму без движений.

На втором этапе выполняем  комплекс целиком 1 раз, прерываясь на исправление и уточнение техники отдельных упражнений. На этом этапе детям доступно словесное обозначение различных направлений, но все это по отношению к частям тела самого ребенка. Даю задание детям: выполнить отдельные «связки» самостоятельно или по словесной подсказке. Определить наиболее подготовленных детей и на следующем занятии поставить их в первый ряд для образца выполнения.

Обучение идет по принципу от простого к сложному, поэтому  выполнение координационных движений детьми препятствий не встречает. Выучив простое движение, добавляются различные элементы с подключением рук, плеч, головы. Именно это способствует развитию способности контролировать движения своего тела.

Повторить комплекс целиком, уточняя и исправляя действия детей. Даю большую самостоятельность  детям, корректирую действия словами и жестами. Повторить комплекс без фонограммы, а затем под фонограмму. Останавливая фонограмму в момент уточнения техники выполнения упражнений, выполнить разученный комплекс целиком. Привлекаю внимание детей к музыкальному сопровождению: чувство ритма, темпа, времени, пространства, содержания и силы звучания музыки. Дети запоминают много последовательно связанных отдельных упражнений и связок. Кроме этого, им необходимо точно согласовывать их с музыкой, а значить, запоминать музыкальный материал, все его нюансы и переходы. При этом надо еще сосредотачивать внимание на моих действиях, командах и указаниях. Так от занятия к занятию совершенствуются внимание и память наших детей.

На третьем этапе  дети выполняют комплекс упражнений самостоятельно без моей помощи, работают согласованно, без остановок. Воспитываю в детях уверенность в свои силы и возможности. Получить положительный и эмоциональный настрой, бодрый заряд от полученной нагрузки.

 Упражнения по своей структуре необычны, поэтому нашим детям нравится выполнять их с музыкальным сопровождением. Под воздействием музыки движения становятся более четкими, ритмичными, координированными. Музыкально – ритмические движения помогают нашим детям научиться владеть своим телом, координировать движения, согласовывая их с движениями других детей, учат ориентироваться в пространстве, укрепляет основные виды движений, способствует освоению элементов плясок и танцев.

Музыкальное воспитание приносит много пользы: повышает музыкальную  культуру детей; и постепенно должно появиться в единстве с двигательным мастерством, составить с ним единый художественный образ. Плохая музыка, не соответствующая характеру упражнения, запоминается плохо, не вызывает у детей интереса к работе, побуждает к формальному исполнению. Хорошая музыка соответствует заданию, вызывает высокий эмоциональных настрой, творческую активность и прочно запоминается с необычайной легкостью.

. Дети повторяют движения  осознанно, а не механически,  что является главным условием  запоминания упражнений.  Поэтому запоминание происходит более легко и естественно, чем на обычных физкультурных занятиях. Я постоянно помню о том, что нельзя, не усвоив предыдущего, усвоить последующий. Мое обязательное условие обучения это закрепление и сохранение в памяти основных упражнений комплекса. Усложняя в процессе многократного повторения главное, основное упражнение различными деталями и дополнительными движениями, я каждый раз создаю новые, незнакомые композиции, которые помогают детям прочно запомнить и усвоить общие основы изучаемого материала. Постепенно простейшие соединения обрастают рядом новых элементов, становятся все более сложными упражнениями.

Информация о работе Занятия и упражнения по применению современных здоровьесберегающих технологий: ритмической гимнастики и её составляющих