Здоровый образ жизни детей в дошкольном учреждении семье

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2015 в 22:43, контрольная работа

Описание работы

Задача раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточна сложна. Как укрепить и сохранить здоровье наших детей? Каким образом способствовать формированию физической культуры ребенка? Как привить навыки здорового образа жизни? Когда это надо начинать? Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до семи лет идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер.

Содержание работы

1. Понятие "здоровье" и его значение в жизнедеятельности человека……..3
2.Необходимость системы ЗОЖ ребенка в ДУ и семье……………………..6
3.Направления экологизации помещений и участка ДУ, условия психологического комфорта как важнейшего компонента ЗОЖ………….. 9
4.Требования к содержательной и воспитательной направленности распорядка дня…………………………………………………………………12
5.Значение двигательной активности для здоровья и развития ребенка, критерии оценки оптимального двигательного режима…………………… 14
6.Место закаливания в системе ЗОЖ ребенка……………………………… 17
7.Содержание ЗОЖ дошкольника в семье……………………………………17
Список использованной литературы………………………………………….21

Файлы: 1 файл

1956 зож.doc

— 119.00 Кб (Скачать файл)

-«Неделя открытых дверей» для  родителей с просмотром и проведением  разнообразных занятий в физкультурном  зале, на стадионе и в бассейне, закаливающих и лечебных процедур;

-совместные физкультурные досуги, праздники [3, c.90].

 

3.Направления экологизации  помещений и участка ДУ, условия  психологического комфорта как  важнейшего компонента ЗОЖ.

 

Здоровый образ жизни рассматривается с двух позиций: как фактор здоровья, полноценного развития ребенка и как главное условие формирования у него навыков здорового поведения.

Эколого-гигиенические условия ЗОЖ:

1.Соблюдение санитарно-гигиенических норм: генеральная уборка, сквозное проветривание, световой коэффициент, в помещении 18-22°С

2.Создание «экологических» мини-зон в помещении и на участке с использованием специально подобранных растений, трав, емкостей с водой.

Психологический комфорт включает:

1.Уважение к личности ребенка, демократичный стиль общения.

2.Условия для свободного выбора деятельности.

3.Наличие мест для уединения.

4.Возможность свободного присутствия в группе родителей.

5.Комфортные условия быта.

6.Индивидуально для каждого из детей — улыбка и похвала взрослых (многократно в течение дня [10, c.32].

Направления экологизации помещений и участка дошкольного учреждения.

Предметно-развивающая среда группы организуется с учетом возможности для детей играть и заниматься отдельными подгруппами, а пособия, игрушки располагаются так, чтобы не мешать свободному перемещению детей. Задача воспитателя - создавать положительное состояние у детей, организовывать рациональный двигательный режим, предупреждать детское утомление разумным чередованием разнообразной активной деятельности и отдыха.

Основными требованиями, предъявляемыми к созданию экологической развивающей предметной среды в группе, ДОУ являются: - развивающий характер среды, обеспечение зоны ближайшего развития ребёнка и возникновения познавательных интересов, волевых качеств, чувств и эмоций у детей; - информативность (разнообразие, богатство объектов живой природы, дидактического и наглядного материала, использование информационных средств (аудио, видео, компьютерной техники и пр.), что способствует удовлетворению познавательных способностей детей); - новизна (включение новых элементов среды повышает познавательный интерес); - эстетика организации среды.

Условия психологического комфорта как важнейшего компонента ЗОЖ.

Окружающая среда, в которой живет ребенок, должна быть разнообразной, насыщенной, неординарной и постоянно меняющейся. Важным условием построения развивающей среды в детских садах является опора на личностно ориентированную модель взаимодействия между взрослыми и детьми, которая предполагает реализацию ряда принципов.

Принцип уважения к интересам и потребностям ребенка предполагает предоставление свободы исследования, резерв свободного места и времени. Необходимо активизировать самостоятельное экспериментирование и поисковую активность детей, побуждать их к творческому отношению к выполняемой деятельности, самовыражению и импровизации в процессе ее выполнения.

Для этого следует соблюдать следующие условия:

- разнообразие и сменяемость  предметной среды, окружающей ребенка;

- включение в нее максимального  количества предметов взрослого  обихода;

- предоставление свободы исследования для каждого ребенка;

- резерв свободного места и  времени для разворачивания игр (свободное пространство в раздевалке, спальной комнате);

- предоставление каждому ребенку  возможности свободно брать любые  игрушки и действовать с ними  по собственному усмотрению;

- определение максимального уровня  размещения игрового, дидактического  материала согласно росту ребенка.

Принцип уважения к мнению ребенка, который заключается в создании атмосферы личностного комфорта. Определяющими становятся способы общения - понимание, признание личности ребенка, способность взрослого стать на его позицию. Данный принцип находит свое отражение в следующем:

- невмешательство взрослого в  дела, которыми занят ребенок, без  его просьбы;

- создание в детском саду  такой психологической атмосферы, при которой каждый ребенок может свободно проявлять свои желания и интересы, чувствовать, что воспитатель принимает и любит его таким, какой он есть;

- отказ от высказывания личностных  оценок и критики в адрес  ребенка;

- представление о том, что у детей есть их неотъемлемые права, которые не должны никем нарушаться.

Принцип активности в разных видах деятельности. Среда в дошкольном учреждении, по сравнению с обычной семейной обстановкой, должна быть более интенсивно развивающей, провоцирующей возникновение и развитие познавательных интересов ребенка, его волевых качеств, эмоций, чувств. Среда развития должна побуждать у детей двигательную активность, давать им возможность осуществлять разнообразную подвижную деятельность. Предметно-пространственная среда в детском саду должна предоставлять возможность построения не пересекающихся сфер активности. Это позволит детям в соответствии со своими интересами и желаниями свободно заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу

Очень важно так построить окружающее пространство, чтобы каждый ребенок чувствовал бы себя в нем комфортно, имел бы возможность реализовать свою индивидуальность, быть личностью среди других личностей в группе.

Таким образом, существует ряд условий, обеспечивающих психологический комфорт ребенка в дошкольном образовательном учреждении:

- личностно-ориентированный подход  к дошкольникам, который подразумевает  индивидуализацию и дифференциацию  воспитательного и образовательного  процессов, ориентацию педагога не только на интересы ребенка, но и умение заинтересовать и увлечь его;

- открытость дошкольного учреждения  для родителей и других членов  семьи дошкольника, сотрудничество  руководителей и специалистов  детского сада с семьей; - активное  развитие всех видов деятельности  ребенка посредством различных  приемов и методов обучения  при особом внимании к специфическому виду деятельности - игре;

- развитие навыков общения детей  для оптимизации их взаимодействия  со сверстниками и взрослыми;

- широкое использование средств искусства (музыки);

- активная деятельность специалистов (педагога-психолога, социального педагога).

Психологический комфорт ребенка в детском саду - это не только условие обеспечения качества образования, но и достаточно эффективный и легко диагностируемый его показатель [7, c. 63].

 

4.Требования к содержательной  и воспитательной направленности распорядка дня

 

Распорядок дня включает:

1.Индивидуализация и воспитательная направленность всех бытовых процессов.

2.Физиологически обоснованное с учетом индивидуальных особенностей детей соотношение бодрствования и сна, их «качество».

3.Педагогически обусловленное чередование активных и спокойных видов деятельности.

4.Включение в распорядок дня упражнений по овладению гигиеническими навыками, культурой поведения [10, c.32].

Психоэмоциональное состояние ребенка во многом зависит от ритма его жизни, который в дошкольном учреждении задается режимом дня. Традиционно в нем указываются время и длительность сна, приема пищи, прогулок, занятий. С одной стороны, жизнь в заданном ритме как бы должна оказывать положительное воздействие на психоэмоциональное состояние ребенка, но с другой - можно наблюдать, что дети нервничают, с нетерпением ждут родителей, перестают слушаться взрослых, хотя те ничем такое состояние детей не провоцировали.

Режим дня детей в дошкольном учреждении должен быть многовариантным, учитывающим все возможные нестандартные ситуации: плохую погоду, отсутствие достаточного количества персонала, желание родителей приводить и забирать ребенка в удобное для них время, карантины и периоды повышенной заболеваемости.

При разработке основного режима дня следует руководствоваться следующими принципами:

1. Понедельник и пятница не  должны быть физически и интеллектуально  перегружены. Нужно обеспечить ребенку  легкое вхождение в рабочую  неделю и состояние удовлетворенности  своим пребыванием в дошкольном учреждении в конце недели.

2. Каждый день должен максимально  отличаться от предыдущего по  месту, времени, форме организации  занятий.

3. В режиме дня должно быть  предусмотрено время для индивидуальных  контактов каждого воспитателя с детьми на основе неформального общения.

4. Между занятиями высокой интеллектуальной  и физической нагрузки должно  быть не менее 48 разгрузочных  часов. Поэтому нужно составить  микроцикл (на неделю) и микроцикл (на месяц) интеллектуальных и  физических нагрузок.

5. Утро и вечер одного дня  в неделю должны посвящаться  играм воспитателя с детьми. Причем  роль воспитателя в игре определяют  дети.

6. В режиме дня выделяется  время для проведения лечебно-профилактических  мероприятий, психотренингов, релаксационных пауз и т.п. Выделяется также время для самостоятельной деятельности детей, когда они могут выйти за пределы групповой и позаниматься в изостудии, библиотеке, тренажерном зале или просто сходить в гости к другу из соседней группы.

Составляется режим дня на основе календарного плана образовательной работы с детьми на неделю. Воспитатель выбирает оптимальные время и форму взаимодействия с детьми для решения поставленных образовательных задач и указывает это в режиме дня. В дни, когда запланированы занятия с высокими интеллектуальными нагрузками, в режим дня включаются специальные комплексы гимнастик, позволяющих снять накопившееся психоэмоциональное напряжение. Релаксационные паузы и аутотренинги разумно включать в дни с повышенными физическими нагрузками. Ритмопластику лучше проводить в дни, когда у детей были высокие психоэмоциональные нагрузки (например, деятельность с элементами соревнования) [9, c.83].

Мною составлен распорядок дня в ДОУ (таблица 1).

 

Таблица 1. Распорядок дня в ДОУ

Структурные части

Описание

Приём детей

Создание условий, гигиенические процедуры, беседы с родителями о здоровье детей, термометрия (ведутся журналы  здоровья)

Утренняя гимнастика

Проводится ежедневно до завтрака, на воздухе или в помещении (в зависимости от экологических или погодных условий). В течение всей утренней гимнастики, проводимой в зале, форточки и фрамуги остаются открытыми, дети занимаются в физкультурной форме, босиком.

Физкультминутки

Проводятся ежедневно на занятиях

Занятия в физкультурном зале (два раза в неделю) по расписанию

Эффективность занятий по физической культуре осуществляется за счет правильного распределения детей на подгруппы в зависимости от уровня физического развития. Занятия проводятся по расписанию инструктором по физической культуре и воспитателями. Физкультурный зал хорошо оснащен спортивным оборудование.

Уроки здоровья

Воспитатели дошкольных групп в системе проводят с детьми “Уроки здоровья”, на которых дети в игровой форме получают элементарные знания о своём организме, приучаются к безопасному поведению в природе и дома.

Организация детей на прогулку

С целью предупреждения перегревания, детского организма в детском саду организована помощь в одевании детей на прогулку на группах раннего и младшего дошкольного возраста. Воспитатель выходит на прогулку с подгруппой детей, которые оделись быстрее. Другую подгруппу на прогулку сопровождает помощник воспитателя

Подготовка ко сну, сон

гигиенические процедуры

Разминка в постели и самомассаж

Дети постепенно просыпаются под звуки мелодичной музыки, вызывающей приятные, положительные эмоции. Затем они, лежа в постели на спине поверх одеяла, выполняют 5-6 упражнений общеразвивающего воздействия и элементарные приёмы самомассажа

Гимнастика после дневного сна

В групповой комнате дети под музыку выполняют произвольные танцевальные, музыкально-ритмические упражнения, упражнения для профилактики плоскостопия и нарушения осанки. Заканчивается комплекс дыхательными упражнениями. В течение года  используются  различные варианты гимнастики


 

В результате анализа всех данных требуется:

- закреплять наметившиеся тенденции  развития здоровья и   добиваться  тенденции снижения травматизма  наших воспитанников;

- повышать уровень физической  подготовленности детей;

- снижать количество детей с  отклонениями в психофизическом развитии и соматическими заболеваниями.

 

5.Значение двигательной  активности для здоровья и  развития ребенка, критерии оценки оптимального двигательного режима

 

Движение является средством познания окружающего мира, удовлетворения биологических потребностей организма. Трудно переоценить роль двигательной активности в расширении функциональных возможностей развивающего организма, в совершенствовании двигательной деятельности. Двигательная активность - биологическая потребность организма, от удовлетворения которой зависит здоровье детей, их физическое и общее развитие. Двигательная активность детей создает предпосылки для прочного включения физической культуры в жизнь детей, формирует у них потребность в здоровом образе жизни.

В теории и методике физического воспитания выделяют регламентированную, частично-регламентирующую и нерегламентированную двигательную активность.

Регламентированная двигательная активность представляет собой суммарный объем специально избираемых и направленно воздействующих на организм дошкольников физических упражнений и двигательных действий.

Частично-регламентированная двигательная активность - это объем двигательных действий, возникающих по ходу решения двигательных задач (например, во время выполнения подвижных игр).

Нерегламентированная двигательная активность включает объем спонтанно выполняемых двигательных действий (например, в быту) [10, c.28].

Оценка двигательного режима проводится на основании комплекса показателей:

1. времени двигательной активности детей с отражением содержания и качества в различные режимные моменты, определяемого с помощью метода индивидуального хронометража;

2. объема двигательной активности с использованием метода шагометрии для количественной оценки двигательной активности;

3. интенсивности двигательной активности методом пульсометрии (подсчет частоты сердечных сокращений в ударах/мин.) при выполнении различных видов мышечной деятельности.

Система двигательной активности:

-Утренняя гимнастика;

-прием детей на улице в  теплое время года;

Информация о работе Здоровый образ жизни детей в дошкольном учреждении семье