Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2015 в 22:43, контрольная работа
Задача раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточна сложна. Как укрепить и сохранить здоровье наших детей? Каким образом способствовать формированию физической культуры ребенка? Как привить навыки здорового образа жизни? Когда это надо начинать? Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до семи лет идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер.
1. Понятие "здоровье" и его значение в жизнедеятельности человека……..3
2.Необходимость системы ЗОЖ ребенка в ДУ и семье……………………..6
3.Направления экологизации помещений и участка ДУ, условия психологического комфорта как важнейшего компонента ЗОЖ………….. 9
4.Требования к содержательной и воспитательной направленности распорядка дня…………………………………………………………………12
5.Значение двигательной активности для здоровья и развития ребенка, критерии оценки оптимального двигательного режима…………………… 14
6.Место закаливания в системе ЗОЖ ребенка……………………………… 17
7.Содержание ЗОЖ дошкольника в семье……………………………………17
Список использованной литературы………………………………………….21
-«Неделя открытых дверей» для
родителей с просмотром и
-совместные физкультурные досуги, праздники [3, c.90].
3.Направления экологизации помещений и участка ДУ, условия психологического комфорта как важнейшего компонента ЗОЖ.
Здоровый образ жизни рассматривается с двух позиций: как фактор здоровья, полноценного развития ребенка и как главное условие формирования у него навыков здорового поведения.
Эколого-гигиенические условия ЗОЖ:
1.Соблюдение санитарно-гигиенических норм: генеральная уборка, сквозное проветривание, световой коэффициент, в помещении 18-22°С
2.Создание «экологических» мини-зон в помещении и на участке с использованием специально подобранных растений, трав, емкостей с водой.
Психологический комфорт включает:
1.Уважение к личности ребенка, демократичный стиль общения.
2.Условия для свободного выбора деятельности.
3.Наличие мест для уединения.
4.Возможность свободного присутствия в группе родителей.
5.Комфортные условия быта.
6.Индивидуально для каждого из детей — улыбка и похвала взрослых (многократно в течение дня [10, c.32].
Направления экологизации помещений и участка дошкольного учреждения.
Предметно-развивающая среда группы организуется с учетом возможности для детей играть и заниматься отдельными подгруппами, а пособия, игрушки располагаются так, чтобы не мешать свободному перемещению детей. Задача воспитателя - создавать положительное состояние у детей, организовывать рациональный двигательный режим, предупреждать детское утомление разумным чередованием разнообразной активной деятельности и отдыха.
Основными требованиями, предъявляемыми к созданию экологической развивающей предметной среды в группе, ДОУ являются: - развивающий характер среды, обеспечение зоны ближайшего развития ребёнка и возникновения познавательных интересов, волевых качеств, чувств и эмоций у детей; - информативность (разнообразие, богатство объектов живой природы, дидактического и наглядного материала, использование информационных средств (аудио, видео, компьютерной техники и пр.), что способствует удовлетворению познавательных способностей детей); - новизна (включение новых элементов среды повышает познавательный интерес); - эстетика организации среды.
Условия психологического комфорта как важнейшего компонента ЗОЖ.
Окружающая среда, в которой живет ребенок, должна быть разнообразной, насыщенной, неординарной и постоянно меняющейся. Важным условием построения развивающей среды в детских садах является опора на личностно ориентированную модель взаимодействия между взрослыми и детьми, которая предполагает реализацию ряда принципов.
Принцип уважения к интересам и потребностям ребенка предполагает предоставление свободы исследования, резерв свободного места и времени. Необходимо активизировать самостоятельное экспериментирование и поисковую активность детей, побуждать их к творческому отношению к выполняемой деятельности, самовыражению и импровизации в процессе ее выполнения.
Для этого следует соблюдать следующие условия:
- разнообразие и сменяемость предметной среды, окружающей ребенка;
- включение в нее максимального
количества предметов
- предоставление свободы исследования для каждого ребенка;
- резерв свободного места и
времени для разворачивания игр
(свободное пространство в
- предоставление каждому
- определение максимального
Принцип уважения к мнению ребенка, который заключается в создании атмосферы личностного комфорта. Определяющими становятся способы общения - понимание, признание личности ребенка, способность взрослого стать на его позицию. Данный принцип находит свое отражение в следующем:
- невмешательство взрослого в дела, которыми занят ребенок, без его просьбы;
- создание в детском саду такой психологической атмосферы, при которой каждый ребенок может свободно проявлять свои желания и интересы, чувствовать, что воспитатель принимает и любит его таким, какой он есть;
- отказ от высказывания
- представление о том, что у детей есть их неотъемлемые права, которые не должны никем нарушаться.
Принцип активности в разных видах деятельности. Среда в дошкольном учреждении, по сравнению с обычной семейной обстановкой, должна быть более интенсивно развивающей, провоцирующей возникновение и развитие познавательных интересов ребенка, его волевых качеств, эмоций, чувств. Среда развития должна побуждать у детей двигательную активность, давать им возможность осуществлять разнообразную подвижную деятельность. Предметно-пространственная среда в детском саду должна предоставлять возможность построения не пересекающихся сфер активности. Это позволит детям в соответствии со своими интересами и желаниями свободно заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу
Очень важно так построить окружающее пространство, чтобы каждый ребенок чувствовал бы себя в нем комфортно, имел бы возможность реализовать свою индивидуальность, быть личностью среди других личностей в группе.
Таким образом, существует ряд условий, обеспечивающих психологический комфорт ребенка в дошкольном образовательном учреждении:
- личностно-ориентированный
- открытость дошкольного
- развитие навыков общения
- широкое использование средств искусства (музыки);
- активная деятельность
Психологический комфорт ребенка в детском саду - это не только условие обеспечения качества образования, но и достаточно эффективный и легко диагностируемый его показатель [7, c. 63].
4.Требования к содержательной и воспитательной направленности распорядка дня
Распорядок дня включает:
1.Индивидуализация и воспитательная направленность всех бытовых процессов.
2.Физиологически обоснованное с учетом индивидуальных особенностей детей соотношение бодрствования и сна, их «качество».
3.Педагогически обусловленное чередование активных и спокойных видов деятельности.
4.Включение в распорядок дня упражнений по овладению гигиеническими навыками, культурой поведения [10, c.32].
Психоэмоциональное состояние ребенка во многом зависит от ритма его жизни, который в дошкольном учреждении задается режимом дня. Традиционно в нем указываются время и длительность сна, приема пищи, прогулок, занятий. С одной стороны, жизнь в заданном ритме как бы должна оказывать положительное воздействие на психоэмоциональное состояние ребенка, но с другой - можно наблюдать, что дети нервничают, с нетерпением ждут родителей, перестают слушаться взрослых, хотя те ничем такое состояние детей не провоцировали.
Режим дня детей в дошкольном учреждении должен быть многовариантным, учитывающим все возможные нестандартные ситуации: плохую погоду, отсутствие достаточного количества персонала, желание родителей приводить и забирать ребенка в удобное для них время, карантины и периоды повышенной заболеваемости.
При разработке основного режима дня следует руководствоваться следующими принципами:
1. Понедельник и пятница не
должны быть физически и
2. Каждый день должен
3. В режиме дня должно быть
предусмотрено время для
4. Между занятиями высокой
5. Утро и вечер одного дня
в неделю должны посвящаться
играм воспитателя с детьми. Причем
роль воспитателя в игре
6. В режиме дня выделяется
время для проведения лечебно-
Составляется режим дня на основе календарного плана образовательной работы с детьми на неделю. Воспитатель выбирает оптимальные время и форму взаимодействия с детьми для решения поставленных образовательных задач и указывает это в режиме дня. В дни, когда запланированы занятия с высокими интеллектуальными нагрузками, в режим дня включаются специальные комплексы гимнастик, позволяющих снять накопившееся психоэмоциональное напряжение. Релаксационные паузы и аутотренинги разумно включать в дни с повышенными физическими нагрузками. Ритмопластику лучше проводить в дни, когда у детей были высокие психоэмоциональные нагрузки (например, деятельность с элементами соревнования) [9, c.83].
Мною составлен распорядок дня в ДОУ (таблица 1).
Таблица 1. Распорядок дня в ДОУ
Структурные части |
Описание |
Приём детей |
Создание условий, гигиенические процедуры, беседы с родителями о здоровье детей, термометрия (ведутся журналы здоровья) |
Утренняя гимнастика |
Проводится ежедневно до завтрака, на воздухе или в помещении (в зависимости от экологических или погодных условий). В течение всей утренней гимнастики, проводимой в зале, форточки и фрамуги остаются открытыми, дети занимаются в физкультурной форме, босиком. |
Физкультминутки |
Проводятся ежедневно на занятиях |
Занятия в физкультурном зале (два раза в неделю) по расписанию |
Эффективность занятий по физической культуре осуществляется за счет правильного распределения детей на подгруппы в зависимости от уровня физического развития. Занятия проводятся по расписанию инструктором по физической культуре и воспитателями. Физкультурный зал хорошо оснащен спортивным оборудование. |
Уроки здоровья |
Воспитатели дошкольных групп в системе проводят с детьми “Уроки здоровья”, на которых дети в игровой форме получают элементарные знания о своём организме, приучаются к безопасному поведению в природе и дома. |
Организация детей на прогулку |
С целью предупреждения перегревания, детского организма в детском саду организована помощь в одевании детей на прогулку на группах раннего и младшего дошкольного возраста. Воспитатель выходит на прогулку с подгруппой детей, которые оделись быстрее. Другую подгруппу на прогулку сопровождает помощник воспитателя |
Подготовка ко сну, сон |
гигиенические процедуры |
Разминка в постели и самомассаж |
Дети постепенно просыпаются под звуки мелодичной музыки, вызывающей приятные, положительные эмоции. Затем они, лежа в постели на спине поверх одеяла, выполняют 5-6 упражнений общеразвивающего воздействия и элементарные приёмы самомассажа |
Гимнастика после дневного сна |
В групповой комнате дети под музыку выполняют произвольные танцевальные, музыкально-ритмические упражнения, упражнения для профилактики плоскостопия и нарушения осанки. Заканчивается комплекс дыхательными упражнениями. В течение года используются различные варианты гимнастики |
В результате анализа всех данных требуется:
- закреплять наметившиеся
- повышать уровень физической подготовленности детей;
- снижать количество детей с отклонениями в психофизическом развитии и соматическими заболеваниями.
5.Значение двигательной активности для здоровья и развития ребенка, критерии оценки оптимального двигательного режима
Движение является средством познания окружающего мира, удовлетворения биологических потребностей организма. Трудно переоценить роль двигательной активности в расширении функциональных возможностей развивающего организма, в совершенствовании двигательной деятельности. Двигательная активность - биологическая потребность организма, от удовлетворения которой зависит здоровье детей, их физическое и общее развитие. Двигательная активность детей создает предпосылки для прочного включения физической культуры в жизнь детей, формирует у них потребность в здоровом образе жизни.
В теории и методике физического воспитания выделяют регламентированную, частично-регламентирующую и нерегламентированную двигательную активность.
Регламентированная двигательная активность представляет собой суммарный объем специально избираемых и направленно воздействующих на организм дошкольников физических упражнений и двигательных действий.
Частично-регламентированная двигательная активность - это объем двигательных действий, возникающих по ходу решения двигательных задач (например, во время выполнения подвижных игр).
Нерегламентированная двигательная активность включает объем спонтанно выполняемых двигательных действий (например, в быту) [10, c.28].
Оценка двигательного режима проводится на основании комплекса показателей:
1. времени двигательной активности детей с отражением содержания и качества в различные режимные моменты, определяемого с помощью метода индивидуального хронометража;
2. объема двигательной активности с использованием метода шагометрии для количественной оценки двигательной активности;
3. интенсивности двигательной активности методом пульсометрии (подсчет частоты сердечных сокращений в ударах/мин.) при выполнении различных видов мышечной деятельности.
Система двигательной активности:
-Утренняя гимнастика;
-прием детей на улице в теплое время года;
Информация о работе Здоровый образ жизни детей в дошкольном учреждении семье