Здоровый образ жизни детей в дошкольном учреждении семье

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2015 в 22:43, контрольная работа

Описание работы

Задача раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточна сложна. Как укрепить и сохранить здоровье наших детей? Каким образом способствовать формированию физической культуры ребенка? Как привить навыки здорового образа жизни? Когда это надо начинать? Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до семи лет идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер.

Содержание работы

1. Понятие "здоровье" и его значение в жизнедеятельности человека……..3
2.Необходимость системы ЗОЖ ребенка в ДУ и семье……………………..6
3.Направления экологизации помещений и участка ДУ, условия психологического комфорта как важнейшего компонента ЗОЖ………….. 9
4.Требования к содержательной и воспитательной направленности распорядка дня…………………………………………………………………12
5.Значение двигательной активности для здоровья и развития ребенка, критерии оценки оптимального двигательного режима…………………… 14
6.Место закаливания в системе ЗОЖ ребенка……………………………… 17
7.Содержание ЗОЖ дошкольника в семье……………………………………17
Список использованной литературы………………………………………….21

Файлы: 1 файл

1956 зож.doc

— 119.00 Кб (Скачать файл)

Оглавление

 

1. Понятие "здоровье" и его  значение в жизнедеятельности человека……..3

2.Необходимость системы ЗОЖ  ребенка в ДУ и семье……………………..6

3.Направления экологизации помещений  и участка ДУ, условия психологического  комфорта как важнейшего компонента ЗОЖ………….. 9

4.Требования к содержательной  и воспитательной направленности  распорядка дня…………………………………………………………………12

5.Значение двигательной активности  для здоровья и развития ребенка, критерии оценки оптимального двигательного режима…………………… 14

6.Место закаливания в системе ЗОЖ ребенка……………………………… 17

7.Содержание ЗОЖ дошкольника в семье……………………………………17

Список использованной литературы………………………………………….21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Понятие "здоровье" и его значение в жизнедеятельности человека

 

Задача раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточна сложна. Как укрепить и сохранить здоровье наших детей? Каким образом способствовать формированию физической культуры ребенка? Как привить навыки здорового образа жизни? Когда это надо начинать? Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до семи лет идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.

Искусство долго жить состоит, прежде всего, в том, чтобы научиться с детства следить за своим здоровьем. То, что упущено в детстве, трудно наверстать. Поэтому приоритетным направлением в дошкольном воспитании, сегодня является повышение уровня здоровья детей, формирование у них навыков здорового образа жизни (ЗОЖ), а также устойчивой потребности в регулярных занятиях физическими упражнения.

Данные разных исследований показывают, что за последнее время число здоровых дошкольников уменьшилось в 5 раз и составляет лишь 10% от контингента детей, поступающих в школу.

Вместе с тем по прежнему наблюдается "перекос" образовательных программ дошкольных учреждений в сторону предметной подготовки к школе, что не обеспечивает формирования тех качеств личности, которые помогают ребенку учиться: в школу приходят дети читающие, считающие, но имеющие скудный сенсорный опыт. Особо следует отметить отсутствие у детей физических качеств (усидчивости, умения напрягаться без ущерба для здоровья, элементарно корректировать свое эмоциональное состояние, переключаться с одной деятельности на другую), то есть тех показателей, которые тесно связаны с самовоспитанием.

Следовательно, возникает необходимость создания такой системы работы, при которой происходила интеграция оздоровительной деятельности в образовательную, что в конечном итоге способствовало сохранению и укреплению физического и психического здоровья ребенка, формированию привычки здорового образа жизни [2,с 21-22].

 

   Здоровье - основное условие, определяющее своевременное физическое  и нервно-психическое развитие малыша, фундамент его дальнейшего благополучия [1,с.105.].

Здоровье - состояние, характеризуемое физическим, психическим, социальным благополучием и отсутствием болезней. Ценность, к которой необходимо стремиться. Овладевая этой ценностью, индивид или группа людей более полно реализуют свои ожидания, удовлетворяют потребности, становятся более значимой общественной ценностью. Здоровье - это первоэлемент и ключ к любому дальнейшему развитию личности. Здоровье является важнейшим интегральным показателем, отражающим биологические характеристики ребенка, социально-экономическое состояние страны, условия воспитания и образования детей, их жизнь в семье, качество окружающей среды, степень развития медицинской помощи, служб охраны материнства и детства, в конечном счете - отношение государства к проблемам материнства и детства. Хорошее здоровье - один из главных источников счастья, радости человека, неоценимое его богатство, которое медленно и с трудом накапливается, но которое можно быстро и легко растерять [9, c.82].

Чтобы активно влиять на позицию ребенка по отношению к собственному здоровью, нам, воспитателям, необходимо знать, прежде всего, что само состояние здоровья формируется в результате взаимодействия внешних (природных и социальных) и внутренних (наследственность, пол, возраст) факторов. Выделяется несколько компонентов здоровья:

1. Соматическое здоровье - текущее  состояние органов и систем  организма человека, основу которого  составляет биологическая программа  индивидуального развития.

2. Физическое здоровье - уровень роста и развития органов и систем организма.

3. Психическое здоровье - состояние  психической сферы, основу которой  составляет состояние общего  душевного комфорта.

4. Нравственное здоровье, основу  которого определяет система  ценностей, установок и мотивов поведения человека в обществе [6, c.32].

От чего же зависит здоровье ребенка?

Здоровье зависит на 20% от наследственных факторов, на 20% - от условий внешней среды, т.е. экологии, на 10% - от деятельности системы здравоохранения, а на 50% - от самого человека, от того образа жизни, который он ведет.

Если на первые 50% здоровья мы, воспитатели, повлиять не можем, то другие 50% мы можем и должны дать нашим воспитанникам.

Отношение ребенка к своему здоровью является фундаментом, на котором можно будет выстроить здание потребности в здоровом образе жизни. Оно зарождается и развивается в процессе осознания ребенком себя как человека и личности. Отношение ребенка к здоровью напрямую зависит от сформированности в его сознании этого понятия.

В среднем дошкольном возрасте у детей формируется представление о здоровье как "не болезни". Они рассказывают о том, как болели, у них проявляется негативное отношение к болезни на основании своего опыта. Но что, значит, быть здоровым и чувствовать себя здоровым, они объяснить еще не могут. Отсюда и отношение к здоровью, как к чему-то абстрактному. В их понимании быть здоровым - значит не болеть. На вопрос, что нужно делать, чтобы не болеть, многие дети отвечают, нужно не простужаться, не есть на улице мороженого, не мочить ноги и т.д. Из этих ответов следует, что в среднем дошкольном возрасте дети начинают осознавать угрозы здоровью со стороны внешней среды (холодно, дождь, сквозняк), а также своих собственных действиях (есть мороженое, мочить ноги и т.д.).

Изучение возрастной динамики развития силы показало, что в период с 4 до 7 лет происходит значительное увеличение мышечной массы и соответственно увеличиваются сократительные способности, сила и работоспособность мышц, поэтому, согласно рекомендациям Л. Кечеджиевой и др., упражнения для мышц плечевого пояса и тазобедренных суставов ребенок 5-7-летнего возраста может выполнять ежедневно от 20 до 30 раз, а для мышц туловища - от 40 до 60 раз, отдельными сериями по 6-8 или 12-16 раз. Большой объем выполняемой работы вызывает заметные сдвиги в обмене веществ, в работе функциональных систем организма, расширяя механизмы адаптации не только к физической нагрузке, но и к действию различных факторов внешней среды, способствует повышению общей работоспособности [4,с.112].

 

 

 

 

 

2.Необходимость системы  ЗОЖ ребенка в ДУ и семье

 

 

По словам Б. Н. Чумакова, купить здоровье нельзя, его можно только заработать собственными постоянными усилиями. Но для того, чтобы сохранить здоровье ребенка необходимо объединить усилия всех взрослых, окружающих его (родителей, воспитателей, врачей, учителей и др.), с целью создания вокруг него атмосферы наполненной потребностями, традициями и привычками здорового образа жизни. Таким образом, с ранних лет формируется определенная культура поведения и соответствующий стиль жизни. Знания, умения и навыки валеологического характера, заложенные в детском возрасте, станут прочным фундаментом для создания положительной мотивации к охране собственного здоровья во взрослой жизни.

Дошкольный период является наиболее благоприятным для формирования здорового образа жизни. Осознание ребенком своего "Я", правильное отношение к миру, окружающим людям - все это зависит от того насколько добросовестно, с любовью, грамотно воспитатель строит свою работу.

Педагогическая задача состоит в том, чтобы не задавить ребенка потоком пока еще неосознанной информации, а дать возможность поразмышлять, подумать, прислушаться к своему организму.

Здоровый образ жизни - это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях, дети могут оказаться в неожиданных ситуациях на улице и дома, поэтому главной задачей является развитие у них самостоятельности и ответственности. Все, чему мы учим детей, они должны применять в реальной жизни.

Сохранению и укреплению здоровья способствует система здоровьесберегающих форм жизнедеятельности человека - здоровый образ жизни, который закладывается с раннего возраста. На формирование системы знаний и умений в области познания ребенка самого себя, своих возможностей и способов их развития наибольшее влияние оказывают образовательные учреждения, на которые возлагаются задачи по формированию культуры здорового образа жизни, исходя из социальных основ здоровья и осознания ответственности общества за здоровье детей.

Обеспечение безопасности детей, укрепление психофизического здоровья, физическое развитие, формирование навыков здорового охрана жизни - важное направление гармонического развития, особого внимания к которому требует сама жизнь.

Основными задачами формирования здорового образа жизни у дошкольников являются:

- сохранение и укрепление физического  здоровья; воспитание потребности  и навыков здорового образа  жизни;

- формирование систем и функцией  организма, обеспечение гармоничности  физического развития;

- сохранение и укрепление психического и психологического здоровья (эмоционального благополучия, душевного комфорта);

- содействовать укреплению психологического  здоровья детей посредством предупреждения  отклонений в их эмоционально - личностном развитии;

- приобщение детей к физической и психологической культуре [8, c.65].

Проявляя заботу о сохранении и укреплении здоровья, необходимо уделить особое внимание формированию потребности в здоровом образе жизни, его основ у воспитанников. Важная тропа к реализации этой задачи - приобщение детей к природе, так как она не только среда обитания человека, но и значимый источник его духовности, физического развития и здоровья. Важной составляющей здорового образа жизни является грамотное, рациональное питание. Питание детей должно быть полноценным по составу основных ингредиентов (белки, жиры, углеводы), витаминов, микроэлементов. Обязательной составляющей здорового образа жизни является потребность в физических упражнениях. Двигательная активность - необходимое условие здоровья и всестороннего развития детей.

Главным результатом культуры здорового образа жизни является высокий уровень здоровья, умственной и физической работоспособности, психоэмоциональная устойчивость и способность противостоять разнообразным стрессовым факторам, неблагоприятным экологическим и внешнесредовым воздействиям [5, c. 84].

Основные направления работы с семьей:

1. Осуществлять преемственность  семьи и дошкольного учреждения  по всем вопросам физического  воспитания детей;

2. Вовлекать родителей в образовательный процесс дошкольного учреждения;

3. Изучать традиции семейного  воспитания;

4. Всю работу строить на взаимопонимании  и взаимопомощи.

ДОУ придерживается ряда принципов, которые позволяют более последовательно реализовывать содержание и методику совместной с семьей работы:

-Единство целей и задач воспитания  здорового ребенка в ДОУ и  семье;

-Индивидуальный подход к каждому  ребенку и каждой семье;

-Систематичность и последовательность  работы;

-Взаимное доверие и взаимопомощь  педагогов и родителей.

Соблюдение этих принципов позволило приобщить родителей к активной работе по физическому воспитанию детей, пополнить их знания об особенностях использования коррекционных и профилактических упражнений в домашних условиях, подвижных и спортивных игр, а также помогло в создании условий для развития двигательных навыков ребенка дома. В результате снизился уровень заболеваемости детей, семья все больше стала приобщаться к здоровому образу жизни.

Организуя сотрудничество с семьей по воспитанию здорового ребенка идет:

1. знакомство родителей с результатами диагностики состояния здоровья ребенка и его психомоторного развития;

2.  целенаправленная работа, пропагандирующая общегигиенические требования, необходимость рационального режима и полноценного сбалансированного питания, закаливания;

3. знакомство родителей с содержанием физкультурно - оздоровительной работы в детском саду;

4. обучение конкретным приемам и методам оздоровления (ЛФК, дыхательная гимнастика, элементам массажа разнообразным видам закаливания).

В этих целях широко используются:

-информация в родительских уголках, в папках - передвижках, в библиотеке  детского сада;

-консультации;

-устные журналы и дискуссии  с участием психолога, медицинских  работников, инструктора по плаванию, инструктора по физической культуре, учителя- логопеда, а также родителей с опытом семейного воспитания;

Информация о работе Здоровый образ жизни детей в дошкольном учреждении семье