Здоровый образ жизни детей в дошкольном учреждении семье

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2015 в 22:43, контрольная работа

Описание работы

Задача раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточна сложна. Как укрепить и сохранить здоровье наших детей? Каким образом способствовать формированию физической культуры ребенка? Как привить навыки здорового образа жизни? Когда это надо начинать? Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до семи лет идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер.

Содержание работы

1. Понятие "здоровье" и его значение в жизнедеятельности человека……..3
2.Необходимость системы ЗОЖ ребенка в ДУ и семье……………………..6
3.Направления экологизации помещений и участка ДУ, условия психологического комфорта как важнейшего компонента ЗОЖ………….. 9
4.Требования к содержательной и воспитательной направленности распорядка дня…………………………………………………………………12
5.Значение двигательной активности для здоровья и развития ребенка, критерии оценки оптимального двигательного режима…………………… 14
6.Место закаливания в системе ЗОЖ ребенка……………………………… 17
7.Содержание ЗОЖ дошкольника в семье……………………………………17
Список использованной литературы………………………………………….21

Файлы: 1 файл

1956 зож.doc

— 119.00 Кб (Скачать файл)

-физкультурные занятия;

-двигательная активность на  прогулке;

-физкультура на улице;

-подвижные игры;

-физкультминутки на занятиях;

-гимнастика после дневного сна;

-физкультурные досуги, забавы, игры;

-музыкально-ритмические движения;

-игры, хороводы, игровые упражнения;

-оценка эмоционального состояния  детей с последующей коррекцией  плана работы;

-логоритмическая гимнастика.

Достаточный объем двигательной активности является важнейшим условием здоровья, физического развития детей. Согласно современным критериям оценки двигательной активности, дневная норма условных шагов при 9-ти часовом пребывании в детском саду составляет для различных возрастных групп: 2-х летних детей - 5,5 - 6 тысяч шагов; 3-х летних детей - 9 - 10 тысяч шагов; 4-х летних детей - 11 - 14 тысяч шагов; 5-7 лет - 14 - 18 тысяч шагов.

Предлагаемый двигательный режим должен обеспечивать постепенное повышение физических кондиций дошкольника, способствовать коррекции телосложения, закаливанию организма дошкольника, направленному на хорошее сопротивление простудным и инфекционным заболеваниям. Состав движений должен обеспечить нагрузку на все группы мышц, способствовать общему развитию детей, положительному эмоциональному состоянию. Особенности двигательной активности детей должны знать воспитатели групп, руководители физического воспитания, чтобы определить приоритетные направления в работе по физическому воспитанию [7, c.89].

Оптимальная двигательная активность (не менее 50 % периода бодрствования) по А.В. Шишкиной включает:

1.Достаточные площади для движений в помещении и на воздухе.

2.Разнородность физкультурно-игровой среды.

3.Специально предусмотренные время и место для самостоятельной двигательной деятельности.

4. Включение движений во все виды занятий (в том числе умственного характера).

5. Создание условий для разнообразия ДА в бытовой и трудовой деятельности [10, c.32].

Оптимальным двигательный режим будет считаться при следующих условиях:

- соотношение покоя и двигательной  деятельности составляет 30% к 70%;

- в течение дня у детей не наблюдается признаков рассеянности внимания или явно выраженного утомления;

- имеет место положительная  динамика физической работоспособности  детей;

- артериальное давление детей  в течение всего дня соответствует  возрастной норме [7, c. 54-56].

 

 

 

 

 

6.Место закаливания в системе ЗОЖ ребенка

 

Закаливание организма - одно из лучших средств укрепления здоровья. Задача закаливания - приучить хрупкий, растущий организм ребенка переносить перемены температуры в окружающей среде. Основными средствами закаливания детей являются естественные факторы природы - воздух, вода, солнце.

Выделяют специфическое и неспецифическое действие закаливания на организм.

Специфическое действие проявляется в повышении устойчивости к метеорологическим факторам, совершенствовании реакции гомеостаза.

Неспецифическое действие закаливания обеспечивает общий оздоровительный эффект: повышается белковый и углеводный обмен, увеличивается содержание гемоглобина и эритроцитов в крови, возрастает фагоцитарная активность лейкоцитов, количество кальция и фосфора, усиливается процесс свертывания крови, увеличивается выработка антител, витаминов А.Д. уравновешиваются процессы торможения и возбуждения нервной системы [9, c.83].

Система закаливания по А.В. Шишкиной заключается в следующем:

1.Оздоровительные прогулки (3-4 ч ежедневно).

2.Полоскание рта и умывание прохладной (холодной) водой с использованием элементов самомассажа ушных раковин, крыльев носа, пальцев рук .

3.Воздушные ванны до и после сна(5-7 мин).

4.Кратковременная ходьба босиком до и после сна, при всех переодеваниях (от 1 до 10 мин).

5.Использование элементов «пульсирующего» климата.

6.Дополнительные индивидуальные закаливающие процедуры в семье [10, c.33].

 

7.Содержание ЗОЖ дошкольника в семье

 

Дошкольное образовательное учреждение выполняет многообразные функции: с одной стороны, его коллектив уделяет значительное внимание воспитанию двигательной культуры, развитию личностных и психофизических качеств, приобщению ребенка к здоровому образу жизни; с другой - оно осуществляет пропаганду физической культуры и спорта приобщает родителей к активу ной совместной работе по физическому воспитанию. Создание благоприятных педагогических условий для физического воспитания детей только в рамках дошкольного учреждения не является достаточно эффективной мерой. Ведь часть времени активного бодрствования дети проводят в семье, и на родителей ложится особая ответственность за организацию физкультурно-оздоровительной работы с ними. Особенно актуальной в настоящее время является проблема взаимодействия образовательного учреждения и родителей по формированию семейных традиций, передаваемых младшему поколению в различных формах физического воспитания, а также создание адекватной возрасту и индивидуальным особенностям ребенка предметно-развивающей среды в домашних условиях.

Такое построение работы требует от педагогов постоянного самообразования и самосовершенствования. Чрезвычайно важна в воспитании детей роль здорового образа жизни семьи. Элементарные знания о слагаемых здорового образа жизни (рациональное питание, соблюдение режима труда и отдыха, достаточная двигательная активность, использование закаливающих средств, умение правильно, без нервного напряжения организовать своё поведение) доступны уже самым маленьким детям. Главное, чтобы все перечисленные выше формы работы и рекомендации не навязывались, а вызывали интерес своей новизной, подавались без штампов, назиданий и нравоучений. Такое построение работы требует от педагогов постоянного самообразования и самосовершенствования.

При работе с родителями ставятся следующие задачи:

1. Ориентировать семью на воспитание  здорового ребенка.

2. Помочь в освоении родителями  основ личностно-ориентированной  педагогики и психологии общения  с детьми, обеспечивающее эмоциональное  и психическое благополучие детей.

3. Обеспечить тесное сотрудничество  и единые требования дошкольного  учреждения и семьи в вопросах  здоровья детей.

4. Укрепить веру родителей в  себя как компетентных воспитателей.

5. Формировать у родителей теоретические  знания, закрепить навыки и выработать потребности в здоровом образе жизни.

6. Повысить интерес родителей  к деятельности дошкольного учреждения  и жизни ребенка в нем.

Процесс физкультурно-оздоровительной совместной работы с семьей включает:

1. целенаправленную санпросветработу, пропагандирующую общегигиенические правила, необходимость рационального режима и полноценного сбалансированного питания, закаливания, оптимального воздушного и температурного режима и т.д.;

2. ознакомление родителей с содержанием  физкультурно-оздоровительной работы  в дошкольном учреждении, направленной на физическое, психическое и социальное развитие ребенка;

3. результаты диагностики состояния  здоровья ребенка и его психомоторного  развития доводятся до сведения  каждого родителя. Отмечаются сильные  и слабые стороны развития, намечаются пути оказания помощи (если это необходимо), в укреплении здоровья, физического развития и дальнейшего его совершенствования. Определяется, что будут делать педагоги, а что родители. При необходимости к разговору с родителями привлекаются медицинские работники детского сада.4) обучение родителей конкретным приемам и методам оздоровления (ЛФК, дыхательная гимнастика, самомассаж, разнообразные виды закаливания и т.д.);

4. ознакомление родителей с лечебно-профилактическими  мероприятиями, проводимыми в дошкольном учреждении, обучение отдельным нетрадиционным методам оздоровления детского организма (фитотерапия, аромотерапия и т.д.) [5, с.90]. 

В работе с семьей   используются как традиционные, так и нетрадиционные формы работы.

Дни открытых дверей: родители могут присутствовать на любом оздоровительном и физкультурном занятиях, на утренней гимнастике, ознакомиться с формами оздоровительной работы в ДОУ,

Дни здоровья.

Совместные праздники и развлечения. Целью таких мероприятий является пропаганда здорового образа жизни. Вовлечение родителей в такие формы досуга, когда они вместе с детьми бегают, прыгают, соревнуются, полезно всем, а особенно детям- это создаёт хороший эмоциональный настрой и дарит огромную радость от взаимного общения.

-Изготовление нестандартного физкультурного -оборудования, зимних построек на участке детского сада.

-Выпуски семейных газет «Путь к здоровью».

-Встречи за круглым столом, родительские собрания с привлечением специалистов ДОУ и медицинских работников.

Совместные походы и туристические прогулки на природу.

Индивидуальные педагогические беседы и консультации по вопросам здоровья.

Наглядная информация даёт возможность приобщить родителей к вопросам физического воспитания.

Родительские собрания.

Сотрудничество—самая приемлемая форма взаимодействия родителей и коллектива ДОУ. Это общение на равных, где никому не принадлежит привилегия указывать, оценивать, контролировать, что способствует поиску позитивных способов и форм общения, которые могут побудить партнёра к размышлению, сопереживанию [3, c.62].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

1.Богина, Т. Расти здоровым, малыш!/ Т. Богина // Дошкольное воспитание.- 2005.- № 6.- С. 105-109.

2. Безносиков, И.Я. Физкультурно-оздоровительная работа с детьми дошкольного возраста / И.Я. Безносиков.- Мн.: " Четыре четверти", 1998. - 66с.

3. Голицина, Н.С. Воспитание основ здорового образа жизни у малышей / Н.С. Голицына. – Москва: Скрипторий.-2008.

4. Глазырина, Л.Д. Физическая культура – дошкольникам. Средний возраст / Л.Д. Глазырина.– Москва: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2000.

5. Кочеткова, Л.В. Оздоровление детей в условиях детского сада. –М.: Просвещение, 2005г.

6. Мащенко, М.В. Физическая культура дошкольника / М.В. Мащенко, В.А. Шишкина.- Минск: Ураджай, 2000.- 156 с.

7. Осокина, Т.И. Физическая культура в детском саду / Т.И. Осокина. - М.: Просвещение, 1986. - 228с.

8. Хухлаева, Д.В. Методика физического воспитания в дошкольных учреждениях / Д.В. Хухлаева.- М., 1984.

9. Чупаха, И.В. Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе. / И.В. Чупаха, Е.З. Пужаева, И.Ю. Соколова.- Ставрополь: Ставрополь-сервис-школа, 2004.

10..Шишкина, В.А. В детский сад за здоровьем. / В.А.Шишкина. – Минск: Зорны верасень, 2006.

 

 

 

 


 



Информация о работе Здоровый образ жизни детей в дошкольном учреждении семье