Здоровый образ жизнии его составляющие

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2013 в 15:25, контрольная работа

Описание работы

Здоровый образ жизни — это индивидуальная система поведения человека, обеспечивающая ему физическое, душевное и социальное благополучие в реальной окружающей среде (природной, техногенной и социальной) и активное долголетие.
Здоровый образ жизни создает наилучшие условия для нормального течения физиологических и психических процессов, что снижает вероятность различных заболеваний и увеличивает продолжительность жизни человека.

Содержание работы

Введение
1.Здоровый образ жизнии его составляющие
1.1Режим дня и здоровье человека
1.2 Рациональное питание и его значение для здоровья
1.3. Влияние двигательной активности и закаливания организма на здоровье
человека
Исследование
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Исследование по физкультуре.docx

— 39.00 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение

1.Здоровый образ жизни и его составляющие

1.1 Режим дня и здоровье человека

1.2 Рациональное питание  и его значение для здоровья

1.3. Влияние двигательной  активности и закаливания организма  на здоровье 

человека

Исследование

Заключение

Список используемой литературы

 

 

Введение

 

Здоровый образ жизни  — это индивидуальная система поведения человека, обеспечивающая ему физическое, душевное и социальное благополучие в реальной окружающей среде (природной, техногенной и социальной) и активное долголетие.

Здоровый образ жизни  создает наилучшие условия для  нормального течения физиологических  и психических процессов, что  снижает вероятность различных  заболеваний и увеличивает продолжительность  жизни человека.

Здоровый образ жизни  — это динамичная система поведения  человека, основанная на глубоких знаниях  различных факторов, оказывающих  влияние на здоровье человека, и  выборе алгоритма поведения, максимально  обеспечивающего сохранение и укрепление здоровья и постоянно корректируемого  с учетом приобретенного опыта и  возрастных особенностей. Суть такого поведения отнюдь не фанатичное следование каким-то установкам здорового образа жизни. Естественно, перестройка своего поведения всегда требует дополнительных усилий, но все должно совершаться  на грани удовольствия. Приятного  от затраченных усилий должно быть столько, чтобы усилия не показались напрасными. Создаваемая вами система  здорового образа жизни должна иметь  привлекательность и необходимо хорошо видеть конечную цель усилий, что  же вы хотите добиться, ведя здоровый образ  жизни. Можно, перефразировав Цицерона, конечную цель сформулировать так: «Здоровый  образ жизни — это система  поведения человека для достижения благополучия для себя, для семьи  и государства».

 

 

1.Здоровый образ  жизни и его составляющие

 

1.1 Режим дня и здоровье человека

 

Вся жизнь человека проходит в режиме распределения времени, частично вынужденного, связанного с  общественно необходимой деятельностью, частично по индивидуальному плану. Так, например, режим дня студента определен учебным планом занятий  в учебном заведении, режим военнослужащего  — распорядком дня, утвержденным командиром воинской части, режим работающего  человека — началом и концом рабочего дня.

Таким образом, режим —  это установленный распорядок жизни  человека, который включает в себя труд, питание, отдых и сон.

Главной составляющей режима жизнедеятельности человека является его труд, который представляет целесообразную деятельность человека, направленную на создание материальных и духовных ценностей. Режим жизнедеятельности  человека должен быть подчинен прежде всего его эффективной трудовой деятельности. Работающий человек живет в определенном ритме: он должен в определенное время вставать, выполнять свои обязанности, питаться, отдыхать и спать. И это неудивительно — все процессы в природе подчинены в той или иной мере строгому ритму: чередуются времена года, ночь сменяет день, день снова приходит на смену ночи. Ритмичная деятельность — один из основных законов жизни и одна из основ любого труда.

Рациональное сочетание  элементов режима жизнедеятельности  обеспечивает более продуктивную работу человека и высокий уровень его  здоровья. В трудовой деятельности человека участвует весь организм как  целое. Трудовой ритм задает ритм физиологический: в определенные часы организм испытывает нагрузку, вследствие чего повышается обмен веществ, усиливается кровообращение, а затем появляется чувство усталости; в другие часы, дни, когда нагрузка снижается, наступает отдых после утомления, восстанавливаются силы и энергия. Правильное чередование нагрузки и отдыха является основой высокой работоспособности человека.

Теперь необходимо остановиться на вопросе об отдыхе. Отдых —  это состояние покоя или активной деятельности, ведущее к восстановлению сил и работоспособности. Наиболее эффективным в деле восстановления работоспособности является активный отдых, который позволяет рационально  использовать свободное время. Чередование  видов работы, гармоничное сочетание  умственного и физического труда, физическая культура обеспечивают эффективное  восстановление сил и энергии. Отдыхать человеку требуется ежедневно, еженедельно  в выходные дни, ежегодно во время  очередного отпуска, используя свободное  время для укрепления физического  и духовного здоровья.

К важнейшему виду ежедневного  отдыха относится сон. Без достаточного, нормального сна немыслимо здоровье человека. Потребность во сне зависит  от возраста, образа жизни, типа нервной  системы человека. Сон прежде всего способствует нормальной деятельности центральной нервной системы. Недосыпание, особенно систематическое, ведет к переутомлению, истощению нервной системы, к заболеванию организма. Сон нельзя заменить ничем, он ничем не компенсируется. Соблюдение режима сна — основа здорового образа жизни. Чтобы быть здоровым и работоспособным, необходимо выработать привычку ложиться спать и вставать в одно и то же время, научиться быстро засыпать и крепко спать.

Говоря об общих понятиях режима жизнедеятельности человека, целесообразно коснуться режима питания. Правильное питание — это  важнейшее условие здоровья человека, его работоспособности и долголетия. Что значит питаться правильно? Это  значит получать с пищей в достаточном  количестве и в правильном соотношении  необходимые организму вещества: белки, жиры, углеводы, минеральные вещества, витамины и воду. Существует несколько теорий правильного питания, но пока никто не может дать каждому из нас твердые наставления: ешьте то-то в таком-то количестве. Рацион питания зависит от взглядов и образа жизни каждого человека.

Рассмотренные выше элементы режима жизнедеятельности человека (труд, отдых, сон и питание) во многом индивидуальны. Высоким уровнем  работоспособности, здоровья, долголетия будет обладать тот, кто придерживается требований здорового образа жизни. Правильно спланированный режим  дня с учетом возраста, физиологических  и психических особенностей является основой для сохранения здоровья и главной составной частью здорового  образа жизни.

Из сказанного можно сделать  два вывода: интенсивность обучения постоянно повышается, и это необходимость, так как объем нужной для человека информации постоянно растет; с учетом учебной нагрузки следует корректировать режим дня: он должен обеспечивать рациональное сочетание умственной и физической нагрузок, отдыха, сна и правильного  питания, т.е. обеспечивать гармоничное  развитие духовного и физического  здоровья человека.

При определении основных элементов режима дня целесообразно  учитывать влияние биологических  ритмов человека на его работоспособность. Известно, что работоспособность  человека и его поведение во многом зависят от характера и интенсивности  биологических процессов и явлений  в его организме, т.е. от биологических  ритмов.

Биологические ритмы можно  наблюдать на всех уровнях организации  живой материи: от внутриклеточного до популяционного. Они развиваются в тесном взаимодействии с окружающей средой и являются результатом приспособления организма к тем факторам окружающей среды, которые изменяются с четкой периодичностью (вращение Земли вокруг Солнца и своей оси, колебания освещенности, температуры, влажности, напряженности электромагнитного поля Земли и т.д.).

В настоящее время наиболее изучен околосуточный биологический  ритм. Установлены околосуточные  колебания более 300 физиологических  функций человека. Так, ночью у  человека самая низкая температура  тела. К утру она повышается и  достигает максимума во второй половине дня. На протяжении суток она изменяется с амплитудой до 1,3 градуса. Поскольку  температура тела определяет скорость биохимических реакций, ее повышение  свидетельствует о том, что днем обмен веществ идет наиболее интенсивно и это обеспечивает человеку возможность  активной деятельности в светлую  часть суток.

Биоритмы являются основой  рациональной регламентации всего  жизненного распорядка человека, так  как высокая работоспособность  и хорошее самочувствие могут  быть достигнуты только в том случае, если соблюдается более или менее  постоянный распорядок дня.

Работоспособность человека в течение суток меняется в  соответствии с суточными биологическими ритмами и имеет два подъема: с 10 до 12 ч и с 16 до 18ч. Ночью работоспособность  понижается, особенно с , до 5 ч ночи. Значит, самое удобное время для приготовления домашних заданий — с 16 до 18 ч для тех, кто учится в первую смену, и с 10 до 12 ч — во вторую. Это же время наиболее эффективно для тренировок при занятиях спортом.

Индивидуальный ритм работоспособности  полезно знать каждому человеку. Это поможет при выполнении наиболее сложных заданий. Не всем людям свойственны  однотипные колебания работоспособности. Одни («жаворонки») энергично работают в первой половине дня, другие («совы») — вечером. Люди, относящиеся к  «жаворонкам», вечером испытывают сонливость, рано ложатся спать, но рано просыпаются, чувствуют себя бодрыми и работоспособными. «Совы» же, напротив, засыпают поздно, утром просыпаются с трудом. Им свойственна наибольшая работоспособность во второй половине дня, а некоторым — поздним вечером.

Важно усвоить, что правильный режим работы и отдыха обеспечивает высокую работоспособность и бодрое состояние в течение длительного времени. Этот режим должен учитывать индивидуальные особенности человека, причем при осуществлении им как основной деятельности (классные занятия), так и внеурочной (приготовление домашних заданий, активный отдых).

Необходимо также учитывать  возможные последствия для здоровья и самочувствия нарушений координации  биологических ритмов, в том числе  связанных с переменой климатогеографических  условий (быстрое попадание в  район с другим часовым поясом — перелет на самолете в места  отдыха, в другое место жительства).

Правильно организованный режим  дня способствует укреплению здоровья — нормальному духовному и  физическому развитию человека. Однако не всегда удается выдержать оптимальный режим жизнедеятельности, иногда возникает необходимость в повышении нагрузок на обучающихся (контрольные работы, экзамены и др.), что может привести к появлению у них утомления и переутомления. Для восстановления нормального режима жизнедеятельности обучаемые должны знать ряд мер по профилактике переутомления.

Решающее значение в индивидуальной системе здорового образа жизни  имеет самоконтроль своего состояния. К субъективным показателям самоконтроля относят самочувствие, работоспособность, сон, аппетит и общие ощущения.

К объективным показателям  самоконтроля относят показания  частоты сердечных сокращений. Увеличение частоты сердечных сокращений в  покое по сравнению с нормой свидетельствует  об утомлении.

 

1.2 Рациональное  питание и его значение для  здоровья

 

Извечное стремление людей  быть здоровыми и работоспособными привело к тому, что в последнее  время много внимания стало уделяться  рациональному питанию как одному из важных компонентов здорового  образа жизни. Правильное, научно обоснованное питание — это важнейшее условие  здоровья, работоспособности и долголетия человека.

С пищей человек получает все необходимые элементы, которые  обеспечивают организм энергией, необходимой  для роста и поддержания жизнедеятельности  тканей.

Необходимые организму питательные  вещества подразделяются на шесть основных типов: углеводы, белки, жиры, витамины, минеральные элементы и вода. Правильно  питаться — это значит получать с пищей в достаточном количестве и в правильном сочетании все, что требуется организму.

Правильное питание —  это прежде всего разнообразное питание с учетом генетических особенностей человека, его возраста, физических нагрузок, климатических и сезонных особенностей окружающей среды. Оно позволяет организму максимально реализовать его генетический потенциал, однако превзойти этот потенциал организм не в состоянии, как бы хорошо не было организовано питание.

Необходимо отметить, что  нет таких пищевых продуктов, которые сами по себе были бы хорошими или плохими. Питательной ценностью  в той или иной степени обладают все пищевые продукты, но не существует и некой идеальной пищи. Важно  не только то, что мы едим, а сколько  едим, когда едим и в каких сочетаниях съедаем те или иные продукты.

Рассмотрим подробно основные типы питательных веществ, необходимых  организму.

Углеводы — органические соединения, состоящие из углерода, водорода и кислорода. Они содержатся во всех пищевых продуктах, но особенно много их в крупах, фруктах и овощах.

Углеводы по сложности  их химической структуры подразделяются на две группы: простые и сложные  углеводы.

Основной единицей всех углеводов  является сахар, называемый глюкозой. Глюкоза является простым сахаром. Несколько остатков простых Сахаров соединяются между собой и образуют сложные сахара. Тысячи остатков молекул одинаковых Сахаров, соединяясь между собой, образуют полисахариды — сложные углеводы. В составе живых организмов имеется много разнообразных полисахаридов: у растений — это крахмал, у животных — гликоген (животный крахмал). Крахмал и гликоген играют роль как бы аккумуляторов энергии, необходимой для жизнедеятельности клеток организма.

Информация о работе Здоровый образ жизнии его составляющие