В процессе физического воспитания осуществляется
трудовое воспитание.
Подготовка к труду заключается в том,
что у детей развивается способность к
быстрому овладению двигательными навыками
и воспитываются физических качеств, необходимые
для труда.
Оздоровительные, образовательные и
воспитательные задачи очень тесно взаимосвязаны
между собой. Процесс физического воспитания
детей дошкольного возраста должен строится
так, чтобы одновременно решались все
перечисленные задачи. Только в этом случае
ребёнок приобретает необходимую базу
для дальнейшего всестороннего развития,
не только физического, но и духовного.
(А. В. Кенеман).
2 .Структура,виды
физкультурных досугов и праздников.
2.1 Физкультурный досуг
в детском саду
Физкультурный досуг - одна
из наиболее эффективных форм активного
отдыха. Он повышает интерес к занятиям,
оказывает благотворное воздействие на
организм ребенка, закрепляет двигательные
умения и навыки, развивает двигательные
качества (быстроту, ловкость), способствует
воспитанию чувства коллективизма, дружбы,
развивает выдержку, внимание, смелость,
упорство, организованность.
Физкультурный досуг не требует
специальной подготовки, он строится на
хорошо знакомом детям материале и проводится
с несколькими группами, близкими по возрастному
составу (старшие и подготовительные группы).
Такое мероприятие можно организовать
1-2 раза в месяц, длительность по 30-50 минут.
При проведении досуга необходимо
участие воспитателя. Он дает команды,
подводит итоги, является судьей в соревнованиях.
Значительную роль в создании положительного
эмоционального настроя детей играет
музыка, которая благотворно влияет на
развитие чувства прекрасного, закрепляет
умение ритмично двигаться, согласовывая
свои движения с музыкальным сопровождением.
Физкультурные досуги могут
быть различные по содержанию и организации.
Первый вариант.
Физический досуг строится
на хорошо знакомых детям играх и упражнениях.
Вначале предлагаются игры малой и средней
подвижности, такие как «Море волнуется»,
«Сделай так», «Ровным кругом», «Ручеёк»,
«Светофор». В таких играх детям предоставляется
возможность проявить свой замысел фантазию.
Затем дети участвуют в разных аттракционах,
выполняют двигательные задания в игровой
форме. Содержание игр нужно подбирать
с учетом уровня двигательной активности
детей. Так, детям с высокой двигательной
активностью предлагают игры- упражнения
на равновесие. «Пройди, не упади», на внимание
«Помни свое имя», «Собери предметы парами»,
«Будь внимателен». Детям с низкой двигательной
активностью предлагаются игры- упражнения
типа «Займи свой домик», «Удочка», «Перебежки»,
«Догони меня».
Вначале одна подгруппа выполняет
задание, другая наблюдает, выступая в
качестве болельщиков. После двигательных
заданий подгруппы меняются местами.
После короткого отдыха (3-5 минут)
детям предлагаются игры- соревновательного
характера: «Кто быстрее построит пирамиду»
(собрать по форме, цвету), «Кто быстрее
допрыгает с зажатыми между стопами мячом»,
«Найди себе пару», «Бег в мешках», «Веревочка»,
«Перетягивание каната».
В конце с детьми проводятся
игры низкой степени интенсивности, такие
как «Узнай по голосу», «Ручеек», «Карусель»,
«Найди, где спрятано», разные народные
игры.
Второй вариант.
Физкультурный досуг может
состоять из одних спортивных игр: баскетбола,
футбола, хоккея, настольного тенниса,
городков. Использование этого варианта
возможно лишь в этом случае, если все
дети хорошо владеют элементами спортивной
игры. Здесь также необходим индивидуально-
дифференцированный подход. Так, детям
с высоким и средним уровнем двигательной
активности и хорошей физической подготовленностью
предлагаются более сложные элементы
спортивных игр с достаточно высокой физической
нагрузкой. К этим детям предъявляются
более строгие требования по качеству
выполнения задания. Детям с низким уровнем
двигательной активностью и с отставанием
в развитии моторики рекомендуем давать
более простые задания с постепенным увеличением
физической нагрузки. Например, игру в
баскетбол, с учетом индивидуально- дифференцированного
подхода, можно организовать следующим
образом. Дети выходят на спортивную площадку,
приветствуют друг друга и строятся в
две колонны (команды). Капитаны команд
подходят к судье (воспитателю), приветствуют
друг друга. Воспитатель дает задание.
Первой команде (детям с высоким и средним
уровнем двигательной активности) даются
следующие задания: отбивая мяч о землю,
продвинуться вперед на расстояние 4-5
м., стараясь не потерять его; подбросить
и поймать мяч 10 раз подряд. Второй команде
(с низким уровнем двигательной активности)
даются такие задания: отбивать мяч на
месте или продвигаясь вперед, стараясь
не потерять его; бросать мяч в корзину
любым способом.
Третий вариант.
Физкультурный досуг может
быть построен на упражнениях в основных
видах движений и спортивных упражнениях.
Это могут быть: бег, прыжки, метание, лазание,
ползание на четвереньках, езда на самокате,
велосипеде, прыжки через короткую скакалку.
В основу организации также должен положен
принцип индивидуально- дифференцированного
подхода. Первая подгруппа детей (с высокой
двигательной активностью) выполняет
упражнения, направленные на развитие
внимания, точности выполнения движений,
такие как езда на велосипеде прямо, с
поворотами, по кругу, «змейкой», по узкой
дорожке с изменением темпа катания. Вторая
подгруппа детей (с низкой двигательной
активностью) выполняет задания, направленные
на развитие скорости, быстроты реакции,
такие как езда на велосипеде по прямой
с разной скоростью.
Четвертый вариант.
Физкультурный досуг «Веселые
старты» строится в основном на играх-
эстафетах, хорошо знакомых детям. Каждая
подгруппа участвует в разных эстафетах,
имеющих разное содержание и объем физических
нагрузках. Для первой подгруппы (с высокой
двигательной активностью) предлагаются
сложные эстафеты, требующие внимания
и точности выполнения. Например, игра-
эстафета «Построй эстафету»: дети стоят
в две колонны (команды), первый ребенок
по сигналу воспитателя бежит в конец
площадки до обозначенного места (большой
куб), смотрит на рисунок, лежащий возле
куба (разноцветная пирамида), берет из
корзины, находящейся рядом, маленький
кубик соответствующего цвета, ставит
его на большой куб и бежит обратно в конец
своей колоны, дотронувшись рукой до первого
стоящего. Каждый последующий кубик нужно
поставить так, чтобы получилась пирамида,
соответствующая рисунку. Выигрывает
та команда, которая правильно построила
пирамиду в соответствие с требованиями
задания. Второй подгруппе (с низкой двигательной
активностью) предлагается более простая
эстафета- «Кто быстрее прокатит мяч».
Дети становятся в две колоны (команды).
Первый ребёнок стоит у линии старта с
мячом в руках (весом 0,5 кг.), по сигналу
прокатывает его по узкой дорожке (выложенной
из палок) до противоположной стороны
площадки (стены), ударяет мячом о стену,
бежит с ним к колоне, передает мяч следующему
игроку и встает в конец колоны. Другой
ребёнок выполняет те же действия. Выигрывает
та команда, которая быстрее выполнит
задание. Игры- эстафеты могут повторяться
не более 3-4 раз, между ними необходимо
сделать небольшой перерыв (5-7 минут). В
это время можно предложить детям вспомнить
считалочки, загадки, пословицы.
Пятый вариант.
Физкультурный досуг может
быть с музыкальным сопровождением, что
развивает у детей творческую инициативу,
воображение музыкальный слух. Вначале
дети под музыку выполняют произвольные
движения с разными физкультурными пособиями
(лентами, скакалками, обручами). Воспитатель
напоминает детям разные движения, показывает
их. Можно составить даже целую танцевальную
команду. После 10-15 минут занятий звучит
музыкальный сигнал, дети убирают все
пособия на место и встают в большой круг.
В центре круга стоит воспитатель (ведущий)
с мячом, называет кого- либо из детей по
имени и бросает ему мяч. Если ребёнок
поймал мяч, то он встает в центр круга
и становится ведущим. После игры воспитатель
предлагает послушать мелодичную музыку.
Дети сидят или лежат на полу и слушают
музыку. После прослушивания (через 2-3
минуты) воспитатель предлагает детям
придумать композицию, разные произвольные
движения под музыку. Можно предложить
детям фрагмент из разученного на занятиях
музыкально- ритмического комплекса («танец
петушков», «пингвинов», «медвежат»). Успех
проведения такого варианта физкультурного
досуга зависит от повседневной творческой
музыкальной и физкультурной работы.
2.2 Физкультурный праздник
Физкультурные праздники являются
эффективной формой активного отдыха
детей.
Физкультурные праздники способствуют
приобщению к физической культуре и спорту,
совершенствованию движений, воспитывают
такие черты характера, как коллективизм,
дисциплинированность, уважительное отношение
к соперникам.
Во время физкультурных праздников
все дети должны принимать активное участие
в подвижных и спортивных играх, эстафетах,
танцах, аттракционах, упражнениях с элементами
акробатики, музыкально- ритмических движениях.
Широкое использование разных игровых
приемов, игровых упражнений, загадок,
музыкальных произведений способствует
положительному эмоциональному настрою
детей активному применению приобретенных
ранее двигательных умений и навыков.
Так, у чрезмерно подвижных детей развивается
умение доводить задание до конца, проявляя
внимательность и добиваясь точности
выполнения: малоподвижные дети учатся
хорошо и свободно ориентироваться в пространстве,
с интересом участвуют в коллективных
играх, проявляя такие качества, как быстрота
реакции, ловкость и гибкость.
На физкультурные праздники
приглашаются школьники – бывшие воспитанники
дошкольного учреждения, родители, сестры,
братья.
Праздники проводятся, начиная
со средней группы, 2 – 3 раза в год и один
на воде (в бассейне), длительность физкультурного
праздника 1 – 1 час 20 минут. В мероприятиях
могут участвовать и дети из соседнего
дошкольного учреждения. Темы праздников
могут быть самыми разнообразные: «Олимпийские
игры», «Веселые старты», «Зимняя карусель»,
«Зимушка – зима», «Праздник Нептуна»
и так далее.
Совместная деятельность детей,
преодоление в команде различных трудностей,
достижение общего командного результата
– все это сплачивают детский коллектив.
Дети сопереживают успехам и неудачам
своих товарищей, радуются их достижениям,
поддерживают хорошее отношение между
собой, проявляют заботу к более младшим,
застенчивым и неловким детям, учатся
стремиться не только к индивидуальным
победам. Воспитатель должен заботиться,
чтобы все дети были вовлечены в действие,
чтобы никто не оставался в стороне. Во
время праздника необходимо обеспечивать
высокую двигательную активность детей,
при этом особое внимание должно уделяться
малоподвижным, застенчивым детям, их
необходимо чаще подбадривать, поощрять,
оказывать помощь, давая возможность поверить
в свои силы.
Физкультурные праздники могут
быть организованы не только на участке
дошкольного учреждения, но и в близлежащем
парке, лесу, на стадионе. От места проведения
во многом зависят тематика и организация.
При планировании и подготовке праздника
необходимо:
- обозначить задачи праздника,
дату, время, место его проведения;
- подготовить показательные
выступления: парад участников, конкурсы,
игры, соревнования;
- выделить ответственных
за подготовку и проведение
праздника (желательно участие заведующей,
методиста, воспитателей групп, воспитателя
по физической культуре, родителей,
представителей микрорайона);
- определить количество
участников каждой возрастной
группы детского сада, а также
приглашенных гостей;
- обозначить порядок подведения
итогов конкурса и соревнований,
поощрение участников праздника.
Успешность проведения физкультурного
праздника во многом зависит от того, насколько
подробно и четко спланирована его программа.
При любой форме организации
физкультурного праздника для дошкольников
необходимо помнить следующее:
- недопустимо перерастание
детского праздника в развлекательное
зрелище для взрослых. Особенно
это касается праздников с
элементами состояний, организуемых
по инициативе спортивных организаций;
- недопустимо отбор участников
– детей, дающих только лучшие
результаты. Желательно, чтобы участвовали
все дети;
- при подготовке к празднику
важно поддерживать живой интерес
детей к мероприятию. Не следует
увлекаться чрезмерным количеством
повторов, тренировок, отдельных заданий
– выступлений, особенно игр соревновательного
характера;
- необходимо рациональное
распределение физической нагрузки
в разных видах деятельности (с
учетом уровня развития двигательной
активности и физической подготовленности
детей).
Наибольшую пользу для оздоровления
и закаливания детей приносят физкультурные
праздники, организованные на открытом
воздухе.
3.Организация
и методика проведения физкультурного
досуга с детьми
дошкольного возраста.
3.1 Методика проведения
физкультурного досуга в разных
возрастных группах дошкольных
учреждений
Первая младшая группа
Физкультурные развлечения
проводятся 1-2 раза в месяц, как правило,
во второй половине дня. Дети привлекаются
к совместным действиям в подвижных играх,
выполняют физические упражнения с предметами,
эмоционально откликаются на яркие впечатления.
Вместе со старшими детьми они принимают
участия в народных праздниках, выполняют
двигательные действия в играх с взрослыми.
Необходимо при этом побуждать каждого
ребёнка к проявлению своих возможностей.
Важно, чтобы совместная деятельность
способствовала удовлетворению потребностью
ребёнка в движениях, доставляла ему радость,
удовольствие.