Значение активного отдыха в физическом воспитании детей дошкольного возраста
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2015 в 09:41, контрольная работа
Описание работы
Одной из основных задач физического воспитания дошкольников является использование разнообразных форм работы с детьми, которые способствуют функциональному совершенствованию детского организма, повышению его работоспособности, делают его стойким и выносливым, обладающим высокими защитными способностями к неблагоприятным факторам внешней среды, то есть создают условия для того, чтобы все дети росли здоровыми.
Содержание работы
Введение …………………………………………………………………. 2 1. Значение активного отдыха в физическом воспитании детей дошкольного возраста…………………………………………………… 3 2.Структура,виды физкультурных досугов и праздников…………….. 9 3. Организация и методика проведения физкультурного досуга с детьми дошкольного возраста…………………………………………………… 14 4. Составление сценариев досугов и программы физкультурного праздника для детей дошкольного возраста………………………………………. 21 Заключение………………………………………………………………. 25 Список литературы…………………
Физкультурный досуг проводиться
во второй половине дня 2-3 раза в месяц
в течение 20 минут. Содержанием его являются
физические упражнения, которые имеют
форму игр, забав и развлечений. Задача
воспитателя привлечь детей к посильному
участию в коллективных и индивидуальных
двигательных действиях. При подборе содержания
досуга лучше использовать занимательный
сюжет «Поездка в лес», «У нас в гостях»,
«Петрушка».
Основное время досуга должно
быть заполнено движениями. Предусматривается
в основном фронтальная работа с детьми,
но при этом обеспечивается смена мышечной
и эмоциональной нагрузки.
Средняя группа
Физкультурный досуг проводится
1-2 раза в месяц во второй половине дня.
Длительность его 20-30 минут. В «каникулы»,
а также в летнее время досуги могут проводиться
и в первой половине дня после завтрака.
Важно приучать детей к самостоятельному
участию в совместных упражнениях, играх,
развлечениях, побуждая каждого ребёнка
к проявлению своих возможностей. Физкультурный
досуг является как бы итогом работы за
прошедший месяц.
С особо одаренными в двигательном
отношении детьми разучивается спортивный
танец и используется на досугах, праздниках
и утренниках. Спортивный танец представляет
собой комплексное использование упражнений
ритмической гимнастики, которые чередуются
с простейшими элементами акробатики.
Длительность 2 - 2,5 минут.
Старшая группа
В старшем возрасте необходимо
развивать у детей умение творчески использовать
свой двигательный опыт в условиях эмоционального
общения со сверстниками, приучать проявлять
инициативу в разнообразных видах деятельности.
Этому может способствовать привлечение
к участию в подготовке физкультурного
досуга: дети оформляют спортивную площадку,
посыпают песком дорожки, прокладывают
лыжню, строят снежную горку, вал, лабиринт,
расчищают каток, изготавливают цветные
льдинки.
Требование ко времени физкультурного
досуга такие же, как и в средней группе,
длительность – 30 минут.
Содержание физкультурного
досуга будет зависеть от выбора тематики,
поставленных задач и условий его проведения.
3.2 Методика проведения
физкультурных праздников в разных
возрастных группах дошкольных
учреждений
Вторая младшая группа
Физкультурный праздник чаще
всего дети младшего возраста приглашаются
к более старшим, однако он может устаиваться
и для воспитанников 2- ой младшей группы.
Необходимо в начале года спланировать
физкультурный праздник, наметить его
тематику. Содержание физкультурного
праздника во многом зависит от сезона
года и конкретных условий, в которых проводится.
В зимнее время необходимо использовать
упражнения, характерные для зимних условий
– катание на санках, игры на снегу, в летнее
время возможно включение упражнений,
требующих большого пространства – игры
с бегом, прыжками, метанием, упражнения
в равновесии в разных условиях.
Задачи физкультурного праздника
- привлечь детей к посильному участию
в коллективных и индивидуальных действиях,
обогатить их яркими впечатлениями, доставить
радость от ощущения свободы и красоты
движений в играх, забавах, танцах и хороводах.
Средняя группа
Физкультурный праздник, как
правило, воспитанники средних групп привлекаются
к участию в праздниках, организуемых
для старших дошкольников.
Однако не меньше 2 раз в год
– зимой и летом – организуются для этих
детей самостоятельные физкультурные
праздники. Длятся они в пределах 50 минут.
В программе праздника планируются
знакомые веселые игры и упражнения (аттракционы,
хороводы), в которых принимают участия
вся группа, а также танцевальные выступления
детей и выступления – экспромты (бег
вдвоем в одном обруче, прыжки через снежный
вал). Созданию хорошего праздничного
настроения включение в содержание праздника
«сюрпризного» момента – неожиданное
появление Зимы, Снегурочки, Красной Шапочки.
Важно создать на празднике общее радостное
настроение, вызвать у детей желание участвовать
в будущих праздниках.
Старшая группа
Физкультурный праздник проводится
2 – 3 раза в год. Длительность составляет
60 минут. Целью праздника в старшем дошкольном
возрасте является активное участие всего
коллектива группы, посредствам чего выявляются
двигательная подготовленность детей,
умения проявить физические качества
в необходимых условиях.
В программу праздника включаются
физические упражнения, игры с элементами
спорта, подвижные игры, спортивные упражнения,
игры – эстафеты, а также занимательные
викторины и загадки. На праздниках к детям
приглашаются школьники, спортсмены, активными
его участниками являются родители.
Содержание праздника разнообразят
спортивные танцы детей. Спортивный танец
разучивается с группой детей, проявивших
себя в гимнастике и акробатике. Продолжительность
его 3 минуты. Основное содержание составляют
упражнения комплекса ритмической гимнастики
и элементов акробатики. Танец усложняется
в этой группе выступлением наиболее одаренных
детей в виде соло, дуэта, трио на фоне
танцевальных действий остальных участников
танца.
Проведение праздников возможно
в разные сезоны года. С учетом этого они
могут проводить в разнообразных природных
условиях местности (в парке, в лесу, на
лугу, берегу реки). Своеобразно содержание
физкультурного праздника на воде – в
бассейне, на берегу реки. В ходе его дети
показывают свои умения в выполнении подготовленных
к плаванию упражнений (скольжение), плавание
с поддерживающими предметами и без них.
При этом широко включаются разнообразные
игры, аттракционы в воде и у воды.
При разработке сценария физкультурного
праздника нужно придерживаться определенного
порядка расположения материала:
- открытие праздника, парад
участников;
- поздравительные выступления
групп, команд, сводные гимнастические
упражнения;
- массовая часть праздника
с участием всех детей и
присутствующих людей в играх
– аттракционах;
- «сюрпризный» момент
праздника, способствующий созданию
хорошего настроения, поддерживанию
интереса;
Широкое использование музыкальных
произведений делает праздник эмоционально
ярким, запоминающимся событием в жизни
ребёнка.
3.3 Методика проведения
дня здоровья, каникул в разных
возрастных группах дошкольных
учреждений
Вторая младшая группа
День здоровья проводится не
реже одного раза в квартал. Воспитательная
работа в этот день направлена на создание
условий активного отдыха детей, в связи
с чем отменяются все занятия. В теплое
время года желательно, чтобы дети максимально
находились на открытом воздухе, в течении
дня, в холодное время года – пребывание
детей на воздухе по возможности увеличивается.
В день здоровья необходимо
обеспечить достаточно высокую двигательную
активность детей. Этому могут способствовать
подвижные и дидактические игры, в которых
основным видом движения являются прыжки,
метание, лазание, бег. В самостоятельных
играх эти виды движений занимают незначительное
место.
Количество игр в течении дня
планируется от 4 до 6. Продолжительность
каждой игры 6 – 8 минут.
Обогащению двигательной деятельности
способствует вынос на прогулку разнообразных
физкультурных пособий и оборудования.
Помимо стандартного оборудования, целесообразно
выносить легкие переносные пособия типа
досок, лесенок, легких ящиков, из которых
дети могут по желанию составлять разнообразные
спортивные комплексы для выполнения
тех или иных движений. Такие пособия как
обруч, скакалка, кегли, мяч для младших
дошкольников вполне доступны.
Особое внимание следует уделить
второй половине дня. Целесообразно включить
в этот период физкультурный досуг длительностью
15 – 20 минут, прогулки за пределами участка
детского сада. Положительные эмоции снимают
утомление.
Средняя группа
День здоровья – день отдыха,
развлечений и игр. Проводится один раз
в квартал.
В этот день отменяются все
учебные занятия, включая и физкультурные.
Содержание Дня здоровья составляют подвижные
игры, спортивные упражнения, прогулки
за пределы участка детского сада, физкультурные
досуги.
Прогулки проводятся в первой
половине дня, продолжительностью 20 минут
в одну сторону, общая продолжительность
1 – 1,5 часа. Во время прогулок широко используется
природный материал (камушки, шишки, песок,
вода). Требование к подбору и продолжительности
игр такие же, как и в младшей группе. Помимо
физкультурно–оздоровительной работы,
в дни здоровья включаются и различные
виды трудовой деятельности детей (работа
в огороде, уборка территории, сбор урожая
и тому подобной).
Каникулы
Проводятся в течение первой
недели января и последней недели марта.
Во время каникул снимаются
традиционные учебные занятия за исключением
музыкальных и физкультурных, но и они
обогащаются игровым, сюжетным материалом
и проводятся в разнообразных интересных
формах. Особое внимание нужно уделить
рациональной организации ежедневной
двигательной деятельности, как одному
из условий оздоровительной работы с детьми.
Этому способствует широкое использование
разных видов физических упражнений: гимнастика,
подвижные и спортивные игры, спортивные
упражнения. Один – два раза в неделю целесообразны
физкультурные досуги, пешеходные прогулки
и экскурсии. Удовольствие доставляют
детям взаимные посещения разных возрастных
групп – «приход в гости», выставки детских
работ, драматизация известных сказок,
концерты детской самодеятельности с
участием взрослых. Следует предоставлять
больше возможности для свободного обучения
детей в процессе различных видов самостоятельной
и организованной деятельности.
Старшая группа
День здоровья проводиться
один раз в квартал. Содержанием его являются
подвижные игры, спортивные упражнения
и игры, спортивные развлечения, игры –
эстафеты, пешеходные и лыжные прогулки,
простейший туризм. Очень важно развить
у детей интерес к организации по собственному
желанию подвижных игр и простейших соревнований
со своими сверстниками, поощрять стремление
к достижению высоких результатов при
выполнении разнообразных физических
упражнений, элементов спортивных игр,
в подвижных играх, играх – эстафетах.
В день здоровья с детьми старшего дошкольного
возраста организуются простейшие туристические
походы. В теплый период года общая их
продолжительность не должна превышать
2,5 – 3 часа, с привалом не менее часа и
отдыхом после каждых 25 – 30 минут по 5 –
10 минут. Детей во время похода сопровождают
не менее 2 – 3-х взрослых. На привале организуется
активный отдых детей – игры и упражнения
в природных условиях, солнечные ванны,
купание, эстафеты. Желательно проводить
поход в виде увлекательной тематической
игры или использовать заранее разработанный
сценарий.
В зимний период можно проводить
лыжные походы продолжительностью до
2,5 км (в два перехода). В содержание лыжного
похода включаются игры с элементами спортивного
ориентирования (ориентировка на местности
с использованием карт – схем).
Можно организовать детей для
участия в республиканских днях бегуна,
лыжника, велосипедиста, пловца. Такие
мероприятия проводятся на территории
учреждения или используется стадион,
бассейн, парк.
Каникулы
Организуются каникулы в начале
первой недели января и последней недели
марта, что связано со снижением работоспособности
детей и повышением заболеваемости детей
в этот период. Организация режима дня
и содержания педагогической работы должны
быть направлены на создание оптимальных
условий для активного отдыха детей; увеличение
объема двигательной активности, обеспечение
мер по укреплению здоровья, закаливанию
организма. Важно не только снять утомление
детского организма, но и создать условия
для самостоятельной деятельности детей.
Так же, как и в средней группе,
снимаются на каникулярное время традиционные
учебные занятия, за исключением физкультурных
и музыкальных. Освободившееся время используется
для различных форм и видов организационной
и самостоятельной деятельности детей.
Наиболее эффективны для старших
дошкольников физкультурные праздники
и досуги с выполнением упражнений соревновательного
характера, всевозможные викторины и детские
концерты. Пользу приносят и разные виды
трудовой деятельности: дежурство по столовой,
в уголке природы, уборка участка, выполнение
отдельных поручений и тому подобное.
При этом важно не только организовать
коллективный труд, но и создать условия
для трудовой деятельности, возникающей
по инициативе самих детей (уход за животными
и растениями, подклейка книг, изготовление
поделок и много другое).
4. Составление
сценариев досугов и программы
физкультурного
праздника для детей
дошкольного возраста.
Сценарий физкультурного досуга
для детей средней группы детского сада
«День Победы»
Цели:
познакомить детей
с героическим прошлым народа; развивать
ловкость и внимание; воспитывать чувство
гордости за героизм нашего народа, чувство
любви к Родине;
Предварительная
работа: беседы о предстоящем
празднике, разучивание стихотворений,
разучивание песен; беседа с родителями
о предстоящем празднике.
Ход праздника.
Ведущий:
Дорогие ребята! Вот
и опять мы собрались все вместе в этом
зале. Настроение у нас радостное и приподнятое.
Ведь сегодня мы отмечаем праздник – день
Победы. В этот день много лет назад наш
народ победил очень сильного врага –
фашистскую Германию.
Звучит
тихо музыка “День Победы”.
Ребенок
День Победы - светлый
праздник,
Я ему так рад,
Потому что вместе с дедом
Еду на парад!
Я хочу в строю военном
Вместе с ним пройти,
Знамя красное Победы
Вместе с ним нести!
Пусть мой дед твердо
знает -
Буду я в строю,
Защищать, как он, смогу я
Родину свою!
Ведущий:
Послушайте, дети, что
такое война. Это была очень страшная война…
Звучит вальс 40-х годов.
Вдруг музыка прерывается. Звучат взрывы
и песня “Священная война”. Дети собираются
вокруг воспитателя.
Ведущий:
Война это горе,
Война это слезы,
Война это страшно,
Война это смерть.
Да, на земле люди много
воевали. Фашисты хотели захватить нашу
страну. Война продолжалась целых четыре
года. Весь народ поднялся на защиту России.
Фашисты были изгнаны с нашей земли. Много
людей погибло.