Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2014 в 16:08, курсовая работа
Исследования современных ученых все больше подтверждают взаимосвязь и взаимозависимость между психическим состоянием и физическим здоровьем.
Динамика учебного процесса с его неравномерностью распределения нагрузок и интенсификацией во время экзаменационной сессии является своего рода испытанием организма студентов. Происходит снижение функциональной устойчивости к физическим и психоэмоциональным нагрузкам, возрастает негативное влияние гиподинамики, нарушений режимов труда и отдыха, сна и питания, интоксикации организма из-за вредных привычек; возникает состояние общего утомления, переходящее в переутомление.
1.Введение
2. Основная часть
2.1Использование физических упражнений как средства активного отдыха.
2.2 Нормирование двигательной активности студентов
2.3Значение физических упражнений как средства противодействия психическому стрессу и снятия нервно-эмоционального напряжении
2.4 "Малые формы" физической культуры в режиме учебного труда студентов
2.5.Учебные и самостоятельные занятия по физической культуре в режиме учебно-трудовой деятельности(экзаменационный период )
3.Заключение
4.Список используемой литературы
Содержание
1.Введение
2. Основная часть
2.1Использование физических упражнений
как средства активного отдыха.
2.2 Нормирование двигательной
активности студентов
2.3Значение физических упражнений как средства противодействия психическому стрессу и снятия нервно-эмоционального напряжении
2.4 "Малые формы" физической культуры в режиме учебного труда студентов
2.5.Учебные и самостоятельные занятия по физической культуре в режиме учебно-трудовой деятельности(экзаменационный период )
3.Заключение
4.Список используемой литературы
Введение
Я считаю, что в современном темпе жизни чрезвычайно важно оставаться здоровым во всех отношениях человеком.
Исследования современных ученых все больше подтверждают взаимосвязь и взаимозависимость между психическим состоянием и физическим здоровьем.
Динамика учебного процесса с его неравномерностью распределения нагрузок и интенсификацией во время экзаменационной сессии является своего рода испытанием организма студентов. Происходит снижение функциональной устойчивости к физическим и психоэмоциональным нагрузкам, возрастает негативное влияние гиподинамики, нарушений режимов труда и отдыха, сна и питания, интоксикации организма из-за вредных привычек; возникает состояние общего утомления, переходящее в переутомление.
Психофизиологическая характеристика труда - сопряженная характеристика изменения состояния психофизических и физиологических систем и функций организма под влиянием определенной трудовой деятельности.
Работоспособность - потенциальная возможность человека выполнить целесообразную, мотивированную деятельность на заданном уровне эффективности в течение определенного времени. Зависит от внешних условий деятельности и психофизиологических резервов человека. Различают максимальную, оптимальную и сниженную работоспособность.
Физическая культура — основа социально-культурного бытия индивида. Как интегрированный результат воспитания и профессиональной подготовки она проявляется в отношении человека к своему здоровью, физическим возможностям и способностям.
Важно уметь совмещать занятия физической культурой и умственные нагрузки, особенно в сложный экзаменационный период.
Целью данной работы является выявление и анализ средств физической культуры в экзаменационный период .
2.1 Использование
физических упражнений как
Различают отдых пассивный и активный, связанный с двигательной деятельностью. Физиологическое обследование активного отдыха связано с именем И.М.Сеченова, впервые показавшего, что смена работы одних мышц работой других лучше способствует восстановлению сил, чем полное бездействие.Этот принцип стал основой организации отдыха и в сфере умственной деятельности, где подобранные соответствующим образом физические нагрузки до начала умственного труда, в процессе и по его окончании оказывают высокий эффект в сохранении и повышении умственной работоспособности. Не менее эффективны ежедневные самостоятельные занятия физическими упражнениями в общем режиме жизни. В процессе их выполнения в коре больших полушарий мозга возникает "доминанта движения", которая оказывает благоприятное влияние на состояние мышечной, дыхательной и сердечно-сосудистой систем, активизирует сенсо-моторную зону коры, поднимает тонус всего организма. Во время активного отдыха эта доминанта способствует активному протеканию восстановительных процессов.
Принцип активного отдыха стал основой организации отдыха и при умственной деятельности, где соответствующим образом организованные движения до, в процессе и по окончании умственного труда оказывают высокий эффект в сохранении и повышении умственной работоспособности. мозга, поднимает тонус всего организма. Надо добавить сюда и такой субъективный психологический фактор, как естественность и физиологичность физических упражнений, которые никогда не воспринимаются человеком как нечто навязанное ему, как вторжение в естественные механизмы тела.
Следует учитывать и эмоциональный фактор. Оптимально дозированная мышечная нагрузка повышает общий эмоциональный тонус, создавая устойчивое бодрое настроение, которое служит наиболее благоприятным фоном для умственной деятельности и важным профилактическим средством против переутомления. И.П.Павлов называл это "чувством мышечной радости".
Активный отдых повышает работоспособность только при соблюдении определенных условий:
· его эффект проявляется лишь при оптимальных нагрузках; при включении в работу мышц-антогонистов;
· эффект снижается при быстро развивающемся утомлении, а также утомлении вызванном монотонной работой;
· положительный эффект выражен сильнее на фоне большей, однако не высокой степени утомления, чем при слабой его степени;
· чем тренированнее человек к утомляющей работе, тем выше эффект активного отдыха.
Благоприятное воздействие
на утомленных учебным трудом студентов
оказывают упражнения циклического характера
умеренной интенсивности (при ЧСС 120-140
удар/мин). Этот эффект тем выше, чем больше
мышечных групп вовлекается в активную
деятельность. После экзамена, чтобы ускорить
восстановительные процессы и снять нервное
напряжение, полезно выполнять умеренные
циклические упражнения.Мышечная деятельность,
вызывающая резкое обострение эмоционального
состояния в этот период (соревнования,
единоборства, ответственные спортивные
игры), ведет к угнетению умственной работоспособности.
Период измерения |
Умственная работоспособность, усл. ед. |
Физическая работоспособность | |
выносливость к статическ. усилию, кг |
динамическая работа, усл. ед. | ||
Фон |
593-621 |
67-73 |
87-97 |
Перед 1-м экзам. |
719-745 |
58 –63 |
68-78 |
После 1-го экзам. |
630-654 |
49-55 |
51-69 |
После 2-го экзам. |
608-630 |
45-49 |
53-59 |
После 3-го экзам. |
557-577 |
38-42 |
48-52 |
2.2 Нормирование
двигательной активности
Одним из обязательных факторов здорового режима жизни является систематическое, соответствующее полу, возрасту и состоянию здоровья использование физических нагрузок. Они представляют собой сочетание разнообразных двигательных действий, выполняемых в повседневной жизни, а также организованных или самостоятельных занятий физической культурой и спортом и объединенных термином "двигательная активность".
У большого числа людей, вовлеченных в сферу умственной деятельности, наблюдается ограничение двигательной активности. С другой стороны, значительная часть студентов увлекается спортом, который стал одним из видов общественной деятельности. Высокий уровень достижений в спорте требует от занимающихся выполнения очень больших по объему и интенсивности физических нагрузок. Отсюда возникает важная задача - определение оптимальных, а также минимальных и максимальных объемов двигательной активности. Минимальные границы должны характеризовать тот объем движений, который необходим человеку для сохранения нормального уровня функционирования организма. Оптимальная граница должна определять тот объем двигательной активности, при котором достигается наилучшее функциональное состояние организма, высокий уровень выполнения учебно-трудовой и общественной деятельности .Максимальная граница должна предостерегать от чрезмерно высокого объема физической нагрузки, который может привести и переутомлению, и резкому снижению уровня работоспособности в учебе, в труде. Конечно, границы эти относительны, подвижны, и определяются многими факторами: возрастом, полом, уровнем тренированности, характером деятельности (умственная, физическая, образом жизни, темпераментом и т, п.). Снижение двигательной активности вызывает состояние гипокинезии, характеризующееся рядом существенных нарушений не только в работе различных физиологических систем организма, но и в социальном поведении человека.
Учеба в вузе и занятия спортом высших достижений предъявляют к студентам высокие требования. Студентам, занятым в сфере большого спорта, необходимо учитывать, что их деятельность носит престижный характер (участие в сборной команде страны, республики, спортивного общества, вуза).
Для поддержания этого
престижа им приходится
Исследования показывают, что двигательная активность студенток в период учебных занятий (8 месяцев), составляет 56-65% от ее величины в период каникул, а во время экзаменов (2 месяца) - 39-46%. Её уровень в каникулы можно принять за естественную потребность в движениях молодых людей, ибо в этот период сняты многие факторы (учебные занятия и самоподготовка к ним, переезды, связанные с учебой, общественная работа и др.), маскирующие или ограничивающие двигательную активность студенток. Поэтому можно обоснованно констатировать наличие дефицита движений у студенток на протяжении большей части учебного года. В выходные дни ,предоставленные студентам для отдыха и восстановления сил после учебно-трудовой деятельности, двигательная активность студенток снижается по отношению к среднесуточной на за счет больших затрат времени на сон (I0-II час ), самообслуживание, выполнение учебных занятий (2,5-4 часа),проведение свободного времени в условиях малой подвижности (кино, театр, концерты, телевизор и т.п.) и крайне ограниченного использования оздоровительных и спортивных мероприятий. Все это снижает темпы роста физической подготовленности, не обеспечивает ее сохранение и поддержание на старших курсах после завершения обязательного курса физического воспитания. Так, при массовых обследованиях студенток IV-V курсов было установлено снижение у них уровня развития отдельных физических качеств на 45-48% от уровня, достигнутого к концу обучения на 2 курсе.Исследования показывают, что использование средств физической культуры и спорта в объеме 9-12 часов в неделю или 1,3-1,8 часов ежедневно создает устойчивые предпосылки к физическому совершенствованию студентов.В активизации использования студентами средств физической культуры очень важна мотивационная сторона. Оздоровительные мероприятия должны вызывать "функциональное" удовольствие от их выполнения ("мышечную радость"). Постоянно повторяющиеся занятия физическими упражнениями с постепенно увеличивающимися физиологическими нагрузками тем в большей степени становятся потребностью, студентов, чем более приятны и интересны они для них.
2.3 Значение физических
упражнений как средства
Большие умственные нагрузки, особенно возрастающие в длительные, (до 1,5 месяцев в период зачётно-экзаменационных сессий), могут создать у студентов нервно-эмоциональное напряжение, которое при несоблюдении ряда профилактических мероприятий, связанных с оптимизацией режима учебного труда, быта и отдыха, могут привести к нарушению психики человека.
Избежать этого помогает комплекс оздоровительно-гигиенических мероприятий, к числу которых относится активный отдых, нормализация сна и питания, пребывание на свежем воздухе, достаточная двигательная активность.Вуз предоставляет студентам три по длительности вида отдыха: кратковременные перерывы между занятиями, еженедельный день отдыха и каникулярный (зимний и летний) отдых. Несмотря на количественные различия, все три вида отдыха должны иметь одну главную задачу: восстановить нарушенное предшествующей работой оптимальное соотношение основных нервных процессов в коре головного мозга и связанную с ним работоспособность. Для этого отдых должен быть тем продолжительнее, чем напряженнее и длительнее была предшествующая ему работа. Состояние психической напряженности может возникнуть у студентов I курса в связи с процессом адаптации к новым условиям обучения. Это обусловлено многими факторами: отсутствие регулярного контроля за ходом учебы, новые формы обучения, вхождение в новый коллектив, отсутствие индивидуального подхода со стороны преподавателей, деканата, отрыв от семьи, необходимость жить в общежитии. Комплексно воздействуя на нервную систему студентов, эти факторы могут вызвать немотивированные пропуски занятий, безынициативность, замкнутость.
В этих условиях занятия физическими упражнениями приобретают новое значение, как способ разрядки нервного напряжения и сохранения психического здоровья. Разрядка повышенной нервной активности через движение является наиболее эффективной.При занятиях физической культурой в организме вырабатывается гормон радости-сератанин. Систематическая физическая тренировка повышает устойчивость к отрицательным факторам зачетно-экзаменационного периода. Об этом свидетельствуют относительно небольшие сдвиги в физиологических и психомоторных функциях студентов, регулярно занимающихся спортом, и меньший уровень взволнованности на экзамене чем у других студентов. Регулярные занятия физической культурой и спортом, не прерываемые в экзамены, помогают студентам лучше организовать здоровый образ жизни, во многом предотвращая наступление состояние переутомления.
2.4 "Малые формы" физической культуры в режиме учебного труда студентов
К "малым формам" физической культуры в режиме учебного труда студентов относятся утренняя гигиеническая гимнастика, физкультурная пауза, микропаузы в учебном труде студентов с использованием физических упражнений (физкультминуты).
Утренняя гигиеническая гимнастика (УГГ) является наименее сложной, но достаточно эффективной формой для ускоренного включения студентов в учебно-трудовой день. Она ускоряет приведение организма в работоспособное состояние, усиливает ток крови и лимфы во всех частях тела и учащает дыхание, что активизирует обмен веществ и быстро удаляет продукты распада, накопившиеся за ночь. Систематическое выполнение зарядки улучшает кровообращение, укрепляет сердечно-сосудистую, нервную и дыхательную системы, улучшает деятельность пищеварительных органов, способствует более продуктивной деятельности коры головного мозга.
Ежедневная УГГ, дополненная водными процедурами,- эффективное средство повышения физической тренированности, воспитания воли и закаливания организма.
Физкультурная пауза является действенной и доступной формой. Она призвана решать задачу обеспечения активного отдыха студентов и повышения их работоспособности.
Многочисленные исследования свидетельствуют о том, что после второй пары учебных часов умственная работоспособность студентов начинает снижаться. Спустя 2-3 часа после завершения учебных занятий работоспособность восстанавливается до уровня, близкого к исходному в начале учебного дня, а при самоподготовке вновь отмечается ее снижение.
С учетом динамики работоспособности студентов в течение учебного дня физкультурная пауза продолжительностью 10 мин. рекомендуется после 4-х часов занятий и продолжительностью 5 мин. - после каждых 2-х часов самоподготовки, т.е. в периоды, когда приближаются или проявляются первые признаки утомления. Проводиться она должна в хорошо проветриваемом помещении. Физические упражнения подбираются так, чтобы активизировать работу систем организма, не принимавших участие в обеспечении учебно-трудовой деятельности.