Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2014 в 16:08, курсовая работа
Исследования современных ученых все больше подтверждают взаимосвязь и взаимозависимость между психическим состоянием и физическим здоровьем.
Динамика учебного процесса с его неравномерностью распределения нагрузок и интенсификацией во время экзаменационной сессии является своего рода испытанием организма студентов. Происходит снижение функциональной устойчивости к физическим и психоэмоциональным нагрузкам, возрастает негативное влияние гиподинамики, нарушений режимов труда и отдыха, сна и питания, интоксикации организма из-за вредных привычек; возникает состояние общего утомления, переходящее в переутомление.
1.Введение
2. Основная часть
2.1Использование физических упражнений как средства активного отдыха.
2.2 Нормирование двигательной активности студентов
2.3Значение физических упражнений как средства противодействия психическому стрессу и снятия нервно-эмоционального напряжении
2.4 "Малые формы" физической культуры в режиме учебного труда студентов
2.5.Учебные и самостоятельные занятия по физической культуре в режиме учебно-трудовой деятельности(экзаменационный период )
3.Заключение
4.Список используемой литературы
Физкультурные паузы необходимо проводить в хорошо проветренных помещениях. Физические упражнения подбираются так, чтобы они активизировали работу систем, не принимавших участия в учебно-трудовой деятельности. Помимо физкультурных пауз в процессе умственной работы, особенно при самоподготовке, целесообразно выполнять специальные позотонические упражнения. При помощи позотонических упражнений в работу в положении сидя включается скелетная мускулатура. При продолжительной напряженной умственной работе, сопровождаемой эмоциональным напряжением, рекомендуется произвольное общее расслабление скелетной мускулатуры, сочетаемое с ритмичными сокращениями отдельных мышечных групп, небольших по массе (например, сгибателей или разгибателей пальцев рук). В целях повышения тонуса работоспособности головного мозга, улучшения режима дыхания и кровообращения целесообразно через каждые 30-60 минут регулярно выполнять микродозы позотонических упражнений продолжительностью 1—1,5 минуты на рабочем месте сидя. Через каждые 2 часа рекомендуется выполнять 1-минутные динамические упражнения, например, бег на месте, уделяя внимание ритмичному, достаточно глубокому дыханию.
Исследования показывают, что эффективность влияния физкультурной паузы проявляется при 10-минутном ее проведении в повышении работоспособности на 5-9%, при 5-минутном - на 2,5-6%.
Микропаузы в учебном труде студентов с использованием физических упражнений (физкультминуты) полезны в связи с тем, что в умственном труде студентов в силу воздействия разнообразных факторов возникают состояния отвлечения от выполняемой работы, которые относительно непродолжительны 1-3 мин. Чаще это обусловлено усталостью в условиях ограничения активности скелетной мускулатуры, монотонным характером выполняемой работы и др. Наиболее часто подобные явления наблюдаются при самоподготовке студентов, выполняемой на фоне шести, а порой и восьмичасовых аудиторных занятий.
Схема комплекса физкультурной паузы для студентов, находящихся длительное время в сидячем состоянии(примерный комплекс упражнений):
1-е упражнение
Исходное положение - основная стойка (И. п. - о. с).
Счет:
1. Правую ногу назад на носок, руки вверх.
2. Потянуться.
3-4. Приставить ногу, руки через стороны вниз.
То же с другой ноги. Повторить 6-8 раз.
2-е упражнение
И. п. - стойка ноги врозь, руки за спиной, правой рукой обхватить пальцы левой.
1. Согнуть руки возможно больше.
2. Прогнуться.
3. Наклон туловища вперед.
4. И. п. Повторить 6-8 раз.
3-е упражнение
И. п.-о. с.
1. Полуприсед на правой ноге, левую - вперед на носок, руки вверх.
2-3. Отклонить туловище назад, держа его прямым.
4. И. п. То же с другой ноги.
Повторить 8 раз.
4-е упражнение
И. п. -руки на пояс.
1. Шаг правой ногой вправо.
2. Шаг левой ногой влево.
3-4. Прыжком ноги вместе. То же с другой ноги.
Повторить 6-8 раз.
5-е упражнение
И. п.-о. с.
1. Шаг правой ногой вправо, руки за голову.
2. Наклон туловища влево.
3. Выпрямиться.
4. И. п. То же в другую сторону.
Повторить по 4-6 раз в обе стороны.
6-е упражнение
И. п.-о. с.
1-2. Наклон туловища вперед, руки в стороны, подняв их повыше.
3-4. Уменьшить напряжение мышц рук, слегка опустить их.
5-6. Расслабить мышцы, «уронить» руки.
7-8. Принять и. п.
Повторить 4 раза.
7-е упражнение
И. п. - ноги врозь, руки согнуты в локтях.
Движения руками, как при беге в темпе, соответствующие музыкальному сопровождению.
2.5. Учебные
и самостоятельные занятия по
физической культуре в режиме
Эффективная подготовка специалистов в вузе требует создания условий для интенсивного и напряженного творческого учебного труда без перегрузки и переутомления, в сочетании с активным отдыхом и физическим совершенствованием. Этому требованию должно отвечать такое использование средств физической культуры и спорта, которое способствует поддержанию достаточно высокой и устойчивой учебно-трудовой активности и работоспособности студентов. Обеспечение данной функции физического воспитания является одной из ведущих в социальном отношении.
В цикле исследований (М.Л. Виленский, В.П. Русанов) проверялась целесообразность проведения занятий физическими упражнениями и спортом в такие периоды учебного труда студентов, когда наблюдается снижение работоспособности, ухудшение самочувствия: в конце учебного дня (на последней паре занятий), в конце недели (пятница, суббота) на протяжении всего учебного года.
Полученные материалы свидетельствуют о том, что проведение занятий физическими упражнениями с небольшими нагрузками в период врабатывания (в начале учебного дня) обеспечивает кратковременное (на 1,5-2 часа) повышение работоспособности и поддерживает ее на повышенном уровне в последующие 4-6 часов учебного труда. Далее во время самоподготовки, к 18-20 часам, уровень работоспособности постепенно снижается до исходного. В течение учебной недели положительный эффект от занятий с такими нагрузками в целом незначительный.
Занятия с нагрузками средней интенсивности обеспечивают наибольший подъем уровня работоспособности до конца учебно-трудового дня, включая время самоподготовки. В течение учебной недели положительное воздействие таких занятий сохраняется на протяжении последующих 2-3 дней, после чего оно постепенно затухает.
Использование в занятиях нагрузок большой интенсивности в непосредственном периоде последействия (до 1 часа) незначительно повышает уровень умственной работоспособности. В последующие часы учебного труда она снижается до 70-90%. Лишь спустя 8-10 часов ее уровень возвращается к исходному. Негативное отдаленное последействие таких нагрузок сохраняется на протяжении 3-4 дней учебной недели. Лишь в конце ее наблюдается восстановление работоспособности.
Проведенные исследования позволяют рассмотреть ряд вариантов проведения занятий в зачетный и экзаменационный период, каждый из которых оказывает положительное воздействие на работоспособность и психоэмоциональное состояние студентов:
1-й вариант - занятия проводятся
раз в неделю после сдачи
экзаменов. Продолжительность - 90 мин.
Содержание - плавание, спортивные игры,
легкоатлетические и
2-й вариант - два занятия в неделю по 45 мин. со следующей структурой: упражнения на внимание - 5 мин., общеразвивающие - 10 мин., подвижные и спортивные игры - 25 мин., дыхательные упражнения -5 мин.;
3-й вариант - два занятия
в неделю по 45 мин. по возможности
после экзамена. Их содержание
включает общеразвивающие
4-й вариант - ежедневные
занятия по 60-70 мин. умеренной интенсивности,
в содержание которых
5-й вариант - отличается
комплексной организацией ЗОЖ
студентов в экзаменационный
период. Его содержание охватывает
четкую регламентацию сна, питания,
самоподготовки, пребывания на свежем
воздухе не менее 2 часов в день.
Физическая активность
Применяемые во всех вариантах спортивные и подвижные игры не должны носить высокоинтенсивного соревновательного характера.
При проведении исследований наблюдались три группы студентов: 1-я группа имела произвольный режим организации жизнедеятельности, где отсутствовал элемент физической активности; у 2-й группы была нормализована физическая активность при неупорядоченном сне, питании, самоподготовке, пребывании на воздухе; 3-я группа в течение сессии сохраняла комплексно упорядоченный образ жизни. Было обнаружено, что градиент снижения работоспособности под влиянием экзаменов существенно меньше в 3-й группе. Это свидетельствует о том, что только при комплексно упорядоченном образе жизни нормализуется процесс восстановления работоспособности в течение дня и недели. Если же ДА оптимально организована, но не связана с общей структурой жизнедеятельности, полноценное оздоровление условий жизни студентов в период экзаменов не обеспечивается.
При проведении учебно-тренировочных занятий в период экзаменов следует снижать их интенсивность до 60-70% от обычного уровня.
Нецелесообразно изучать технику новых упражнений и пытаться совершенствовать ее. Направленность этих занятий можно характеризовать как профилактическую, а для занимающихся спортом - как поддерживающую уровень тренированности.
Заключение.
Динамика учебного процесса с его неравномерностью распределения нагрузок и интенсификацией во время экзаменационной сессии является своего рода испытанием организма студентов. Происходит снижение функциональной устойчивости к физическим и психоэмоциональным нагрузкам, возрастает негативное влияние гиподинамики, нарушений режимов труда и отдыха, сна и питания, интоксикации организма из-за вредных привычек; возникает состояние общего утомления, переходящее в переутомление.
Позитивный характер изменений умственной работоспособности достигается во многом при адекватном для каждого индивида использовании средств физической культуры, методов и режимов воздействия. Обобщенными характеристиками эффективного внедрения средств физической культуры в учебный процесс, обеспечивающих состояние высокой работоспособности студентов в учебно-трудовой деятельности, являются: длительное сохранение работоспособности в учебном труде; ускоренная врабатываемость; способность к ускоренному восстановлению; малая вариабельность функций, несущих основную нагрузку в различных видах учебного труда; эмоциональная и волевая устойчивость к сбивающим факторам, средняя выраженность эмоционального фона; снижение физиологической стоимости учебного труда на единицу работы.
Список используемой литературы.
1.Основы спортивной тренировки и методы контроля за состоянием
организма студентов в вузе. Учебное пособие. / Под ред. Т.Г.Савкива.1997
2.Физическая культура студента./Под ред.В.И.Ильинича.2000
3.Основы здорового образа жизни. Учебное пособие. / Под ред.
Л.М.Крыловой.1997
4.Физиология человека: учебник для высших учебных заведений физической культуры /А.С. Солодков, Е.Б. Сологуб. – М., 2001
5.Физическая культура
и спорт в системе высшего
профессионального образования/
6.Теория и методика
физического воспитания и