Значение физической культуры и спорта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2014 в 16:08, курсовая работа

Описание работы

Исследования современных ученых все больше подтверждают взаимосвязь и взаимозависимость между психическим состоянием и физическим здоровьем.
Динамика учебного процесса с его неравномерностью распределения нагрузок и интенсификацией во время экзаменационной сессии является своего рода испытанием организма студентов. Происходит снижение функциональной устойчивости к физическим и психоэмоциональным нагрузкам, возрастает негативное влияние гиподинамики, нарушений режимов труда и отдыха, сна и питания, интоксикации организма из-за вредных привычек; возникает состояние общего утомления, переходящее в переутомление.

Содержание работы

1.Введение
2. Основная часть
2.1Использование физических упражнений как средства активного отдыха.
2.2 Нормирование двигательной активности студентов
2.3Значение физических упражнений как средства противодействия психическому стрессу и снятия нервно-эмоционального напряжении
2.4 "Малые формы" физической культуры в режиме учебного труда студентов
2.5.Учебные и самостоятельные занятия по физической культуре в режиме учебно-трудовой деятельности(экзаменационный период )
3.Заключение
4.Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Soderzhanie.docx

— 36.60 Кб (Скачать файл)

Физкультурные паузы необходимо проводить в хорошо проветренных помещениях. Физические упражнения подбираются так, чтобы они активизировали работу систем, не принимавших участия в учебно-трудовой деятельности. Помимо физкультурных пауз в процессе умственной работы, особенно при самоподготовке, целесообразно выполнять специальные позотонические упражнения. При помощи позотонических упражнений в работу в положении сидя включается скелетная мускулатура. При продолжительной напряженной умственной работе, сопровождаемой эмоциональным напряжением, рекомендуется произвольное общее расслабление скелетной мускулатуры, сочетаемое с ритмичными сокращениями отдельных мышечных групп, небольших по массе (например, сгибателей или разгибателей пальцев рук). В целях повышения тонуса работоспособности головного мозга, улучшения режима дыхания и кровообращения целесообразно через каждые 30-60 минут регулярно выполнять микродозы позотонических упражнений продолжительностью 1—1,5 минуты на рабочем месте сидя. Через каждые 2 часа рекомендуется выполнять 1-минутные динами­ческие упражнения, например, бег на месте, уделяя внимание ритмичному, достаточно глубокому дыханию.

Исследования показывают, что эффективность влияния физкультурной паузы проявляется при 10-минутном ее проведении в повышении работоспособности на 5-9%, при 5-минутном - на 2,5-6%.

Микропаузы в учебном труде студентов с использованием физических упражнений (физкультминуты) полезны в связи с тем, что в умственном труде студентов в силу воздействия разнообразных факторов возникают состояния отвлечения от выполняемой работы, которые относительно непродолжительны 1-3 мин. Чаще это обусловлено усталостью в условиях ограничения активности скелетной мускулатуры, монотонным характером выполняемой работы и др. Наиболее часто подобные явления наблюдаются при самоподготовке студентов, выполняемой на фоне шести, а порой и восьмичасовых аудиторных занятий.

Схема комплекса физкультурной паузы для студентов, находящихся длительное время в сидячем состоянии(примерный комплекс упражнений):

1-е упражнение

Исходное положение - основная стойка (И. п. - о. с).

Счет:

1. Правую ногу назад  на носок, руки вверх.

2. Потянуться.

3-4. Приставить ногу, руки  через стороны вниз.

То же с другой ноги. Повторить 6-8 раз.

2-е упражнение

И. п. - стойка ноги врозь, руки за спиной, правой рукой обхватить пальцы левой.

1. Согнуть руки возможно  больше.

2. Прогнуться.

3. Наклон туловища вперед.

4. И. п. Повторить 6-8 раз.

3-е упражнение 

И. п.-о. с.

1. Полуприсед на правой ноге, левую - вперед на носок, руки вверх.

2-3. Отклонить туловище  назад, держа его прямым.

4. И. п. То же с другой  ноги.

Повторить 8 раз.

4-е упражнение 

И. п. -руки на пояс.

1. Шаг правой ногой  вправо.

2. Шаг левой ногой влево.

3-4. Прыжком ноги вместе. То же с другой ноги.

Повторить 6-8 раз.

5-е упражнение 

И. п.-о. с.

1. Шаг правой ногой  вправо, руки за голову.

2. Наклон туловища влево.

3. Выпрямиться.

4. И. п. То же в другую  сторону.

Повторить по 4-6 раз в обе стороны.

6-е упражнение 

И. п.-о. с.

1-2. Наклон туловища вперед, руки в стороны, подняв их повыше.

3-4. Уменьшить напряжение  мышц рук, слегка опустить их.

5-6. Расслабить мышцы, «уронить»  руки.

7-8. Принять и. п.

Повторить 4 раза.

7-е упражнение 

И. п. - ноги врозь, руки согнуты в локтях.

Движения руками, как при беге в темпе, соответствующие музыкальному сопровождению.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  2.5. Учебные  и самостоятельные занятия по  физической культуре в режиме    учебно-трудовой деятельности(экзаменационный  период).

Эффективная подготовка специалистов в вузе требует создания условий для интенсивного и напряженного творческого учебного труда без перегрузки и переутомления, в сочетании с активным отдыхом и физическим совершенствованием. Этому требованию должно отвечать такое использование средств физической культуры и спорта, которое способствует поддержанию достаточно высокой и устойчивой учебно-трудовой активности и работоспособности студентов. Обеспечение данной функции физического воспитания является одной из ведущих в социальном отношении.

В цикле исследований (М.Л. Виленский, В.П. Русанов) проверялась целесообразность проведения занятий физическими упражнениями и спортом в такие периоды учебного труда студентов, когда наблюдается снижение работоспособности, ухудшение самочувствия: в конце учебного дня (на последней паре занятий), в конце недели (пятница, суббота) на протяжении всего учебного года.

Полученные материалы свидетельствуют о том, что проведение занятий физическими упражнениями с небольшими нагрузками в период врабатывания (в начале учебного дня) обеспечивает кратковременное (на 1,5-2 часа) повышение работоспособности и поддерживает ее на повышенном уровне в последующие 4-6 часов учебного труда. Далее во время самоподготовки, к 18-20 часам, уровень работоспособности постепенно снижается до исходного. В течение учебной недели положительный эффект от занятий с такими нагрузками в целом незначительный.

Занятия с нагрузками средней интенсивности обеспечивают наибольший подъем уровня работоспособности до конца учебно-трудового дня, включая время самоподготовки. В течение учебной недели положительное воздействие таких занятий сохраняется на протяжении последующих 2-3 дней, после чего оно постепенно затухает.

Использование в занятиях нагрузок большой интенсивности в непосредственном периоде последействия (до 1 часа) незначительно повышает уровень умственной работоспособности. В последующие часы учебного труда она снижается до 70-90%. Лишь спустя 8-10 часов ее уровень возвращается к исходному. Негативное отдаленное последействие таких нагрузок сохраняется на протяжении 3-4 дней учебной недели. Лишь в конце ее наблюдается восстановление работоспособности.

Проведенные исследования позволяют рассмотреть ряд вариантов проведения занятий в зачетный и экзаменационный период, каждый из которых оказывает положительное воздействие на работоспособность и психоэмоциональное состояние студентов:

1-й вариант - занятия проводятся  раз в неделю после сдачи  экзаменов. Продолжительность - 90 мин. Содержание - плавание, спортивные игры, легкоатлетические и общеразвивающие  упражнения умеренной интенсивности;

2-й вариант - два занятия  в неделю по 45 мин. со следующей  структурой: упражнения на внимание - 5 мин., общеразвивающие - 10 мин., подвижные  и спортивные игры - 25 мин., дыхательные  упражнения -5 мин.;

3-й вариант - два занятия  в неделю по 45 мин. по возможности  после экзамена. Их содержание  включает общеразвивающие упражнения, разнообразные двусторонние и  подвижные игры, которые избираются  самими студентами. Занятия дополняются  ежедневной УГГ, а после 55-60 мин. учебного  труда - физкультурной паузой до 5-10 мин.;

4-й вариант - ежедневные  занятия по 60-70 мин. умеренной интенсивности, в содержание которых включаются  плавание, минифутбол, спокойный бег, общеразвивающие упражнения. После каждого экзамена продолжительность занятий увеличивается до 120 мин. Кроме того, через каждые два часа умственной работы выполняется 10-минутный комплекс упражнений;

5-й вариант - отличается  комплексной организацией ЗОЖ  студентов в экзаменационный  период. Его содержание охватывает  четкую регламентацию сна, питания, самоподготовки, пребывания на свежем  воздухе не менее 2 часов в день. Физическая активность определяется  выполнением 15-20-минутной зарядки  на воздухе, физкультурными паузами  после 1,5-2 ч. умственного труда, прогулками  на свежем воздухе по 45-60 мин, после 3,5-4,5 часов учебного труда в  первой половине дня и после 3,5-4 часов умственных занятий - во  второй. По желанию студентов  вторая прогулка может заменяться  играми с мячом.

Применяемые во всех вариантах спортивные и подвижные игры не должны носить высокоинтенсивного соревновательного характера.

При проведении исследований наблюдались три группы студентов: 1-я группа имела произвольный режим организации жизнедеятельности, где отсутствовал элемент физической активности; у 2-й группы была нормализована физическая активность при неупорядоченном сне, питании, самоподготовке, пребывании на воздухе; 3-я группа в течение сессии сохраняла комплексно упорядоченный образ жизни. Было обнаружено, что  градиент снижения работоспособности под влиянием экзаменов существенно меньше в 3-й группе. Это свидетельствует о том, что только при комплексно упорядоченном образе жизни нормализуется процесс восстановления работоспособности в течение дня и недели. Если же ДА оптимально организована, но не связана с общей структурой жизнедеятельности, полноценное оздоровление условий жизни студентов в период экзаменов не обеспечивается.

При проведении учебно-тренировочных занятий в период экзаменов следует снижать их интенсивность до 60-70% от обычного уровня.

Нецелесообразно изучать технику новых упражнений и пытаться совершенствовать ее. Направленность этих занятий можно характеризовать как профилактическую, а для занимающихся спортом - как поддерживающую уровень тренированности.

 

 Заключение.

Динамика учебного процесса с его неравномерностью распределения нагрузок и интенсификацией во время экзаменационной сессии является своего рода испытанием организма студентов. Происходит снижение функциональной устойчивости к физическим и психоэмоциональным нагрузкам, возрастает негативное влияние гиподинамики, нарушений режимов труда и отдыха, сна и питания, интоксикации организма из-за вредных привычек; возникает состояние общего утомления, переходящее в переутомление.

Позитивный характер изменений умственной работоспособности достигается во многом при адекватном для каждого индивида использо­вании средств физической культуры, методов и режимов воздействия. Обобщенными характеристиками эффективного внедрения средств физи­ческой культуры в учебный процесс, обеспечивающих состояние высо­кой работоспособности студентов в учебно-трудовой деятельности, явля­ются: длительное сохранение работоспособности в учебном труде; уско­ренная врабатываемость; способность к ускоренному восстановлению; малая вариабельность функций, несущих основную нагрузку в различных видах учебного труда; эмоциональная и волевая устойчивость к сбивающим факторам, средняя выраженность эмоционального фона; снижение физиологической стоимости учебного труда на единицу работы.

 

 

 

 

Список используемой литературы.

1.Основы спортивной тренировки и методы контроля за состоянием

организма студентов в вузе. Учебное пособие. / Под ред. Т.Г.Савкива.1997

2.Физическая культура  студента./Под ред.В.И.Ильинича.2000

3.Основы здорового образа жизни. Учебное пособие. / Под ред.

Л.М.Крыловой.1997

4.Физиология человека: учебник для высших учебных заведений физической культуры /А.С. Солодков, Е.Б. Сологуб. – М., 2001

5.Физическая культура  и спорт в системе высшего  профессионального образования/В.А.Литвинов.2006.

6.Теория и методика  физического воспитания и спорта/Ж.К.Холодцов.2003.

 

 

 

 

 


Информация о работе Значение физической культуры и спорта