Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2012 в 19:35, контрольная работа
Актуальность темы определяется следующими основными обстоятельствами.
Во-первых, возрастанием роли выборов в процессе становления демократического общества. Процесс становления и развития демократии в России сопровождается появлением новых институтов власти, которые формируются в соответствии с основополагающими демократическими принципами. Институт выборов является важнейшим средством формирования представительной власти в России, обеспечивающим не только соблюдение важнейшего принципа демократии, по которому народ является единственными источником власти, но и выполняющим функцию по консолидации государства и общества.
Во-вторых, появлением общей тенденции нарушений основных принципов проведения выборов, ставящей под сомнение их объективность. Кандидаты и партии, нарушающие избирательное законодательство, и победившие при помощи таких нарушений на выборах, являются незаконно избранными, следовательно, орган власти, сформированный из таких кандидатов, не соответствует общим принципам демократии и не может способствовать становлению гражданского общества в России.
6).
Мэру легче заручиться
7).
Мэру обычно легче получить
информацию о действиях
8).
Мэру легче обеспечить
9).
Мэру легче отразить
И так далее. Список далеко не закончен, но набор преимуществ мэра и так выглядит весьма внушительно. Если пересчитать все перечисленные преимущества в денежный эквивалент, в 9-ти случаях из 10-ти окажется, что у мэра изначально средств для ведения кампании на порядок больше, чем у любого из конкурентов. Кандидат от власти, отдавая ведение своей кампании команде профессиональных политтехнологов, одновременно с этим как передает в руки этой команды и свое огромное стартовое ресурсное преимущество. Именно в этом случае указанное преимущество проявляется наиболее грамотно и эффективно. Профессионалы, ведя мэра как самого «обычного» кандидата, легко выигрывают кампанию только за счет ресурсного превосходства.
Причем задействование этого «естественного» административного ресурса никак нельзя отнести к грязным технологиям. Он всегда использовался, используется и будут использоваться всеми кандидатами от власти во всех странах.
Однако описанный выше «естественный» административный ресурс кандидатов от власти «естественным» образом уравновешивается рядом трудностей и проблем, которых может и не быть у их конкурентов.
Тот же
мэр всегда отвечает за все недостатки
и просчеты власти (даже если и не
имеет к ним прямого отношения)
Наконец, как ни странно, очень часто возникают и трудности с формированием эффективной команды: вокруг мэра всегда вьется столько «друзей», карьеристов и подхалимов, возникает столько интриг, что создать нормально работающий и устойчивый штаб довольно сложно.
Что перевесит в конкретной кампании, «естественные» преимущества представителя власти или его «естественные» трудности, в конечном итоге определяется реальным авторитетом и популярностью власти у избирателей. Так что жизнь здесь все расставляет на свои места. Именно поэтому мы не причисляем использование приведенных выше преимуществ административного ресурса к «грязным» технологиям. Однако если кандидат от власти пожелает несколько интенсифицировать это использование, он неизбежно вступит в область сначала «серых», а затем и откровенно «грязных» технологий.
Например, во время выборов кандидаты от власти очень любят устраивать всякие концерты, праздники и торжества за счет бюджета. Делается это вроде бы «для народа», а на самом деле – чтобы внушить людям ощущение, что при данной власти «жить стало веселее». И когда из-за таких праздников начинается недофинансирование жизненно важных статей бюджета, то такие приемы следует отнести по крайней мере к «серым» технологиям. К таким же технологиям следует отнести использование служебного оборудования, транспорта, помещений, рабочего времени своих подчиненных в интересах собственной кампании. На Западе кандидат, пойманный на таких действиях, может почти полностью потерять поддержку избирателей.
Если
же использование подчиненных
2. Давление власти на граждан во время выборов начинается с того, что всю административную вертикаль обязывают работать на соответствующего кандидата (сотрудники администрации – тоже граждане, и они вовсе не обязаны поддерживать на выборах своего «босса», тем более – работать на него). Органы власти превращаются в «территориальную команду» для проведения кампании. Все организации, которые хоть в малейшей степени зависят от власти: силовые структуры, образовательные и здравоохранительные учреждения, государственные СМИ, органы местного самоуправления и социального обеспечения и т.д. подключаются к кампании. Сотрудники этих органов превращаются в «агитаторов» и «активистов», причем довольно специфических. Такие активисты в основном запугивают избирателей: пенсионерам угрожают лишением пенсий, инвалидам – пособий и т.д. В конечном итоге давление сверху в той или иной форме доходит чуть ли не до каждого избирателя. Естественно, говорить в таких условиях о «свободном волеизъявлении» граждан бессмысленно.
Традиционной
формой искажения воли граждан являются
махинации с процессом
–
организация массового
– внесение в списки «несуществующих» избирателей (умерших; молодых людей, не достигших 18-ти летнего возраста; приписка «мертвых душ», якобы проживающих в домах и квартирах, которых (квартир и целых домов)) на самом деле нет на избирательном участке и т.д.);
–
организация передвижных
– махинации при суммировании голосов в территориальных и окружных комиссиях.
Последнее используется довольно часто. Власть, благодаря системе ГАС-выборы, имеет возможность гораздо быстрее собрать информацию о результатах голосования на участках, просуммировать их нужным образом и объявить о результатах. Конкуренты власти не могут действовать столь оперативно, даже если они имеют копии протоколов с каждого участка. Появляется возможность сначала объявить о результате выборов, а потом подогнать голосования на участках под этот результат. Когда по требованию конкурентов проводится расследование и вскрываются «ошибки», поезд уже уходит.
Как говорят
некоторые политологи, в наше время
известная сталинская формула: «важно
не кто голосует, а кто считает
голоса» уже устарела. Теперь важно не
кто считает голоса, а кто объявляет о
результатах подсчета.
3. Третий способ прямого использования административного ресурса – репрессии против кандидатов-конкурентов и всех, кто их поддерживает. Здесь самый сильный «аргумент» власти – отстранение кандидата от выборов.
Более «мягкие формы»:
– давление на кандидата и его команду через силовые структуры (от организации слежки и вплоть до заведения уголовных дел и ареста активистов);
– создание всяческих трудностей в работе штабов (отключение телефонов, опечатывание помещений и т.д.);
– давление на кандидата через органы финансового контроля (если кандидат является предпринимателем, администрация попытается «наказать» все связанные с ним фирмы);
– давление на потенциальных спонсоров кандидата;
– репрессии против организаций, которые осмелились поддержать неугодного кандидата;
– «наказание» территорий, граждане которых выступают за кандидата (например, если конкурент действующего губернатора возглавляет один из районов области, можно ожидать, что в районе неожиданно начнутся перебои с тепло-, электро- и газоснабжением; с транспортом, выдачей зарплаты бюджетникам и т.д.);
–
информационная блокада и подавление
неугодных СМИ.
Несмотря на то, что описанный арсенал средств власти по проталкиванию угодных ей кандидатов и блокированию неугодных производит довольно сильное впечатление, не следует думать, что с такими формами использования административного ресурса нельзя бороться. Используя грязные методы, власть одновременно подставляется. Прямое административное давление на избирателей и кандидата трудно скрыть, и конкуренты власти всегда имеют возможность сделать факты такого давления предметом своей агитации против ее (власти) кандидата. В этом случае результат такой агитации будет определяться двумя факторами.
1).
Собственные ресурсы кандидата:
-
его воля к победе и
- его известность и популярность в округе;
-
наличие сильной команды,
-
наличие источников
Располагая такими ресурсами, кандидат имеет возможность построить протестную кампанию (т.е. кампанию против власти), и все действия администрации против него одновременно будут работать и на него: давать аргументы для усиления кампании и приданию своей агитации и действиям все более жесткого наступательного и агрессивного характера.
2). Степень «начальстволюбия» и управляемости избирателей.
Когда избиратели ценят свои гражданские права и болезненно воспринимают их нарушения – излишнее увлечение «грязными» административными технологиями сработает против власти. Еще опаснее для власти, когда в регионе объективно сформировался мощный протестный потенциал. В этом случае, перегнув с административным ресурсом на выборах, власть рискует получить революцию. Но если у жителей региона преобладает пассивность и настроение типа: «против начальства все равно не попрешь», даже самый сильный и волевой конкурент власти ничего не сможет сделать.
В общем,
здесь еще раз подтверждается
принцип: избирательные технологии бывают
«грязными» ровно настолько, насколько
общество готово их терпеть. Если власть
недооценит потенциал накопленного протеста,
то в результате излишней увлеченности
административным ресурсом она может
получить не просто провал на выборах,
но нечто худшее.
Принципы противодействия «грязным» технологиям
Прежде всего, необходимо помнить, что грязные технологии далеко не так страшны, как о них говорят. По оценкам различных экспертов, использование противником самого опасного сочетания «грязных» методов (дезинформация в соединении с информационной блокадой, подкрепленные административным ресурсом) равносильно его преимуществу (в среднем) примерно в 10% голосов. Это, конечно, очень большое преимущество, но не подавляющее.
О том, что административный ресурс не является непреодолимым свидетельствует и собственная практика действующих политтехнологов.
Первая рекомендация специалистов: ни в коем случае не впадать в панику, если против вас использованы «грязные» технологии. Часто их главным следствием является деморализация противника: кандидат, попавший под удар, начинает дергаться и ломает собственную кампанию; либо у него опускаются руки.
Главная сила административного ресурса и грязных технологий – это деморализация и паника, которую вызывает их применение у «жертв». Если вы не впали в панику и истерику, столкнувшись с грязью и административным ресурсом – считайте, что вы уже уменьшили их эффективность по крайней мере наполовину.
Вторая рекомендация: если вы уверены, что против вас будут использованы «грязные» технологии, постарайтесь построить стратегию собственной кампании так, чтобы ожидаемые действия конкурентов были органически вмонтированы в ее сюжет. Придайте своему образу черты «борца»; сделайте свою агитацию более радикальной и агрессивной; в качестве одной из тем кампании используйте тему типа «Кто боится кандидата». Если возможно, используйте негативные стратегии. Тогда избиратели будут сами ожидать, что против вас применят «грязные» методы и воспримет их применение как «борьбу негодяев с хорошим человеком». Не исключено, что таким путем не только удастся значительно ослабить эффект от применения против вас «грязных» технологий и административного ресурса, но даже обернуть его в свою пользу.
В грязных технологиях и административном давлении заложены семена собственной гибели. Ведь применяющие их фактически пытаются лишить избирателей свободы волеизъявления. И если избирателям как следует объяснить, что именно происходит, они сполна рассчитаются с «врагами» в день голосования.
Всякое применение грязных технологий против вас нужно рассматривать как интеллектуальный вызов; как повод найти «точку саморазрушения» в действиях конкурентов, ударить в эту точку.