Феномен блогеров как альтернативных журналистов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2014 в 04:54, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: выяснить - может ли блогер считаться журналистом.
Основной метод исследования: анализ теоретического материала. Также использованы теоретический, сравнительный, статистический, аналитический методы для составления курсовой.
В первой главе развернуто понятие блога, история возникновения блогосферы, изучены популярные блогеры. Во второй главе были проанализирован популярный блог АА. Навального в «Живом Журнале».
Практическая значимость: анализ блога А.А. Навального, влияние его на общественность.

Содержание работы

Задание на курсовое проектирование……………………………………… ..3
Реферат……………………………………………………….………................4
Нормативные ссылки………………………………………………………….5
Введение……………………………………………………………………… .6
1. Блог как вид альтернативной журналистики…………………………..10
1.1 Определение понятий «блог», «блогосфера», «блогер». Основные
виды блогов……………………………………………………………………10
1.2 Зарождение и развитие блогосферы……………………….……………20
1.3 Блогеры - любители или журналисты?....................................................26 2. Анализ блога А.А. Навального в «Живом Журнале»..…………… ….35
2.1 Феномен Навального как «Правдоруба» в Рунете……………………..35
2.2 Анализ влияния блога Навального на общественность………………..41
Заключение…………………………………………………………………….46
Список используемых источников…………………………………………..47

Файлы: 1 файл

!КУРСАЧ.doc

— 270.00 Кб (Скачать файл)

          Появление в девяностых годах таких явлений как Сорокомания и Фидонет7 стали первыми стихийными видами виртуального общения в России. В двухтысячных годах их сменили блоги и социальные сети в Интернете. Блоги явились одной из ключевых причин фактического исчезновения «Системы» — отпала необходимость постоянного и тесного физического контакта, явной внешней атрибутики. Главная цель таких тусовок — обмен информацией, теперь происходит в пространстве глобальной паутины, в том числе и в блогах. Так же блоги вытеснили такое явление альтернативной культуры как самиздат. Следы «Системных» традиций просматриваются во всей компьютерной субкультуре. Из самых заметных заимствований это традиция использования «ников» — прозвищ вместо реальных имен, «англицизмов»8 и т.д. Используя виртуальное пространство как канал коммуникации, люди используют в нем привычные культурные коды, и изобретают новые.

          Сложность изучения связана с отсутствием привычных для исследователя признаков субкультуры9 — физических атрибутов, невозможности интерпретации вербальных кодов, особенностей речи и поведения. Канал коммуникаций диктует свои средства коммуникации. Все признаки в этих течениях носят электронный вид — текстовый, фото и видеоматериала. Отсюда возникает упор на текстовую составляющую — сленг, стиль, шрифт, использование идеограмм, изображающих эмоцию — «смайликов»?10. Не зря же самая известная субкультура, появившаяся в рунете — «падонки» — течение, использующее запоминающийся, броский язык. Популярность блогов даже привела к тому, что одна из крупнейших поисковых систем — Яндех выделила отдельную область поиска «по блогам», а главный коммуникационный портал российского Интернета — Mail.ru создала свою блог-платформу. Несмотря на наличие блогов у разных как возрастных, так и социальных групп населения, не всякого, у кого есть блог, можно в полной мере считать блогером. Наиболее важным показателем развития блогосферы сегодня стоит считать не общее число блогов, а число активных блогов — то есть тех, которые содержат не менее пяти записей и обновлялись хотя бы раз за последние три месяца. Связано это с тем, что блоги популярны уже достаточно давно, и существует большое количество давно забытых и заброшенных дневников.

           По исследованию  Яндекса средний блогер — девушка 22 лет. Ее блог существует год и девять месяцев, и она обновляет его раз в пять дней. У нее 19 друзей, а записи в дневнике комментируют 10 человек. С момента регистрации своего среднестатистического дневника девушка — блогер написала в нем 38 постов, каждый из которых получил по 2 комментария. Кроме того, она написала 98 комментариев — на свои или чужие посты.

            Средний блогер мужского пола написал 37 постов, причем мужские блоги оказались несколько популярнее женских — на каждый пост приходится три полученных комментария. Сам он оставил 133 комментария. В среднем же, мужчины комментируют существенно больше, чем женщины. Особенностью субкультуры блогеров является ключевая роль «телеги», как формирующей субкультуру особенности. То есть важной особенностью «поста» является не столько его информативность или оригинальность, сколько то, насколько он будет пользоваться популярностью у «френдов»11, насколько он будет комментируемым. В ведение блога ставится цель не столько высказывание своих мыслей, сколько приобретение высокого символического статуса, который определяется популярностью постов и количеством «френдов». Такая особенность блогосферы проистекает из самого понятия молодежной субкультуры — у молодых людей обычно еще нет устоявшегося круга единомышленников, и он остро нуждается в самоидентификации и самоутверждении. Именно молодежь — наиболее активные блогеры. Это люди, часто не имеющие устойчивого статуса, студенты и безработные. Именно они стремятся к приобретению, пусть даже символического, но высокого статуса в интернете. Самопрезентация12 — одна из наиболее очевидных мотиваций. Авторы хотят продемонстрировать себя знакомым и широкой публике. Сами по себе блоги обладают рядом свойств субкультуры13 — особым языком и сленгом, каналами коммуникации между участниками, системой фиксации группового статуса.

         Блоги не совсем дневники или, к примеру, письма — у постов нет конкретного адресата, как это было в эпистолярном жанре. И в то же время это не классический дневник, который ведется только для себя.

        Интернет сообщество сложно назвать однородным. Оно само включает в себя огромное количество субкультур, как существовавших до него, так и появившихся только с возникновением виртуальной реальности. Здесь присутствуют любители того или иного литературного направления, сетевые гэймеры14 (с английского «игроки», имеется в виду те люди, которые отличаются пристрастием к компьютерным играм), блогеры (те, кто ведут свой блог — личную страницу, где делятся интересными ссылками, фотографиями, литературными произведениями и другими вещами) и другие. Ввиду особенности мировой сети давать всем желающим то, что им нужно, здесь представлены все субкультуры, реально существующие в мире и впервые возникшие благодаря всемирной сети. Особой популярностью пользуются ролевые игры — совместный продукт творчества пользователей сети, посвященный раскрытию определенной темы.

         В настоящий момент можно встретить  блоги различной тематической  направленности. Также в зависимости  от авторов они бывают личными, «призрачными», коллективными, корпоративными  и рекламными. Блоги, то есть небольшие  ресурсы всемирной паутины в последнее время очень распространены. На некоторых сайтах можно узнать, как должна протекать реабилитация после инсульта, ознакомиться с новым кулинарным рецептом, а в каких-то - просто почитать размышления автора о вечных вопросах, касающихся добра и зла, смысла жизни.15 Многие люди сравнивают блоги с публичными дневниками. В принципе, это так и есть. Зачастую на них пишут о своих мыслях и рассуждениях. Блогеру всегда есть о чем сказать. Вероятно, толчком к написанию очередного поста послужит случайно увиденное им на улице или услышанное на работе. Иногда даже из одной реплики коллеги рождается целый рассказ. Пользователи имеют возможность прочитать заметки автора и оставить свои комментарии. Любопытно, но в некоторых случаях отзывы посетителей даже интереснее читать, чем сам пост. Как правило, тексты, которые выкладываются на такой сайт небольшие, но информативные. Они должны быть интересными. В настоящий момент блоги бывают различной тематической направленности. Сегодня они посвящены и политике, и здоровью, и бизнесу, и образованию, и путешествиям. В блогах на медицинскую тематику удастся разузнать, кому подходит мануальная терапия, цены на лекарства и таблетки. Туристы, скорее всего, отдадут предпочтение веб-сайтам о путешествиях, поскольку здесь обычно публикуется полезная информация о том, как рекомендуется вести себя в зарубежных государствах. Подобные ресурсы различаются еще по нескольким аспектам. В зависимости от авторов блоги бывают личными, «призрачными», коллективными, корпоративными и рекламными. Первые ведутся одним человеком. Именно этот вид можно по праву считать настоящим публичным дневником. Вторая разновидность отличается тем, что их автор публикует свои материалы под псевдонимом. Наполнением третьих занимается определенная группа людей, среди которых есть модераторы. Четвертые ведутся сотрудниками одного предприятия, пятые – заинтересованными лицами, которые отвечают за ход рекламной кампании в организации. Во всех случаях требуется регулярное наполнение. В зависимости от характера контента блоги тоже подразделяются на несколько категорий. Например, на некоторых сайтах основная масса содержимого представлена в виде текста, музыки, фотографий и иллюстраций, МР3-файлов. Лучше, если в блоге используются все вариации контента. Благодаря этому пост, в котором описана физиотерапия, реабилитация после операций или сравнительная характеристика страховых продуктов с непонятными терминами, становится намного ярче и интереснее. Итак, основные виды блогов:

          Тематический блог16. Данный тип веб-сайтов посвящен отдельной тематике и практически весь контент, публикуемый на них, будет посвящен только определенной отрасли занятий человека. Например, ухаживание за своими домашними питомцами или здоровое питание, все это тематические блоги, они несут в себе полезность.

           Личный (персональный) блог. Этот вид  веб-сайта, как блокнот или дневник  для человека, только в электронной  форме. Люди делятся своими мыслями, рассказывают о разных происшествиях, делятся своими впечатлениями. Благодаря  личному блогу автор выплескивает, накопившиеся эмоции и переживания. Данный вид блога также можно модернизировать, особенно если Вы станете популярным и Вас захотят читать люди.

          Корпоративный блог. Вид блога, который  является ресурсом для привлечения потенциальных клиентов к оплачиваемым услугам или продаваемой продукции, а также для внутрикорпоративного общения и бесед. Контент на таких веб-сайтах будет публиковаться либо о новостях компании, либо о продаваемой продукции. В отличие от англоязычной блогосферы, у нас пока практически нет «профессиональных» блогеров, которые могли бы жить только за счет ведения своего дневника, зарабатывая на рекламе. В то же время появляется все больше корпоративных блогов — их «официально» ведут работники компаний. Специфика корпоративных блогов заключается в неформальном17, часто ироничном стиле повествования о жизни компании. Сейчас таких блогов несколько десятков. Собственные корпоративные блоги есть, например, у таких российских компаний, как «Стардог’s», Яндекс и Mail.ru. Корпоративный блог — блог, издаваемый организацией и используемый как для связей с общественностью, так и для внутренней организации её работы. Внутренний корпоративный блог — важное средство коммуникации, особенно в крупных компаниях. Некоторые преимущества:

  1. Блог поможет улучшить взаимодействие сотрудников, предоставляет возможности для обучения. Он хорошо подходит для запуска новых проектов, для работы в неоднородных, больших коллективах.
  2. Блог помогает выявить различные взгляды на какой-либо вопрос. Открытость для публикации постов и комментариев — хорошая возможность высказаться всем членам коллектива.
  3. Путём дискуссий на заданную тему блог помогает найти копромисс при наличии разных точек зрения.
  4. Для руководителей блог — возможность наладить взаимодействие с сотрудниками.
  5. Блог — это своеобразная «история фирмы», архив идей.

Чаще всего каждый сотрудник может оставить комментарий к любому посту. Круг авторов блога определяется политикой компании, часто написать пост может любой сотрудник.

         Блог имеет определённые преимущества перед такими внутрикорпоративными коммуникациями, как, например, переписка по email. Причинами может послужить то, что когда писем становится слишком много, это затрудняет общение, либо не все сотрудники умеют правильно архивировать письма, в результате чего они не смогут впоследствии найти требуемую информацию.

        Одна  из основных целей компаний  — налаживание коммуникаций с  клиентами (как настоящими, так и  потенциальными). Благодаря оперативности  публикации постов и возможности комментирования публичный корпоративный блог очень важен для достижения этой цели. Блоги являются ценным дополнением к корпоративному сайту18, так как в них может быть представлена альтернативная точка зрения на тот или иной вопрос, те или иные продукты компании могут быть описаны более простым и доступным языком. Некоторые публичные корпоративные блоги представлены в Приложении А.

           Фотоблог — вебсайт, содержащий  в своей основе регулярно публикуемые  фотографии, часто сопровождаемые названием снимка, датой/временем, текстовым описанием, сведениями Exif и др. Фотоблог часто содержит возможность добавления комментариев, выставления рейтинга и т. п. Фотоблог может поддерживать технологию RSS или Atom. Фотоблог может быть авторским или коллективным. Встречаются мобильные фотоблоги (сделанные с помощью фотокамер, встроенные в мобильные телефоны). Как разновидность, появились текстовые фотоблоги (в которых фотография заменена авторским текстовым описанием). Каталог популярных фотоблогов можно посмотреть в Приложении Б.

           Подкастинг (англ. podcasting, от iPod и англ. broadcasting — повсеместное вещание, широковещание) — способ публикации  звуковых передач во Всемирной  сети (обычно, в формате MP3), при котором  они анонсируются особым образом, позволяющим автоматизировать загрузку новых выпусков на устройство прослушивания. Целевая аудитория подкастинга — пользователи персональных компьютеров, вероятно при этом имеющие портативные звуковые проигрыватели. Для удобного слушания подкастов создано программое обеспечение, регулярно запрашивающее веб-сайт на предмет появления новых звукозаписей, которые потом загружаются на компьютер пользователя, а затем, возможно — в портативный проигрыватель.

         Подкастинг — это выгодная  альтернатива радиовещанию, поскольку не требует лицензирования частоты и доступен в любое удобное для слушателя время. Ныне некоторые радио- (Свобода, Немецкая волна) и телестанции (НТВ) публикуют подкасты наряду с обычным, эфирным вещанием.

         Блогкастинг — (англ.blogcasting от англ.blog — интернет дневник и англ. broadcasting — радио или телевещание, широковещание) - современная разновидность интернет дневников. Блогкастинг представляет информацию в виде звуковых передач (чаще всего в формате mp3). Блогкастинг можно считать симбиозом блогов и подкастинга. Блогкаст — блог предоставляющий пользователям звуковые передачи и имеющий интерфейс для закачки пользователями звуковых комментариев.

          Главной особенностью блогкастинга  в отличие от подкастинга, является возможность для друзей блогкаста добавить свое мнение или дополнить предложенный автором материал своим материалом, то есть обратная связь. Записи или темы в блогкасте называются потоками. Каждый поток состоит из авторского материала, то есть непосредственно из сообщения (в формате mp3), а также из материалов добавленных пользователями. Таким образом, авторами потока являются все кто добавил свой материал в поток. Поток может быть на любую тему и с любым количеством включенных медиа-файлов. Для конечного пользователя блогкаст представляет из себя набор из нескольких или одного mp3 файла и плейлист. Пользователь скачивает поток на свой компьютер или плейер и может слушать его когда и где угодно.

          Сама суть блогкастинга в том, что поток является одушевленным, так как каждый может вложить в создание потока свой труд. В отличие от блогов, блогкасты менее засорены не нужной информацией и как правило создаются людьми которым это явление действительно интересно19.

          Итак, в этой главе мы изучили основные понятия, которые в следующих главах будут поставлены во главу угла  и познакомились с видами блогов. Теперь, разобравшись с определениями, перейдем ко второй подглаве, где рассмотрим зарождение блогосферы.

 

 

                                 1.2 Зарождение блогосферы

      Точно можно сказать лишь одно: все началось в 1994 году. Исследователи расходятся во мнении, кто же был первым на планете блогером. По одному мнению, впервые начал вести дневник в интернете никому не известный студент Джастин Холл.20 По другой версии, создателем первого блога был известный программист Дэйв Вайнер. Именно его онлайновый дневник — Scripting News — первым стал широко известен среди пользователей сети. Впрочем, самого слова "блог" тогда еще не существовало. Слово появилось 17 декабря 1997 года. Первым слово weblog использовал Джорн Бэргер, автор интернет-дневника21 Robot Wisdom. Новое слово образовалось из фразы logging the web ("веду дневник в сети"). Однако только в мае 1999-го создатель блога Peterme Питер Мерхольц разделил слово weblog на две части — we blog ("мы ведем дневник"). Сразу появился глагол to blog — "вести интернет-дневник". Русскоязычным аналогом стало слово "постить". Тогда же, в 1999 году, интернет-коммерсант и журналист Джон Гилфойл опубликовал, как потом оказалось, пророчество. По мнению Гилфойла, информационные сайты, желающие выиграть соревнование с ТV, радио и газетами, должны делать ставку на как минимум ежедневное обновление информации. Также Гилфойл считал, что в сети востребованы короткие новости, при этом несущие отпечаток личности автора. Уже через два года блоги приобрели огромное влияние в США и Европе — родилось понятие "гражданская журналистика". Статистика впечатляет: еще в начале 1999-го существовало не более 50 персональных интернет-дневников (почти все — англоязычные). А в 2004-м их насчитывалось уже от 2,4 млн до 4,1 млн. В 2005 году количество блогов перевалило за 15 млн, а в начале 2006-го компания Technorati22 сообщила о том, что блогов уже как минимум 27,2 млн. Сегодня же онлайновые дневники считать не берется уже никто.

Информация о работе Феномен блогеров как альтернативных журналистов