Феномен блогеров как альтернативных журналистов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2014 в 04:54, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: выяснить - может ли блогер считаться журналистом.
Основной метод исследования: анализ теоретического материала. Также использованы теоретический, сравнительный, статистический, аналитический методы для составления курсовой.
В первой главе развернуто понятие блога, история возникновения блогосферы, изучены популярные блогеры. Во второй главе были проанализирован популярный блог АА. Навального в «Живом Журнале».
Практическая значимость: анализ блога А.А. Навального, влияние его на общественность.

Содержание работы

Задание на курсовое проектирование……………………………………… ..3
Реферат……………………………………………………….………................4
Нормативные ссылки………………………………………………………….5
Введение……………………………………………………………………… .6
1. Блог как вид альтернативной журналистики…………………………..10
1.1 Определение понятий «блог», «блогосфера», «блогер». Основные
виды блогов……………………………………………………………………10
1.2 Зарождение и развитие блогосферы……………………….……………20
1.3 Блогеры - любители или журналисты?....................................................26 2. Анализ блога А.А. Навального в «Живом Журнале»..…………… ….35
2.1 Феномен Навального как «Правдоруба» в Рунете……………………..35
2.2 Анализ влияния блога Навального на общественность………………..41
Заключение…………………………………………………………………….46
Список используемых источников…………………………………………..47

Файлы: 1 файл

!КУРСАЧ.doc

— 270.00 Кб (Скачать файл)

         Именно 1999 год стал переломным для мировой блогосферы. В августе маленькая компьютерная компания Pyra Labs из Сан-Франциско создала портал Blogger — первый бесплатный, общедоступный и простой в использовании инструмент для блогеров. А в декабре того же года Расти Фостер создал специализированное ПО Scoop, впервые примененное на его сайте Kuro5hin. С этого момента читатели блогов могли самостоятельно не только постить, но и модерировать23 комментарии. Сайт Kuro5hin был посвящен обсуждению проблем технологии и культуры. В ноябре 2000 года началась политизация блогов. Независимый журналист Джош Маршалл запустил блог talkingpointsmemo — на нем обсуждался т.н. "флоридский кризис" (спорные результаты подсчета голосов на президентских выборах). Общество начало понимать, что технология блогов — это уже не только способ общения, но и трибуна общественного мнения. Меньше чем через год — в трагическом сентябре 2001-го — блогеры впервые стали источником информации для традиционных СМИ. Нью-йоркские авторы интернет-дневников вели прямые репортажи с места теракта 11 сентября: публиковали фотографии, описывали происходящее, делились слухами и версиями. После тех событий на многих факультетах журналистики американских университетов начали изучать феномен блогов. Далее последовало вторжение в Ирак, во время которого многие американские военные создали свои онлайн-дневники, в которых описывались перипетии военных действий. Иракцы, к слову, действовали точно так же.

           В 2003 году в Оксфордском словаре английского языка впервые появились слова weblog, webloging (процесс создания блогов) и weblogger (человек, который создает блоги). В марте того же года блоги стали политическим инструментом. Кандидат в президенты США Говард Дин создал блог, освещающий вопросы выборов — Dean Call To Action, позднее переименованный в Blog To America. Многие американские политики стали активно агитировать и собирать деньги на избирательную кампанию с помощью блогов и блогеров. Своего пика этот процесс достиг в 2008 году и связан с именем первого чернокожего президента США Барака Обамы.

           2004 год: блогосферой вплотную заинтересовался медиабизнес. Среди первопроходцев была компания Gawker Media, создавшая блог Wonkette. И по сей день он публикует слухи, поступающие из коридоров власти Вашингтона. Тогда же традиционные СМИ — газеты, журналы, телевидение и радио — стали публиковать обзоры блогов и приглашать популярных блогеров в качестве комментаторов. Вскоре, как и следовало ожидать, произошел первый конфликт между традиционными СМИ и блогами. Телекомпания CBS выпустила в эфир программу, в которой были продемонстрированы архивные документы, согласно которым Джордж Буш-младший был нерадивым военнослужащим, который избежал отправки во Вьетнам только благодаря протекции. Передача вышла в самый разгар избирательной кампании. Однако сторонники Буша в своих блогах доказали, что использованные документы являются фальшивкой. CBS была вынуждена извиниться.24 Благодаря своему влиянию блоги стали привлекательным предметом для инвестиций со стороны традиционных медиа25. Боб Питтман, экс-глава телекомпании MTV и интернет-сервиса AOL, в 2003 году заплатил $3,5 млн за блог-рассылку Daily Candy. В 2005 году он запустил серию региональных изданий Daily Candy. В 2006 году деловая газета Wall Street Journal сообщила, что рыночная стоимость Daily Candy достигла $100 млн. В 2005 году крупнейшая медийная компания Time Warner приобрела за $25 млн группу блогов Weblogs, посвященную технокультуре. А в 2006-м Time Warner запустила блог Office Pirates, посвященный офисной культуре, генеральным спонсором которого стала автомобильная марка Dodge. 

           В 2005 году журнал Advertising Age опубликовал результаты исследования, выяснявшего, сколько рабочего времени американцы тратят на просмотр блогов. Как оказалось, число активных читателей блогов составляло на тот момент примерно 35 млн — четверть всех работающих жителей США. В среднем каждый из них тратил на чтение блогов 3,5 часа в неделю — 9% общей продолжительности пребывания на рабочем месте. Это означает, что в течение всего 2005 года массовый интерес к блогам обернулся для экономики США потерей почти 5 миллиардов рабочих часов. Если оценить масштаб этих потерь на основе средней почасовой оплаты в частном секторе ($16), то их цена приблизится к $80 млрд. В начале 2006-го компания Hostway провела опрос и выяснила, что треть американцев регулярно посещают блоги, а столько же — никогда о них не слышали. 52% опрошенных считали, что блогеры должны иметь те же права, что и журналисты, работающие в традиционных СМИ. Однако уровень доверия к блогам оказался заметно ниже, чем к обычным СМИ.26

            На протяжении 2006 года, по оценкам Technorati, количество блогов удваивалось каждые пять с половиной месяцев. Ежедневно в сети появлялось примерно 75 тысяч новых страниц интернет-дневников27, то есть в среднем одна страница в секунду. И первенство было уже не за Америкой, а за Европой. При этом половина блогов переставала обновляться в среднем через три месяца с момента начала их ведения, а около 9% блогов создавались автоматически (в основном как спам). Молодежь была в первых блогерских рядах: согласно исследованию Pew Internet Center, 19% американских подростков в 2006-м создали собственные блоги, а 28% постоянно читали подобные страницы в сети. Для сравнения: в том же году блоги были лишь у 7% совершеннолетних американцев, и 27% из них постоянно читали чужие онлайн-дневники.   

           Вполне логично, что такой массовый социальный феномен, как блоги, быстро стал объектом изучения. Например, автор книги "Маркетинг в блогах" Джереми Райт проанализировал, как бизнес использует блоги в своих интересах. Исследование Райта показало, что блоги крайне полезны для популяризации брэндов компании, поддержания обратной связи с потребителями, разработки маркетинговой стратегии. Авторы сборника эссе "Как блоги изменяют нашу культуру" пришли к выводу, что блогосфера стала уникальным местом, где могут себя проявить страстные натуры. Блоги стали тренировочной площадкой для миллионов писателей и журналистов. Они позволяют заинтересованным людям мгновенно и нелицеприятно выразить свое мнение о событиях, происходящих в самых разных сферах деятельности — для того, чтобы донести до мира свою точку зрения, нет лучшего способа. Блоги совершили то, что не смогло сделать ТВ и радио — они заставили миллионы людей сделать свою частную жизнь и личные размышления достоянием всего мира.

          Дэвид Клайн и Дэн Бурстейн, авторы книги "Блог! Как новейшая медиареволюция изменяет политику, бизнес и культуру", отмечают, что блогосфера развивается по тем же законам, что и весь интернет, а до того — телевидение, радиосвязь, телеграф и прочие новинки массовой коммуникации. Сперва это удел одиночек, затем феномен привлекает к себе всеобщее внимание и упрощается настолько, что становится возможным его использование непрофессионалами, а в конечном итоге новинка начинает оказывать влияние на все сферы человеческой деятельности. Хью Хьюитт, которого в США называют "первым историком блогализации", опубликовал книгу "Блог: понимая информационную реформацию, которая изменяет наш мир". В ней он, в частности, предрекает, что блоги уничтожат традиционную литературу. Уже сейчас некоторые писатели начинают подражать стилю блогеров, многие из которых, к тому же, имеют намного большую аудиторию и известность, чем профессиональные литераторы. Также блоги радикально меняют суть журналистики28. Традиционная журналистика опирается на факт — так рождается новость. Блог делает ставку не на факт, а на мнение автора об этом факте. "Теперь эхо от сказанного гораздо важнее, чем само сказанное слово". Специалисты в области информационных технологий блогеры Роберт Скобл и Шел Израел написали книгу "Прямое общение", в которой выявили шесть отличий блогов от иных каналов коммуникации29.

            Не остались в стороне от повального увлечения блогами и Россия со странами СНГ. Самой популярной блог-площадкой русскоязычного интернета стал livejournal. Этот сервис был создан в 1999 году американским программистом Брэдом Фицпатриком для своих коллег, но быстро превратился в коммерческий проект со множеством пользователей по всему миру. Доподлинно известно, что первым российским пользователем livejournal стал программист Иван Матвеев (ник linker). Популярность в рунете сервис обрел благодаря известному сетевому писателю Роману Лейбову. Первый его пост появился в LJ 1 февраля 2001 г. Примечательно, что к тому сообщению до сих пор пишутся комментарии.30.

В этой части мы разобрались с зарождением блогосферы и теперь, переходя от сухой теории к более интересному анализу сравнения, выясним: может ли блогер назвать себя журналистом.

 

1.3 Блогеры – любители или журналисты?

Смещение традиционных СМИ с пьедестала происходило постепенно. Еще десять лет назад, на заре развития в России Интернета он был лишь дорогой игрушкой для избранных и не воспринимался как конкурент прессе, радио и ТВ. Однако чем быстрее развивались интернет-технологии, чем доступнее становился выход в сеть, тем быстрее в сознании россиян происходило смещение акцента с традиционных СМИ как аккумуляторов всего доступного фактического материала на новый глобальный и безграничный информационный источник. Вовремя уловившие тенденции теле- и радиоканалы, газеты и журналы ушли в Сеть. Но появление открытых площадок для обмена мнениями - независимых форумов, социальных сетей, блогов - понемногу отбирало у СМИ кусочки аудитории. Еще одним сокрушительным ударом по средствам массовой информации стало появление целой плеяды проектов веб 2.0, многие из которых прочно обосновались в топах рейтингов посещаемости сайтов. Традиционные СМИ дрогнули, профессия журналистакак будто бы сместилась на второй план.   Пытаясь как-то это компенсировать, часть журналистов обосновалась в блогосфере, а онлайн-издания стали зазывать к себе популярных блогеров. Активисты общественных движений31 стали заполнять раздел «Общество», политологи - писать колонки о политике, врачи - о здоровье, косметологи и визажисты - о красоте. А среди пользователей проектов  нет-нет да и мелькнет утверждение, что статьи на  сайтах пишут исключительно профессиональные эйчары.32 И хотя СМИ действительно несколько сдали позиции, значит ли это, что их вытеснит тотальный блогинг? Может ли блогер заменить журналиста? Чем отличается их деятельность?

          Блогерами  не рождаются, блогерами становятся. Учиться на блогера не надо, а стать им может каждый, вне зависимости от наличия хотя бы минимальных способностей четко и грамотно выражать свои мысли. Достаточно зарегистрироваться в ЖЖ, Liveinternet, Diary.ru или на любом другом подобном сайте и начать что-то писать. Свой блог можно вести и в многочисленной системе проектов веб 2.0 и в некоторых социальных сетях. Поскольку блог - не просто дневник, а сетевой дневник, то главное - чтобы написанное было доступно для чтения хотя бы кому-нибудь. Ведущего дневник исключительно для себя блогером считать нельзя.

          Блогер  практически ничем не ограничен в выборе тем (кроме законов своей страны), он может писать и публиковать практически любые материалы - начиная с жизнеописания любимой кошки и заканчивая любыми другими вещами, которые доступны его разыгравшемуся воображению. Обновлять свой блог можно так часто, как это позволяет свободное время - никакого графика публикаций, ни дедлайнов, ни строгого редактора, стоящего над душой в самый неподходящий момент, когда закончился творческий запал. Соответственно, никто не предъявляет никаких требований к содержанию всего блога и отдельной записи. Блогер не обязан придерживаться формата, думать о языке и стиле, композиции, творческих приемах и прочем. Блогер33 ни перед кем не отвечает за содержание своего блога, достоверность информации. Он волен излагать все, что приходит ему в голову, печатать непроверенные факты, обличать людей на основании собственного мнения и вообще использовать свой блог как площадку для свободного изложения любых своих мыслей. Заманчиво, правда?

           Блогер  может тратить на ведение блога изрядное количество времени. Однако даже если блогер освещает какое-то социально значимое событие, он делает это на добровольных началах, потому денег ему за это не платят, и от своей работы он получает лишь моральное удовлетворение.

          Впрочем, сейчас новоявленные сетевые  гуру дают советы, как можно заработать на своем блоге - от публикации контекстной рекламы до использования партнерских программ. Для этого нужно как минимум создать блог, «раскрутить» его в сети и собирать деньги за клики. Не станем подробно описывать технологию (ее можно найти по запросу в Интернете) и давать оценку потенциальному доходу, который можно получить таким образом, но, положа руку на сердце, скажем, что, скорее всего, вам не удастся заработать подобным образом. Более реальный вариант заработать блогерством деньги - предложить свои услуги какой-нибудь крупной компании, где в последние год-два в моду входит найм специальных людей, которые бы вели корпоративные сетевые дневники, размещая там новости о предлагаемых компанией продуктах и услугах. Платят за это не очень много - порядка 10-15 000 рублей, в редких случаях 20 000 рублей. Зарплата в 25 000 рублей - блогерский потолок. Зато есть возможность работать удаленно, по свободному графику.

            Понятно, что когда блогинг становится работой, а блогер - наемным сотрудником, он теряет свою независимость и неангажированность, и начинает делать так, как указывает ему вышестоящее руководство (в том числе писать на угодные руководству темы, соблюдать сроки публикации34, следить за фактурой, языком и стилем и, в общем, приближаться к выполнению функционала пресс-секретаря).

         Понятно, что позиция блогера компании является одной из самых уязвимых в случае сокращения бюджета и ее едва ли можно рассматривать как стабильную работу - скорее, как подработку. Тем не менее, для определенных категорий людей, например, молодых специалистов, это хорошая возможность заработать деньги.

         Стать журналистом  намного сложнее, чем блогером35. В первую очередь для этого нужно окончить высшее учебное заведение и приобрести базовые знания по специальности. Конечно, практика показывает, что некоторые журналисты могут вовсе не иметь профильного образования. Но, во-первых, отсутствие азов вначале может сильно осложнить деятельность человека, который решил податься в журналисты, и для того, чтобы заслужить звание журналиста, ему придется много и упорно работать, постигая азы профессии, а затем совершенствуясь на практике. Из этого вытекает второе: успешные журналисты без профильного образования, как правило, все равно имеют дипломы о высшем образовании какого-нибудь другого вуза, и при этом колоссальный опыт работы в СМИ. Из вышесказанного, впрочем, совершенно не следует, что в журналисты может податься абсолютно любой специалист, с дипломом или без. Ибо помимо образования, опыта и тех профессиональных навыков, которые нарабатываются в процессе работы, истинный журналист должен обладать и определенными чертами характера, и некими изначальными интересами и умениями. Бэкграунд, связи, мастерство письма нарабатываются со временем, но если человек по природе не обладает широким кругозором, если не умеет емко, кратко, свежо и ново излагать свои мысли, не обладает элементарной грамотностью, умением добывать информацию, общаться с людьми и интересоваться всем на свете, ему едва ли удастся стать успешным журналистом. Помимо прочего, современные реалии диктуют свои требования к журналисту: он должен быть не просто образован и эрудирован, но желательно подкован в иностранных языках и технически грамотен.

          В отличие  от блогера, журналист, работающий в определенном издании, не может себе позволить писать о чем угодно: он точно следует заданию редакции. Конечно, можно и нужно предлагать свои темы, но решающее слово всегда остается за редактором, который из множества предложенных тем выбирает наиболее соответствующие моменту. Кроме того, журналист должен быть всегда наготове отправиться по заданию туда, куда его посылает редакция (тогда как блогер действует лишь по велению собственной души).

Информация о работе Феномен блогеров как альтернативных журналистов