Фоторепортаж во всероссийских общественно-политических газетах и глянцевых журналах (на примере изданий «Комсомольская правда», «Новая г

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 17:33, дипломная работа

Описание работы

Цель работы: выявить различия в особенностях применения фотографии на страницах всероссийских общественно-политических газет и глянцевых журналов.
В число задач дипломной работы входит:
1. Раскрыть содержание понятия «фоторепортаж»;
2. Выявить место фоторепортажа в системе жанров фотографий;
3. Выявить основные черты и особенности журнального фоторепортажа;
4. Обозначить особенности газетного фоторепортажа

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...
Глава 1. История возникновения и развития фоторепортажа…………….
§ 1. Особенности фоторепортажа в системе жанров………………………
§ 2. Особенности газетного фоторепортажа………………………………...
§3. Особенности журнального фоторепортажа…………………………….
§4. Свадебная фотография. Особенности жанра……………………………
Глава 2. Роль и функции фоторепортажа как способа подачи информации в общественно-политических газетах и глянцевых журналах………………………………………………………………………
§ 1. Анализ фоторепортажа на страницах газет «Комсомольская правда» и «Новая газета»……………………………………………………………..
§ 2. Анализ фоторепортажа на страницах журналов «Esquire» и «Elle»…………………………………………………………………………….
Заключение………………………………………………………………………

Файлы: 1 файл

диплом последний.docx

— 73.47 Кб (Скачать файл)

Как мы упоминали ранее, в  репортаже существуют репортажный  и постановочный способы съемки. Но искусство репортажа состоит, прежде всего, в том, чтобы не стараться  создать кадр, а снимать его  экспромтом, по ходу события, в то же время точно находя точку съемки, план, ракурс, момент съемки. Выдающийся мастер репортажа Анри Картье-Брессон говорил, что «…факт сам по себе неинтересен. Интересна точка зрения, с которой автор к нему подходит».28 И именно от желания фоторепортера зависит, что попадет в кадр, какую точку съемки, план и ракурс он выберет, в какой момент нажмет на кнопку.

Такая фото репортажная съемка очень сложна. Но в ней заключена  специфика данного жанра. Мы попытались разобрать некоторые нюансы в  работе фоторепортёра в газете.

Фоторепортер, если ему поручено снимать событие, должен помнить, что  самое главное может случиться  в любую секунду. Именно поэтому  он должен держать фотоаппарат всегда наготове. Так как, если неожиданно появится нужный кадр, это даст ему  возможность с любой точки  мгновенно сделать первый снимок. Если данное действие повториться, то фоторепортёр может постараться  улучшить кадр или снять его с  другой позиции. Но момент может и  не повториться. А первый снимок у  него будет обязательно.

Массовые шествия и  сцены лучше всего фотографировать  с высоких точек (третий - четвертый  этаж), освещение выбирать сбоку, строить  кадр несколько по диагонали.

Выступающих с трибун не рекомендуется снимать снизу - острый ракурс искажает лица. Лучше снимать с уровня трибуны или издалека телеобъективом.

Эти рекомендации помогут  сделать фоторепортаж в газете более  качественным. Но «для того чтобы фоторепортаж превратился в самодостаточное произведение, необходимо, чтобы событие или тема сами по себе были фотогеничны, чтобы фоторепортер думал, когда снимал, и знал, что он этим хочет сказать. Чтобы бильд-редактор газеты, журнала или организатор выставки выбирал и ставил снимки в соответствии с логикой события, а фотопечать или полиграфия были качественными»29. Лишь после всего выше выполенного репортаж может состояться как художественное повествование.

Основные функции общественно-политических газет — информация, образование, формирование общественного мнения и воспитание — находят своё отражение  в конкретных газетных жанровых формах. Применение тех или иных жанров газетной периодики обуславливается в  первую очередь общественно-историческими  условиями жизни. Например, в довоенной  советской журналистике был очень  распространён жанр очерка. По свидетельству  известного в то время журналиста Семена Нариньяни в «Комсомольской правде» 1930-х годов очерк был  жанром номер один. «Иногда в одном  номере печаталось по два-три очерка сразу, как, например, оппозиционные  газеты, политические газеты, общественно-политические газеты. На второй странице очерк производственный, на третьей — морально-этический, на последней — спортивный или научный.»30  То есть в газетах того времени преобладали материалы и фоторепортажи, несущие образовательную, воспитательную функции.

Сегодня в мире можно наблюдать  абсолютно иную картину: крупные  жанры на полосах ежедневных газет, в том числе: оппозиционных газет, политических газет, общественно-политических газет возникают  довольно редко, они перебрались в еженедельники, журналы. Более того, на первое место  вышли информационные жанры. Быстрый  темп жизни, информационная насыщенность в мире  диктуют средствам массовой информации и соответствующие формы подачи материалов. Многие газеты, учитывая читательские интересы и свободное время современного человека, ориентируют журналистов на небольшие по объему — 100-120 строк — материалы не только информационных, но и аналитических жанров с многочисленными фактами, лаконичной аргументацией, без лишних слов.

В начале ХХ века фоторепортаж как жанр был развит довольно слабо. Непереносная техника не позволяли  снимать жизнь на ходу, как она  есть. Если проанализировать снимки начала ХХ века, редко где можно увидеть  простую ежедневную жизнь, в основном – это постановочные, групповые  портреты, этнографические сюжеты, немного реже исторические события. Даже сама по себе фотосъемка в то время  была явлением скорее редким и выдающимся, чем повседневным и рядовым. И  герои тех фоторепортажей по просьбе  профессионала-фотографа вставали в позы, замирали на время длительной выдержки и оставались на страницах  иллюстрированных журналов и газет  как участники реальных событий  тех времен. Именно поэтому фотографы-репортеры  начала ХХ века постоянно пользовались постановочными методами съемки. С  развитием фототехники, аппаратура стала легче, удобнее и теперь любой фоторепортёр мог брать  с собой фотоаппарат и необходимость  в позировании отпала. И фотографы  стали снимать будничную жизнь  на ходу, не пользуясь постановкой, в репортажной манере.

В это же время «газетная  периодика в целом начинает играть все более важную роль в обществе, и постепенно общественно-политическая газета становится ведущим типом  издания, потеснив с этого места  традиционный «толстый» журнал».31

Но уже в середине 90-х  годов уменьшаются тиражи общественно-политических изданий. И это происходит из-за того, что реклама чаще всего попадает в бесплатные газеты. На каком-то этапе понятия «бульварность» и «известность» становятся синонимами в общественном сознании. И таким образом, большая часть общественно-политических газет вынуждена была признать бульварную форму подачи публикаций. В образовавшемся в сфере СМИ «диком рынке» условия для существования и развития качественных изданий оказались крайне жесткими, коммерческая бульварная пресса стала доминировать на всех направлениях.32

Сегодня же «качественная  газета, как правило, и оперативнее, и умнее бульварной, но она даёт информацию и мнения, которые людям нужны, но могут не нравиться. А бульварная пресса руководствуется не пользой, а интересностью. Потому и тираж у качественных масс-медиа всегда меньше, чем у бульварных».33

Газеты в нашем мире играют значительную роль. Нам известно, что они наполнены разнообразной  информацией. Как исторический источник газеты имеют свою специфику. Ее характерным  свойством является многоплановость. Чаще всего газета включает в себя самую разнообразную по жанру, происхождению, содержанию информацию. Это официальные сообщения, документы, законодательные акты, публицистика, письма, хроника, всевозможная информация (заметки-отчеты, репортажи, интервью и пр.), объявления, беллетристику, некрологи и т. д. Ещё одна важная специфическая черта газетных публикаций – оперативность сбора информации и публикация общественно значимых событий. Периодическая печать, в частности и газетная периодика, - это мощное средство идеологического воздействия и манипуляции в обществе.

Так что же такое фоторепортаж в газете? Это небольшой, беглый рассказ  о жизни или происходящих событиях в определённый момент, поэтому лучше всего фотографировать на короткой выдержке. Она поможет получить лучшую детализацию и проработку. Снимки и сюжеты для газет и журналов как раз нуждаются в этом.

К тому же, фото репортажные  снимки в газетах и рекламных  статьях интереснее тогда, когда  на них изображены живые и интересные кадры. Это могут быть, например, внимательные сотрудники фирмы, которые  вызовут у читателя гораздо больше доверия, чем просто рекламные фотографии.

Фоторепортаж на страницах  газет обычно ограничен несколькими  разноплановыми снимками. "Классический" газетный фоторепортаж состоит из трёх фотографий - общего, среднего,  крупного плана, текста и подтекстовки. Этому  есть свои объяснения. Во-первых, газета ограничена местом и редко когда  может себе позволить даже на важную тему напечатать более трёх снимков. Во-вторых, на самом деле, в трёх разноплановых  фотографиях можно дать самую  подробную визуальную информацию о  происходящем. И ещё потребуется  место для текста. Он может быть небольшой по объёму, но в газетной периодике редко можно встретить  фотоиллюстрации без материала. Другое дело, толстый глянцевый журнал, или интернет-издание. В них можно  опубликовать намного больше фотографий. И, порой, журналы могут обходиться совсем без публикации к фотоотчёту, так как глянцевые издания  больше, чем газеты тяготеют к визуализации информации.

На первый взгляд может  показаться, что фото репортажная  съёмка в газете – это всего  лишь приложение к тексту, но на самом  деле у иллюстрации в газете множество  функций. Они дают дополнительную, а  порой, главную информацию, представляют настроение или атмосферу произошедшего, описанного в материале, притягивают  взгляд к статье, разбивают текст, останавливают мгновенье и позволяют  изучить его. С.М. Гуревич в своей  книге «Газета: вчера, сегодня, завтра»  утверждает, что  «привлекая внимание читателей ярким оформлением  номера, броскими заголовками, продуманной подачей текстов и иллюстраций, помогают им сделать выбор и приобрести газету»34.

Постепенно иллюстрация  занимает все более важное место  в номере. Растёт количество иллюстраций  не только в журналах, но и в газетах, появляются всё более разнообразные  формы и цвета, которые смогут привлечь и завладеть вниманием  читателей. Фото репортажные снимки сегодня выполняют всё более  ответственные задачи на полосе. Они  будто объединяют все жанры фотографии: «портрет, пейзаж, натюрморт, бытовой  жанр, интерпретируя их в соответствии со своей спецификой, цель которой  – наиболее полное раскрытие темы»35

Конечно, это не значит, что  газета в скором времени может  превратиться в подобие иллюстрированного  журнала. Текст является основой, фундаментом  любого газетного номера. Не следует  забывать и о том, что в различных  газетах место для иллюстрации  отводится разное. В развлекательных  газетах фотоснимки, в том числе  и фото репортажные, должны занимать большую площадь, чем в информационных изданиях, что обуславливается возрастными  и психологическими особенностями  читателей.

Сегодня, в эру цифровых технологий, способ подготовки иллюстраций  намного упростился. Каждая редакция имеет высококачественное компьютерное оборудование, и все допечатные процессы делают самостоятельно. А значит, имеют  большую возможность для творчества при создании газетной полосы в целом.

Подключение к сети Интернет разрешило проблему того, что сегодня  возможно без труда принимать  большие объемы разнообразной информации и при необходимости сразу  включать ее в свое издание.

К тому же, не нужны, как раньше, пленка и фотобумага, не нужен длительный процесс печатания фотографии.

Любая фотоиллюстрация может  улучшить или ухудшить само оформление газеты. От того, как газета помещает фотографию, особенно на первой полосе, зависит в дальнейшем, вид газетной полосы, а также насколько вероятно, что читатели приобретут именно данное издание и как сильно оно привлечёт  их внимание.

При компоновке на газетной полосе нескольких фотографий (будь то фотоочерк или фоторепортаж) нужно  обязательно выделить основную фотографию. Она должна находиться в центре и  превышать размер остальных фотоиллюстраций, хотя бы в 1,5-2 раза. Фотографии, которые  иллюстрируют текст в газете, обычно располагают над или под заголовком.

Размеры и размещение фото репортажных снимков  в газете зависит, прежде всего, от её типа. В большинстве случаев учитывается формат стандартных колонок – и фотоиллюстрации публикуются на одну, две колонки и т.д. Может использоваться и нестандартный приём, но чаще всего это происходит при особых обстоятельствах: при обтекании текстом, при размещении фотографии рядом с заголовком, либо, при составлении фото композиций (несколько фотографий в одном блоке). Также в газете иногда можно встретить целые фото страницы. Фото страница – это блок снимков, который чаще всего появляется потому, что журналистам нужно осветить какое-то важное мероприятие (концерт, праздник, соревнования и т.д.). Текст в таком случае может вовсе отсутствовать. При разных случаях размещения фото репортажных снимков количество текста в газете тоже разное. Это либо небольшой блок, либо материал, который переносится и на другую полосу, таким образом, выделяя фотографию.

Итак, можно сделать заключение, что постепенно иллюстрация на страницах  печатных СМИ занимает всё более  прочное место. К тому же, газетным выпускам характерна многоплановость подачи информации. Это проявляется в  стремление СМИ отобразить все стороны жизни, которые, так или иначе, интересуют личность и общество в целом. Вседоступность газеты в нашем обществе обеспечивает возможность пользоваться её услугами любого читателя. Но хороший фоторепортёр всегда должен помнить, что «репортаж это постоянная работа головы, глаза, чувства для того, чтобы выразить на фотографиях проблему, зафиксировать событие или впечатление».36

Согласно изложенной теории в практической части нашего исследования мы проанализируем фоторепортаж на страницах общественно-политических газет «Комсомольская правда» и «Новая газета». Анализ каждого репортажа будет проводиться согласно базовым теоретическим принципам, выведенным в теоретической части работы. А именно: 1) определение вида репортажа (культурный, спортивный, экологический); 2) определение информационного повода репортажа; 3) определение метода съёмки (постановочный/репортажный); 4) количество фотоснимков в репортаже; 5) определение основных характеристик фотографий, составляющих фоторепортаж (размер снимков в репортаже, форма, цвет); 6) выявление наличия комментария к фотоснимкам репортажа. Таким образом, именно по этим основным критериям в практической части работы будет проведён анализ репортажных материалов в общественно-политических изданиях.

 

 

§3. Особенности  журнального фоторепортажа

Журнал является одним  из основных видов печатных средств  массовой информации. Однако не всякий журнал можно отнести к типу глянцевых, так как данный тип журнала обладает особыми признаками. Исследователь Р.М. Фрумкина даёт глянцевому журналу следующее определение: «это иллюстрированное периодическое печатное издание, высокого полиграфического качества, самой разнообразной тематики».37  «Глянцевый журнал непосредственно обозначает периодическое издание, напечатанное на дорогой мелованной бумаге с блестящей обложкой. Такое издание привлекает внимание массовой аудитории, стремящейся приблизиться к модным жизненным образцам, и рекламодателей, заинтересованных в распространении информации рекламного характера среди конкретных аудиторных групп»38  – пишет В.В. Смеюха.

Термин «глянцевый журнал»  это буквальный перевод английского  словосочетания glossy magazine. Но это не просто журнал, напечатанный на глянцевой бумаге. Такой журнал обладает особым способом подачи информации, который вытекает из основных признаков глянцевого издания. Исходя из работ В.В. Смеюхи, В. Зверевой, Н.Н. Мироненко, А. Слепцовой и О.В.Ромах – выделим основные признаки глянцевых журналов.

Информация о работе Фоторепортаж во всероссийских общественно-политических газетах и глянцевых журналах (на примере изданий «Комсомольская правда», «Новая г