Функции СМИ и их влияние на общественное мнение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 10:59, курсовая работа

Описание работы

Цель: изучить положительное и негативное влияние СМИ (печать, радио, телевидение, реклама, интернет) и их функций на жизнь людей.
Выдвинутая нами цель достигается последовательным решением задач:
1. Найти источники в которых рассматривается данная проблема.
2. Подвести итог влияния СМИ на индивида и общества в целом.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………3

Глава I. СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ……………….5
1.1 Основные функции СМИ и их сущность….....................................8
1.2 Общественные функции СМИ……………………………...............12
Глава II. ВЛИЯНИЕ РАЗЛИЧНЫХ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ……………………………………………………………….26
2.1 Методы влияния на человеческое сознание …..…………………34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………….…48
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………………...…50

Файлы: 1 файл

Курсовая работа Дьячкова Д.А..doc

— 236.00 Кб (Скачать файл)

9. Наряду с явными функциями  специалисты часто выделяют также  и латентные функции, сущность которых заключается в скрытом воздействии на общественное сознание. Так зачастую демонстрация криминальной хроники и наказаний за содеянные преступления имеет целью удерживания дальнейших преступлений и факта неотвратимости возмездия, т.е. речь идёт о так называемой превентивной или предупредительной функции СМИ. 
Перечисленные теоретические функции СМИ редко бывают основным ориентиром для СМИ, так как во многих случаях конкретное медиасредство может выбрать для себя миссию реализации одной или нескольких из перечисленных функций. Однако в процессе осуществления функций возможно несколько результативных вариантов: функциональный, когда в той или иной мере осуществляется вытекающая из поставленной функции задача; дисфункциональный, когда достигается эффект, обратный предписанной функции; нефункциональный, связанный с побочными эффектами, которые не связаны с выполнением основной задачи; и афункциональное воздействие, или отсутствие каких-либо явных результатов.

Таким образом, средства массовой информации зачастую могут стать "виновниками" негативных тенденций и процессов в обществе. В данном случае мы имеем дело со следующими девиациями функций СМИ, наиболее часто отмечаемые специалистами отрасли :

В ряду очевидных дисфункций специалисты  отмечают, прежде всего, обилие информационных потоков, когда многообразие и шквал информации, предоставленной медиа средствами, приводит к дезориентации личности, и постепенно в его представлениях сглаживаются различия между важной и неважной информацией.

Другой негативной и опасной  тенденцией является с одной стороны  склонность как к крайнему негативизму, которая становится причиной различных фобий, так и к излишнему оптимизму и приукрашиванию грядущих событий, что в свою очередь может вызвать фрустрационные эффекты, дисфункции ожиданий и разочарование.

Следует отметить также патологическую зависимость постоянного населения медиапространства от новостей, прогноза погоды, различного рода сериалов, криминальных новостей и сенсаций.

Другим опасным явлением эксперты считают представление в позитивном ракурсе наркотиков, алкоголя, сигарет, межэтнических стереотипов, которые во многом отражаются в современном искусстве, молодёжной субкультуре и контркультуре.

Ещё одно негативное последствие деятельности СМИ – массовизация культуры и как следствие понижение планки духовных потребностей и создание ложных идеалов и героев.

Это связано с тем, что процессы, происходящие в  каждой  системе  социальной деятельности, определяются, в конечном  счете,  тем,  что  она  осуществляет определенную функцию в более широком целом.

Вообще у СМИ огромное количество функций в совершенно разных сферах.

Например, Е.П. Прохоров, считая журналистику  полифункциональной  системой, выделяет следующие  шесть функций журналистики3:

1.коммуникативную - функцию общения,  налаживания  контакта,  которую   автор называет исходной функцией журналистики;

2.непосредственно-организаторскую,  в которой наиболее  наглядно  проявляется роль журналистики как "четвертой власти" в обществе;

3.идеологическую   (социально-ориентирующую),   связанную   со   стремлением оказать  глубокое  влияние  на   мировоззренческие   основы   и   ценностные ориентации  аудитории,  на  самосознание  людей,  их  идеалы  и  стремления, включая мотивацию поведенческих актов;

4.культурно-образовательную,  заключающуюся,  по  мнению  автора,  в  том, чтобы, будучи  одним  из  институтов  культуры  общества,   участвовать   в пропаганде и распространении в жизни общества высоких культурных  ценностей, воспитывать людей на образцах общемировой культуры, тем  самым   способствуя всестороннему развитию человека;

5.рекламно-справочную, связанную  с  удовлетворением  утилитарных  запросов в связи с миром увлечений  разных  слоев  аудитории  (сад,  огород,  туризм, коллекционирование, шахматы и т.д. и т.п.)";

6.рекреативную (развлечения, снятия  напряжения, получение удовольствия).

Но следует отметить,  что  непонятно  выделение  автором  непосредственно – организаторской функции. Ведь, поскольку журналистика является  и  четвертой властью в обществе, стало быть, она влияет  и  на  мировоззрение  и  взгляды людей, мотивирует их поведение. Следовательно, эту функцию можно  объединить с идеологической. Однако СМИ проявляют себя в совершенно различных сферах, в каждой из   которых СМИ выполняют свою определенную функцию.

Так, например, С.Г. Корконосенко выделяет  4  такие  сферы:  экономическую, политическую, духовно-идеологическую и социальную4.

В каждой из этих сфер СМИ играют свои социальные  роли: 

-  производственно-экономическую,

- регулирующую,

- духовно-идеологическую,

- информационно-коммуникативную.

Так, в экономической области  она становится элементом системы  производства, приобретает качества товара. В социальном измерении главным  является  сбор, накопление, хранение, переработка и распространение информации.

В  духовной  сфере  пресса  выполняет   познавательную,   образовательную, воспитательную функции, свойственные всем идеологическим институтам. Автор  полагает,  что  ролевой  подход  дает  возможность описать сложный комплекс функционирования СМИ. Возможно, но автор считает, что быть  товаром есть функция  журналистики, а это,  по  всей  видимости,  преувеличение, поскольку товар – это  продукт  труда,  способный  удовлетворять  какую-либо человеческую потребность и предназначенный для обмена, но каким образом журналистика может служить продуктом обмена? В данном случае это не  функция журналистики, а функция информации, которую обрабатывает журналистика. Так же, как и  сбор,  хранение  и  т.д.  информации,  так  как  это  слишком ограниченное определение функции в социальной сфере. Автор также  определяет субъектов, которые оказывают влияние на формирование функций СМИ. Генеральным субъектом по отношению  к  журналистике  является  общество. На удовлетворение потребностей всего общества  направлены  функции  интеграции познания, выполняемые журналистикой.  Отдельные  социальные  структуры,  как субъекты, своими потребностями в завоевании и  удержании  власти  определяют такие функции журналистики, как пропаганда, агитация, организация. Личность определяет функции ориентации, морально – психологического удовлетворения.

Для  такого  специфического  вида  социальных  субъектов,  как   журналисты, журналистика выполняет служебно-профессиональную и творческую функции.

Однако вызывает сомнение само деление субъектов, поскольку  журналист  может выполнять  не  только   творческую  и  профессиональные  функции,  но  также использовать прессу в своих собственных интересах. Автор   полагает   возможным   различать   еще   и   социальное   назначение

журналистики, или ее генеральную  функцию, которая состоит в  регулирующем  и преобразующем  воздействии  на  социальную   практику   в   соответствии с актуальными общественными интересами. Но при этом  автор  не  связывает  эту функцию ни с одним субъектом. Но данные авторы, по всей видимости, отождествляют фукнкции журналистики и функции СМИ. Функции средств массовой  информации  более разнообразны   и журналистика не исчерпывает весь спектр деятельности СМИ. Однако  различная деятельность средств  массовой  информации  выходит  за  рамки  деятельности журналистики, как, например, прямая  трансляция  по  телевидению заседания какого-либо съезда или сессии  парламента,  трансляция  по  телевидению  или радио  балета  (спектакля,  эстрадного  концерта), публикация  (оглашение) законодательных актов, указов и  прочих  нормативных  актов  государственных властей,  трансляция  урока  английского   (или   любого   другого)   языка, трансляция  (публикация)   программы   передач,   сводки   погоды,   рекламы очередного товара. То есть понятие “журналистика” может  появиться  тогда  и только  тогда,  когда  дается  оценка  текущему  событию.  Только  при  этих условиях комментатор  становится  журналистом,  а  комментарий  -  элементом журналистской деятельности.

Таким  образом,  мнение  журналиста-практика  -  руководителя  еженедельника "Тайм", приведенное С.Г. Корконосенко в своей работе,  является  достаточно объективным: "Мы по-прежнему имеем дело с  оценкой  текущих событий и не претендуем на  беспристрастность5".  Таким образом,  различные авторы  по-разному рассматривают  функции  средств  массовой  информации.  Но самое простое  разделение  функций  можно  встретить  в  современных исследованиях:

    • гуманитарные функции СМИ - информирование,  образование,  развлечение  и т.п.;
    • политические функции СМИ - формирование массового общественного  сознания и/или направленное влияние на отдельные группы населения.

Видимо, эти функции названы  политическими,  поскольку  политическая  власть воздействует на общественное  мнение,  формирует  определенную  идеологию в массах, привлекает к  политическим  идеям  различные  группы  лиц.  Особенно сильно процесс влияния на  общественное  мнение   происходит   во время политических выборов, когда внедряются  установки, стереотипы,  навязываются свои цели и человек побуждается к определенному  действию.

 

 

1.2 ОБЩЕСТВЕННЫЕ ФУНКЦИИ СМИ

 

 

Для чего существует журналистика? Зачем  она нужна отдельному индивиду и  обществу в целом? Иными словами, каковы социальные функции СМИ? Сразу  условимся, что термин «функции» мы будем понимать как разнообразные “обязанности” журналистики и характер их исполнения в современном обществе.

В те времена, когда вся отечественная печать называлась партийно - советской, эти функции выводились из ленинской формулы: “Газета есть коллективный пропагандист, коллективный агитатор и коллективный организатор”. Соответственно, прессе предписывалось выполнение пропагандистских, агитационных и организаторских функций. Агитировать следовало фактами, по преимуществу, положительными, подтверждающими правильность курса Коммунистической партии и Советского правительства. Агитация рассматривалась скорее тактикой, а стратегическим направлением признавалась пропаганда идей марксизма-ленинизма как единственно правильного учения, незыблемого в своих лозунгах и постулатах. Во всех редакциях существовали отделы пропаганды, а также отделы коммунистического воспитания, ибо в качестве вспомогательной тогдашние теоретики признавали также воспитательную функцию прессы. Таким образом, партийно-советская пресса должна была агитировать за Советскую власть, пропагандировать идеи марксизма-ленинизма, воспитывать трудящихся в духе преданности коммунизму и организовывать народные массы на новые трудовые подвиги во исполнение решений партийных съездов и правительственных постановлений. Всё это, разумеется, не имеет ничего общего с подлинными задачами и призванием демократической журналистики. В качестве важнейшей, или лучше сказать, первой среди равных следует назвать информационную функцию современных СМИ.

Каждый человек в отдельности  и общество в целом имеют суверенное право на получение интересующей их информации без каких-либо ограничений (за исключением сведений, составляющих государственную тайну либо касающихся частной жизни). Это всеобъемлющее право определено Декларацией прав человека и записано в конституции всех демократических государств. Причём важно подчеркнуть, что речь идёт об объективной, достоверной, не интерпретированной в угоду тому или иному политическому течению информации. Люди хотят знать факты, и журналисты обязаны сообщать именно факты, а не своё мнение об этих фактах. Это вовсе не значит, что журналистская информация всегда и во всех случаях должна быть лишена какой-либо тональности и окраски, как вовсе не значит, что журналисты не должны иметь собственного мнения по поводу сообщаемых фактов. Всё дело в том, какая задача стоит перед журналистом и какую информационную функцию в том или ином случае выполняет орган массовой информации. В качестве примера продемонстрируем это положение на деятельности телевизионных компаний. Программ “Время” Общественного Российского Телевидения, или “Вести” российского телеканала, или ежедневные выпуски программы “Сегодня” НТВ - это своеобразные информационные бюллетени, рассчитанные на максимально массовую аудиторию. Именно в них подавляющее большинство наших соотечественников черпают информацию о событиях текущего дня. Здесь не место для детального анализа и подробного комментирования тех или иных событий. Задача выпусков - максимально точно, подробно и достоверно сообщить обо всём, что произошло за день. Сообщить только факты, по возможности не упустив ничего существенного. Анализ этих фактов, поиск причинно-следественных связей различных событий, определение перспектив и тенденций - задача других передач (например, “Зеркало” РТР, “Итоги” НТВ) и других журналистов. Пожалуй, впервые на отечественном ТВ безукоризненное профессиональное мастерство в этом отношении демонстрируют репортёры НТВ. Здесь практически не встречается субъективного изложения событийной информации, личные пристрастия журналистов остаются за кадром. На экране царит Его Величество Факт, причём журналисты НТВ, как правило, первыми оказываются на месте чрезвычайного события, стремятся к сенсационности в здоровом смысле этого слова, беспристрастно сообщают зрителям самые разные точки зрения, а в случае несовпадения - представляют мнение противоположной стороны. 
Не правы те, кто хотел бы видеть в репортёре этакого робототизированного субъекта, равнодушного к добру и злу, благородству и подлости. Вспомните, например, как Эрнест Мацкявичус освещал в программе “Сегодня” работу Государственной Думы. Изо дня в день его ровный, внешне бесстрастный голос звучит за кадром, добросовестно информируя зрителей обо всех вопросах, обсуждаемых депутатами. В то же время внимательная телекамера то ненароком укрупняла сладко дремлющего во время важных дебатов, то показывала активиста, бегающего между рядами и нажимающего кнопки за отсутствующих во время голосования. Не потому ли часть электората отвернулась от ЛДПР, что телевидение крупно и точно показало, как партийный активист срывает крест с депутата-священнослужителя, а лидер либерал-демократов таскает за волосы женщину-депутата, вступившуюся за старика?

При всей репортёрской беспристрастности  читатель, радиослушатель, телезритель видит событие глазами журналиста, следит за событием при помощи средства массовой информации, и точку зрения, ракурс, детали, наконец, их отбор определяет отнюдь не потребитель информации. Равно как и сами события и факты, которые станут достоянием информационного выпуска. Отбирают журналисты. Стало быть, говорить об их полной отстранённости от процесса информирования аудитории не приходится. Другое дело, что подлинный профессионализм не позволит уважающему себя органу массовой информации навязывать аудитории своё мнение. А у читателя, радиослушателя, телезрителя никто не может отнять, по крайней мере, права выбора источника информации. И выбирает он этот источник, как правило, по критериям профессионализма журналистов. 
Запомним этот вывод: отделение фактов от мнений - вопрос профессионального мастерства журналиста.

Выполнение информационной функции  СМИ предполагает сообщение фактов, отделённое от мнений, комментариев, аналитических оценок тех или иных политически ангажированных лиц.

Стоит ли нам отказываться от пропагандистской функции СМИ только потому, что у наших западных коллег аллергия на слово пропаганда? Журналистика “свободного мира” отождествляет пропаганду с отсутствием объективности, неприятием политического плюрализма, бессовестной прокоммунистической «трескотнёй». Однако все эти признаки почти сразу ушли из отечественных СМИ с наступлением эры гласности, упрочением свободы слова, настойчивым движением страны к гражданскому обществу. А глубинная суть пропагандистской функции СМИ, определяемой как постоянное целенаправленное воздействие на аудиторию с целью утверждения определённого образа жизни, политических и духовно-нравственных ценностей, остаётся. Думается, в такой трактовке пропагандистская функция пронизывает всю деятельность журналистской системы. И суть её не меняется, когда некоторые исследователи предлагают другое название, например, социально-педагогическая функция. Надо помнить, что политические, экономические и прочие условия существования общества постоянно меняются, и помочь аудитории адаптироваться к этим изменениям - важнейшая социально-педагогическая задача журналистики. 
А вообще-то слово пропаганда в его первоначальном определении - термин нейтральный, обозначающий распространение идей. Иногда пропагандой называют политическую рекламу. При всём том, что цели пропаганды и политической рекламы иногда совпадают, это всё-таки разные явления. В первом случае речь идёт о распространении государственной узаконенной идеологии, нередко - навязывании аудитории официальной, обязательной точки зрения на политиков и их деятельность. Эту функцию выполняют контролируемые государством СМИ, осуществляют её органы массовой информации за деньги налогоплательщиков. Во втором случае политики сами, причём не в завуалированной форме, но открыто рекламируют себя за свои (иногда действительно собственные, чаще собранные у спонсоров) деньги. Пропаганда преподносится как истина в последней инстанции (вспомним единственно верное марксистско-ленинское учение и светлое будущее всего человечества - коммунизм или утверждения о превосходстве арийской расы), а политическая реклама оставляет место для сомнений, свободного выбора потребителя рекламы. Хотя приёмы и методы пропаганды и политической рекламы во многом похожи, а иногда полностью совпадают. Принципиальной новинкой отечественной журналистики последних лет в области политической рекламы стали заказные пропагандистские кампании. Достаточно назвать акцию “Голосуй или проиграешь” накануне выборов Президента Российской Федерации в 1996 г.

Информация о работе Функции СМИ и их влияние на общественное мнение