Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 10:59, курсовая работа
Цель: изучить положительное и негативное влияние СМИ (печать, радио, телевидение, реклама, интернет) и их функций на жизнь людей.
Выдвинутая нами цель достигается последовательным решением задач:
1. Найти источники в которых рассматривается данная проблема.
2. Подвести итог влияния СМИ на индивида и общества в целом.
Введение……………………………………………………………………3
Глава I. СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ……………….5
1.1 Основные функции СМИ и их сущность….....................................8
1.2 Общественные функции СМИ……………………………...............12
Глава II. ВЛИЯНИЕ РАЗЛИЧНЫХ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ……………………………………………………………….26
2.1 Методы влияния на человеческое сознание …..…………………34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………….…48
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………………...…50
Иногда социально-
Сообщение так относится к поучению,
как новость - к её комментированию.
Хрестоматийная истина мировой журналистики:
факт неприкосновенен, комментарий свободен.
Это естественный водораздел отделения
фактов от мнений. И, соответственно, -
информационной функции от пропагандистской.
Было бы самым простым заменить идеологически
устаревшую формулу печати как коллективного
пропагандиста, агитатора и организатора
на универсальный девиз Би-би-си. Но не
лучше ли из каждой “триады” извлечь
рациональное зерно? СМИ должны развлекать,
но никто не может лишить их организаторской
функции. Так же, как и в других случаях, организаторская функция СМИ нередко
реализуется при исполнений других “обязанностей”
журналистики. Скажем, телевидение и радио
сообщили (информационная функция) о жертвах
землетрясения в Армении и нехватке донорской
крови в больницах и передвижных госпиталях
- и тысячи людей по всей стране выстроились
в очереди у станций переливания крови,
чтобы безвозмездно помочь пострадавшим.
Это ли не результативность организаторской
деятельности СМИ? Организаторские возможности
пресса демонстрирует при проведении
пропагандистских кампаний или, скажем,
умелого распространения правовых знаний
(социально-педагогическая функция). Но
кроме таких форм проявления организаторской
функции СМИ есть все основания говорить
также о непосредственно-
Непосредственно-
Понятно, что заговорив о “Голубых огоньках”, “КВНах” и телеиграх, мы вторглись в сферу действия развлекательной, или, как её традиционно называют, рекреативной (от лат. recreatio - восстановление) функции СМИ. Рекреация - отдых, восстановление человеком сил, затраченных в процессе трудовой деятельности. Некогда отношение к этому роду журналистской деятельности было снисходительным, словно рекреативная функция относится к числу второстепенных. Но функция развлечения также естественна, как естественно стремление человека к развлечению, отдыху, веселью. И тем не менее нельзя идти на поводу у определённой части аудитории и всю деятельность органов массовой информации сводить к круглосуточному развлечению, как это делают, например, некоторые коммерческие радиостанции (добившиеся, впрочем, неплохих рейтингов). Но недопустима и недооценка рекреативной функции, наблюдавшаяся в годы моноидеологии и тотальной пропаганды.
Упомянув здесь рейтинги, как
форму определения
Вполне объяснимо, почему функция развлечения слабо выражена в печатной периодике и широко используется в электронной прессе. Читать - это работа. Читать прекрасную литературу - это наслаждение. Но одновременно - напряжённый труд мысли, интеллекта, чувств.Появление в газетах произведений развлекательной литературы, нередко используемое для поднятия тиража, с некоторой натяжкой можно отнести к выполнению прессой рекреативной функции. Напрямую в этот раздел входит публикация викторин, кроссвордов, ребусов, разнообразных психологических тестов, гороскопов и проч. В близком соседстве с ними рекламное место всегда стоит дороже. Понятно почему: здесь вероятность читательского внимания значительно выше, но ведь сама реклама от такого соседства нередко проигрывает - в тех случаях, когда страдает недостаточной изобретательностью или даже входит в противоречие с развлекательными текстами.
Радио - слушают. Слушать по радио музыку, художественное чтение, трансляцию спектаклей и концертов - развлечение. Телевизор - смотрят. Смотреть многочисленные развлекательные программы - отдых. Разумеется, эти программы нередко к журналистике не имеют никакого отношения, либо самое что ни на есть косвенное. Правда, даже трансляция концертов нуждается в редакторской работе. В любых телеиграх, от “Поля чудес” до “Любви с первого взгляда”, работа ведущего требует журналистских навыков.
В любом случае, поскольку развлекательные
публикации и программы занимают
заметное место в деятельности СМИ,
постольку рекреативная функция
имеет непосредственное отношение
к журналистике. Однако есть развлечение
и развлечение. Даже “Поле чудес” имеет
некий познавательный оттенок. А сколько
полезного и интересного можно узнать
из развлекательной телеигры “Колесо
истории”, которую ведёт тот же Л.Якубович!
Чрезвычайно важно, когда рекреативная
функция “перетекает” в культурно-просветительскую функцию
СМИ. Её элементы присутствуют во многих
познавательных и занимательных публикациях
и программах, но есть газеты и журналы,
радио- и телепрограммы (а в прошлом существовал
даже отдельный телеканал “Российские
университеты”), которые целиком посвящены
данной тематике.
В печатной периодике, кроме специальных
публикаций в массовой прессе, сюда можно
отнести целый спектр научно-популярных
изданий. Общеизвестна просветительская
работа российского радио, где большой
популярностью пользуются передачи, содержащие
полезные сведения, советы и рекомендации
в области медицины, права, садоводства,
коллекционирования и т.д. На телевидении
особым долголетием отмечены просветительские
передачи “В мире животных”, “Клуб кинопутешественников”,
“Очевидное - невероятное”. Важно не путать
культурно-просветительскую функцию с
образовательной функцией, поскольку
к последней относятся всевозможные регулярные
публикации и циклы передач с дидактическим
материалом. Например, изучение английского
языка при помощи публикаций в журналах
“Англия” и “Америка”, инструктивные
публикации в газетах на темы “Как стать
рекламным агентом”, “Как работать секретарём-диспетчером
на домашнем телефоне”. Вспомните широко
распространённое в нашей стране учебное
телевидения (некогда на ЦТ существовала
даже Главная редакция учебных программ).
Впрочем, во всём мире существуют радио-
и телевизионные университеты, в том числе,
платные, которые высылают своим слушателям
тексты лекций и контрольные задания,
а при успешном окончании курса даже выдают
дипломы.
В последнее время многие исследователи как важнейшую стали называть интегративную функцию СМИ. Подобное мнение представляется справедливым, поскольку в современном обществе, разобщённом государственными границами, национальными особенностями, религиозными пристрастиями и материальным неравенством, ни один идеологический институт не может сыграть той консолидирующей роли, какую играют средства массовой информации. Эта функция - главенствующая в формировании идейной позиции издания, программной и вещательной политики телерадиоканалов. Однако, как мы знаем, эту благородную задачу не всегда и не всем удаётся решать успешно. Особенно важно помнить об интегративной функции журналистики корреспондентам, работающим в “горячих точках”, в местах межнациональных конфликтов. Каждая редакция должна в полной мере осознавать собственную ответственность при использовании материалов, рассказывающих о национальном противостоянии, различных разногласиях, межгосударственных и межрегиональных проблемах, религиозной нетерпимости и т.д.
ГЛАВА II. ВЛИЯНИЕ РАЗЛИЧНЫХ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ
“...если ты и можешь что-нибудь, показывай противнику, будто не можешь; если ты и пользуешься чем-нибудь, показывай ему, будто ты этим не пользуешься; хотя ты и был близко, показывай, будто ты далеко; хотя ты и был далеко, показывай, будто ты близко; заманивай его выгодой; приведи его в расстройство и бери его; если у него все полно, будь наготове; если он силен, уклоняйся от него; вызови в нем гнев, приведи его в состояние расстройства; приняв смиренный вид, вызови в нем самомнение; если его силы свежи, утоми его; если у него дружны, разъедини; нападай на него, когда он не готов; выступай, когда он не ожидает...”6.
Окружающая нас реальность неустанно и кропотливо систематизируется мозгом: новые знания и навыки, новая информация и новые события включаются либо в уже созданные ранее структуры опыта, либо образуют новые. С самого момента рождения мы начинаем собирать и обрабатывать поступающую сенсорную информацию. С начала её деление очень примитивно – на приятное и не приятное, но по мере «роста» информация может принимать различные значения (например: положительная и отрицательная).
СМИ освещают различные актуальные общественные проблемы и тем самым влияют на мнение и поведение людей как в обществе, так и индивидуально. К техническому инструментарию СМИ относятся пресса, радио, телевидение, а в последнее время интернет и реклама. В последние десятилетия средства коммуникации претерпевают существенные изменения вследствие распространения спутниковой связи, кабельного радио и телевидения, электронных текстовых коммуникационных систем (видео-, экранных и кабельных текстов), а также индивидуальных средств накопления и печатания информации (кассет, дискет, дисков, принтеров). Но наиболее массовое и сильное влияние на общество оказывают аудиовизуальные СМИ: радио и телевидение, интернет и реклама.
В современных условиях доступ к СМИ - это необходимое условие формирования влияния. СМИ - это своего рода корни, с помощью которых получает жизненные силы любая организация. Активная роль СМИ связана с их влиянием на различные этапы и стороны информационного процесса в обществе, но поток информации в современном мире настолько разнообразен и противоречив, что самостоятельно разобраться в нем не в состоянии ни отдельный человек, ни даже группа специалистов.
ВЛИЯНИЕ ПРЕССЫ
Печать (газеты, еженедельники, журналы, альманахи, книги) приобрела особое место в системе СМИ. Вышедшая из-под печатного станка продукция несет информацию в виде напечатанного буквенного текста, фотографий, рисунков, плакатов, схем, графиков и других изобразительно-графических форм, которые воспринимаются читателем-зрителем без помощи каких-либо дополнительных средств. Это обстоятельство способствует проявлению ряда важных свойств взаимоотношений прессы и аудитории.
Во-первых, имеется возможность быстрого, обзорного ознакомления со всем «репертуаром» сообщений, включенных в номер или книгу. Благодаря этому можно составить общее впечатление о содержании выпуска и, далее, выбрав интересующий материал, определить характер «извлечения» (просмотр, выборочное ознакомление, подробное чтение, сохранение номера или вырезки из него для хранения и повторного ознакомления и т.д.). Кроме того, у человека есть возможность самому анализировать информацию.
Во-вторых, можно пользоваться возможностями «отложенного чтения», после первичного ознакомления оставить материал для внимательного и подробного прочтения в удобное время и в подходящем месте (допустим, перенести знакомство с номером на вечер, прервать чтение книги, чтобы вернуться к нему позже и т.д.).
Все это возможно потому, что печатные издания легко иметь «при себе» и обращаться к «извлечению» информации в удобное время, не мешая окружающим, и в обстоятельствах, не позволяющих или мешающих слушать радио или смотреть телепередачи (в поезде, метро, автобусе, самолете и т.д.). При этом чтение текста и восприятие изобразительного печатного материала проходит в соответствии с желанием избирательно, в том порядке, темпе и ритме, которые устанавливает сам читатель. Он может обращаться к одному и тому же произведению несколько раз, хранить нужное, подчеркивать, делать пометки на полях (маргиналии) и т.д., и т.п. Все это определяет множество положительных сторон при контакте с печатными изданиями, что делает их на настоящий период незаменимыми и важными носителями массовой информации.
Информация о работе Функции СМИ и их влияние на общественное мнение