Функции СМИ и их влияние на общественное мнение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 10:59, курсовая работа

Описание работы

Цель: изучить положительное и негативное влияние СМИ (печать, радио, телевидение, реклама, интернет) и их функций на жизнь людей.
Выдвинутая нами цель достигается последовательным решением задач:
1. Найти источники в которых рассматривается данная проблема.
2. Подвести итог влияния СМИ на индивида и общества в целом.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………3

Глава I. СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ……………….5
1.1 Основные функции СМИ и их сущность….....................................8
1.2 Общественные функции СМИ……………………………...............12
Глава II. ВЛИЯНИЕ РАЗЛИЧНЫХ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ……………………………………………………………….26
2.1 Методы влияния на человеческое сознание …..…………………34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………….…48
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………………...…50

Файлы: 1 файл

Курсовая работа Дьячкова Д.А..doc

— 236.00 Кб (Скачать файл)

 

Общественное сознание – это  отражение материального отношения людей друг  к другу и к природе в процессе отношения людей к действительности. СМИ  через воздействие  на  общество  в  целом  воздействуют  на  каждого  человека   в отдельности, формируя  определенные  одинаковые  эмоции  и  действия.  Таким образом,  благодаря  СМИ   формируется  общественное  мнение   –   состояние массового  сознания,  заключающее  в  себе  скрытое  или   явное   отношение различных социальных общностей к проблемам, событиям  действительности. Например, существует четко сформулированное общественное мнение в  отношении таких глобальных общечеловеческих проблем. Как предотвращение  экологической катастрофы, термоядерной, биологической войны  и  т.д.  Общественное  мнение выступает  в экспрессивной  (контрольной),  консультативной  и  директивной функциях.

Экспрессивная функция – самая широкая по  своему  значению.  Общественное мнение всегда  занимает  определенную  позицию  по  отношению  к   различным политическим системам, государственной власти, какой-либо глобальной общегосударственной  или  общемировой  проблеме.  Таким  образом,  в  данной функции общественное мнение выступает в качестве некоей контролирующей силы по отношению к институтам власти, т.е. обладает моральной властью, но  и  эта  власть  очень   эффективна,   поскольку   назревающие   процессы недовольства общества могут привести  к  серьезным  последствиям,  возможно, даже к неким государственным изменениям.

Вторая функция – консультативная. Общество выражает  свою  точку зрения  на какую-либо  проблему  и  таким  образом  может  заставить  институты  власти действовать  определенным  образом  в   отношении   решения   экономических, идеологических, политических проблем. Но эта функция будет иметь влияние  на институты  власти  лишь  в  том  случае,  если  власть   прислушивается   к общественному мнению. Распространению  общественного  мнения   во   многом способствует СМИ, распространяя мнения каких-либо людей.

Третья функция – директивная, проявляется в том, что общественность  выносит решение  по  тем  или  иным  проблемам социальной  жизни,   которые   имеют безусловные характер. Например, изъявление народного мнения при выборах –  в данном случае народ не только  оказывает степень доверия тому или иному кандидату, но и выражает свое мнение.

Общественное мнение во многом определяет общественную жизнь и  направляет деятельность некоторых социальных институтов, в  том  числе  и  деятельность СМИ. Поскольку СМИ стараются освещать  значимые,  актуальные  для  общества проблемы и во многом рассматривают их с точки зрения  общественного  мнения, можно  сделать  вывод,  что   и   общественное   мнение   может   определять деятельность  СМИ.  Но  и   само   общественное   мнение   формируется   под воздействием  различных  факторов,   в   частности   из-за   распространения идеологии и пропаганды, чем могут  заниматься и СМИ.

В  практике  СМИ  сегодня  широко   используются   методы   подсознательного воздействия, когда отношение общества к тем или  иным  явлениям окружающего мира формируется с помощью стереотипных представлений, которые внедряются  в поток   новостей,   автоматически   вызывая в массовом сознании либо отрицательную, либо положительную реакцию на конкретное событие. Задача прессы в процессе убеждения - создать прочное,  устойчивое  отношение к данному явлению. Благодаря своей биологической природе, человек подвержен внушению, подражательности и заразительности. Внушением  считают  воздействие  на  личность,  приводящее  к  появлению   у человека помимо его воли и сознания определенных  чувств  и/или  побуждающее человека к совершению определенных  действий.  Находясь  под воздействием внушения, человек не контролирует направленное на  него  воздействие. Проще всего  внушить  человеку  то,  к  чему  он  предрасположен  в   силу   своих потребностей и интересов. Однако внушить что-то можно и  вопреки  его  воле, вызывая определенные чувства и состояния, толкающие к  совершению поступка, возможно, совершенно не  следующего  из  принимаемых  им  норм  и  принципов поведения. Сама по себе деятельность СМИ, ставящая задачей внушить  что-либо обществу, является   негуманной,  поскольку  люди  не  могут  контролировать направленное на них воздействие и,  соответственно, оказываются  бессильными перед подобными внушениями. Задача  журналиста  может  заключаться  в  большей  степени   в   достижении собственных  целей  и  целей  организации,  которую  он  представляет.   Для направленного воздействия на общественное мнение ему необходимо держать  под контролем поток информации и манипулировать им. Пропаганда  за  многие  годы отработала  большое  количество  приемов  для  манипулирования  общественным сознанием, которые действительно  эффективны и  позволяют  влиять  на  массу определенным образом. Для  воздействия  на  аудиторию  журналист  использует определенные методы, так, например, можно выделить  метод дезинформации. Смысл в  том,  что  в  определенный  момент  в  СМИ  “подается”  информация, зачастую являющаяся откровенной ложью.

Во-первых, дезинформация подается,  как  правило,  из  разных  источников  и западает в подсознание человека, а во-вторых, дезинформация  используется в момент принятия какого-либо важного решения, и когда будет  известна  правда - цель  дезинформации уже будет достигнута.  Таким образом,  этот  метод довольно эффективен. Но метод дезинформации является откровенно  “грубым”  и нечасто  используется  в  современных  СМИ.  Можно  сказать,  что   наиболее устойчивой  является  информация  рационально  осмысленная  и   эмоционально усвоенная человеком.

 

Метод семантического манипулирования.

Предполагает тщательный отбор  и специальную компоновку  понятий,  вызывающих либо  позитивные,  либо  негативные  ассоциации,  что  позволяет  влиять  на восприятие информации (мы - борцы за независимость, процветание России,  они - оккупанты, поработители народа; за нами  все  прогрессивное  человечество, простой народ, за ними -  олигархи,  бандиты,  чиновники).  Поскольку метод основан  на  определенных  ассоциациях,  он  позволяет  легко  повлиять на человека в силу его привычек и убеждений. Когда утаить информацию невозможно,  часто  используется  метод  отвлечения.

Общество не терпит информационного  вакуума, поэтому чтобы отвлечь  аудиторию от одной информации, необходимо переключить ее внимание на другую,  поданную в  максимально  сенсационном  виде.   Цель  новой   информации   –   создать отвлекающую альтернативу и снизить актуальность предыдущей информации. Способ подачи информации позволяет  отправителю  контролировать  уровень  ее восприятия аудиторией. По способу подачи материала  Г.Шиллер  выделяет  два метода  манипулирования12:  метод дробления и   метод   немедленной   подачи информации.  Сущность метода дробления  (фрагментации)  заключается  в  том, что по  мере  усложнения  телевизионных  программ  длительность  каждого  их элемента  сокращается   во   времени,   что   создает   противоречие   между действительным содержанием какого-либо события и  временем,  отведенным  для его демонстрации. Т.е. информация, поданная мелкими порциями,  не  позволяет ею эффективно воспользоваться. Немедленность подачи  информации,  по  мнению  Г.Шиллера,  не  только  тесно связана с методом фрагментации, но и  является  обязательным  элементом  его осуществления.  Однако  такое  ложное  чувство  срочности  создает  ощущение чрезвычайной важности передаваемой информации, хотя может таковой вовсе  не являться, наоборот, отвлекая внимание  человека  от  действительно значимой информации.  Быстро  чередующиеся  сообщения  об  авиационных катастрофах, военных  действиях,  предвыборных  поездках  политических лидеров мешают составлению верных оценок и суждений, так как большинство важных событий обретают смысл лишь по истечении определенного времени. Но внушение бывает не только преднамеренным, но и непреднамеренным. Так,   например,   в   1995г.   фонд   Эберта   опубликовал    результаты социологического опроса российских офицеров13. По их мнению,  нашими  главными врагами были Прибалтика и Афганистан, а  лучшими  друзьями  -  Белоруссия  и Казахстан. В Латвии эти данные широко обсуждались,  поскольку  были  поняты так, что война уже объявлена, если русский офицер утверждает, что  Латвия  - его главный враг. В данном случае это - непреднамеренное внушение. Один из приемов внушения, который используется  в  современной  журналисткой практике  –  создание  резонанса,  суть  которого  заключается в том,  что используется предрасположенность аудитории остро  реагировать  на  различные расовые,    национальные,    религиозные    ситуации.    СМИ    манипулирует националистическими   стереотипами    и    негативными    установками    для провоцирования определенных действий. Так, например, в настоящее  время  для россиян очень болезненным является  чеченский  вопрос,  который  практически ежедневно поднимают СМИ. Сформирован даже некий стереотип   “лиц  кавказской национальности”, к  которым большинство граждан  нашей  страны  относятся  с подозрением. Сообщения  в  СМИ  подаются  в  эмоциональной  и  драматизированной   форме. Экономические и социальные трудности объясняются  присутствием  “инородцев”, мешающих   налаживанию   нормальных   жизненных   условий.   Пресса   иногда поддерживает  экстремистские  лозунги  решительного  изгнания  людей  другой национальности.  Национальные вопросы нередко связываются с религиозными.

Механизм  создания  “образа  врага”  нередко  используется   для   создания негативной  общественной  реакции,  в   основе   механизма   заложена   идея дегуманизации  –  враг  представляется   непохожим   на   вас:   он   другой национальности, вида, умственных способностей, кроме того, он  агрессивен  и ничего хорошего от него ждать нельзя. Рисуются только  отрицательные  черты, сведения о  положительном  утаиваются.  Например,  английская  газета  “John Bull”, издававшаяся в годы первой мировой войны, нередко пользовалась этим механизмом для создания антифашистских настроений. Немало  внушающих  элементов  содержат  радио-  и  телепередачи.   Например, религиозная буддистская организация  “Аум  сенрике”  в  течение  длительного времени использовала популярный радиоканал  “Маяк”  для  своих  сомнительных проповедей.  За  это  время  она  приобрела  такое  количество  приверженцев вероучения, которое  в несколько тысяч раз  превышало  число  последователей на  родине  основателя   учения,   который   был   привлечен   к   уголовной ответственности за причастность к убийству людей.

Таким образом, элементы внушения можно  “подать” в любое время  в  “упаковке” с  новостями,  передачами,  фильмами;  можно   манипулировать   человеческим сознанием с помощью радио и даже  путем  подачи  информации  в  определенном виде в печатной продукции. Эти элементы западают в подсознание  человека   и заставляют его действовать определенным  образом;  поскольку  взаимодействие человека со СМИ происходит ежедневно, то и влияние на общество и на  каждого человека в отдельности  можно  назвать  очень  существенным.  Многие  методы хорошо изучены и давно стали “классикой”  манипулирования.  Эти  методы  уже настолько “срослись”  с  деятельностью  СМИ,  что  стали  как  бы  составным компонентом деятельности. В частности,  воздействие  массовой  информации  на сознание людей нередко достигается с помощью стереотипов,  мифотворчества  и имиджей.

Формирование стереотипов. Стереотипы эффективно управляют всем процессом восприятия информации. Процесс восприятия -  это всего-навсего механическая  подгонка еще неизвестного явления  под  устойчивую  общую  формулу  (стереотип).  Поэтому пресса стандартизирует сообщение, т.е. особым образом “подводит” информацию под стереотип, всеобщее мнение. Человек должен  воспринимать  сообщение  без усилий и безоговорочно, без внутренней борьбы и критического анализа.

Стереотипы  формируются  под  воздействием  двух  факторов:  бессознательной коллективной переработки и индивидуальной социокультурной  среды,  а  также, безусловно,  при целенаправленном идеологическом воздействии с помощью  СМИ. С помощью стереотипов легко  манипулировать  сознанием  человека,  поскольку стереотип тесно связан с жизнедеятельностью общества в  целом  и  конкретных групп  людей  в  частности,  например,  в  сознании  жителей  нашей   страны сохранилась как  стереотип  “философия  надежды”,  ориентация  на  идеальные образцы. У американцев существуют свои стереотипы. Люди в США  воспитываются так,  что  не  верят  в  безысходность  ситуации:  они  считают,   что   при соответствующем умении любая задача может быть решена.  У  них  присутствует “оптимизм до последнего”. Большинство исследователей  указывают  на  связь  стереотипов с гигантским влиянием СМИ, формирующих отношение к миру,  на поведение, воспроизводящее поступки  “героев”,  созданных  прессой,  радио   или   телевидением.   Так, например,  в  настоящее  время   неким   стереотипом   становится   человек, ориентированный на «достиженчество»,целеустремленный, рассчитывающий на  свои собственные силы. СМИ  приучают  человека  мыслить  стереотипами  и  снижают  интеллектуальный уровень сообщений так,  что  превратились  в  инструмент  оглупления.  Этому послужил  главный  метод  закрепления  нужных  стереотипов  в   сознании   - повторение.

Еще   одним   методом   СМИ   является   мифотворчество    (греч.    mythos- предание, сказание) -  в технике внушения поддержание мифов играет  огромную роль. Мифы внедряются в сознание, влияют на чувства и поведение людей.  Мифы очень жизнеспособны, и  их жизненность объясняется  тем,  что,  опираясь  на реальные факты и события, они воспринимаются как истина, догмат.

“Событие,  истинность  которого  субъекты  общения  не  имели  желания   или возможности проверить, кажется им правдоподобным на основе их  модели  мира, представленной в действительности”. Истинные же факты зачастую воспринимаются людьми как  небылицы.  Именно  так воспринимались рассказы афганцев о том,  что  они  участвовали  в  настоящей войне, поскольку пропагандой в массовом  сознании  был  “закреплен”  миф  об ограниченном введении советских войск  в Афганистан. Наверное, было бы гуманнее отказаться от мифотворчества,  поскольку  человек испытывает большую психологическую драму именно тогда, когда рушатся его иллюзии, а не когда он испытывает реальные  трудности.  В  основе  механизма мифологизации лежат подтасовка, сокрытие  фактов,  событий,  документов.  Но мифы всегда имеют под собой  реальную  основу,  некое  реально  произошедшее событие, определенный свершившийся факт. Быстрому  их  распространению  часто способствует низкая информационная  культура,  склонность  к некритическому восприятию действительности. Большое количество мифов порождается  условиями монополизации  информации.  Неосведомленность  граждан  позволяет   властным структурам оказывать через СМИ скрытое воздействие на  общественное  мнение. Если раньше свободу печати ограничивало государство, то теперь  тенденции  к монополизации определенными частными компаниями (РАО “ГАЗПРОМ” – газеты “РТ- Трибуна”, “Труд”, журналы “Фактор”,  “Компания”, “Нефтегазовая  вертикаль”; телекомпании  “Прометей”,  “НТВ”;.  “ЛУКОЙЛ”  –  газета  “Известия”,  журнал “Нефть России”, телекомпания  “REN-TV”;  “ИНТЕРРОС”  –  “ОНЭКСИМ”  -  газеты “Известия”, “Комсомольская правда”, журнал “Эксперт”;  Группа  Березовского- Абрамовича – газеты  “Независимая  газета”,  “Новые  известия”,  “Российские вести”, журнал “Огонек”, издательский дом “Коммерсант”,  радиостанция  “Наше радио”, телекомпании ОРТ и ТВ-6.)   серьезно  ограничивают  свободу выбора информации.

Еще один метод, позволяющий влиять  на  общественное  мнение  –  это  имидж.

Функции  имиджа  и  стереотипа   различны.   Стереотип   обозначает   образ, отражающий свойства и  характеристики,  по  крайней  мере  отчасти  присущие объекту, имидж - это искусственно сфабрикованный образ. Имидж создается путем навязывания определенных ассоциаций, он всегда  связан с воображением. Имидж создает реальную социально-психологическую  установку, определяющую  поведение  человека  по  отношению  к  объекту.  И,  поскольку воздействует  на  психику  человека,  следовательно,  легко  воспринимается, запоминается и потому часто используется в рекламе, имидж  можно  эффективно использовать как средство пропаганды, как инструмент управления сознанием.

Информация о работе Функции СМИ и их влияние на общественное мнение