ТАМБОВСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра «История
и философия»
Контрольная работа
по философии № 1
Вариант 9
Студента группы БСО-11
факультета Юридический
Солопова Кирилла
Тамбов 2013
введение
Предлагаемая рабочая тетрадь состоит из
двух контрольных работ: «История философии»
и «Основные философские проблемы».
Первая посвящена трем разделам
из историко-философской части: философии Древнего
Востока, Античности и Средневековья
и включает в себя четыре задания: «Примечания»,
«Примеры», «Сравнение», «Проблемы», основная
цель которых – проверить знания студентов
по философской конкретике. Выбор варианта
и соответствующих ему упражнений необходимо
сделать согласно таблице, расположенной
ниже.
Вторая контрольная работа включает
в себя вопросы по социальной философии,
историософии, взаимоотношениям общества
и природы и перспективам развития современной
цивилизации. выполняется
по тому же алгоритму и основывается на
разработке студентом проблемных вопросов,
указанных в темах. В заключение приведены
списки общей, справочной и дополнительной
литературы, которые следует использовать
при выполнении контрольной работы.
Контрольная
работа 1
История
философии
Древний восток, античность, средневековье
Методические
рекомендации по выполнению
контрольной работы
- Примечания.
Суть этого
вида работы заключается в составлении
примечаний к предложенному тексту.
Вам следует раскрыть выделенные
понятия (имена философов, названия
философских течений, школ и направлений,
философские категории): дать им
определение, краткую характеристику.
Не забывайте, что примечания по содержанию
должны соответствовать духу рассматриваемой
Вами эпохи.
- Проблемы.
В этом задании
необходимо рассмотреть особенности
решения каких-либо философских
проблем на двух-трех конкретных
примерах. При этом обязательно укажите,
идеи каких философов вы рассматриваете.
- Сравнение.
Сравнения следует
проводить по трем-четырем позициям. Там, где
это необходимо, ссылайтесь на конкретные
примеры.
- Таблица.
В этом задании следует распределить указанные
имена, идеи, названия произведений по
соответствующим столбцам. В таблице достаточно
указать номера выбранных позиций.
Таблица
Варианты |
1. Примечания |
2. Проблемы |
3. Сравнение |
4. Таблица |
1 |
1 |
2 |
3 |
4 |
2 |
5 |
6 |
7 |
8 |
3 |
9 |
10 |
1 |
2 |
4 |
3 |
4 |
5 |
6 |
5 |
7 |
8 |
9 |
10 |
6 |
10 |
9 |
8 |
7 |
7 |
6 |
5 |
4 |
3 |
8 |
2 |
1 |
10 |
9 |
9 |
8 |
7 |
6 |
5 |
10 |
4 |
3 |
2 |
1 |
11 |
2 |
4 |
6 |
8 |
12 |
10 |
2 |
4 |
6 |
13 |
8 |
10 |
1 |
3 |
14 |
5 |
7 |
9 |
1 |
15 |
3 |
5 |
7 |
9 |
16 |
1 |
4 |
6 |
10 |
17 |
2 |
5 |
8 |
8 |
18 |
4 |
7 |
10 |
3 |
19 |
5 |
7 |
9 |
4 |
20 |
6 |
8 |
3 |
5 |
21 |
7 |
2 |
4 |
6 |
22 |
8 |
1 |
3 |
5 |
23 |
1 |
4 |
9 |
1 |
24 |
5 |
2 |
5 |
2 |
25 |
9 |
6 |
3 |
6 |
26 |
3 |
10 |
7 |
4 |
27 |
7 |
4 |
1 |
8 |
28 |
1 |
8 |
5 |
2 |
29 |
7 |
2 |
9 |
6 |
30 |
10 |
8 |
3 |
10 |
1. Задание «Примечания»
- Зарождение древнеиндийской философии связано с брахманизмом1, который основывался на Ведах2. Центральным моментом в них выступает учение о брахмане3 и атмане4. Эти два понятия раскрываются через идеи сансары5 и кармы6.
- Как и джайнизм1, буддизм2 возник в VI в. до н.э. Его название связано с личностью Сиддхартхи Гаутамы3, который получил впоследствии имя Будды4, так как достиг состояния нирваны5, познав «четыре благородные истины буддизма»6.
- Древнекитайская философская мысль заложена в «Книге перемен»1, которая отражает в своих текстах такие понятия как Инь2 и Ян3. Их связь между собой происходит на основе наивной диалектики4 через идеи Дао5 и Ци6.
- Важнейшая категория в учении Конфуция1 – Жэнь2 – основывается на понятии Сяо3, что фактически приравнивает государство к большой семье. При этом большую роль играют термины Ли («этикет»)4 и Чжэн мин («исправление имен»)5 как центральные идеи воспитания «благородного мужа» (Цзюнь-цзы)6.
- Против релятивизма1 софистов2 выступил Сократ3, предлагая выработать истины, которые имели бы общепринятое и объективное значение. Для этого он разработал специальный метод – майевтика4, основанный на диалектике5, тем самым подготовив почву для учения Платона6.
- Онтология1 Платона2 связана с разделением реальности на «мир идей»3 и «мир вещей»4. Центральным понятием в первом выступает
«эйдос»5, а во втором властвует материя6.
- Несмотря на то, что Аристотель1 был учеником Платона2, он выступил с критикой удвоения мира последнего. Материя3, согласно его взглядам, реализуется в мире под воздействием формы4. Именно этот спор между двумя философами позволил говорить о возникновении материализма5 и идеализма6 в философии.
- Главная заслуга Августина Аврелия1 – в том, что он разработал теологию2 церкви, действовавшую на протяжении всего периода Средневековья. В онтологии3 он обосновал идею креационизма4, а суть его философской антропологии5 сводилась к в широком смысле — философское учение о природе и сущности человека; в узком — направление (школа) в западноевропейской философии (преимущественно немецкой) первой половины XX века, исходившее из идей философии жизни Дильтея, феноменологии Гуссерля и других, стремившееся к созданию целостного учения о человеке путём использования и истолкования данных различных наук — психологии, биологии, этологии, социологии, а также религии и др. 6.
- Фома Аквинский1 разработал получившие широкую известность пять доказательств бытия Бога2. Эти взгляды были связаны с его приверженностью к реализму3 и отрицанием идей номиналистов4 в средневековом споре об универсалиях5. Впоследствии его учение стало основой для неотомизма6.
- Известнейшими представителями арабского перипатетизма1 выступают Аверроэс2, обосновавший концепцию «двойственной истины»3, и Авиценна4, придерживающийся идей концептуализма5 в споре об универсалиях6.
Вариант № 9 Задание № 8
Ответ:
1. Августин Аврелий
- епископ Гиппонский, философ, влиятельнейший
проповедник, христианский богослов и
политик. Один из Отцов христианской церкви,
основатель августинизма. Родоначальник
христианской философии истории.
2. Теология - или
Богословие, систематическое изложение
и истолкование какого-либо религиозного
учения, догматов какой-либо религии. Представляет
собой комплекс дисциплин, занимающихся
изучением, изложением, обоснованием и
защитой учения о Боге, его деятельности
в мире и его откровении, а также связанных
с ним учениях о нравственных нормах и
формах Богопочитания.
3. Онтология - учение
о сущем; учение о бытии как таковом; раздел
философии, изучающий фундаментальные
принципы бытия, его наиболее общие сущности
и категории, его принципы, структуры и
закономерности.
4. Креационизм
- теологическая и мировоззренческая концепция,
согласно которой основные формы органического
мира (жизнь), человечество, планета Земля,
а также мир в целом, рассматриваются как
непосредственно созданные Творцом или
Богом.
5. Философская антропология
- в широком смысле — философское учение
о природе и сущности человека; в узком
— направление (школа) в западноевропейской
философии (преимущественно немецкой)
первой половины XX века, исходившее из
идей философии жизни Дильтея, феноменологии
Гуссерля и других, стремившееся к созданию
целостного учения о человеке путём использования
и истолкования данных различных наук
— психологии, биологии, этологии, социологии,
а также религии и других.
6.__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Зачтено__________________________(подпись преподавателя)
Не
зачтено_______________________(подпись преподавателя)
Рекомендации:______________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Задание «Проблемы»
- Приведите примеры решения онтологических проблем в древнеиндийской и древнекитайской философии.
- Приведите примеры решения гносеологических проблем у древнеиндийских и древнекитайских мыслителей.
- Приведите примеры решения вопроса о смысле человеческой жизни в учениях древнеиндийских и древнекитайских философов.
- Приведите примеры поиска первоначала мира в античной философии.
- Приведите примеры решения гносеологических проблем у античных философов.
- Приведите примеры поиска смысла жизни человека в учениях античных мыслителей.
- Приведите примеры проектов создания идеального государства в античной философии.
- Приведите примеры решения проблемы «вера и разум» в средневековой философии.
- Приведите примеры решения проблемы «Бог и мир» в философии Средневековья.
- Приведите примеры решения проблемы универсалий у средневековых мыслителей.
Вариант №____ Задание №____
Ответ:
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________