Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 19:09, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение интервью как жанр телевизионной журналистики и его разновидности.
Для достижения цели использовала следующие задачи:
- раскрыть понятие жанров телевизионной журналистики;
- раскрыть сущность понятия «интервью»;
- рассмотреть основные виды интервью;
- рассмотреть интервью – портрет как жанр телевизионной публицистики;
- провести анализ и дать оценку подходов к интервью.
Введение……………………………………………...……………………………3
ГЛАВА 1. Интервью как жанр телевизионной журналистики и его разновидности..................................................................................................5
Понятие о телевизионных жанрах …………..………………....5
1.2 Понятие и виды интервью ……………………………………………........10
1.3 Проведение интервью…………………………………………………........14
ГЛАВА 2. Методика и техника интервьюирования в телепередаче «Новый день»……………………………………………………………………………...21
2.1 Подготовка интервью (общая)…………………………………………...21
2.2 Подготовка интервью (конкретная)……………………………………..25
2.3 Вопросники интервью…………………………………………………….26
2.4 Время, место и способ записи…………………………………………….26
2.5 Начало интервью…………………………………………………………….27
2.6 Основная часть интервью………………………………………………......28
2.7 Завершение интервью………………………………………………………28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ…….32
В журналистской практике на выбор жанра нередко влияет не только характер изображаемого объекта, но и место будущего материала в эфире, в рамках сложившейся рубрики, т.е. реальная производственная задача.
1.2 Понятие и виды интервью
Понятие интервью имеет несколько толкований:
· Интервью - наиболее гибкий метод сбора социологической информации, предполагающий проведение беседы (по определенному плану) с респондентом, основанной на непосредственном, личном контакте социолога и респондента.[6]
· Интервью (с психологической точки зрения) — способ получения социально-психологической информации с помощью устного опроса.[7]
· Интервью – метод сбора данных социологического исследования, заключающийся в том, что специально обученный интервьюер, как правило, в непосредственном контакте с респондентом устно задает вопросы, предусмотренные программой исследования.(социологический словарь)
· Интервью – особый вид исследовательского общения с индивидом, применяемый в качестве метода сбора информации.[8]
В основе интервью лежит беседа, при которой роли собеседников жестко закреплены, а цели ее заданы извне программой и задачами социологического исследования.
Достоинства интервью:
1. возможность получения глубинной информации о мнениях, мотивах, ценностных ориентациях респондентов;
2. повышается искренность и достоверность сведений вследствие непринужденной обстановки ситуации интервью;
3. возможность вести наблюдение за психологическими реакциями респондента и проводить корректировку получаемой информации (возможность сочетания с наблюдением);
4. повышается полнота реализации познавательных возможностей вопроса;
5. усиливается положительная ориентация респондента на серьезное отношение к опросу;
6. снимается проблема непоследовательного восприятия вопросов респондентом. интервью социологический анкета эмпирический
Недостатки интервью:
1. требует больших материальных и временных затрат; следовательно высоко влияние интервьюера на содержание получаемой информации;
2. высокая трудоемкость;
3. требует привлечения высокопрофессиональных специалистов.
Процедура интервью предполагает проведение следующих операций: а) выбор объекта (респондента, с которым следует проводить интервью); б) определение места и времени проведения интервью; в) запись ответов и оформление материалов.
В социологических исследованиях используется разнообразный спектр интервью, где существует множество классификаций, сконструированные по разным основаниям. В современной социологии выделяют ряд обязательных классификаций интервью, сформулированных по критериям.
1. По степени формализации, стандартизации и структуризации интервью как комплексный критерий:
а) Стандартизация представляет собой унификацию параметров интервью в рамках конкретного исследования, что обеспечивает возможность сопоставления его результатов;
б) Формализация – придание вопросам определенной формы, облика.
в) Структурирование – установление связи между элементами интервью: вопросами, темами.[9]
2. По количеству опрашиваемых респондентов:
а) Индивидуальные, где источником информации является индивид;
б) Групповые – одновременно опрашивается группа людей.
3. По процедуре:
а) однократное;
б) многократное (панельное) интервью предполагает сбор информации от одной и той же аудитории респондентов по единому вопроснику на протяжении определенного временного интервала;
в) фокусированное, ставящее целью изучение мнений относительно конкретно заданных ситуаций, явлений;[10]
г) глубинное интервью (клиническое,
интенсивное), которое используется:
для зондажа общественного
д) ненаправленное интервью (дает возможность высказаться респондентам по "наболевшим" вопросам, актуальным, злободневным проблемам дня. В данном случае инициатива в большей степени принадлежит респонденту, который сам выбирает и называет проблему, ее содержание и даже возможные пути решения.
3. По способу общения социолога и респондента:
а) личное интервью, проводимое в условиях непосредственного социального взаимодействия;
б) телефонное интервью, опосредованная форма общения с респондентом.
4. По месту проведения Интервью:
а) Интервью по месту жительства;
б) Интервью по месту работы, в ситуациях, когда проблема связана с изучением производственных ситуаций;
в) Интервью на улице.
5. По цели исследования:
1) Разведывательное, при необходимости
получить предварительную
б) Контрольное с целью проверки результатов проведенного интервью, или пилотаж инструментария;
в) Основное, где сбор информации по проблеме исследования на соответствующей выборке.
Все эти особенности и виды интервью
свидетельствуют об инвариантности
форм метода, ориентирующих на возможность
выбора и использования того или
иного вида интервью с учетом специфики
исследовательских задач и
1.3 Проведение интервью
Журналистика предлагает несколько подходов к интервью. Они вырабатывались годами, как в практическом, так и в теоретическом поиске. В теории журналистики советского периода было принято рассматривать интервью в двух основных ключах - как метод сбора информации и жанр. В научной и учебной литературе 1970-1980 годов были представлены два подхода к изучению интервью - методический и жанровый [11]. Первый рассматривал интервью в качестве инструмента сбора информации как вопросно-ответный метод получения сведений. Это, с одной стороны, существенно облегчало анализ родовых особенностей данного вида деятельности, но, с другой - не учитывало многообразия ситуаций, в которых оказывались журналисты во время подготовки и проведения интервью. Кстати, исследователи признавали некую ущербность подобного подхода и уязвимость его рекомендаций для практического применения.
Второй, так называемый «жанровый», подход - это рассмотрение интервью как метода организации текста со своей оригинальной структурой и формоопределяющими чертами. Он разрабатывался в системе координат жанров периодической печати. Интервью причислялось к информационным жанрам периодики, а его успешность, или эффективность, по мнению исследователей, зависела от идеологической подготовки автора.
Рассматривая интервью в двух плоскостях, исследователи на самом деле искусственно расчленяли творческий процесс. Они пытались механически описать его по строгим законам науки и упускали из виду, что природу журналистики надо искать на перекрестке разных сфер жизни - политики, массовой культуры, экономики, права. Кроме того, при таком условном делении от исследователей и авторов ускользали этические и нравственные коллизии, которые возникали в профессиональной деятельности журналистов и стоили большего внимания, чем их «партийная позиция».
В 1980 годы была сделана попытка
разрешить это противоречие - метод
и жанр стали рассматривать в
едином ключе диалектического
Существовал и третий подход к интервью, разрабатываемый в контексте этических проблем творческой деятельности журналиста. Но и тут рассматривались лишь некоторые случаи профессионального общения, содержащие конфликты интересов ситуации и предлагались пути их разрешения, которые в тех исторических условиях представлялись автору этически верными. И в этом подходе превалировала идеологическая оценка ситуации, а критерием нравственности служили нормы партийной дисциплины.
Лишь в середине 1990-х годов появляются разработки, посвященные нравственным принципам журналистики. Они требуют от журналиста ответственности перед отдельной личностью и свободы от идеологических стереотипов и партийной принадлежности. Профессиональное общение журналиста со своими источниками и героями рассматривалось здесь в контексте гражданской и личной ответственности, а также политической независимости авторов [11].
Более детально теория и
методология интервью разрабатывались
западными школами
Например, в ставшей уже хрестоматийной теории перевернутой пирамиды интервью с источниками подчиняется закону последовательных ответов на шесть традиционных вопросов: кто? что? когда? где? как? почему? В «перевернутой пирамиде» самый главный элемент события - его итог, результат - выносится в начало текста, а не наоборот. Это правило безошибочно срабатывает в процессе создания классической модели событийно-ориентированной новости, причем в самых разных культурных и языковых традициях. Перевернутая пирамида, благодаря своей формуле: "Главное - вперед" - позволяет быстро уловить основную информацию с самого начала, и его внимание сразу концентрируется на главных фактах.
Широкие возможности кроются в теории креативного интервью, когда участники беседы, обмениваясь сведениями, идеями, достигают такого уровня знания, к которому каждый из них не смог бы прийти в одиночку, самостоятельно. Автор этого подхода, Metzler K. считает, что журналист должен относиться к своим вопросам не «линейно», а творчески, чтобы готовый к публикации информационный продукт содержал неизвестную читателю информацию [11].
В последние годы в учебных
заведениях Европы и Америки большой
популярностью пользуется «новая»
методология интервью, разработанная
известным канадским
Все формы и варианты общения журналиста в профессиональных целях есть интервью в широком смысле слова. Конечно, поведение журналиста варьируется в зависимости от разнообразия целей, уровня поставленных задач и степени индивидуального участия в них журналиста. Но, тем не менее, во всех случаях интервью - это межличностное вербальное общение для получения информации и производства нового знания в целях удовлетворения информационных потребностей общества [11].
Из всех перечисленных взглядов на интервью подход Джона Саватски, отвергающего соревновательные и предлагающего партнерские отношения, пожалуй, ближе всего к реалиям современной журналистской практики. И все же этот подход не исчерпывает всех вариантов стиля поведения журналиста, вступающего в контакт с другими людьми для получения информации. Характеристики его взаимодействия с собеседником намного разнообразнее. Причем меняются они в зависимости от целого ряда факторов как индивидуального (например, от черт личности собеседников), так и социетального порядка (сложившихся отношений между общественными институтами, медиаорганизациями и отдельными журналистами).
Несмотря на концептуальные различия подходов, разнообразие типов и форматов, у интервью как метода получения сведений в целях информирования общества есть и вполне конкретные поведенческие стилистические приемы, которые могут быть использованы всеми журналистами. Перечислим различные их варианты.
Конфронтационный стиль, по мнению М.М. Лукиной, проявляется, когда журналист не доверяет своему источнику и в каждом событии ищет двойной смысл. Его вопросы часто бывают нелицеприятными, и собеседник ждет подвоха. Такой назойливый, «лезущий во все дыры» журналист-скептик. К примеру, предлагается «наметить план битвы», «разработать методику контрнаступления», «начать атаку вопросами». Хотя на самом деле необходимыми атрибутами успешной межличностной коммуникации являются сострадание, терпение и внимание к собеседнику. Однако таких репортеров, по мнению коллег, характеризуют скорее холодный расчет, жесткость и в некотором смысле агрессивная напористость. Именно такой поведенческий стиль повлиял на формирование в общественном сознании негативного стереотипа журналиста. Хотя это уже отживающий типаж, сложившийся задолго до начала эпохи информационной революции.
Элитарный стиль рождается в определенных социальных условиях в результате процессов социальной стратификации [11]. Он противостоит конфронтационной, соревновательной стратегии, а все его формы сводятся к обостренному чувству социальной ответственности журналиста, который стоит на страже интересов определенных социальных групп. В этом случае он выступает в роли учителя, «социального контролера» разных сторон жизни общества: экономики, политики, нравственности. Как ни странно, в отличие от журналиста, выбравшего соревновательную, конфронтационную модель поведения и стоящего на страже всего общества, представитель элитарного подхода «простому человеку» уделяет не слишком много внимания.
Информация о работе Интервью как жанр журналистики в телевизионной передаче “Новый день”