Издательская и коммерческая деятельность сми

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2013 в 19:18, курсовая работа

Описание работы

Цель настоящей нашей работы – исследование издательской и коммерческой деятельности средств массовой информации.
Актуальность темы. Многие экономисты, публицисты и особенно «демократическая общественность» предполагали, что предоставление гражданских свобод, включая свободу прессы, либерализация цен и формирование частной собственности автоматически приведут к появлению и развитию «четвертой власти» – свободных средств массовой информации.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ..............................................................................................................3
1.ИЗДАТЕЛЬСКАЯ И КОММЕРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СМИ КАК ИСТОЧНИК ДОХОДНОЙ ЧАСТИ БЮДЖЕТА…………………………….….5
1.1 Источники финансирования средств массовой информации.............5
1.2 Издательская деятельность СМИ........................................................9
1.3 Коммерческая деятельность СМИ.......................................................14
2. ИССЛЕДОВАНИЕ СОСТОЯНИЯ ИЗДАТЕЛЬСКОЙ И КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СМИ В РОССИИ..................................................................15
2.1 Цена на продукцию СМИ.......................................................................15
2.2 Продвижение продукции СМИ на рынке..........................................18
2.3 Особенности предпринимательской деятельность средств массовой информации России..............................................................................................24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.......................................................................................................29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ........

Файлы: 1 файл

Копия ТИП МИ КУРСОВАЯ.doc

— 151.00 Кб (Скачать файл)


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО  ПО ОБРАЗОВАНИЮ

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ  ИНСТИТУТ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ, ЭКОНОМИКИ И ПРАВА

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

Дисциплина: «Отечественная журналистика»

Тема: «Издательская и коммерческая деятельность сми»

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил:

Студентка 2 курса

Гуманитарного факультета

Дергачева Д.В.

Проверил:

Преподаватель Гусева М.С.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

НОВОКУЗНЕЦК

2010

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ..............................................................................................................3

1.ИЗДАТЕЛЬСКАЯ И КОММЕРЧЕСКАЯ  ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СМИ КАК ИСТОЧНИК ДОХОДНОЙ ЧАСТИ БЮДЖЕТА…………………………….….5

1.1 Источники финансирования  средств массовой информации.............5

1.2 Издательская деятельность СМИ........................................................9

1.3 Коммерческая деятельность СМИ.......................................................14

2. ИССЛЕДОВАНИЕ СОСТОЯНИЯ ИЗДАТЕЛЬСКОЙ И КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СМИ В РОССИИ..................................................................15

2.1 Цена на продукцию СМИ.......................................................................15

2.2 Продвижение продукции СМИ  на рынке..........................................18

2.3 Особенности предпринимательской деятельность средств массовой информации России..............................................................................................24

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.......................................................................................................29

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ..................................................31

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

        Введение

       Курсовая работа состоит из введения, двух основных частей и заключения.

   Цель настоящей нашей работы – исследование издательской и коммерческой деятельности средств массовой информации.

     Актуальность темы. Многие экономисты, публицисты и особенно «демократическая общественность» предполагали, что предоставление гражданских свобод, включая свободу прессы, либерализация цен и формирование частной собственности автоматически приведут к появлению и развитию «четвертой власти» – свободных средств массовой информации.

На поверку всё пока совсем не так. Определение «продажный»  применительно к СМИ употребляется  даже чаще, чем к понятию «политика».

Можно сказать, что спустя двадцать лет после Советов российские СМИ представляют собой вялый рынок, доверие к СМИ в обществе снижается, корпоративная этика отсутствует. Сами СМИ являются ареной постоянного передела собственности, среди журналистской общественности считается, что в ряде регионов свободы СМИ нет. Говорить же о влиятельности четвертой власти можно только применительно к центральным телевизионным каналам. По отношению же к печатным (и особенно провинциальным) СМИ о любых разоблачениях говорится только в презрительном тоне – «слив компромата». Это резко контрастирует с надеждами конца восьмидесятых - начала девяностых годов, когда тиражи росли, появилось много молодых талантливых репортёров, были созданы популярные новые издания.

Это не беда, это судьба, причем не только средств массовой информации, но и таких заметных сфер социальной деятельности как просвещение, здравоохранение, охрана правопорядка и осуществление правосудия. Когда-то они ставили перед собой цель, соответственно: учить, лечить, обеспечивать безопасность и правосудие. Теперь цель у всех одна  – «делать деньги». Циничная форма, в которой это преподносится обществу, вызывает у него неагрессивное (пока ещё) раздражение и неприязнь. Такое отношение «народа» к представителям основ социального бытия и самим основам чревато чем угодно. В том числе и повторением событий без малого столетней давности.

Тем не менее, перед представителями  средств массовой информации стоят  вопросы не только социальной риторики и практики (этим бы государству  заняться). И главный вопрос здесь: как достойно зарабатывать на достойную жизнь?

Задачи работы:

-рассмотреть место  издательской и коммерческой  деятельности деятельности средств  массовой информации как способа  формирования дохода;

-исследовать содержание  коммерческой издательской и деятельности СМИ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  

 

 

1. ИЗДАТЕЛЬСКАЯ  И КОММЕРЧЕСКАЯ  ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ  СМИ КАК ИСТОЧНИК ДОХОДНОЙ ЧАСТИ БЮДЖЕТА

1.1 Источники  финансирования средств массовой  информации

Дотации и субсидии

Средства массовой информации (СМИ) – периодические печатные издания, радио-, теле- и видеопрограммы, кинохроникальные программы, иные формы распространения массовой информации.

Доходная часть бюджета  СМИ зависит от типа средства массовой информации и от его организационно-правовой формы.

Бюджет СМИ, например, печатного периодического издания складывается из следующих источников:

-поступления от подписки;

-поступления от реализации изданий в розницу;

-поступления от рекламодателей;

-поддержка из федерального или местного бюджета.

Государство по мере возможностей пытается помочь средствам массовой информации.

Но его субсидии далеко не покрывают всех расходов печатных периодических изданий и телерадиокомпаний.

В 2011 году из федерального бюджета на поддержку СМИ планируется  выделить 58,8 млрд руб., что почти  на 4% меньше, чем в 2010-м, следует из опубликованных Минфином «Основных направлений бюджетной политики на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов». Тем самым в общих расходах федерального бюджета затраты на СМИ составят 0,6%. Предполагается, что через два года субсидии СМИ незначительно возрастут, до 60,6 млрд руб., но уже в 2013 году вновь уменьшатся до 54,4 млрд руб.

Одной из статей расхода  останутся дотации общероссийским доступным телеканалам по распространению  сигнала, указано в подготовленном Минфином документе. В 2010 году субсидии ОАО «Первый канал», ОАО «Телекомпания НТВ» и ОАО «Телерадиокомпания „Петербург“» на оплату услуг по распространению их программ в городах с населением менее 200 тыс. человек определены в 4,689 млрд руб., говорится в тексте федерального бюджета на этот год.

                               Подписка или абонентская плата

Что бы не говорилось о  доходах от рекламы, годовая подписка (для печатных СМИ) или абонентская  плата (для кабельных каналов  телевидения) остаются одной из ведущих  статей доходов СМИ.

Подписка как метод  распространения периодической  печати обладает рядом достоинств. Читателю она удобна тем, что в  течение подписного периода ему  на дом доставляют выписанное издание. И тем, что, уплатив за подписку, он освобождается в течение этого периода от дальнейших расходов. Редакции же, как мы знаем, подписка удобна тем, что она сразу получает от подписчика крупную денежную сумму. Подписка дает ей большую и верную часть денег от реализации тиража.

На рынке подписки в настоящее время действуют несколько конкурентных организаций, монопольное положение среди которых занимают Роспечать, «Объединенный каталог» и Агентство подписки и розницы. Последнее осуществляет подписку через почту, оплачивая ее услуги.

В редакциях выработали и использовали множество различных приемов привлечения подписчиков. Кроме обычной подписки на почте предлагают, например льготную подписку в редакции – до определенного срока для некоторых категорий малоимущих читателей – ветеранов войны, инвалидов, пенсионеров, значительно уменьшив для них подписную цену. Стремясь увеличить количество подписчиков в провинции, там же объявили совместную подписку в редакциях некоторых газет, выходящих в регионах. Желающие могут одновременно выписать со скидкой два издания – столичный еженедельник и свою, местную газету.

Широкое распространение  получила так называемая альтернативная подписка. Редакция заключает договоры с частными распространителями, которые подписывают читателей в районах своего проживания. Забирая ежедневно в редакционной экспедиции определенное количество экземпляров газеты, они доставляют их подписчикам.

Существует так называемая подписка с подкреплением. Для привлечения подписчиков редакции предоставляют им возможность участия в конкурсах и лотереях, где разыгрываются различные призы. В зависимости от своей финансовой базы редакции комплектуют набор выигрышей.

Редакции небольших региональных и местных изданий используют иные формы подкрепления подписки, нередко ограничиваясь предоставлением победителям конкурсов и лотерей недорогих памятных подарков или бесплатной подписки.

Общее падение доходов  от подписки на печатные издания составило 8,3 миллиарда рублей (30,3 проц.), хотя количество подписных наименований снизилось незначительно.

В целом, и это тенденция, рынок подписки на периодическую печать весьма нездоров. Главная проблема в том, что «Почта России» не решает вопроса доставки изданий в срок. Кроме сроков доставки рынок подписки «болен» еще и своими ценами. Сравним этот показатель со стоимостью подписки в США. Один номер газеты «Вашингтон пост» обходится американскому подписчику в 8,5 рубля, тогда как за один номер газеты «Аргументы и факты» подписчик в Москве платит 21 рубль.

                                                        Розница

Продажа издания в  розницу – второй важнейший метод его распространения. Значение возрастает.

У розницы есть недостаток: для того чтобы купить газету, надо выйти из дома и подойти к ближайшему газетному киоску, или найти лоток, или иного частного продавца периодикой. Это неудобно для больного или пожилого человека, который не может покинуть свой дом. Однако этот недостаток розницы компенсируется ее достоинствами. Для журналистов же преимущество розницы – это возможность изменять цену номера: повышать ее при изменении условий выпуска газеты или снижать (в последнем случае с соответствующей рекламой). Розница позволяет при необходимости допечатать дополнительный тираж номера с сенсационной информацией. Более того, она дает возможность, если это требуется, напечатать второй выпуск газеты с сообщением о дальнейшем развитии важного события. На Западе подобное практикуют уже в течение двух веков.

Розница, наконец, дает редакции возможность регулировать «географию»  распространения, направляя большую  часть тиража в тот регион, город  или даже в отдельный его район, где возник усиленный спрос на вышедший номер. Правда, распространение издания в сельской местности, где нет почтовых отделений или газетных киосков, с помощью розничной продажи весьма затруднено.

Вообще же розница  несравненно гибче подписки. Однако переход к ней неизбежно поставит редакцию перед новыми проблемами. Оптимальным вариантом для многих газет и журналов по-прежнему остается сочетание розницы и подписки в особом соотношении для каждого конкретного издания. И если подписка достаточно точно определяет размеры подписной части тиража, то определить количество экземпляров газеты, печатаемых для второй его части – розницы, труднее. Однако редакционная практика выработала приемы, облегчающие решение этой задачи.

Оказалось, что, установив среднюю величину розничного тиража издания, его распространителю придется регулировать ее, учитывая не только время года, его сезон – летом газету обычно покупают хуже, чем зимой, – но и дни недели. Розничный тираж издания, выходящего в понедельник, больше, чем в другие дни, – у него меньше конкурентов. Уменьшается тираж и субботнего номера летом по уже известным нам причинам. Постепенно вырабатывается временной ритм регулирования размеров розничного тиража.

Некоторые периодические  издания распространяют в розницу весь свой тираж или большую его часть. Это новые газеты и журналы, еще неизвестные читателям и поэтому не имеющие возможность рассчитывать на подписку. Через несколько месяцев розничной продажи они объявляют подписку.

На рынке периодических  изданий используют множество способов и приемов розничной продажи. Один из самых распространенных – продажа газет и журналов в киосках.

Все более активно  используется лотковая продажа периодических  изданий, а также их продажа частными распространителями с рук (ручниками). Лоточники и ручники покупают газеты и журналы прямо в редакции. Количество экземпляров определяется при этом спросом на их товар, а также финансовыми и физическими возможностями самого частного распространителя. Их достоинсто – мобильность

В настоящее время в России существует недостаточное количество розничных точек по продаже прессы. Даже в Москве– одна точка уже почти на 3000 человек, а в среднем по России этот показатель еще ниже.

 

                    1.2 Издательская деятельность СМИ

В поисках новых источников доходов газетные и журнальные редакции обращаются к издательской деятельности. По своему характеру и направлению она во многом совпадает с работой редакционных сотрудников, занятых подготовкой и выпуском печатного периодического издания, и не требует поэтому их профессионального переключения.

Издательская деятельность редакции разворачивается на двух направлениях – газетном и книжном. Иногда редакция сосредоточивается на одном из них, но нередко сочетает их.

Информация о работе Издательская и коммерческая деятельность сми