Эмоционально-экспрессивная лексика в современной русскоязычной прессе на примере газеты "Листок""

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 13:42, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломной работы заключается в исследовании природы и функций экспрессивных средств и их роли в процессе языкового творчества журналистов.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
- рассмотреть различные точки зрения ученых, связанные с понятием “экспрессивность”;
- определить предназначение экспрессивной функции языка;
- исследовать роль и значение экспрессии в публицистике;
- выявить экспрессивные единицы, используемые СМИ, осмыслить их семантику;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3

Глава 1. Функционирование эмоционально-экспрессивной лексики в публицистическом тексте 5

1.1. Особенности публицистического стиля 5

1.2. Проблема понятия “экспрессивность” в современной лингвистике 14

Выводы первой главы 29

Глава 2. Особенности реализации экспрессивной лексики в публицистическом тексте 31

2.1. Языковая специфика прессы 31

2.2. Экспрессивная лексика на страницах региональной газеты

“Листок” 40

Заключение 52

Список использованной литературы 54

Файлы: 1 файл

КурсачпоСРЯ!!!.docx

— 81.56 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

ВВЕДЕНИЕ 3

 

Глава 1. Функционирование эмоционально-экспрессивной  лексики в публицистическом тексте 5

 

1.1. Особенности публицистического  стиля 5

 

1.2. Проблема понятия “экспрессивность”  в современной лингвистике 14

 

Выводы первой главы 29

 

Глава 2. Особенности реализации экспрессивной лексики в публицистическом тексте 31

 

2.1. Языковая специфика  прессы 31

 

2.2. Экспрессивная лексика  на страницах региональной газеты 

 

“Листок” 40

 

Заключение 52

 

Список использованной литературы 54

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Речевое воздействие как  в художественной литературе, так  и в публицистике осуществляется с помощью определенных речевых  средств. С целью достижения психологического эффекта журналист постоянно стремится отойти от традиционных форм, найти для выражения старого содержания свежие, более выразительные языковые средства, к которым мы относим и языковую экспрессию.

 

Экспрессивность является в  настоящее время одной из наиболее активно исследуемых лингвистических  категорий. Полно и ярко экспрессия представлена в газетной публицистике, поскольку ее язык призван, как известно, воздействовать на массы читателей, внушая им те или иные идеи, способствуя  появлению не только эмоциональной  реакции в форме переживаемого  чувства-отношения, но и реакций  в форме действий и поступков. Первостепенная роль в этом процессе принадлежит журналисту, как творческой языковой личности.

 

Цель дипломной работы заключается в исследовании природы  и функций экспрессивных средств  и их роли в процессе языкового  творчества журналистов.

 

Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие  задачи:

 

- рассмотреть различные  точки зрения ученых, связанные  с понятием “экспрессивность”;

 

- определить предназначение  экспрессивной функции языка; 

 

- исследовать роль и  значение экспрессии в публицистике;

 

- выявить экспрессивные  единицы, используемые СМИ, осмыслить  их семантику; 

 

- определить роль журналиста  в процессе использования экспрессии  на страницы СМИ. 

 

Актуальность исследуемой  темы обуславливается:

 

большим вниманием к исследованию эмоционально-экспрессивной лексики  в лингвистической литературе;

 

модернизацией текстов публицистического  характера;

 

проблемным отношением к  понятию “экспрессивность” в  современной лингвистике.

 

Научная новизна работы состоит  в детальном рассмотрении специфики  реализации единиц эмоционально-экспрессивной  лексики в газетных статьях, написанных в жанре публицистики, изучении особенностей воздействия на читателя выразительных  слов.

 

Теоретическая значимость определяется тем, что при анализе фрагментов текста разрешается ряд проблем, связанных с возникновением дополнительных смыслов при взаимодействии эмоционально-экспрессивных  слов между собой.

 

Практическая ценность заключается  в возможности использования  результатов дипломного исследования в процессе вузовского преподавания курсов “Современный русский язык. Лексика”, “Стилистика русского языка”, организации спецсеминаров и  спецкурсов для студентов-филологов, посвященных анализу единиц языка  в СМИ.

 

Объектом исследования является газета “Листок”.

 

Предмет исследования дипломной  работы - единицы эмоционально-экспрессивной  лексики, реализуемые на текстовом  уровне и функционирующие как  средства речевого воздействия на читателя, а также их роль в процессе журналистского творчества, связанного с отображением социальной действительности.

 

Методы исследования - описательный, прием количественных подсчетов. ЕЩЁ!!!!!

 

Структура работы включает в себя введение, две главы, заключение и список использованной литературы. ПОДРОБНО!!!

 

Глава 1. Функционирование эмоционально-экспрессивной  лексики в публицистическом тексте

 

1.1. Особенности публицистического  стиля 

 

Публицистический стиль  занимает особое место в системе  стилей литературного языка, поскольку  во многих случаях он должен перерабатывать тексты, созданные в рамках других стилей. Научная и деловая речь ориентированы на интеллектуальное отражение действительности, художественная речь - на её эмоциональное отражение. Публицистика играет особую роль - она  стремится удовлетворить как  интеллектуальные, так и эстетические потребности. Выдающийся французский  лингвист Ш. Балли писал, что "научный  язык - это язык идей, а художественная речь - язык чувств" [4. С.10].

 

К этому можно добавить, что публицистика - язык и мыслей, и чувств. Важность тем, освещаемых средствами массовой информации, требует  основательных размышлений и  соответствующих средств логического  изложения мысли, а выражение  авторского отношения к событиям невозможно без использования эмоциональных  средств языка.

 

Особенностью публицистического  стиля является широкий охват  лексики литературного языка: от научных и технических терминов до слов обыденной разговорной речи. Иногда публицист выходит за рамки  литературного языка, используя  в своей речи жаргонные слова.

 

Итак, публицистический стиль, одну из разновидностей которого и  составляет газетная речь (газетный подстиль), оказывается весьма сложным явлением из-за неоднородности его задач и  функций.

 

Одной из важных функций  публицистики (в частности ее газетно - журнальной разновидности) является информационная. Стремление в кратчайший срок сообщить о свежих новостях не могло не найти отражения и  в характере коммуникативных  задач, и в речевом их воплощении. Следует однако учитывать, что газета отличается существенным своеобразием условий языкового творчества: она создается в кратчайшие сроки, порой не дающие возможности довести до идеала обработку языкового материала. В то же время она создается не одним лицом, а множеством корреспондентов, которые готовят свои материалы часто в отрыве один от другого.

 

Основной стилистический принцип публицистики В.Г. Костомаров определяет как “единство, сопряжение экспрессии и стандарта” [38. С.23], составляющее специфику газетной речи. Конечно, в  известном смысле сопряжение экспрессии и стандарта (в тех или иных "дозах") свойственно всякой речи вообще. Однако важно, что именно в  газетной публицистике, в отличие  от других речевых разновидностей, это единство становится стилистическим принципом организации высказывания. В этом главный смысл и, несомненно, ценность концепции В.Г. Костомарова.

 

На стилистику публицистической, прежде всего газетной, речи сильное  влияние оказывает массовый характер коммуникации. Газета - одно из наиболее типичных средств массовой информации и пропаганды. Здесь массовым оказывается  и адресат, и автор. Собственно, газета и конкретный корреспондент выступают  не от имени какого-то одного лица или  узкой группы лиц, а, как правило, выражают позицию миллионов единомышленников. В связи с этим одной из характерных  стилистических черт публицистической, особенно газетной речи, является своеобразная собирательность, находящая свое выражение  в особенностях значений и функционировании языковых единиц.

 

Для газеты характерны также  поиски хлестких и метких оценок, требующих  необычных лексических сочетаний, особенно при полемике. Свойственно  публицистике и образное употребление слов: метафоры, метонимии, особенно олицетворения. Для публицистической речи характерно метафорическое использование терминологии.

 

Материалом для создания газетно-публицистической лексики  служит весь словарь литературного  языка, хотя некоторые его разряды  особенно продуктивны в публицистике.

 

Тематическая неограниченность газетно-публицистического стиля  определяет необычайную широту и  разнообразие его лексики. С этой точки зрения публицистика - наиболее богатая разновидность литературы.

 

Количество употребляемых  слов хотя и показательно для общей  характеристики лексики, но не свидетельствует  о ее внутренних качествах, о ее богатстве, выразительности. Количество далеко не всегда переходит в качество. Чтобы  познать своеобразие лексики, надо определить характер, особенности использования  слова в той или иной разновидности  речи.

 

Каждый стиль по-своему распоряжается словом. Так, научная  речь стремится ограничить значение слова понятием - четким, очерченным, стабильным, выделить, подчеркнуть  понятийное. Разговорная речь отличается наибольшей подвижностью слова, имеющего широкое, слабо дифференцированное, расплывчатое значение.

 

Принципиальное отличие  публицистического слова заключается  в большой роли в нем эмоционального, приобретающего в рамках газетно - публицистического  стиля оценочный характер. Публицистика - это литература по общественно-политическим вопросам современности. Предмет публицистики - жизнь в обществе, политика, экономика - касается интересов каждого человека. А там, где есть интерес, не может  быть безразличия, индифферентности. Невозможно бесстрастно писать о том, что  волнует миллионы людей, например, об этнических конфликтах, о ценах и  инфляции. Вялые выражения, обтекаемые формулировки здесь просто неприемлемы, невозможны. Необходима оценка социальных, политических явлений, тенденций и  процессов. По самой своей сути публицистика призвана активно вмешиваться в  жизнь, формировать общественное мнение. Публицист не пассивный регистратор  событий, а активный их участник, страстно и открыто отстаивающий идеи, которым  он привержен.

 

Напомним, что газетно-публицистический стиль выполняет функции воздействия  и сообщения (информирования). Журналист  сообщает о фактах и дает им оценку. Взаимодействие этих двух функций и  определяет употребление слова в  публицистике. По сравнению с другими  функциональными стилями (конечно, кроме художественного и разговорно-бытового), доля средств и способов достижения экспрессивности оказывается в публицистической речи в целом весьма высокой. Не случайно характеристику публицистического стиля обычно ограничивают описанием специфически экспрессивных средств.

 

Экспрессия газетной речи может осуществляться в разных формах, конечно, не только готовыми внеконтекстуальными  языковыми выразительными средствами. Иногда подчеркивают интеллектуальность современной газеты, в противоположность  прямой агитационности "в лоб", выражающейся в открытой речевой  экспрессивности. Не вполне верно противопоставлять  эти два свойства. Следует помнить, что и форма сдержанного, спокойного доказательства способна быть выразительной, т.е. экспрессивной, оказываться воплощением  той же воздействующей функции. В  том и состоит стилистическое мастерство пишущего, чтобы, исходя из требований конкретной коммуникации, выбрать наилучшие в данном контексте  языковые средства воздействия на читателя.

 

Призывность, лозунгово-декларативный  характер выражения проявляются  в побудительном характере речи (при использовании стилистических возможностей категории наклонения, средств синтаксиса), простота и  доступность - в сравнительной несложности  синтаксических конструкций (выражающейся даже при употреблении сложных предложений  в прозрачности их структуры, легкой ее членимости и четкости выражения  смысловых и грамматических связей), в использовании общеупотребительной  лексики и комментировании привлекаемой терминологии. Речевая выразительность  реализуется в стилевом "эффекте  новизны", в стремлении к необычности, свежести словосочетаний, а значит, и семантики слов, и, кроме того, в стремлении избегать повторений одних  и тех же слов (помимо терминов), оборотов, конструкций в пределах небольшого контекста, в широком применении средств словесной образности.

 

Функция сообщения обусловливает  употребление нейтральной, общестилевой лексики, в которой особую роль играет политическая, экономическая - вообще, концептуальная лексика. Например, слова-термины. В принципе, весь спектр литературного  языка открыт для публицистики. Но главный критерий употребления, отбора речевых средств - общедоступность. Исключаются языковые средства, не обладающие этим качеством: узкоспециальные  слова и выражения, диалектизмы, арготизмы, поэтизмы, варваризмы - все, что может вызвать затруднения  в понимании сообщения. Как писал  один из журналистов, "газету читают академики и рядовые рабочие, старики и молодые, учителя и  инженеры, врачи... Газету читает народ... Поэтому газетное слово должно быть простое слово, обладающее, однако, способностью очень ясно и очень точно выражать самые сложные понятия" [22. С.12]

 

Функция воздействия (экспрессивная  функция), важнейшая для газетно - публицистического стиля, обусловливает  острую потребность публицистики в  оценочных средствах выражения. И публицистика берет из литературного  языка практически все средства, обладающие свойством оценочности. Интересно, что некоторые толковые словари русского языка, дают к некоторым  словам стилистические пометы "газетное", "публицистическое". Это означает, что данные слова характерны для  газеты, публицистики, закреплены за ними. Оказалось, что почти все эти  слова имеют яркую оценочную  окраску.

 

Таким образом можно выделить следующие функции СМИ:

 

- информационную (сообщение  о положении дел, разного рода  фактах и событиях);

 

- комментарийно-оценочную  (изложение фактов сопровождается  комментарием к ним, их анализом  и оценкой);

 

- познавательно-просветительную  (передавая многообразную культурную, историческую, научную информацию  СМИ способствует пополнению  фонда знаний своих читателей,  слушателей, зрителей);

 

- функцию воздействия  (СМИ не случайно называют четвертой  властью: их влияние на взгляды  и поведение людей достаточно  очевидно, особенно в периоды  так называемых инверсионных  изменений общества или во  время проведения массовых социально-политических  акций, например в ходе всеобщих  выборов главы государства);

 

- гедонистическую (речь  здесь идет не просто о развлекательной  информации, но и о том, что  любая информация воспринимается  с большим положительным эффектом, когда сам способ её передачи  отвечает эстетическим потребностям  адресата.

 

Газета рождает и культивирует и свою фразеологию. Устойчивые сочетания  являются готовым арсеналом газетных стандартов и нередко переходят  в штамп.

Информация о работе Эмоционально-экспрессивная лексика в современной русскоязычной прессе на примере газеты "Листок""