Корпоративные средства массовой информации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 23:32, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: изучить специфику современного корпоративного издания: дизайн и жанры, разобраться в тематическом разнообразии материалов корпоративных изданий и технологические особенности корпоративных средств массовой информации.
В соответствии с целью, объектом, предметом и выдвинутой гипотезой были определены следующие задачи исследования:
1. На основе научной литературы дать определение понятию «корпоративные средства массовой информации», выявить сущность понятия корпоративного издания в историческом и современном контексте.
2. Изучить мировой опыт издания корпоративных средств массовой информации, определить особенности трансформации корпоративных изданий.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………...
1 Понятие «корпоративные средства массовой информации» и мировой опыт издания корпоративных средств массовой информации…………
1.1 Виды корпоративных СМИ…………………………………………….
1.2 Цели и задачи издания корпоративных СМИ…………………………
1.3 Самодеятельность или аутсорсинг?.........................................................
1.4 Цена вопроса……………………………………………………………..
1.5 Краткий обзор корпоративных СМИ мира……………………………
1.5.1 Английский вариант………………………………………………….
1.5.2 Российский вариант…………………………………………………..
Выводы по 1 главе…………………………………………………………..
2 Структура номера корпоративного СМИ……………………………….
2.1 Интернет-страница против печатной версии………………………….
2.2 Публикации………………………………………………………………
2.3 Жанры…………………………………………………………………….
2.4 Дизайн…………………………………………………………………….
2.4.1 Размерные характеристики……………………………………………
2.4.2 Верстка…………………………………………………………………
2.4.3 Иллюстрации…………………………………………………………..
2.4.4 Заголовки……………………………………………………………….
2.4.5 Рубрики………………………………………………………………..
Выводы по 2 главе…………………………………………………………...
Заключение…………………………………………………………………...
Сноски………………………………………………………………………..
Список использованных источников……………………………………….

Файлы: 1 файл

1 Корпоративные средства массовой информации.doc

— 359.00 Кб (Скачать файл)

В зависимости от задач  периодического издания, особенностей его целевой аудитории, содержательно-тематической модели и его имиджа определяется структура – состав и строение его номера.

Цели и задачи издания  обусловливают основные его характеристики, главные тематические направления  выступлений, формирование важнейших  разделов и соотношение между ними, жанровую систему публикаций, систему рубрик и т.д.

Немалое значение имеют  особенности аудитории издания, ее состав, интересы, информационные запросы. Они влияют не только на тематику материалов номера, но и на его дизайн, специфику форм подачи информации на печатных страницах.

Важный фактор, определяющий структуру номера, – содержательно-тематическая модель издания. Его общая долговременная модель, фиксирующая постоянные характеристики, конкретизируется в моделях отдельных номеров, связанных с определенным периодом – днем недели, временем года, сезоном, кампанией.

Формируя структуру  номера, отвечают на четыре главных  вопроса. Что включить в номер? В  каком соотношении должны находиться различные части его содержания? Как их расположить? Как подать материал, какие формы для этого использовать?

В поисках ответа на первый вопрос мы приходим к выводу, что, во-первых, каждый номер газеты должен состоять из материалов, посвященных самым  важным вопросам современности –  «злобе дня», поднимать самые актуальные проблемы, волнующие общественность. И, во-вторых, – в каждом номере для этого должны присутствовать самые разнообразные и разнородные материалы. Они образуют систему публикаций номера.

Публикации номера периодического издания образуют систему, все элементы которой взаимосвязаны и дополняют друг друга. Они различаются по их основным признакам – основаниям. Одно из таких оснований – источник информации, место, где она подготовлена. В зависимости от этого вся информация, включаемая в номер, делится на две части. Большая ее часть создается в самой редакции, ее журналистами. Это редакционная журналистская информация. Другая часть – внередакционная информация – создается государственными и общественными органами и организациями, информационными агентствами, а также внередакционными авторами: нештатными журналистами, авторами писем в редакцию и др. Она также подвергается в редакции обработке, превращаясь в журналистскую информацию.

«Публикации, входящие в  номер, различаются и по другому  основанию – средству отображения действительности. В газете – это напечатанное слово – вербальная информация и иллюстрации – визуальная информация. В зависимости от этого все публикации здесь разделяются на текстовые и иллюстрационные.

Третье основание деления публикаций номера – метод отображения действительности. В зависимости от назначения его произведения журналист пользуется различными методами.»40 Чаще всего – публицистическим методом, создавая заметку, репортаж, статью или тексты в других жанрах газетной публицистики. Но если ему нужно написать фельетон или сатирическую заметку, он обращается к сатирическому методу отображения действительности. При необходимости он может обратиться и к художественному методу, написав, если у него есть соответствующий талант, стихотворение в номер или рассказ.

Но, пожалуй, важнейшее  – четвертое основание деления  публикаций в номере – их назначение, функция. Это, прежде всего, определяет место и роль публикации в номере периодического издания.

Можно ввести и другие признаки публикаций, определяющие основу структуры номера, например «географию» материалов или состав авторов и др. Но решающую роль играют вышеуказанные четыре признака.

По их назначению все  вербальные – текстовые публикации в номере печатного периодического издания четко разделяются на восемь групп или типов. Это публицистические материалы, документальные и официальные публикации, статистические данные, научные и технические материалы, литературно-художественные публикации, справочные, развлекательные и, наконец, реклама и частные объявления. Выбор публикации того или иного типа для конкретного номера и занимаемое ею место обусловлены задачами, которые ставит перед собой редакция.

Официальные материалы  часто дополняются статистическими данными. Почти всегда их готовят вне редакций – в статистических органах и других государственных и негосударственных структурах – в форме отдельных текстов: цифровых таблиц, сопровождаемых минимальным комментарием. В редакциях их обрабатывают и готовят к публикации: проверяют, не вкралась ли в них ошибка, иногда таблицу перестраивают, помогая читателю понять значение приведенных в ней цифр.

Цифра в такой таблице  является статистическим фактом –  специфическим отражением факта реальной действительности. Чаще всего она представляет собой результаты анализа совокупности нескольких эмпирических, реальных фактов, обобщенных с помощью некоторых специальных приемов исследования. Поэтому статистические данные помогают читателю газеты получить представление не только о результатах спортивных состязаний – олимпиад, футбольных встреч или шахматных матчей, но и о ситуациях, возникающих в различных областях политики, экономики и культуры, о развитии важнейших отраслей промышленности и сельского хозяйства всей страны или ее региона. Успехи или неудачи государственной, экономической, финансовой деятельности можно описать и проанализировать в статье или другом публицистическом тексте, но можно сжато представить ее результаты в статистической таблице.

Этим объясняется внимание многих газетных редакций к публикации статистических данных. Прежде всего, это относится к деловым изданиям, предназначенным для бизнесменов, предпринимателей, менеджеров государственных и коммерческих предприятий и фирм. Читатели таких газет внимательно изучают публикуемые здесь таблицы и сводки.

Однако вся эта информация может принести пользу лишь при соблюдении нескольких условий. «Во-первых, ее не должно быть слишком много: восприятие цифровых данных читателем имеет определенные границы. Преступить их – значит снизить способность человека к осмыслению прочитанных цифр. И, во-вторых, статистические, цифровые данные, подаваемые на газетные страницы, должны быть предварительно обработаны журналистом – не только перепроверены, но и сконцентрированы на тех направлениях, которые представляют интерес для читателей. Наибольший эффект публикация статистических данных даст при их объединении с публицистическим комментарием журналиста.»41

Обязательным элементом  системы публикаций разных типов  в подавляющем большинстве газет являются справочные материалы. Обычно они печатаются в конце последней страницы номера, но нередко их помещают и на других страницах. А самые важные для читателя, например, сообщение о соотношении курсов рубля, доллара и евро, могут вынести и на первую страницу. В каждом издании – в соответствии с особенностями его целевой аудитории – устанавливается свой набор справочных материалов: телевизионные и радиопрограммы на очередную неделю или на каждый день, репертуар местных театров и кинотеатров, сводки погоды, расписание авиарейсов, железнодорожных и автобусных маршрутов и т.д. Значительную часть справочных публикаций составляет так называемая превентивная информация – сообщения о собраниях, конференциях, встречах, спортивных соревнованиях, фестивалях и тому подобных мероприятиях, которые должны будут проведены в ближайшее или более отдаленное время. К справочным материалам относится и информация, связанная с частной жизнью граждан: о вступлении в брак, юбилеях и даже некрологи – заключенные в траурные рамки краткие сообщения о смерти. К ним примыкают небольшие тексты, сопровождающие корреспонденцию или статью и публикуемые часто под заголовком «Справка». Обычно они содержат сжатую дополнительную информацию о биографии лица, упомянутого в основном тексте, или о результате деятельности его предприятия или фирмы.

Острая конкуренция  на рынке периодических изданий  привела к возрастанию значения развлекательных (рекреационных) публикаций в газетах. Кроссворды и сканворды, шахматные и шашечные этюды, «загадочные картинки», подборки исторических анекдотов и остроумных

изречений и тому подобные материалы пользуются популярностью  у читателей. Они играют двойную роль: с одной стороны, дают читателям возможность развлечься, отдохнуть после трудового дня, с другой – расширяют их кругозор, знакомя с новыми понятиями и терминами, развивая смекалку и тренируя память.

Отдельный и весьма важный тип публикаций в газете составляют рекламные материалы. Их значение для редакции обусловлено не только тем, что они предоставляют читателям рекламную информацию, но и тем, что публикация рекламных объявлений является для подавляющего большинства газетных редакций важнейшим источником доходов и обеспечения их экономической, финансовой базы.

 

2.3 Жанры.

 

Текстовые публикации в  газете различаются содержанием и формой. Один из важнейших элементов формы публикации – ее жанр. «Под жанром журналистского произведения понимают устойчивые особенности его содержательно-тематических характеристик, типа отображаемой действительности, композиции, стилистики. Эти особенности жанра не зависят от воли журналиста, наоборот, выбрав какой-либо жанр для своей публикации, он вынужден считаться с его особенностями и возможностями.»42

Выбор той или иной жанровой формы диктуется не только требованиями редакционного плана и творческими интересами журналиста, но и ее особенностями, признаками. К ним относятся: назначение жанра, объект, предмет и методы отображения, выразительные средства, стилистика текста и роль автора.

Важнейшее значение имеет, конечно, назначение, функция жанра. Назначение заметки – сообщение новости, оперативной информации. Назначение репортажа – рассказ о событии его очевидца или участника. Выбор корреспонденции определяется ее назначением – формы анализа конкретной ситуации. Когда автор ставит перед собой задачу создания публицистического образа человека, он обращается к очерку. Когда ему нужно выступить против социального зла, раскрыть отрицательные черты характера человека, он избирает жанр фельетона. Журналист знает или интуитивно постигает целевое назначение различных жанров и обращается к ним в соответствии с задачей, которую решает. Ошибочный выбор жанра его выступления в газете может помешать ему успешно выполнить полученное задание. Он не сможет, например, передать свое впечатление от встречи с интересным человеком в корреспонденции, ему придется для этого написать зарисовку или даже очерк.

Жанры различаются особенностями  своей стилистики. Заметка пишется предельно сжато и просто, в ней нет ничего лишнего. Иной стиль у репортажа – его автор использует яркие эпитеты, красочные сравнения, детали и подробности, его рассказ динамичен и эмоционален. Для стиля статьи характерны деловитость, насыщенность размышлениями, опора на факты. Раскрывая свою мысль, автор стремится убедить читателя в своей правоте, приводя аргументы, подтверждающие его выводы. Приступая к написанию очерка, журналист обращает внимание на образность своего языка и стиля, его текст во многом сближается с художественным произведением, отличаясь от него, однако, в главном – он строго документален, в нем нет места вымыслу. А для фельетона характерно активное использование сатирических средств – иронии и насмешки, гиперболы, сарказма и гротеска.

Без учета важнейших  особенностей стилистики различных  жанров публицистики трудно создать  журналистский текст. Конечно, и в статье можно использовать ироничное сравнение или гиперболу и даже в заметке вспомнить об известном литературном образе, но для этих жанров подобная стилистика нехарактерна. А вот без опоры на детали и подробности того, о чем рассказывает репортер, ему не удастся обеспечить эффект присутствия читателя на месте события и создать настоящий репортаж.

Еще более важна роль различных выразительных средств при обращении к тому или иному жанру публицистики. В ее текстах используют факты, понятия и образы. Их можно уподобить кирпичам, из которых возводят здания. В публицистике это журналистский факт, представляющий собой отражение реального факта. Понятие – результат осмысления факта, воплощающийся в определенную мысль, идею, рассуждение и т.п. Образ в публицистике – сжатое отображение какого-либо реального объекта – предмета, человека, ситуации, позволяющее быстро получить представление о его важнейших чертах и особенностях. Эти выразительные средства используются в разных жанрах в различных сочетаниях. Публицистика фактологична, факты составляют основу всех ее жанров. Специфика жанра, избранного автором, определяется прежде всего его назначением и использованием различных выразительных средств.

«В современной газетной публицистике используют около двух десятков жанров. Они образуют своеобразную цепочку, звенья которой дают возможность перехода от простейших жанров к более сложным.»43 В зависимости от назначения жанров они объединяются в несколько групп. Первая из них – жанры новостной информации: заметка, отчет и репортаж. Вторая – диалогические жанры: интервью, диалог и беседа (полилог). Третья – ситуативно-аналитические жанры: комментарий, корреспонденция, статья и обозрение. Четвертая – эпистолярные жанры: разновидности письма внередакционного автора, читателя или текста, созданного журналистом в форме письма. Пятая – художественно-публицистические жанры: зарисовка, очерк, эссе. Шестая – сатирические жанры: фельетон, памфлет, пародия, сатирическая заметка.

2.4 Дизайн.

 

Одной из важных характеристик  газетного номера является его дизайн (от англ, design – чертеж, рисунок, проект). Это понятие и термин вошли в редакционную практику лишь недавно. До этого журналисты говорили о внешнем «лице» газеты, о ее верстке и оформлении, художественно-полиграфическом исполнении номера. Термин «дизайн» употребляли лишь по отношению к материальным объектам – мебели, автомобилям и др. Однако с изменениями требований, предъявляемых газете, в круг ее характеристик вошел и дизайн.

Информация о работе Корпоративные средства массовой информации