Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 12:05, курсовая работа
Цель - Изучить метод контент-анализа в исследовании политических процессов на примере российских партий.
Исходя из цели, были определены следующие задачи:
1) изучить метод контент-анализа и его применение в различных процессах;
2) исследовать политических партий методом контент-анализа;
3) выявить преимущества и недостатки контент-анализа по сравнению с опросом.
Введение………………………………………………………………...................3
Глава 1. Метод контент-анализа и его применение в различных процессах….5
1.1 Возможности контент-анализа и его появление в политических исследованиях…………………………………………..…………………………5
1.2 Этапы контент-анализа в политических исследованиях……………….......8
Глава 2. Исследование политических партий методом контент-анализа……11
2.1 Основные процедуры контент-анализа…………………………………….11
2.2 Стадии разработки и применения контент-анализа……………………….13
2.3 Сравнительный контент-анализ понятий, употребляемых российскими парламентскими партиями для описания международных отношений и их смысловое наполнение ………………………………………………………….15
3. Преимущества и недостатки контент-анализа по сравнению с опросом… 22
3.1 Преимущества контент-анализа……………………….……………………22
3.2 Основные недостатки контент-анализа……………………………………26
Заключение……………………………………………………………………….33
Библиографический список……………………………......................................35
Еще более сложна задача, связанная с необходимостью приписывания ключевым упоминаниям конкретных оценок — приводится ли данное упоминание в позитивном или негативном смысле, «за» или «против» интересующего нас объекта и т.п. В данном случае можно применять два наиболее известных способа ранжирования — метод Q-сортировки и шкалирование путем парного сравнения. Эти способы опираются на суждения группы арбитров о значении или силе (интенсивности) некоторого термина. В качестве арбитров могут привлекаться как отправители, так и получатели сообщений, как сам исследователь, так и представители населения. Наряду со словами, темами и другими элементами, отражающими содержание сообщений, существуют также иные единицы, позволяющие проводить структурный контент-анализ. Можно, например, рассматривать продолжительность времени или величину печатного пространства, которое уделено интересующему нас предмету в том или ином источнике, подсчитывать, сколько слов или газетных столбцов уделено каждому из кандидатов во время определенной избирательной кампании. Можно обращать внимание также на форму сообщения (способ презентации сообщения) — на наличие фотографии, размеры заголовка, место размещения, степень выделенности, размер и т.д.[2].
Глава 2. Исследование политических партий методом контент анализа
2.1. Основные процедуры контент-анализа.
Выявление смысловых единиц контент-анализа, которыми могут быть:
- понятия, выраженные в отдельных терминах;
- темы, выраженные в целых смысловых абзацах, частях текстов, статьях, радиопередачах и т.п.;
- имена, фамилии людей;
- события, факты и т.п.;
· смысл апелляций к потенциальному адресату.
Единицы контент-анализа выделяются в зависимости от содержания, целей, задач и гипотез конкретного исследования.
Выделение единиц счета, которые могут совпадать либо не совпадать с единицами анализа. В 1-м случае процедура сводится к подсчету частоты упоминания выделенной смысловой единицы, во 2-м – исследователь на основе анализируемого материала и здравого смысла сам выдвигает единицы счета, которыми могут быть:
- физическая протяженность текстов;
- площадь текста, заполненная смысловыми единицами;
- число строк (абзацев, знаков, колонок текста);
- длительность трансляции по радио или ТВ;
- метраж пленки при аудио- и видеозаписях,
- количество рисунков с определенным содержанием, сюжетом и пр.
Процедура подсчета в общем виде
сходна со стандартными приемами классификации
по выделенным группировкам. Применяется
составление специальных
Проведение контент-анализа
- классификатор контент-анализа,
- протокол итогов анализа, который имеет второе обозначение – бланк контент-анализа,
- регистрационная карточка или кодировальная матрица,
- инструкция исследователю, непосредственно занимающемуся регистрацией и кодировкой единиц счета,
- каталог (список) проанализированных документов.
Классификатором контент-анализа
называется общая таблица, в которую
сведены все категории (и подкатегории)
анализа и единицы анализа. Ее
основное предназначение – предельно
четко зафиксировать то, в каких
единицах выражается каждая категория,
используемая в исследовании. Классификатор
можно уподобить
Протокол (бланк) контент-анализа содержит: во-первых, сведения о документе (его авторе, времени издания, объеме и т.п.); во-вторых, итоги его анализа (количество случаев употребления в нем определенных единиц анализа и следующие отсюда выводы относительно категорий анализа). Протоколы заполняются, как правило, в закодированном виде, но не ради сохранения тайны итогов контент-анализа, а исходя из желательности на одном листе бумаги уместить всю информацию о документе, чтобы удобнее было сопоставлять друг с другом итоги анализа разных документов. Если в исследовании осуществляется контент-анализ малого числа документов, то можно обойтись без кодирования и заполнять эти протоколы в открыто-содержательном виде.
Регистрационная карточка представляет собой кодировальную матрицу, в которой отмечается количество единиц счета, характеризующее единицы анализа. Протокол контент-анализа каждого конкретного документа заполняется на основе подсчета данных всех регистрационных карточек, относящихся к этому документу[5].
2.2. Стадии разработки и применения контент-анализа.
- формулируются тема, задачи и гипотезы исследования.
- определяются категории анализа – наиболее общие, ключевые понятия, соответствующие исследовательским задачам.
Система категорий играет роль вопросов в анкете и указывает, какие ответы должны быть найдены в тексте.
Категории контент-анализа должны
быть исчерпывающими (охватывать все
части содержания, определяемые задачами
данного исследования), взаимоисключающими
(одни и те же части не должны принадлежать
различным категориям), надежными (между
кодировщиками не должно быть разногласий
по поводу того, какие части содержания
следует относить к той или
иной категории) и уместными (соответствовать
поставленной задаче и исследуемому
содержанию). При выборе категорий
для контент-анализа следует
Таким образом, категории анализа должны быть[4]:
- уместными, т.е. соответствовать решению исследовательских задач;
- исчерпывающими, т.е. достаточно полно отражать смысл основных понятий исследования;
- взаимоисключающими (одно и то же содержание не должно входить в различные категории в одинаковом объеме);
- надежными, т.е. такими, которые не вызывали бы разногласий между исследователями по поводу того, что следует относить к той или иной категории в процессе анализа документа.
Необходимо выбрать
За единицу анализа может быть принято:
- слово,
- предложение,
- тема,
- идея,
- автор,
- персонаж,
- социальная ситуация,
- часть текста, объединенная чем-то, что соответствует смыслу категории анализа.
Сложные виды контент-анализа обычно
оперируют не одной, а несколькими
единицами анализа. Единицы анализа,
взятые изолировано, могут быть не всегда
правильно истолкованы, поэтому
они рассматриваются на фоне более
широких лингвистических или
содержательных структур, указывающих
на характер членения текста, в пределах
которого идентифицируется присутствие
или отсутствие единиц анализа –
контекстуальных единиц. Например,
для единицы анализа «слово»
контекстуальная единица – «
Необходимо установить единицу счета – количественную меру взаимосвязи текстовых и внетекстовых явлений. Наиболее употребительны такие единицы счета, как время-пространство (число строк, площадь в квадратных сантиметрах, минуты, время вещания и т.п.), появление признаков в тексте, частота их появления (интенсивность).
Единица счета – количественная мера единицы анализа, позволяющая регистрировать частоту (регулярность) появления признака категории анализа в тексте. Единицами счета могут быть число определенных слов или их сочетаний, количество строк, печатных знаков, страниц, абзацев, авторских листов, площадь текста, выраженная в физических пространственных величинах и многое другое[3].
2.3. Сравнительный контент-анализ понятий, употребляемых российскими парламентскими партиями для описания международных отношений и их смысловое наполнение.
В полиэтничном обществе одно из условий сплочения нации как гражданской общности наличие символов, образов, идей, разделяемых всеми этническими группами. На формирование коллективных представлений немалое влияние оказывает идеологический дискурс, задаваемый партийными и государственными лидерами. В свою очередь, идеологемы и риторика крупных политических деятелей в немалой мере зависят от доминирующих в обществе взглядов, настроений и оценок.
Партиями широко используются такие информационные средства, как мифологемы и идеологемы (слова или словосочетания, образы, содержащие идеологический компонент). В ситуации, когда значительная часть населения недостаточно осведомлена о содержании программ политических структур, риторика партий приобретает особое значение. С ее помощью позиции партий по наиболее острым проблемам актуализируются в сознании людей и воспринимаются как «свои» или «чужие» [2].
Различие подходов российских парламентских партий («Единой России», КПРФ, ЛДПР, «Справедливой России») к вопросам межнациональных отношений подтверждают данные контент-анализа.
Для этого были отобраны следующие материалы:
1) официальные документы
российских парламентских
(программы, платформы,
манифесты, доклады, заявления)
2) материалы официальных интернет-ресурсов партий;
3) выступления, заявления, интервью лидеров партий за 2009−2012 гг.
Всего отобрано по «Единой России» − 1,3 мегабайт информации; КПРФ – 0,5 мегабайт информации; ЛДПР – 1,2 мегабайт, «Справедливая Россия» − 1,5 мегабайт. Использовалась программа обработки данных «Контент-вижн». При анализе относительное сравнение проводилось с учетом размера массива данных по каждой партии. При обработке данных были получены следующие результаты. Понятие «россияне» наиболее активно используется «Справедливой Россией»: почти в 2 раза чаще, чем «Единой России», в 3 раза чаще, чем ЛДПР, и в 6 раз чаще, чем КПРФ.
Причем, если у «Единой России», «Справедливой России» и ЛДПР «россияне» − понятие с позитивной или нейтральной смысловой окраской, то у КПРФ оно нередко трактуется в негатив-ном контексте (например, «безликое и мифическое россиянство», «подмена слов «русский», «русские» словами «российский», «россияне» рассчитана на размывание национального сознания») и соотносится с утратой этнической самобытности.
Ряд «русские/русский» наиболее активно используется КПРФ − почти в 2 раза чаще, чем «Единой Россией» и «Справедливой Россией», и в 3 раза чаще, чем ЛДПР. В программных документах партий понятие «русский» и его производные особенно распространено у ЛДПР, а в выступлениях – у представителей КПРФ и «Справедливой России».
«Единая Россия» и «Справедливая
Россия» активно используют ряд «российская
нация/российский народ», в то время как
у КПРФ и ЛДПР он употребляется весьма
ограниченно. У КПРФ и ЛДПР более распространен
ряд «русская нация/русский народ» (особенно
в документах ЛДПР); у «Единой России»
и «Справедливой России» ряд «русская
нация/русский народ» встречается в основном
в выступлениях и партийных дискуссиях.
Ряд «многонациональный/
КПРФ и ЛДПР более подробно останавливаются на положении русского народа. Лидеры КПРФ отмечают особую роль русского народа как «государствообразующего»; подобные оценки представлены и в документах ЛДПР («консолидирующий», «становой хребет государственности»). Подходы «Единой России» к «русскому вопросу» носят более ситуативный характер и чаще выражаются не в официальных позициях партии, а во внутрипартийных и экспертных дискуссиях. Аналогично, у «Справедливой России» оценки положения и роли русского народа представлены не в программных документах, а в выступлениях отдельных ее представителей.
В контексте отношений с соотечественниками эта партия достаточно активно использует такие обороты, как «русская диаспора», «русский мир», «русская цивилизация».
Таблица 1 − Соотношение
этнической, государственной и гражданской
идентичности.
ЕР |
КПРФ |
ЛДПР |
СР | |||||
документы |
позиции лидеров
|
документы |
позиции лидеров |
документы |
позиции лидеров |
документы |
позиции лидеров | |
россияне |
5 |
12 |
0 |
6 |
9 |
2 |
12 |
23 |
российский |
54 |
95 |
29 |
35 |
35 |
6 |
64 |
85 |
Русские, русский |
4 |
129 |
10 |
233 |
53 |
30 |
12 |
135 |
Русская нация/русский народ |
0 |
26 |
1 |
5 |
16 |
1 |
0 |
17 |
Российская нация/российский народ |
10 |
12 |
1 |
1 |
0 |
0 |
6 |
8 |
Государствообразующий этнос/народ |
0 |
0 |
0 |
7 |
0 |
0 |
0 |
2 |
Многонациональный/ |
6 |
9 |
3 |
10 |
0 |
0 |
9 |
45 |