Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 12:05, курсовая работа
Цель - Изучить метод контент-анализа в исследовании политических процессов на примере российских партий.
Исходя из цели, были определены следующие задачи:
1) изучить метод контент-анализа и его применение в различных процессах;
2) исследовать политических партий методом контент-анализа;
3) выявить преимущества и недостатки контент-анализа по сравнению с опросом.
Введение………………………………………………………………...................3
Глава 1. Метод контент-анализа и его применение в различных процессах….5
1.1 Возможности контент-анализа и его появление в политических исследованиях…………………………………………..…………………………5
1.2 Этапы контент-анализа в политических исследованиях……………….......8
Глава 2. Исследование политических партий методом контент-анализа……11
2.1 Основные процедуры контент-анализа…………………………………….11
2.2 Стадии разработки и применения контент-анализа……………………….13
2.3 Сравнительный контент-анализ понятий, употребляемых российскими парламентскими партиями для описания международных отношений и их смысловое наполнение ………………………………………………………….15
3. Преимущества и недостатки контент-анализа по сравнению с опросом… 22
3.1 Преимущества контент-анализа……………………….……………………22
3.2 Основные недостатки контент-анализа……………………………………26
Заключение……………………………………………………………………….33
Библиографический список……………………………......................................35
Контент-анализа используется
на разных стадиях социально-
Главные достоинства метода анализа документов заключаются в возможности избежать влияния исследователя на изучаемый объект и достижения сравнительно высокой степени надежности получаемых данных, так как документы наиболее удобны для перепроверки. Кроме того, этот метод позволяет получать информацию, которую не удается выявить посредством других методов[8].
3.2 Основные недостатки контент-анализа.
Хотя контент-анализ представляет собой относительно недорогой метод, опирающийся на доступные базы данных, и хотя при его проведении мы не рискуем столкнуться со сложностями и весьма специфическими этическими проблемами (кроме тех случаев, когда анализу подвергается конфиденциальная или засекреченная информация), нам все же надо проявлять определенную внимательность, чтобы избежать кое-каких трудностей, заключенных в этом методе.
Прежде всего, необходимо
учитывать, что сообщения публикуются
и соответствующим образом
Например, часто в китайской прессе можно встретить утверждения типа: «Весь китайский народ верит, что новая сельскохозяйственная Политика является главным (коренным) шагом вперед на пути к прогрессу и социальной революции». Рассматриваемые по сути, они представляют собой очевидную демонстративную ложь, поскольку не может каждый из миллионов и миллионов человек осознавать какую-то одну установку (в данном случае мы не берем во внимание ее достоинства). С этой точки зрения мы бы должны были склониться к рассмотрению этих утверждений как наиболее вульгарной формы пропаганды. Однако из опыта изучения китайской прессы видно, что утверждения такого типа публикуются совсем не с целью чисто внешней иностранной пропаганды, но более всего предназначены для внушения самим китайцам веры в то, что их правительство хочет, чтобы они были сильными.
Другими словами, такие утверждения
о единодушии носят не описательный,
но директивный характер. Знание этого
позволит интерпретировать их скорее
как удачный индикатор
Сходным образом и характер распространения того или иного сообщения может неявно выражать многое в его значении. Предвыборная листовка, распространяемая по списку адресов избирателей, является примером сообщений с ограниченной или особой сферой распространения. Даже общедоступная газета может иметь ограниченный или особый круг читателей. У «Нью-Йорк тайме», например, читательская аудитория состоит из более состоятельных и образованных людей, чему «Нью-Йорк дейли Ньюс», при том, что обе газеты легкодоступны для всех. Журнал «Уолл-стрит джорнэл» можно купить везде в США, но круг его читателей охватывает далеко не все социально-экономические группы населения. Следовательно, если мы должны дать адекватную оценку значимости некоторого сообщения, нам зачастую надо при этом знать, кому оно адресуется и как распространяется. Опираясь то ли на чье-то индивидуальное мнение (например, на мнение хорошо осведомленных лиц), то ли на наведение справок, когда мы пытаемся узнать у отправителей сообщения список его получателей, то и на самоочевидные свидетельства, когда к документу прилагается список всех ознакомившихся с ним лиц, иногда с их личными подписями, то ли на опрос читательской аудитории (типа тех, которые обычно проводят газеты, чтобы документально обосновать свои претензии по доставке), мы должны постараться измерить или оценить круг распространения сообщения. Эта информация позволит нам судить о значимости и о важности анализируемого нами материала.
Мы должны постараться
правильно оценить степень
В каждом из этих случаев основная сложность заключается в том, что информация, необходимая для адекватной оценки, может быть нам просто недоступна. Мы можем не знать и не иметь возможности уточнить цели сообщений, сферу их распространения и реальную степень своего доступа к ним. За этим скрываются весьма многообразные опасности, и контент-аналитик должен быть наготове, чтобы вовремя с ними справиться. Нельзя строить свои оценки на первом впечатлении; напротив, надо сохранять здоровый скептицизм в отношении имеющихся данных, До тех пор пока не будут получены ответы на все обсуждавшиеся выше вопросы. Сказанное, конечное, не означает, что в условиях неопределенности проведение контент-анализа исключается; оно значит только, что, приступив к анализу, исследователь не должен забывать об этой неопределенности.
Наконец, следует сказать несколько слов о надежности интеркодирования. За исключением полностью компьютеризованных контент-аналитических процедур (существует целый ряд программ, специально разработанных в расчете на составление словарей ключевых слов, а также на поиск в тексте и числовую обработку последних), контент-анализ целиком опирается на суждения совершенно определенного человека о содержании сообщения. В конце концов, информация сама себя не анализирует. Она изучается, обрабатывается, обсчитывается и классифицируется человеком в лице конкретного исследователя. При этом разные исследователи могут расходиться между собой в понимании данного сообщения. Однако измерения могут считаться достаточно надежными лишь тогда, когда относительно их содержания между исследователями достигнут определенный уровень консенсуса. Надежность интеркодирования - термин, используемый в политологии для описания степени такого консенсуса. Чем она выше, тем лучше. Повысить надежность интеркодирования можно с помощью следующих правил:
1. К операционализации любой переменной следует подходить с осторожностью и тщательностью. Удостоверьтесь в том, что все значения сформулированы ясно и по возможности недвусмысленно. На деле такая мера поможет формированию общих критериев оценки, которые можно будет последовательно использовать при классификации и измерении содержания.
2. Используйте услуги
как можно большего числа
3. Всячески способствуйте
тому, чтобы наблюдатели как можно
больше взаимодействовали
Успех вышеприведенных мер
может быть численно оценен двумя
разными способами, связанными со статистическими
понятиями. Один из этих способов, применяющийся
главным образом в
Другой прием более
подходит для структурного контент-анализа,
при котором нас интересует не
столько трактовка тем, сколько
факт их наличия или отсутствия,
и при котором дублирующие
друг друга измерения не столь
необходимы. В данном случае мы рассматриваем
все расхождения между
Другими словами, нас занимает
проблема: возможно ли, что один (или
более) наблюдатель фиксировал результаты
последовательно отличным от других
наблюдателей образом? Если признать,
что все случаи были распределены
между наблюдателями без
Мы видим, что контент-анализ - это методика с широким спектром применения, с определенными преимуществами в виде дешевизны, небольшого объема выборки, доступности данных. Однако, возможно, более, чем любой другой метод, он требует тщательной операционализации всех переменных и постоянного мониторинга процесса наблюдения. Благодаря ему можно получить высокоинформативные результаты, которые, однако, должны интерпретироваться лишь в контексте, подчас не достижимом средствами только контент-анализа. По этой причине этот метод используется чаще всего в сочетании с другими методами сбора данных опросом, непосредственным наблюдением.
Таким образом, одно из больших
преимуществ контент-анализа
Наиболее значимым недостатком
контент-анализа является ограниченность
сообщений, относящихся к изучаемой
проблеме. Некоторые темы очень нерегулярно
появляются в доступных средствах
информации. Еще труднее бывает найти
в одной и той выборке
Достоинства и недостатки
контент-анализа обусловливают
Заключение
Таким образом, контент-анализ - это
исследовательская техника для
получения выводов путем
Контент-анализ среди многочисленных
методов изучения социальной реальности
занимает особое место. Если при проведении
опроса люди, выступающие в качестве
объекта исследования, знают об этом,
то контент-анализ использует уже существующие
тексты, что повышает объективность
получаемых данных. С целью получения
количественного описания содержания
текста исследователь использует в
контент-анализе объективное