Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 10:52, реферат
Цель работы:
Изучить фигуру М. Е. Кольцова, выделить главные моменты его биографии и творчества.
И характер недовольства, неудовлетворенности, протеста и порыва к иному - к свободе, к воле - выражен тоже обобщенно. Он может показаться неопределенным, но это потому, что он и очень глубок, и очень широк. Вообще же Кольцов почти никогда не говорит в, своих стихах - свобода, но всегда по-народному - воля.
Начало вольности, протеста, порыва обычно связано у Кольцова с одним образом - образом сокола. Это и в «Стеньке Разине», это и в «Тоске по воле», и более всего в «Думе сокола». Сила «Думы сокола» и этого образа у Кольцова как раз в безмерности порыва. Вообще в песнях Кольцова есть чаще всего одно чувство и способность отдаваться ему до конца, ничего иного в это господствующее чувство не допускается. Лихач Кудрявич - в таком имени героя кольцовских песен уже заключена некая общая сказочная, песенная стихия. Кольцов и его герои умеют ощущать жизнь в ее стихиях. И особенно в стихиях музыкальных. Вряд ли кто из русских поэтов (если еще иметь в виду очень небольшое количество написанных Кольцовым стихов - несколько десятков) так обогатил русскую музыку. «Русские звуки поэзии Кольцова, - пророчил Белинский, - должны породить много новых мотивов национальной музыки». Именно потому, что песни Кольцова выражают стихии народной жизни и народного характера, это очень синтетические песни, где эпос объединяется с лирикой, часто переходит в драму. Известно, что с особым тщанием Кольцов собирал оперные либретто и сам очень хотел написать либретто для оперы. Да и знаменитый кольцовский «Хуторок» являет, по сути, драму, как бы «маленькую оперу».
Сам Кольцов назвал «Хуторок» русской балладой, ощущая его своеобразие, необычность, явно большую сравнительно с песнями сложность. Многое здесь идет от песни и объединяет с ней:
За рекой, на горе
Лес зеленый шумит;
Под горой, за рекой
Хуторочек стоит.
Пейзаж у Кольцова прост, не детализирован. И герои в «Хуторке» песенно однозначны: «молодая вдова», «рыбак», «купец», «удалой молодец» - претенденты на нее - соперники. Однако уже многогеройность определяет сложную, не песенную композицию: появляются целые монологи и диалоги. Да и в основе лежит подлинно драматическая ситуация с гибелью героев, ход рассказа о самой этой гибели, об убийстве построен по законам балладной поэтики, предполагающей таинственность и недосказанность.
«Он, - сказал о Кольцове Белинский, - носил в себе элементы русского духа, в особенности - страшную силу в страдании и в наслаждении, способность бешено предаваться и печали, и веселию, и вместо того, чтобы падать под бременем самого отчаяния, способность находить в нем какое-то буйное, удалое, размашистое упоение».
Литературные отношения во второй половине 30-х годов
«1836 год, - писал Белинский, - был эпохою в жизни Кольцова. По делам отца своего он должен был побывать в Москве, Петербурге и побыть довольно долгое время в обеих столицах. В Москве он коротко сблизился с одним молодым литератором, с которым познакомился еще в первый приезд свой в Москву. Новый приятель познакомил его со многими московскими литераторами». Действительно, почти весь январь 1836 г. Кольцов провел в Москве. «Молодой литератор», о котором говорит Белинский, - это он сам. «Многие московские литераторы» - прежде всего те, что группировались вокруг Станкевича. Кольцову повезло. Он попал в самый центр русской, во всяком случае московской, духовной жизни. Станкевич эту зиму жил в Москве, объединяя все лучшее, что тогда вообще имела здесь литература. Белинский уже приобрел свое влияние, а «Телескоп», главным критиком которого он был, становился ведущим журналом.
Вскоре
после такого освоения московской литературной
жизни Кольцов переезжает в Петербург
и входит в петербургский круг
литераторов. В сравнительно короткий
срок он, явившись с письмом от Станкевича
к Неверову, по цепочке переходит
к Краевскому, далее к Жуковскому
и восходит до Пушкина. Современник
передает рассказ самого Кольцова о
его первом визите к Пушкину уже
после вторичного (!) приглашения: «Казалось,
- говорил Кольцов - Пушкин предчувствовал
свою близкую кончину и спешил
воспользоваться кратким
В 1838 г. Кольцов
почти полгода прожил сначала
в Москве, потом в Петербурге и
снова в Москве. Уже в июне,
по возвращении домой, он написал
Белинскому: «Эти последние два месяца
стоили для меня дороже пяти лет
воронежской жизни». «Последние два
месяца» обращены собственно к Белинскому,
но если уж говорить о сроках, то в
таком случае можно было бы сказать,
что шесть месяцев столичной
жизни стоили пятнадцати лет воронежской.
Конечно, дело не в сроках, это здесь
лишь образ той необычной
Думы
кольцов песня дума поэт
Еще Белинский
назвал думы Кольцова особым и оригинальным
родом стихотворений. Этот род был
связан с особенностями народной
крестьянской жизни, с поисками смысла
бытия и высших ценностей, социальных
и нравственных. С другой стороны,
есть сходство, близость, родство, совпадения
всего круга идей и настроений,
выразившихся в думах, с тем, что
думали и чувствовали наиболее выдающиеся
представители литературно-
В термине-определении кольцовская дума, очевидно, восходит к украинской думе. Тем более что Кольцов хорошо знал украинское народное творчество. Правда, именно с украинскими думами думы Кольцова мало связаны по сути, так мало или во всяком случае меньше, чем что-либо у него, связаны они и с собственно народно-поэтическим творчеством вообще. Обозначив жанр дум термином из народно-поэтического творчества, Кольцов именно в думах-то от этого творчества во многом и ушел. Нет у них ничего общего с думами Рылеева. Более всего по напряженному интеллектуализму думы Кольцова связаны с думами Лермонтова, если обозначить этим словом лермонтовские стихи-раздумья над судьбами своего поколения: одно из таких стихотворений 1839 г. Лермонтов, как известно, так и назвал - «Дума». Белинский недаром говорил «о резко ощутительном присутствии мысли в художественной форме» как об отличительной особенности Лермонтова. Правда, мысли Лермонтова именно здесь, в думах, наиболее непосредственно обращены в современность. Мысли Кольцова в думах отвлеченнее и философичнее в собственном смысле этого слова. Разумеется, и песни Кольцова не бездумны. Но в них обычно предстает общая народная мудрость, а не индивидуальное философствование.
Белинский писал: «Эти думы далеко не могут равняться в достоинстве с его песнями; некоторые из них даже слабы, и только немногие прекрасны. В них он силился выразить порывания своего духа к знанию, силился разрешить вопросы, возникавшие в его уме. И поэтому в них естественно представляются две стороны: вопрос и решение. В первом отношении некоторые думы прекрасны...».
Думы
его - это действительно вопросы
и вопросы: «Великая тайна», «Неразгаданная
истина», «Вопрос»... Вопросы, которые
Кольцов обратил к мирозданию,
были подлинно философскими, такими, какими
поставило их его время: о тайне
жизни и о смысле ее, о сущности
и цели человеческого бытия. В
то же время они свидетельствовали
о том, сколь универсальны были ум
Кольцова, его чувство, его подход
к жизни - качество, которое в известной
мере утратит более
Особо и тесно связаны думы Кольцова с идеями и настроениями Белинского. В литературе о Кольцове неоднократно отмечалась близость Кольцова Белинскому и в понимании общности человека и природы, и в вере в высокое назначение человека (дума «Человек»), и в осмыслении искусства, поэзии и «царя поэтов» Шекспира (дума «Поэт» первоначально так и называлась - «Шекспир» и совпадает с тем, что писал о Шекспире в 30-е гг. Белинский). Иногда дума Кольцова представляет почти стихотворное переложение критической статьи Белинского, которую, впрочем, тоже хочется назвать поэтической и которая, видимо, очень импонировала Кольцову этой своей поэтичностью. «Весь беспредельный, прекрасный Божий мир, - писал Белинский в "Литературных мечтаниях", - есть не что иное, как дыхание единой, вечной идеи (мысли единого, вечного Бога), проявляющейся в бесчисленных формах... Для этой идеи нет покоя: она живет беспрестанно... Она воплощается в блестящее солнце, в великолепную планету, в блудящую комету; она живет и дышит и в бурных приливах и отливах моря, и в свирепом урагане пустынь, и в шелесте листьев, и в журчании ручья, и в рыкании льва, и в слезе младенца, и в улыбке красоты, и в воле человека, и в стройных созданиях гения...»
А вот кольцовское «Царство мысли»:
Повсюду мысль одна, одна идея;
Она живет и в пепле и пожаре;
Она и там - в огне, в раскатах грома;
В сокрытой тьме бездонной глубины; '
И там, в безмолвии лесов дремучих;
В прозрачном и плавучем царстве вод глубоких,
В их зеркале и в шумной битве волн;
И в тишине безмолвного кладбища;
На высях гор, безлюдных и пустынных;
В печальном завыванье бурь и ветра;
В глубоком сне недвижимого камня;
В дыхании былинки молчаливой...
При этом отношение Кольцова к идеям кружка его столичных друзей не было лишь ученическим. Многое в них отвечало его собственным умонастроениям и всему его мироощущению. Именно Кольцова должно было привлечь то, что, очень широко и условно определяя, можно было бы назвать шеллингианством: ощущение единства мира, чувство родства человеческой и природной жизни, выраженное в очень свободной, поэтической форме.
Философия природы
Природа
творящая, единая, человек как ее
часть, человек, в котором природа
осознает себя и который чувствует
эту неразрывную связь с
Под тенью роскошной
Кудрявых берез
Гуляют, пируют
Младые друзья! (155)
Кольцов опять очень точно воспроизвел Н.Станкевича в том качестве, в каком Станкевич и оказался, прежде всего, значим в истории духовной жизни России: как центр круга «младых друзей».
Но если круг «младых друзей» был важен для Кольцова, то и Кольцов оказался значим для них, во всяком случае для наиболее глубоких из них, как некое воплощение натурфилософских идей, как поэт, действительно воспринимающий целостную жизнь природы.
Было
бы нелепо, конечно, искать у Кольцова
философскую систему как
Петрашевцы недаром смотрели на Кольцова как на один из залогов национального развития, как на «второго Ломоносова». В письмах Кольцова поражает прежде всего стремление к эстетической и интеллектуальной энциклопедичности. «Нет голоса в душе быть купцом, - пишет он Белинскому, - а все мне говорит душа день и ночь, хочет бросить все занятия торговли - и сесть в горницу, читать, учиться. Мне бы хотелось теперь сначала поучить хорошенько свою русскую историю, потом естественную, всемирную, потом выучиться по-немецки, читать Шекспира, Гете, Байрона, Гегеля, прочесть астрономию, географию, ботанику, физиологию, зоологию, Библию, Евангелие... Вот мои желания, и, кроме их, у меня ничего нет. Может быть, это бред души, больной и слабой; но мне бы все-таки хотелось бы это сделать, и я уж начал понемногу, и кое-что прочел» (247). «Да надо, - заявляет поэт в другом письме, - непременно изучить живопись и скульптуру. Они все вещи чудесные, и для человека, который пишет стихи, особенно необходимы» (251).
Кольцов общался со многими художниками, прежде всего с А.Г. Венециановым и его кругом. И это сравнительно понятно, тем более если полагать, что Венецианов являл что-то вроде аналога Кольцову в живописи. Но интересно, что Кольцова очень любил и Карл Брюллов.
В 1838 г. Кольцов написал стихотворение «Мир музыки», написал сразу, под влиянием музыкального вечера у Боткина. Вообще отношение и к музыке было у Кольцова особое и многообразное. Кольцов постоянно жил в музыкальной воронежской песенной стихии - и в селах, и дома. Однако многократно у него отмечена предельная острота реакции как раз на «высокую», «ученую», классическую музыку.