Основные направления и приемы взаимодействия пресс-служб МЧС и региональных печатных СМИ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2014 в 22:17, курсовая работа

Описание работы

Актуальность исследования. В последние годы в России, несмотря на общее снижение количества чрезвычайных ситуаций (ЧС) наблюдается увеличение масштабов и соответственно ущербов от них. В них вовлекаются все большие массы людей, которые не только подвергаются воздействию прямых поражающих факторов, но и испытывают психологический стресс, как во время самой чрезвычайной ситуации (ЧС), так и после. Для предотвращения и ликвидации чрезвычайных ситуаций было создано Министерство по чрезвычайным ситуациям (МЧС).

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………...……3
ГЛАВА I. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПРЕСС-СЛУЖБ УЧРЕЖДЕНИЙ МИНИСТЕРСТВА ПО ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ (МЧС) И ПРЕССЫ В СОВРЕМЕННЫХ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЯХ………..6
Основные направления работы современной пресс-службы в учреждениях Министерства по чрезвычайным ситуациям (МЧС)…..………..6
Принципы взаимодействия пресс-служб учреждений Министерства по чрезвычайным ситуациям (МЧС) и прессы………….……13
ГЛАВА II. СТРАТЕГИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПРЕСС-СЛУЖБЫ ГКУ «ПРОТИВО-ПОЖАРНАЯ И АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНАЯ СЛУЖБА СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ» И ПЕЧАТНЫХ ИЗДАНИЙ……………………………………………………………...………..21
2.1. Система медиапланирования пресс-службы ГКУ «Противопожарная и аварийно-спасательная служба Ставропольского края»…………………………………………………………………………...….21
2.2. Виды PR-материалов о чрезвычайных ситуациях пресс-службы ГКУ «Противопожарная и аварийно-спасательная служба Ставропольского края» для региональной прессы……………………………………………..…26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………….………33
ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………..…….…35

Файлы: 1 файл

kursovaya_Pankovoy.docx

— 126.19 Кб (Скачать файл)

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………...……3

ГЛАВА I. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПРЕСС-СЛУЖБ УЧРЕЖДЕНИЙ МИНИСТЕРСТВА ПО ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ (МЧС)  И ПРЕССЫ В СОВРЕМЕННЫХ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЯХ………..6

    1. Основные направления работы современной пресс-службы в учреждениях Министерства по чрезвычайным ситуациям (МЧС)…..………..6
    2. Принципы взаимодействия пресс-служб учреждений Министерства по чрезвычайным ситуациям (МЧС) и прессы………….……13

ГЛАВА II. СТРАТЕГИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПРЕСС-СЛУЖБЫ ГКУ «ПРОТИВО-ПОЖАРНАЯ И АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНАЯ СЛУЖБА СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ»  И ПЕЧАТНЫХ ИЗДАНИЙ……………………………………………………………...………..21

2.1. Система медиапланирования пресс-службы ГКУ «Противопожарная и аварийно-спасательная служба Ставропольского края»…………………………………………………………………………...….21

2.2.        Виды PR-материалов о чрезвычайных ситуациях пресс-службы ГКУ «Противопожарная и аварийно-спасательная служба Ставропольского края» для региональной прессы……………………………………………..…26

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………….………33

ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………..…….…35

ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………...……..38

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность  исследования. В последние годы в России, несмотря на общее снижение количества чрезвычайных ситуаций (ЧС) наблюдается увеличение масштабов и соответственно ущербов от них. В них вовлекаются все большие массы людей, которые не только подвергаются воздействию прямых поражающих факторов, но и испытывают психологический стресс, как во время самой чрезвычайной ситуации (ЧС), так и после. Для предотвращения и ликвидации чрезвычайных ситуаций было создано Министерство по чрезвычайным ситуациям (МЧС).

Современные ЧС порождаются  множеством причин, поэтому для выработки  эффективных мер по их предупреждению требуются сложные объяснительные схемы их возникновения и протекания. По мнению Э. Гидденса, одним из важнейших факторов, определяющих устойчивость общества к воздействию ЧС, является культура безопасности человека, выраженная «совокупностью этических принципов, социальных знаний и определенных стереотипов поведения в ЧС или на пути к их предупреждению» [16, с. 55]. Чем выше культура безопасности личности, тем меньше вероятность того, что человек станет источником или жертвой подобной ситуации.

Исследователь О.В. Бервенова считает, что средства массовой информации (СМИ) выступают в роли важного фактора социального управления в условиях ЧС, формирования культуры современной личности, что обусловливает необходимость как понимания, так и знания компенсаторных (возместительных) ресурсов СМИ [4, с. 96]. Под компенсаторным ресурсом понимается свойство СМИ оказывать положительное воздействие на психоэмоциональное и физическое состояние людей, попавших в зону ЧС.

Благодаря взаимодействию пресс-служб МЧС и СМИ любая ЧС или стихийное бедствие получают информационно-коммуникативный резонанс, который либо усиливает катастрофичность последствий, либо помогает уберечься от депрессии, апатии, т.е. осуществляет своего рода психотерапию социальной сферы.

По мнению У. Бэка информация о ЧС, как правило, доминирует над освещением остальных событий повседневной жизни, что выражается в росте объемов информации о них в информационном пространстве [9, с. 84]. Избыточное присутствие такого рода информации формирует эффект привыкания массового сознания к катастрофам, их неизбежности, что в итоге ведет к пассивному, отстраненному поведению людей даже при таких чрезвычайных ситуациях, как пожар, наводнение и т.п. В результате в обществе отсутствует адекватное восприятие безопасного поведения в ЧС.

В последнее время в МЧС отмечается необходимость более широкого освещения деятельности данной структуры через средства массовой информации как пропаганда безопасного образа жизни.

Объектом исследования явилась деятельность пресс-служб в организациях МЧС.

Предмет исследования: система взаимодействия  пресс-службы ГКУ «ПАСС СК» и региональных печатных СМИ.

Цель исследования: выявить основные направления и приемы взаимодействия пресс-служб МЧС и региональных печатных СМИ; описать систему медиапланирования  пресс-службы.

Задачи исследования:

  1. Изучить исследования отечественных и зарубежных ученых для определения основные направлений работы современной пресс-службы в учреждениях МЧС.
  2. Выявить принципы взаимодействия пресс-служб МЧС и печатных СМИ.
  3. Определить виды PR-материалов о ЧС пресс-службы ГКУ «ПАСС СК».
  4. Раскрыть особенности медиапланирования пресс-службы ГКУ «ПАСС СК».

Практическая  значимость данной работы заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы при разработке учебных материалов для дисциплин, содержащих проблемы информационно-психологической безопасности, организации деятельности пресс-служб в организациях МЧС и др.

Теоретическая основа исследования: концепции о сущности связей с общественностью (С.Блэк); исследования проблем организации деятельности современных пресс-служб (В.В.Ворошилов, А.Н.Чумиков,  М.П. Бочаров, И.В.Алешина, А.Д.Кривоносов, Г.Г.Почепцов), а также труды ученых о деятельности пресс-служб в условиях ЧС (С.Л.Бровко, И.А.Быков, О.К.Карпухина, М.Е.Кудрявцева, Н.Е.Пивонова, Ю.Е.Смирнов, И.П.Яковлев, Л.В.Володина, Э. Гидденса, А.С. Гринина, В.П. Журавлева, А.В. Измалкова).

Методы исследования. Теоретические методы: анализ и синтез, которые позволил выявить различные взгляды ученых на исследуемую проблему; метод математической статистики: графический метод, который позволил визуализировать статистические данные.

Источниковую базу исследования составили документы, регламентирующие информационную деятельность МЧС и ПАСС СК и комментирующие ее принципы; региональная пресса; Интернет-клоны газет; официальные сайты МЧС и ПАСС СК.

Хронологические рамки: январь-декабрь 2013г.

Структура исследования. Работа состоит из введения, двух глав, каждая из которых включает по два параграфа, заключения, списка литературы из 40 наименований и 15 приложений.

 

 

 

 

ГЛАВА I. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПРЕСС-СЛУЖБ УЧРЕЖДЕНИЙ МИНИСТЕРСТВА ПО ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ (МЧС)  И ПРЕССЫ В СОВРЕМЕННЫХ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЯХ

    1. Основные направления работы современной пресс-службы в учреждениях Министерства по чрезвычайным ситуациям (МЧС)

Усложнение жизнедеятельности  людей в современном обществе повышает степень возникновения чрезвычайных ситуаций (ЧС). Поэтому на сегодняшний день важной государственной функцией является защита населения от последствий ЧС, аварий, катастроф и других стихийных бедствий. Создание Министерства РФ по чрезвычайным ситуациям (МЧС) стало главным шагом в деле построения в стране современной системы предупреждения и ликвидации ЧС. Одно из важных направлений деятельности МЧС – информирование населения и формирование безопасного образа жизни.

Эти задачи призваны выполнять PR-структуры МЧС, которые представлены пресс-центрами, пресс-службами, пресс-отделами и т.д. Именно в PR-службах сосредоточены основные средства пропаганды безопасности населения.

Координирует работу по связям с  общественностью пресс-центр МЧС. Исследователи выделяют следующие направления работы пресс-центров МЧС, в которых ведется системная информационно-разъяснительная работа по пропаганде культуры безопасности жизнедеятельности среди населения:

- создание новостей и подготовка пресс-релизов;

- взаимодействие с ведомственными СМИ;

- подготовка интервью и комментариев;

- организация селекторных совещаний;

- проведение внутренних мероприятий.

По мнению О.В. Бервеновой [4, с.98] содержание пресс-релизов и новостного медиаполя вокруг МЧС в период между ЧС составляют материалы, содержащие информацию о непосредственной деятельности ведомства по ликвидации чрезвычайных ситуаций, причем наиболее значительную активность в деле освещения соответствующих событий проявляют информационные агентства и интернет-издания, специализирующиеся преимущественно на публикации кратких новостных сообщений, не предполагающих выражения авторами четких оценочных суждений. Широкое присутствие подобных материалов в информационном пространстве следует рассматривать как благоприятный с точки зрения публичного образа МЧС фактор.

Ведомственные СМИ пресс-центров  МЧС представлены несколькими разделами. В первый раздел входят ведомственные  издания, такие как газета «Спасатель» (Приложение 1), журнал «Гражданская защита» и журнал «Пожарное дело».

Второй раздел представлен интернет-порталом, отделом по работе с региональными корреспондентами и интернет-телевидением.

Направления деятельности, такие как  интервью и комментарии, играют важную роль в установлении доверительных  отношений между населением и  властью. В данном направлении действует  технология «обращения к авторитетному  лицу», которая положительно влияет на аудиторию.

Такую же деятельность выполняют и селекторные совещания, на которых открыто обсуждаются проблемы и предстоящие задачи, решение которых носит неотложный характер.

Селекторное совещание -совещание в форме телефонной конференции. Как правило, происходит с использованием селектора, то есть устройства, которое позволяет разделить аудиторию совещания на тех, кто имеет двухстороннюю связь (то есть могут слушать и говорить — как правило, это ведущий селекторного совещания) и тех, кто имеет одностороннюю связь (кто может только слушать).

Благодарности и внутренние мероприятия  пресс-центров МЧС рассчитаны на сплочение коллектива и стимуляцию в работе. Комплекс мероприятий призван объединить представителей силовых ведомств, журналистов, общественность в решении общей задачи - повышения культуры безопасности жизни граждан. Такие мероприятия зачастую проходят в три этапа:

- межрегиональный (на уровне субъектов Российской Федерации);

- региональный (на уровне федеральных округов);

- федеральный.

По данным исследования Е.М. Бортник  [7; с.66] основных направлений работы пресс-центров МЧС выявлена информационно-коммуникативная деятельность, которую можно разделить на три основных блока: внешний блок; внутренний блок; координационный блок.

К внешнему блоку относят совершенствование информационной работы с внешними целевыми аудиториями по их информированию и пропаганде деятельности МЧС России, как органа государственной власти, эффективно исполняющего свои функции, а также популяризацию профессий пожарного, спасателя, инспектора государственного надзора, инспектора ГИМС и пропаганду мер безопасности и культуры безопасности жизнедеятельности.

Внутренний блок включает в себя организацию эффективного информационного взаимодействия между подразделениями внутри системы МЧС России. Создание моральных стимулов, выявление значимости личного вклада сотрудников в общее дело по оказанию помощи населению; информирование всех сотрудников МЧС России о его текущей деятельности и направлениях развития, формирование внутрикорпоративной культуры и здорового морально-психологического климата в коллективе.

Координационный блок обеспечивает координацию информационной работы пресс-служб и других подразделений административных органов при авариях, катастрофах, пожарах, террористических актах и других ЧС и в целях их предупреждения для повышения эффективности и оперативности информационной работы в этой сфере.

Создание эффективной  коммуникации с населением является важной задачей не только научных исследователей, но и отраслевых специалистов, которые через разработку информативно-правовых актов регулируют эту деятельность.

Например, Э. Гидденс [16, с.36] в PR-службах МЧС выделяет такие приоритетные направления деятельности как:

- информирование населения через средства массовой информации и по иным каналам о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях и пожарах, мерах по обеспечению безопасности населения и территорий, приемах и способах защиты, а также организация пропаганды в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах;

-формирование общественного мнения по ключевым вопросам деятельности МЧС России, популяризация профессии спасателя, пожарного, инспектора ГИМС через СМИ, проведение массовых тематических мероприятий;

- доведение оперативной информации до представителей СМИ о ходе ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и пожаров;

Информация о работе Основные направления и приемы взаимодействия пресс-служб МЧС и региональных печатных СМИ