Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2014 в 22:17, курсовая работа
Актуальность исследования. В последние годы в России, несмотря на общее снижение количества чрезвычайных ситуаций (ЧС) наблюдается увеличение масштабов и соответственно ущербов от них. В них вовлекаются все большие массы людей, которые не только подвергаются воздействию прямых поражающих факторов, но и испытывают психологический стресс, как во время самой чрезвычайной ситуации (ЧС), так и после. Для предотвращения и ликвидации чрезвычайных ситуаций было создано Министерство по чрезвычайным ситуациям (МЧС).
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………...……3
ГЛАВА I. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПРЕСС-СЛУЖБ УЧРЕЖДЕНИЙ МИНИСТЕРСТВА ПО ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ (МЧС) И ПРЕССЫ В СОВРЕМЕННЫХ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЯХ………..6
Основные направления работы современной пресс-службы в учреждениях Министерства по чрезвычайным ситуациям (МЧС)…..………..6
Принципы взаимодействия пресс-служб учреждений Министерства по чрезвычайным ситуациям (МЧС) и прессы………….……13
ГЛАВА II. СТРАТЕГИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПРЕСС-СЛУЖБЫ ГКУ «ПРОТИВО-ПОЖАРНАЯ И АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНАЯ СЛУЖБА СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ» И ПЕЧАТНЫХ ИЗДАНИЙ……………………………………………………………...………..21
2.1. Система медиапланирования пресс-службы ГКУ «Противопожарная и аварийно-спасательная служба Ставропольского края»…………………………………………………………………………...….21
2.2. Виды PR-материалов о чрезвычайных ситуациях пресс-службы ГКУ «Противопожарная и аварийно-спасательная служба Ставропольского края» для региональной прессы……………………………………………..…26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………….………33
ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………..…….…35
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
ГЛАВА I. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПРЕСС-СЛУЖБ УЧРЕЖДЕНИЙ МИНИСТЕРСТВА ПО ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ (МЧС) И ПРЕССЫ В СОВРЕМЕННЫХ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЯХ………..6
ГЛАВА II. СТРАТЕГИИ
ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПРЕСС-СЛУЖБЫ ГКУ «ПРОТИВО-ПОЖАРНАЯ
И АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНАЯ СЛУЖБА СТАВРОПОЛЬСКОГО
КРАЯ» И ПЕЧАТНЫХ ИЗДАНИЙ……………………………………………………………
2.1. Система медиапланирования
пресс-службы ГКУ «Противопожарная и аварийно-спасательная
служба Ставропольского края»…………………………………………………………………
2.2. Виды PR-материалов о чрезвычайных ситуациях пресс-службы ГКУ «Противопожарная и аварийно-спасательная служба Ставропольского края» для региональной прессы……………………………………………..…26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………….
ЛИТЕРАТУРА………………………………………………….
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………….
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. В последние годы в России, несмотря на общее снижение количества чрезвычайных ситуаций (ЧС) наблюдается увеличение масштабов и соответственно ущербов от них. В них вовлекаются все большие массы людей, которые не только подвергаются воздействию прямых поражающих факторов, но и испытывают психологический стресс, как во время самой чрезвычайной ситуации (ЧС), так и после. Для предотвращения и ликвидации чрезвычайных ситуаций было создано Министерство по чрезвычайным ситуациям (МЧС).
Современные ЧС порождаются
множеством причин, поэтому для выработки
эффективных мер по их предупреждению
требуются сложные
Исследователь О.В. Бервенова считает, что средства массовой информации (СМИ) выступают в роли важного фактора социального управления в условиях ЧС, формирования культуры современной личности, что обусловливает необходимость как понимания, так и знания компенсаторных (возместительных) ресурсов СМИ [4, с. 96]. Под компенсаторным ресурсом понимается свойство СМИ оказывать положительное воздействие на психоэмоциональное и физическое состояние людей, попавших в зону ЧС.
Благодаря взаимодействию пресс-служб МЧС и СМИ любая ЧС или стихийное бедствие получают информационно-коммуникативный резонанс, который либо усиливает катастрофичность последствий, либо помогает уберечься от депрессии, апатии, т.е. осуществляет своего рода психотерапию социальной сферы.
По мнению У. Бэка информация о ЧС, как правило, доминирует над освещением остальных событий повседневной жизни, что выражается в росте объемов информации о них в информационном пространстве [9, с. 84]. Избыточное присутствие такого рода информации формирует эффект привыкания массового сознания к катастрофам, их неизбежности, что в итоге ведет к пассивному, отстраненному поведению людей даже при таких чрезвычайных ситуациях, как пожар, наводнение и т.п. В результате в обществе отсутствует адекватное восприятие безопасного поведения в ЧС.
В последнее время в МЧС отмечается необходимость более широкого освещения деятельности данной структуры через средства массовой информации как пропаганда безопасного образа жизни.
Объектом исследования явилась деятельность пресс-служб в организациях МЧС.
Предмет исследования: система взаимодействия пресс-службы ГКУ «ПАСС СК» и региональных печатных СМИ.
Цель исследования: выявить основные направления и приемы взаимодействия пресс-служб МЧС и региональных печатных СМИ; описать систему медиапланирования пресс-службы.
Задачи исследования:
Практическая значимость данной работы заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы при разработке учебных материалов для дисциплин, содержащих проблемы информационно-психологической безопасности, организации деятельности пресс-служб в организациях МЧС и др.
Теоретическая основа исследования: концепции о сущности связей с общественностью (С.Блэк); исследования проблем организации деятельности современных пресс-служб (В.В.Ворошилов, А.Н.Чумиков, М.П. Бочаров, И.В.Алешина, А.Д.Кривоносов, Г.Г.Почепцов), а также труды ученых о деятельности пресс-служб в условиях ЧС (С.Л.Бровко, И.А.Быков, О.К.Карпухина, М.Е.Кудрявцева, Н.Е.Пивонова, Ю.Е.Смирнов, И.П.Яковлев, Л.В.Володина, Э. Гидденса, А.С. Гринина, В.П. Журавлева, А.В. Измалкова).
Методы исследования. Теоретические методы: анализ и синтез, которые позволил выявить различные взгляды ученых на исследуемую проблему; метод математической статистики: графический метод, который позволил визуализировать статистические данные.
Источниковую базу исследования составили документы, регламентирующие информационную деятельность МЧС и ПАСС СК и комментирующие ее принципы; региональная пресса; Интернет-клоны газет; официальные сайты МЧС и ПАСС СК.
Хронологические рамки: январь-декабрь 2013г.
Структура исследования. Работа состоит из введения, двух глав, каждая из которых включает по два параграфа, заключения, списка литературы из 40 наименований и 15 приложений.
ГЛАВА I. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПРЕСС-СЛУЖБ УЧРЕЖДЕНИЙ МИНИСТЕРСТВА ПО ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ (МЧС) И ПРЕССЫ В СОВРЕМЕННЫХ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЯХ
Усложнение жизнедеятельности людей в современном обществе повышает степень возникновения чрезвычайных ситуаций (ЧС). Поэтому на сегодняшний день важной государственной функцией является защита населения от последствий ЧС, аварий, катастроф и других стихийных бедствий. Создание Министерства РФ по чрезвычайным ситуациям (МЧС) стало главным шагом в деле построения в стране современной системы предупреждения и ликвидации ЧС. Одно из важных направлений деятельности МЧС – информирование населения и формирование безопасного образа жизни.
Эти задачи призваны выполнять PR-структуры МЧС, которые представлены пресс-центрами, пресс-службами, пресс-отделами и т.д. Именно в PR-службах сосредоточены основные средства пропаганды безопасности населения.
Координирует работу по связям с общественностью пресс-центр МЧС. Исследователи выделяют следующие направления работы пресс-центров МЧС, в которых ведется системная информационно-разъяснительная работа по пропаганде культуры безопасности жизнедеятельности среди населения:
- создание новостей и подготовка пресс-релизов;
- взаимодействие с ведомственными СМИ;
- подготовка интервью и комментариев;
- организация селекторных совещаний;
- проведение внутренних мероприятий.
По мнению О.В. Бервеновой [4, с.98] содержание пресс-релизов и новостного медиаполя вокруг МЧС в период между ЧС составляют материалы, содержащие информацию о непосредственной деятельности ведомства по ликвидации чрезвычайных ситуаций, причем наиболее значительную активность в деле освещения соответствующих событий проявляют информационные агентства и интернет-издания, специализирующиеся преимущественно на публикации кратких новостных сообщений, не предполагающих выражения авторами четких оценочных суждений. Широкое присутствие подобных материалов в информационном пространстве следует рассматривать как благоприятный с точки зрения публичного образа МЧС фактор.
Ведомственные СМИ пресс-центров МЧС представлены несколькими разделами. В первый раздел входят ведомственные издания, такие как газета «Спасатель» (Приложение 1), журнал «Гражданская защита» и журнал «Пожарное дело».
Второй раздел представлен интернет-порталом, отделом по работе с региональными корреспондентами и интернет-телевидением.
Направления деятельности, такие как интервью и комментарии, играют важную роль в установлении доверительных отношений между населением и властью. В данном направлении действует технология «обращения к авторитетному лицу», которая положительно влияет на аудиторию.
Такую же деятельность выполняют и селекторные совещания, на которых открыто обсуждаются проблемы и предстоящие задачи, решение которых носит неотложный характер.
Селекторное совещание -совещание в форме телефонной конференции. Как правило, происходит с использованием селектора, то есть устройства, которое позволяет разделить аудиторию совещания на тех, кто имеет двухстороннюю связь (то есть могут слушать и говорить — как правило, это ведущий селекторного совещания) и тех, кто имеет одностороннюю связь (кто может только слушать).
Благодарности и внутренние мероприятия пресс-центров МЧС рассчитаны на сплочение коллектива и стимуляцию в работе. Комплекс мероприятий призван объединить представителей силовых ведомств, журналистов, общественность в решении общей задачи - повышения культуры безопасности жизни граждан. Такие мероприятия зачастую проходят в три этапа:
- межрегиональный (на уровне субъектов Российской Федерации);
- региональный (на уровне федеральных округов);
- федеральный.
По данным исследования Е.М. Бортник [7; с.66] основных направлений работы пресс-центров МЧС выявлена информационно-коммуникативная деятельность, которую можно разделить на три основных блока: внешний блок; внутренний блок; координационный блок.
К внешнему блоку относят совершенствование информационной работы с внешними целевыми аудиториями по их информированию и пропаганде деятельности МЧС России, как органа государственной власти, эффективно исполняющего свои функции, а также популяризацию профессий пожарного, спасателя, инспектора государственного надзора, инспектора ГИМС и пропаганду мер безопасности и культуры безопасности жизнедеятельности.
Внутренний блок включает в себя организацию эффективного информационного взаимодействия между подразделениями внутри системы МЧС России. Создание моральных стимулов, выявление значимости личного вклада сотрудников в общее дело по оказанию помощи населению; информирование всех сотрудников МЧС России о его текущей деятельности и направлениях развития, формирование внутрикорпоративной культуры и здорового морально-психологического климата в коллективе.
Координационный блок обеспечивает координацию информационной работы пресс-служб и других подразделений административных органов при авариях, катастрофах, пожарах, террористических актах и других ЧС и в целях их предупреждения для повышения эффективности и оперативности информационной работы в этой сфере.
Создание эффективной коммуникации с населением является важной задачей не только научных исследователей, но и отраслевых специалистов, которые через разработку информативно-правовых актов регулируют эту деятельность.
Например, Э. Гидденс [16, с.36] в PR-службах МЧС выделяет такие приоритетные направления деятельности как:
- информирование населения через средства массовой информации и по иным каналам о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях и пожарах, мерах по обеспечению безопасности населения и территорий, приемах и способах защиты, а также организация пропаганды в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах;
-формирование общественного мнения по ключевым вопросам деятельности МЧС России, популяризация профессии спасателя, пожарного, инспектора ГИМС через СМИ, проведение массовых тематических мероприятий;
- доведение оперативной информации до представителей СМИ о ходе ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и пожаров;