Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2014 в 22:17, курсовая работа
Актуальность исследования. В последние годы в России, несмотря на общее снижение количества чрезвычайных ситуаций (ЧС) наблюдается увеличение масштабов и соответственно ущербов от них. В них вовлекаются все большие массы людей, которые не только подвергаются воздействию прямых поражающих факторов, но и испытывают психологический стресс, как во время самой чрезвычайной ситуации (ЧС), так и после. Для предотвращения и ликвидации чрезвычайных ситуаций было создано Министерство по чрезвычайным ситуациям (МЧС).
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………...……3
ГЛАВА I. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПРЕСС-СЛУЖБ УЧРЕЖДЕНИЙ МИНИСТЕРСТВА ПО ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ (МЧС) И ПРЕССЫ В СОВРЕМЕННЫХ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЯХ………..6
Основные направления работы современной пресс-службы в учреждениях Министерства по чрезвычайным ситуациям (МЧС)…..………..6
Принципы взаимодействия пресс-служб учреждений Министерства по чрезвычайным ситуациям (МЧС) и прессы………….……13
ГЛАВА II. СТРАТЕГИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПРЕСС-СЛУЖБЫ ГКУ «ПРОТИВО-ПОЖАРНАЯ И АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНАЯ СЛУЖБА СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ» И ПЕЧАТНЫХ ИЗДАНИЙ……………………………………………………………...………..21
2.1. Система медиапланирования пресс-службы ГКУ «Противопожарная и аварийно-спасательная служба Ставропольского края»…………………………………………………………………………...….21
2.2. Виды PR-материалов о чрезвычайных ситуациях пресс-службы ГКУ «Противопожарная и аварийно-спасательная служба Ставропольского края» для региональной прессы……………………………………………..…26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………….………33
ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………..…….…35
организация и координация работы представителей СМИ в зоне чрезвычайных ситуаций;
- ежедневная подготовка и направление в СМИ информационных материалов (пресс-релизов) о чрезвычайных ситуациях и пожарах;
- организация, подготовка и проведение пресс-конференций и брифингов с участием руководящего состава регионального центра, выступлений руководящего состава на телевидении и радио, а также в печатных СМИ;
- мониторинг региональных печатных и электронных СМИ по вопросам деятельности МЧС, анализ критических публикаций в СМИ и подготовка ответов;
- организация и подготовка информационных материалов для ведомственных изданий МЧС России;
- подготовка и размещение информационных материалов на официальном сайте регионального центра и в сети Интернет;
- аккредитация журналистов, освещающих деятельность регионального центра;
- осуществление оперативной фото- и видеосъемки событий, связанных с ликвидацией последствий чрезвычайной ситуации и пожаров, а также мероприятий, проводимых региональным центром
- подготовка телевизионных и радиопрограмм по вопросам безопасности населения при угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций и пожаров, а также по вопросам безопасности на водных объектах
Общие вопросы деятельности пресс-служб МЧС организованы в соответствии с теоретическими разработками, характерными всем пресс-службам, и состоят из трех основных задач [6, с. 47]:
1. Предоставлять материалы,
по которым затем пишутся
2. Отвечать на запросы
прессы и предоставлять
3. Следить за сообщениями
печати, радио и телевидения и
оценивать результаты, принимать
при необходимости меры к
Более конкретно описывает направления деятельности пресс-служб в ведомственных структурах исследователь В.В. Михеева [29, с.337]:
-производство информации для целевой аудитории и распространение ее по каналам СМИ: изготовление информационной продукции, подготовка собственных печатных, теле- и радиоматериалов, организация работы с представителями СМИ на постоянной основе. Сюда входит распространение пресс-релизов, проведение пресс-конференций, брифингов, организация «круглых столов» и иных мероприятий;
-производство информации для специалистов и организаций, непосредственно связанных с данным ведомством в своей повседневной деятельности: издание информационных сборников, выпуск малотиражных, рассчитанных на узко специальную аудиторию газет и журналов;
-подготовка внутриведомственной информации, в том числе отслеживание в СМИ оценочных и других данных о деятельности организации с целью поддержания благоприятного имиджа;
По мнению Волошиной специфика деятельности пресс-служб МЧС обусловлена не только особенностью ЧС, но и целевой аудиторией, которая включает в себя [14, с.179]: население; крупные и мелкие организации различных форм хозяйствования; средства массовой информации.
В настоящее время управление информации и связи с общественностью МЧС выполняет более 20 функций, которые можно объединить в три направления:
В исследованиях В.В. Тарасовой по связям с общественностью МЧС в условиях рискогенности социокультурной среды отмечены следующие особенности [32, с.15]:
-повышение эффективности системы сбора, обработки и обмена информацией о ЧС на основе внедрения современных информационных технологий, технологий автоматизированного дистанционного мониторинга и прогнозирования предпосылок, степени опасности возникновения и возможной динамике развития ЧС в целях принятия адекватных и своевременных мер по их предупреждению и ликвидации;
- своевременное, в соответствии с руководящими документами МЧС России, и достоверное информирование населения о прогнозируемых и возникших ЧС и пожарах, ходе их ликвидации, правилах поведения при возникновении ЧС и пожаров, а также мерах по жизнеобеспечению пострадавшего населения;
-недопущение возникновения информационного вакуума или недостоверной информации, которая может привести к возникновению различных слухов и паники и являться причиной отрицательной оценки деятельности органов власти и государственных структур при ликвидации последствий ЧС и пожаров;
-организация компетентных комментариев в СМИ должностных лиц, участвующих в ликвидации последствий ЧС и пожаров. При комментировании основное внимание обратить на факторы, которые способствовали возникновению пожара или ЧС и на причины, которые усложняют работу спасателей и пожарных по ликвидации пожара или ЧС;
-информирование населения о совершенствовании форм и методов работы в сфере обеспечения пожарной безопасности, безопасности людей на водных объектах, надзорной деятельности, деятельности по предупреждению ЧС и т.д.;
- организация публикаций информационно-аналитических материалов, интервью и комментариев должностных лиц в печатных и электронных СМИ по вопросам перспективных направлений деятельности МЧС России, законопроектной деятельности;
- ведение в СМИ информационно-разъяснительной работы по предупреждению пожароопасных ситуаций (пожаров на бытовом уровне и пожаров в аварийном жилом фонде), ЧС на воде, а также проведении горноспасательных работ;
- дифференцированный подход к выбору информационных каналов с целью доведения информации по вопросам культуры безопасности жизнедеятельности до различных групп населения с учетом их возрастных и социальных особенностей;
- использование в информационной работе современных средств массовых коммуникаций (интернет) для проведения он-лайн конференций по вопросам культуры безопасности жизнедеятельности населения;
- организация более широкого освещения в СМИ деятельности структурных подразделений МЧС России, в том числе работы инспекторов государственного пожарного надзора (далее – ГПН), Государственной инспекции по маломерным судам (далее – ГИМС), военнослужащих, психологов и т.д., а также популяризацию профессий пожарного и спасателя.
В результате анализа основных направлений деятельности пресс-служб МЧС можно сделать вывод о том, что работа пресс-служб МЧС направлена на управление обменом информацией о рисках и позиционирование МЧС как субъекта, способного организовать эффективный контроль за рискогенными ситуациями, адекватно и оперативно действовать в чрезвычайных ситуациях, а также обеспечивать безопасность образа жизни населения и в целом, государства.
1.2 Принципы взаимодействия пресс-служб учреждений Министерства по чрезвычайным ситуациям (МЧС) и прессы
Взаимодействие служб МЧС со средствами массовой информации (медиа рилейшнз) является одним из основных направлений PR-деятельности пресс-служб МЧС. Главная цель взаимодействия со СМИ – коммуникация с целевыми группами, входящими в их аудиторию. На практике цель взаимодействия со СМИ часто воспринимается более узко: как создание и поддержание известности и пропаганды безопасного поведения в условиях ЧС.
Исходя из анализа основных направлений деятельности PR- служб МЧС, средства массовой информации, с которыми взаимодействует пресс-центр МЧС возможно представить тремя группами:
Исследователь О.В. Бервенова в информировании населения PR-службами МЧС выделяет два основных периода[4, с. 25]:
-период чрезвычайных ситуаций;
-период между чрезвычайными ситуациями.
По мнению А. Н. Чумикова информация в период ЧС должна освещаться в самые оперативные сроки и содержать [38, с 67]:
-описание возникшей или ожидаемой чрезвычайных ситуации в связи с техногенной аварией, катастрофой, террористическим актом и т.п.;
-наличие угрозы жизни людей, нарушения их жизнеобеспечения;
-указание на осложнении обстановки в связи с наступлением сильных морозов, засухи, сильного ветра и т.п.;
-описание мер, предпринимаемых подразделениями МЧС России по ликвидации создавшейся ЧС;
-предупреждения и рекомендации для населения в создавшейся опасной ситуации.
В исследованиях Э. Гидденса [16, с.35] и У. Бэка [9, с.16] информация в период между ЧС представлена сведениями о рассмотрении, принятии и вступлении в силу законов, нормативных правовых актов, различных требований по безопасности населения, об имеющихся средствах защиты и существующей системе профилактики. Сюда же относится информация имиджевого характера о деятельности местных подразделений МЧС России.
Взаимодействие со средствами массовой информации - основная форма обращения любого подразделения к широкой общественности. Именно поэтому данному направлению работы уделяется самое пристальное внимание.
В.В. Тарасова исследуя специфику связей с общественностью МЧС России в условиях рискогенности, говорит о том, что рисковая коммуникация представляет собой обмен информацией по поводу уровня и значимости риска для населения и окружающей среды, оценки способов контроля и действий в ситуации риска, а также характеризуется доминированием эмоциональной реакции на рискогенную ситуацию, низкой культурой безопасности населения, которая проявляется в выборе пассивной позиции и отсутствии четких знаний техники безопасности [33; с. 19].
Западный специалист в области рискологии У. Бэк предложил расширенную модель рисковой коммуникации, утверждая, что опасные события происходят в центре институциональных и культурных взаимодействий, которые могут усиливать или ослаблять индивидуальное восприятие рисков и тем самым влиять на поведение индивида [9, с.88]. Т.е. восприятие рисков населением в значительной степени производно от реагирования на них социальных институтов, а также от длительности коммуникативных взаимодействий. Последнее условие обеспечивает возможность в катастрофических ситуациях по типу «неизвестное неизвестно», когда отсутствуют условия для осмысления информации либо аудитория склонна к эмоциональным оценкам и паникам, актуализировать сложившееся доверие к организации (МЧС) и управлять восприятием рисковой информации. Работа в условиях рисковой коммуникации распадается на два взаимосвязанных уровня: стратегический, который может осуществляться косвенным методом на протяжении длительного времени, и тактический, для которого лучше избрать метод прямой коммуникации.
В связи с этим предлагаются двухсторонние
коммуникационные модели, где устанавливаются
относительно равные условия для
субъектов информационного
-Информация преимущественно
-Информация сложного
Условно все СМИ разделяют на электронные и печатные, отсюда и специфика взаимодействия с ними.
По мнению Т. Волека при работе с печатными масс-медиа следует, прежде всего, ориентироваться на полноту и достоверность предоставляемой информации, так как вопрос оперативности стоит менее актуально[13, с. 66]. Однако и затягивать более суток не следует, особенно если речь идет о чрезвычайной ситуации.
В начале года составляется план публикаций с обозначением ответственных за написание конкретных материалов. Причем, материалы для опубликования должны носить не только оперативный, но и профилактический, а также имиджевый характер. Профилактические публикации должны содержать не только наставления и рекомендации, но и конкретные случаи нарушения правил безопасности. Материалы оперативного характера должны публиковаться вне зависимости от годового плана.
Отдельную строку в плане публикаций должны составлять интервью и статьи руководителей МЧС. Эти должностные лица должны не только освещать конкретные происшествия, но и комментировать важные вопросы деятельности МЧС как ведомства, работающего в целях безопасности общества в целом и каждого гражданина в отдельности.
Для СМИ PR-структуры МЧС – важнейшие источники информации. По разным данным, до 50% и публикуемой СМИ информации происходит из PR-источников (пресс-релизов, официальных каналов и т.п.).
Для того, чтобы то или иное информационное сообщение было донесено да аудитории, воспринято аудиторией и положено в основу формирования общественного мнения в связи с кризисной ситуацией, Н. И. Бусленко считает, что необходимо последовательно решить некоторые задачи [8, с. 77]: