Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 20:56, доклад
В работе рассматриваются возникновение и эволюция журналистики как социального института и рода деятельности, ее статус в современном обществе, профессиональные характеристики журналиста, вопросы гласности и свободы прессы, система СМИ, практика их функционирования и ее эффективность.
Введение в дисциплину................................................................................3
Предмет, задачи и терминологический аппарат курса............................3
Журналистское образование......................................................................9
Педагогика журналистики.........................................................................24
Происхождение, концепции и модели журналистики...............................31
Возникновение журналистики..................................................................31
Идейно-теоретические концепции журналистики..................................39
Модели журналистики и журналистской деятельности..........................57
Организация журналистской деятельности...............................................73
Журналистика как средство информации................................................73
Типология и система СМИ.......................................................................86
Журналист: социальный и должностной статус....................................108
Аудитория СМИ.......................................................................................143
Функционирование журналистики...........................................................161
Социальные роли журналистики............................................................161
Социальные функции СМИ...................................................................176
Эффективность журналистской практики.............................................197
Пресса и социальный контроль..............................................................214
Регулирование журналистской практики.................................................228
Свобода печати и журналистской деятельности....................................228
Гласность и ее проявления в журналистике..........................................252
Принципы поведения журналиста.........................................................261
Заключение................................................................................................279
Рекомендуемая литература......................................................................284
Вместе с тем профессионалов, озабоченных идеями корпоративной солидарности, не может не тревожить судьба единого, «большого» Союза журналистов. Бывший собственный корреспондент «Известий» по Дальнему Востоку, а ныне депутат Госдумы Б. Резник следующим образом размышляет на эту тему:
«В принципе закон не возбраняет любому сообществу журналистов объединяться в какой-то свой союз. Я в 19 лет был принят в Союз журналистов СССР и начинал с работы в районках. Корочка союза в ту пору открывала многие двери: можно было пройти в любое министерство, задать какие-то вопросы. Я всю жизнь связан с этим союзом, являюсь дважды лауреатом премии Союза журналистов СССР и России. Да, наверное, надо улучшать его работу, посмотреть, чтобы не очень увлекались коммерческой деятельное тыо. Хотя, с другой стороны, союз вынужден сегодня зарабатЫ"
128
вать, чтобы помочь журналистам-пенсионерам, инвалидам, семьям, потерявшим кормильцев-журналистов.
Союз остро, задиристо защищает СМИ. Есть определенная цеховая солидарность. Многим властям предержащим не нравится, что они выступают с заявлениями то по НТВ, то в ОРТ, в газетах, находящихся в конфликте с властями. В ответ у власти появилось желание создать карманный союзик. Но я уверен, что люди, которые не являются новичками в журналистике, не уйдут из старого союза... Могу сказать по Дальнему Востоку. Были попытки создать в Хабаровске альтернативный союз. Ни один журналист не пошел туда».
Как и всякая точка зрения, этот взгляд на ситуацию субъективен. Но, как и ко всякой другой позиции, к нему нельзя отнестись без внимания.
Работники российских СМИ поддерживают тесные связи с зарубежными и международными журналистскими объединениями. Идеи равноправного и взаимовыгодного обмена информацией активно проводит в жизнь Международная организация журналистов (МОЖ), центр которой расположен в Праге. Существуя с 1946 г., МОЖ объединяет под знаменем демократии, мира и социального прогресса сотни тысяч профессионалов из более чем 100 стран. Она ведет многоплановую работу через международные институты и школы солидарности, клубы и секции, фотовыставки, дома отдыха, собственное издательство. Долгие годы по идеологическим причинам МОЖ не имела прямых контактов с другим глобальным союзом — Международной федерацией журналистов (МФЖ), куда входили главным образом представители западных стран. Но общее потепление политического климата на планете коснулось и отношений между этими организациями. Они договорились налаживать сотрудничество в духе Хельсинкского соглашения. Это тем более важно, что защита чести и достоинства, прав и самой жизни журналистов — задача общечеловеческого значения. Как заявил один из руководителей МФЖ, необходим единый журналистский Интернационал. Союз журналистов России входит и в МОЖ, и в МФЖ. Дальнейшей консолидации работников СМИ в Мировом масштабе активно помогает такой авторитетный парт-НеР, как ЮНЕСКО — специализированная организация ООН по Опросам образования, культуры и коммуникаций.
Как и внутри России, международные связи журналистов не
замыкаются в пределах этих крупнейших организаций. Существует
е1Че более 50 неправительственных ассоциаций, фондов, федера-
ЦИй массово-информационного
енного престижа эфирных СМИ способствует российско-амери-
~2802
129
канская Комиссия по политике в области телевидения, сопредседа-телями которой являются экс-президент США Дж. Картер и московский журналист Э. Сагалаев. Много лет существует Международная ассоциация спортивной прессы. В США действует Всемирный комитет свободы печати, объединяющий десятки организаций с пяти континентов. Организационно оформлено взаимодействие университетов и школ журналистики — в виде ассоциаций, действующих в масштабе всего земного шара, европейского континента, а также стран Восточной и Центральной Европы.
В корпоративных интересах важно, что не прерывается традиция общения через профессиональные журналы. К ним относятся, например, общенациональные издания «Журналист» и «Профессия — журналист», российско-европейский аналитический ежемесячник «Cpeda», региональные журналы и альманахи «Невский наблюдатель» и «Невский, 70» (С.-Петербург), «Акценты» (Воронеж), журнал уральских журналистов «Факс» и др.
Должностной статус журналиста. Работа
в СМИ относится к сфере интеллектуального,
то есть умственного труда, и в этом качестве
она отличается рядом особенностей. Дополним
те характеристики, которые упоминались
в связи с профессионально-
Для сравнения: вполне можно представить себе, например, литератора, у которого случились длительные творческие каникулы, потому что «не пишется». Применительно к редакционному сотруднику такое допущение почти исключается. Наоборот, служебные и личные обстоятельства подталкивают его к ежедневному напряженному труду, который тем не менее сохраняет свое творческое содержание. Причина заключается главным образом в том, что редакционная работа носит общественно-производственный характер, а само производство имеет признаки непрерывного конвейера: оно настроено на регулярный выпуск продукции определенного ассортимента и качества. Образно содержание интеллектуальной деятельности в СМИ выражается формулой «вдохновение по графику».
Рыночная экономика диктует дальнейшее повышение интенсивности журналистского труда. В российских СМИ в течение последних лет наблюдается резкое сокращение редакционных шта тов, взамен использования «человеческих» ресурсов внедряют* электронные технологии и соответственно меняются критери1 оценки квалификации сотрудников, возрастает нагрузка на ка# дого отдельного профессионала. Значительно ужесточилась конм
130
ренция за место работы, образовался необычайно мобильный рынок труда. В частности, общей практикой для журналистов стало совмещение рабочих мест в нескольких, иногда разнородных редакциях (так называемая вторичная занятость). Значит, в цене сегодня журналист-универсал, который как бы воплощает в себе богатое многообразие профессиональных функций.
С производственной точки зрения, журналистский труд и в самом деле многофункционален. Даже каждый из входящих в него видов деятельности «распадается» на несколько составляющих. Так, творческая работа включает в себя подготовку информационных, аналитических и художественно-публицистических произведений. Служебная практика представлена выполнением административных, организационных и редакторских (обработка текстов других авторов) обязанностей. Газетчик в случае необходимости выступает в роли литературного сотрудника, фотокорреспондента или специалиста по техническому оформлению издания.
Журналистский труд ориентирован на коллективный выпуск продукции. Даже индивидуально написанные произведения проходят через несколько рук, прежде чем увидят свет: их редактируют, проверяют на точность данных, подвергают корректуре, оформляют на полосе и т.п. Тем более коллективным продуктом является целое издание или вещательная программа. Следовательно, первостепенную важность имеет рациональное разделение труда в редакции.
Штатный состав СМИ делится на две основные группы сотрудников: журналистов (то есть людей, непосредственно производящих информационную продукцию) и обеспечивающий персонал (то есть работников, занятых техническими, финансовыми, организационными сторонами производства). В свою очередь, каждая из этих групп представлена двумя уровнями компетенции — Управленческим и исполнительским.
Среди журналистов на управленческом уровне мы, как прави-ло, увидим заведующего отделом, редактора по отделу, замести-Теля главного редактора, ответственного секретаря (организатора Текущего производственного процесса, своего рода начальника щтаба), которые занимаются кадровым менеджментом. К испол-аительскому уровню относятся должности корреспондента, стар-^его корреспондента, обозревателя, комментатора. Последние две Должности предполагают главным образом углубленный аналитический подход к освещаемым темам. Кроме функционального разделения внутри редакций обычно вводится тематическая специа-Изация сотрудников. В зависимости от задач и строения конкрет-редакции ее корреспонденты могут специализироваться на
131
освещении вопросов политики, экономики, быта, спортивной театральной, школьной жизни, криминальной хроники и т.д.
Некоторые российские редакции, избирающие для себя запад, ные аналоги в организации труда, используют сеть стрингеров или легменов (legman — буквально «человек-нога»), в задачу которых входит сбор «сырой» фактической информации, тогда как текст на этой основе пишут штатные репортеры. Подобную технологию с давних времен применяли в нашей прессе специалисты в области журналистских расследований — к примеру, авторы судебных очерков, для которых черновую работу с документами выполняют разработчики темы. Если разработчиков можно относить к журналистским силам редакции, то платных агентов, источников информации (такое встречается нередко) нет оснований помещать в этот ряд.
Новации при распределении полномочий в современных редакциях, заимствования из зарубежной практики могут в корне перекраивать привычное штатное расписание. О них вполне достоверно рассказывает героиня одного из романов популярного писателя Б. Акунина (речевые обороты договоримся считать делом вкуса автора): «У нас журнал нового типа. Бьем конкурентов профессионализмом. В других редакциях журналист все делает сам... А наш шеф-редактор взял на вооружение принцип Генри Форда — каждый занимает на конвейере свое место. Скаут — это специалист по сбору и проверке информации. Райтер — мастер концепции и стиля. Есть хедлайнер — он отвечает только за заголовки. Есть "болван" — то есть натуральный болван... ему платят зарплату, чтобы он весь номер прочитывал и показывал, если где не врубается. Эти места переписывает адаптер, есть у нас и такая ставка».
Собственной двух-, а то и трехслойной структурой обладает и штат обеспечивающего персонала. Финансово-хозяйственный менеджмент представлен главным бухгалтером, директором издательства, заведующим рекламным бюро и т.п. В ведении каждого из них находятся исполнители: кассиры, издательские редакторы, операторы набора текста, агенты по рекламе и т.п.
На вершине кадрово-
132
В отечественной и мировой прессе
наблюдается тенденция к
В связи с разделением
Таблица отчетливо показывает, что перед нами представители различных видов информационной практики, и они принципиально не могут сливаться в однородное производственно-творческое целое. Если же сотрудник начнет выполнять функции своих смежников, ему придется радикально менять и способ мышления, и объект, и целевую аудиторию — отнюдь не одну только форму произведений, как может показаться при беглом взгляде на распределение обязанностей.
Правда, в редакционной жизни разделение труда выглядит не таким строгим, как в схематическом описании. Структура обязанностей подвижна, она подчиняется производственной необходимости и зависит от субъективных наклонностей работников. Это относится не только к специализации на литературно-творческой или, например, рекламной деятельности. Главный редактор не-Редко выступает с собственными публицистическими статьями, не говоря уже о заведующем отделом, а финансовые обязанности в Небольшом коллективе могут быть возложены на ответственного
0 " Немчицки П., Рапачински В. «Gazeta Wyborcza» — мы это сделали в Польше// 4*da. 1995. № 3. С. 33-37.
133
Таблица 4 Журналистика, связи с общественностью, реклама: общее и различное18
Характеристика деятельности |
Журналистика |
Связи с общественностью |
Реклама |
Цель |
Отражение событийной картины мира, объективный анализ социальных проблем с целью их разрешения |
Создание положительного имиджа и управление им, разрешение кризисных ситуаций |
Создание побудительных мотивов для увеличения спроса на изделие, сбыт товара |
Объект |
Социальная информация, разнообразные факты социальной действительности |
Репутация (негативная информация отсутствует) |
Товар (недостатюГ не указываются) |
Основные методы |
Убеждение (внушение) |
Убеждение, внушение |
Внушение (убеждение) |
Типовые средства (каналы) |
Газета, телевидение, радио, журнал |
СМИ, специфические акции (конференции, брифинги, фестивали и т.п.) |
СМИ, наружная, сувенирная, почтовая и другая реклама |
Заказчик |
Общество, общественность (издатель, учредитель) |
Руководители предприятий, регионов, лидеры организаций |
Отделы предприятий, организаций, отвечающие за реализацию . товара |
Ключевые профессии |
Корреспондент, редактор (характер мышления по преимуществу индивидуализированный) |
Специалист по связям с СМИ, специалист по разрешению конфликтов (характер мышления по преимуществу нормативный) |
Менеджер, креатор, копи-райтер, художник, фотограф (характер мышления по преимуществу прагматический) |
Характер труда |
Индивидуально-коллективный; производственно-творческий |
Производственно-творческий; индивидуально-коллективный |
Производственно-творческий; индивидуально-коллективный |
Произведения (жанры) |
Информационные, аналитические, художественно-публицистические материалы в прессе, на ТВ, РВ |
Пресс-релиз, информационное письмо, доклад, сценарий пресс-конференции, разработка ПР-кампании и др. |
Модульная газетно-журналь-ная реклама, теле- и радиоролики, разработка рекламной кампании и др- |