Основы журналистики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 20:56, доклад

Описание работы

В работе рассматриваются возникновение и эволюция журналистики как социального института и рода деятельности, ее статус в современном обществе, профессиональные характеристики журналиста, вопросы гласности и свободы прессы, система СМИ, практика их функционирования и ее эффективность.

Содержание работы

Введение в дисциплину................................................................................3
Предмет, задачи и терминологический аппарат курса............................3
Журналистское образование......................................................................9
Педагогика журналистики.........................................................................24
Происхождение, концепции и модели журналистики...............................31
Возникновение журналистики..................................................................31
Идейно-теоретические концепции журналистики..................................39
Модели журналистики и журналистской деятельности..........................57
Организация журналистской деятельности...............................................73
Журналистика как средство информации................................................73
Типология и система СМИ.......................................................................86
Журналист: социальный и должностной статус....................................108
Аудитория СМИ.......................................................................................143
Функционирование журналистики...........................................................161
Социальные роли журналистики............................................................161
Социальные функции СМИ...................................................................176
Эффективность журналистской практики.............................................197
Пресса и социальный контроль..............................................................214
Регулирование журналистской практики.................................................228
Свобода печати и журналистской деятельности....................................228
Гласность и ее проявления в журналистике..........................................252
Принципы поведения журналиста.........................................................261
Заключение................................................................................................279
Рекомендуемая литература......................................................................284

Файлы: 1 файл

Korkonosenko_osnovy.doc

— 1.60 Мб (Скачать файл)

Тем не менее, наивысший авторитет  в мировой журналистике завоевали  именно качественные СМИ. В конце 90-х  годов по результатам опроса специалистов из 50 стран выстроился список лучших изданий (по существу, это рейтинг достижений мировой прессы в XX в.): «Financial Times» (Великобритания), «New York Times» (США), «Frankfurter Allgemeine Zeitung» (Германия), «Wall Street Journal» (США) и т.д. В перечне нет ни одной массовой газеты, не говоря уже о «желтой». Очевидно, что международное сообщество отдает приоритет надежности и аналитичности, а не внешней привлекательности информации. Примечательно и то, что в списке преобладают представители деловой прессы — печати, освещающей солидный бизнес и предназначенной для него. Деловая пресса принципиально не может вводить своих партнеров в заблуждение, публикуя непроверенные и бесполезные сведения.

Российские журналисты могли бы обратиться не только к за-РУбежному  опыту, но и к истории национальной прессы. В воспо-минаниях легендарного репортера В. Гиляровского приводится не-^ало фактов разделения дореволюционной печати на солидную и Ульварную. Например, в связи с газетой «Русские ведомости» он Номинал: «Наша профессорская газета, — называла ее либераль-ая интеллигенция... Газета имела своего определенного читателя. °Ренная Москва, любившая легкое чтение и уголовную хрони-Г»' не читала ее».

Поразительным образом повторяется  судьба «легкого чтения», вернулось  в массовый оборот, в частности, в  форме бесплат-

изданий. Историки считают предтечей нынешней бесплатной

97

прессы знаменитую «Газету-копейку», выходившую в начале XX в в крупных городах России. Наблюдатели описывали типичного ра^ бочего, который нес с собой на завод обед и сверхдешевую газетку, прочитываемую на ходу. К пятилетнему юбилею петербургской «Копейки» ее тираж достиг немыслимой по тем временам циф, ры — 250 тысяч. Вообще же явное разделение печати на две груп, пы — для образованных верхов общества и для массовой публики — совершилось с переходом России к капиталистической фазе своего развития, в 1860-х годах. Тогда начала выходить первая бульварная газета «Петербургский листок», номера которой открывались информационными подборками, а не громоздкими статьями, как в солидных изданиях. Чуть позже увидела свет «Петербургская газета», в Москве монополистом на рынке «народного» чтения стал «Московский листок», сосредоточившийся на бытовых сторонах жизни и освещавший их в легком репортажном стиле. Эти и им подобные издания быстро стали доходными предприятиями, живущими за счет притока рекламы, а их владельцы составили себе крупные состояния9.

Крупнейшее в современной северной столице бесплатное издание «Асток-пресс» встретило свое пятилетие с тиражом 500 тысяч. Бесчисленные пассажиры утреннего метро притормаживают у ручников-раздатчиков, чтобы развернуть на эскалаторе страницы, напичканные предложениями покупать дубленки или кассовые аппараты. Традиционная пресса огромной части населения не по карману. На станциях метрополитена и прилежащих территориях расходятся и другие массовые издания: «Привет, Петербург» (300 тыс.), «Метро» (200 тыс.), «Народный ресурс» (500 тыс.) и т.д. На тотальный охват населения рассчитана и доставка по месту жительства (обычно с помощью собственных разносчиков) газет «Эк-стра-Балт» (1100 тыс.), «Центр-плюс» (1500 тыс.), «Для каждого дома» (250 тыс.), «Утро Петербурга» (150 тыс.) и т.д. Для сравнения: тиражи ведущих платных газет исчисляются всего лишь десятками тысяч. Бесплатная периодика превращается в главного, если не монопольного властителя вкусов массовой публики. В экономическом плане ее козырная карта — это привлекательность для рекламодателей огромных по нынешним временам тиражей. Не приходится удивляться, почему расценки на рекламу у массовых бесплатных газет превышают тарифы большинства других peflt' опальных изданий в два, в три раза и более.

9 Сазонов Е, «Желтая» пресса  дореволюционной России//Журналистика  в * году: реалии и прогнозы  развития. Ч. IV/Отв. ред. Я. Н. Засурский. М, 2001. С. 36

98

Качественный состав бесплатных изданий, конечно, не исчер-ь1Вается рекламными «копейками». Здесь и целевая пресса для деловых людей, которая расходится на выставках, презентациях, салонах и магазинах, и политико-агитационные издания, рас-цВет которых обычно приходится на выборы, и информационная продукция различного рода сообществ и ассоциаций и т.д. Но существенно, что издателями, как правило, движут не стремление дать аудитории объективную картину мира, а какие-то иные, корпоративные интересы.

Оценивая в целом ситуацию в  российской журналистике, зарубежные и отечественные эксперты отмечают, что она оказалась слабо подготовленной к делению периодики на качественную и популярную. Чрезмерной политизацией и «желтизной» страдают не только новые органы печати, но и ведущие всероссийские газеты, имевшие прежде репутацию солидных. Из-за нечеткости профессиональных ориентиров стремление работать «как на Западе» оборачивается рождением таких изданий, которые лишены четких типологических признаков и выпускаются на «промежуточном» уровне квалификации. Впрочем, в последнее время специалисты начали использовать понятие смешанного типа периодики как специфического для нашей страны. Имеется в виду, что в одном издании сочетаются и полезная, развивающая аудиторию информация, и развлекательные компоненты содержания, в том числе выполненные в игровой форме. Будущее покажет, насколько жизнеспособен и перспективен такой синтез. Пока что относительно больший успех выпал на долю откровенно развлекательной печати и вещательных программ. Как показывают наблюдения за рынком сбыта продукции СМИ и опросы населения, досуговая журналистика, предназначенная, условно говоря, для чтения в метро и электричке, ощутимо теснит солидную прессу мнений, поглощая львиную долю аудиторных симпатий. Нетрудно увидеть здесь параллели и с конъюнктурой информационного рынка за рубежом, и с нашим собственным историческим опытом.

Издательские характеристики. Имеется  в виду весь комплекс сведений о  периодичности выхода, тираже и распространенности, Формате, объеме издания или программы. Это отнюдь не формаль-ные атрибуты. Например, периодичность «заказывает» определенную ^еРУ оперативности информации. Различают ежедневные издания 'четыре раза в неделю и чаще), выходящие два—три раза в неделю, ^недельные, декадные, помесячные, ежеквартальные и тому °Добные органы печати, а также не имеющие регулярной перио-:ти. Издания, выходящие в свет реже одного раза в год, не 1Сятся к периодике.

99

Формат обозначается стандартными параметрами. В вещатед, ной журналистике этим словом обычно обозначается целостна модель программы или канала (например, музыкальный или ин формационно-музыкальный форматы). Для прессы установлен стандартные размеры страниц: А2 (или «большой формат», как v «Известий» или «Советской России»), A3 (или «половинный ф0р, мат», как у «Российских вестей» и преобладающей части районных и городских газет) и А4 (хорошо знакомый студентам размен бумаги для принтеров, которые используются в производстве малотиражных газет). Названные параметры обязаны своим происхождением размерам типографской бумаги, на которые настроены печатные машины. Форматы газет кратны по отношению к бумаге и друг к другу. Так, если А2 выражается соотношением 600 х 420 мм (высота и ширина листа), то A3 ровно вдвое меньше; 420 х 300. Конечно, при желании можно задать другие, произвольные параметры, но отклонение от стандартной наладки техники чревато материальными потерями. С появлением возможности печатания тиража на зарубежной технике в издательское дело пришли и новые форматы. Особенно быстро завоевывает популярность таблоид — он чуть меньше привычного A3. Таблоидный формат можно встретить в еженедельниках газетного типа, новых тонких журналах, а также в газетах, генетически связанных со своими западными прообразами (например, в газете «Деловой Петербург», основанной шведским издательским концерном «Bonnier» по образцу других его изданий).

В стандартных единицах измеряются и объемы передаваемой информации. На радио и телевидении это, естественно, хронометраж («получасовая передача», «пятиминутка новостей» и т.п.). В прессе для указания объема приводят количество полос (а не страниц, как говорят далекие от журналистики люди): четырехполосное, восьмиполосное издание и т.д. Более точные данные получаются, когда тексты измеряют в условных единицах, именуемых печатными листами или, близко по значению, авторскими листами и учетно-издательскими листами. В данном случае лист равен приблизительно 40 тыс. знаков. Если соблюдать правила машинописи (а это один из элементов культуры труда), то на странии6 текста поместится 1700—1800 знаков. Лист составляет 22-24 машинописные страницы. При формате А2 газетная полоса составляв 1/4 долю печатного листа, A3 — 1/8 и т.д. Свободно владея этим инструментами счета, несложно бывает соотнести между собой я объему издания различных форматов.

Особое значение имеет техника  производства журналисте^ продукции. Прогресс в этой области ощутимо увеличил разноо

100

зИе способов передачи текстов. Бумага перестала быть единственно р3можным носителем печатного слова. Например, в Венесуэле издателям дешевле обходится пластмассовая основа для печати, другие новаторы в погоне за читателями используют нестандартные красители и даже ароматизаторы листа. Известна анекдотическая история про газету «Бифштекс», которую издатель пропитывал запахом, соответствующим названию. Ее первыми «потребителями» оказывались домашние собаки, опережавшие своих хозяев. Возникают пограничные формы передачи информации, сочетающие в себе черты печатной прессы и эфирной журналистики, g 1980-е годы во Франции, Венгрии и других странах была внедрена в практику техника видеографии (телетекст), которая ныне получила широкое применение. Апробирована изобретенная в России система передачи радиотекста, благодаря которой по проводам передается чрезвычайно концентрированная информация в огромных объемах. Все эти нововведения пополняют набор типологических признаков в журналистике. Будущее мировой и отечественной систем коммуникации напрямую зависит от ее технического обеспечения и в особенности от совершенствования линий связи.

Система СМИ. Разнообразные в типологическом отношении средства информации в совокупности образуют целостную систему журналистики. В структурном плане ее представляют три группы средств информации:

» печатная пресса — газеты, журналы, еженедельники (газетного и журнального типов), дайджесты, бюллетени, повременные календари;

*  аудиовизуальные СМИ - - радио,  телевидение (эфирное и кабельное), документальное кино, видеовещание; особую, промежуточную подгруппу образует телетекст;

* информационные службы — телеграфные агентства, рекламные бюро, пресс-службы, агентства по связям с общественнос-Тью, профессиональные журналистские клубы и ассоциации.

При характеристике структуры обычно возникает вопрос о том, к какой  группе отнести Интернет. В современной  практике невоз-м°Жно игнорировать ни так называемые электронные версии буйных изданий, ни автономные сетевые газеты и журналы, ни °СтУпные для каждого отдельного пользователя, без посредниче-вз редакции, банки данных. Часть специалистов считает эти об-°ятельства достаточными для того, чтобы безоговорочно при-г С;1Ить кибержурналистику к системе СМИ. Другие столь же кате-выступают против. По всей видимости, на рубеже

101

столетий культура еще не накопила достаточно материала для чет  кого определения отношения к  Интернету. Пока что приходите' принимать во внимание его реальное двойственное положение. Во первых, ни в России, ни в других государствах он законодательно не относится к системе СМИ (и не может быть отнесен по обще, принятым критериям). Во-вторых, выражения «электронная веп-сия» или «сетевая газета» передают всего лишь форму трансляции материалов, но не изменение характера общения через посредство компьютера. Здесь точнее подошло бы слово «телекоммуникация» (общение на расстоянии), поскольку суть новаций заключается в преодолении дистанции между всеми сторонами информационного обмена. В таком случае не происходит никаких революций а только резко усовершенствуется существующий комплекс средств дистанционного общения (телевидение, телефон и др.). В-третьих, есть веские основания у тех, кто рассматривает Интернет и прочие сети как среду, пространство, открытое для использования всеми желающими, включая журналистские редакции, но не как отдельные СМИ с собственной природой.

Каждая группа СМИ занимает особое место в едином их комплексе, равно как у каждой есть преимущества и слабости. Специфика печати, выражающей свое содержание через письменное слово и относительно скупые изобразительные средства, заключена прежде всего в большей, чем на радио и телевидении, аналитичности текстов. Сам процесс чтения (декодирования условных печатных знаков) предполагает высокую степень абстрактности мышления, активную работу воображения, интеллектуальное напряжение. В результате более тесным становится взаимодействие автора и читателя. Кроме того, авторитет прессы подкрепляет многовековая культура письменной речи, заложенная в «генотип» массовых коммуникаций. Наконец, газетно-журнальные тексты удобны как хранилище информации: к ним можно вернуться для подробного изучения, они компактны, легко поддаются копированию и т.п. Правда, современная записывающая техника позволяет накапливать и аудиовизуальные программы, но в целом эфирная инфор' мация имеет более короткий жизненный цикл.

Не случайно на фоне усиливающейся  экспансии телевидения и компьютерной коммуникации в мире возникло беспокойство0 сохранении письменной журналистики в культурном обороте ч ловечества. Практически на всей планете стали неуклонно ей жаться тиражи газет, что естественным образом совпало с утрат°| интереса к традиционной книге. Форсированный переход к т называемой экранной культуре отнюдь не приветствуется автор тетными международными организациями. Многие из них, в1^1

102

чая ЮНЕСКО, разработали специальные  программы, направленные против этих тенденций. Одна из них имеет целью привлечь летей к чтению газет, и выполняется она в сотрудничестве с сами-м газетными редакциями. После приблизительно десятилетнего спад3' Б конце 90-х годов положение прессы на Европейском континенте стабилизировалось, а в ряде стран (в Австрии, Италии, Испании, Португалии и др.) наметился рост тиражей ежедневных изданий. К сожалению, Россия здесь не вошла в число лидеров: при колоссальном количестве изданий (около 4,5 тыс.) их средние тиражи крайне низки для многонаселенной державы и продолжа-JOT уменьшаться.

Основные преимущества радио связаны  с его оперативностью, доступностью для самых широких слоев населения  и практически безграничным распространением, а также с технической простотой и дешевизной производственного процесса. Выразительные средства радиожурналистики — живой голос, шумы, музыка — обладают высоким потенциалом достоверности и образности в передаче реальных событий.

Все эти качества обеспечивают устойчивый спрос на продукцию радиовещания. В течение последнего десятилетия оно не только не потеряло аудиторию, но, напротив, энергично развивается в структурном и профессионально-творческом отношении. С одной стороны, государственное вещание лишилось прежней монополии на эфир: коммерческое и иное негосударственное радио составляет ему ощутимую конкуренцию, частные станции существуют практически в каждом малом городе страны. С другой стороны, и в государственном, и в коммерческом секторах наметилась тенденция к новой, «внутренней» монополизации. Так, ВГТРК стала ядром гигантской системы общенационального масштаба, объединяющей в себе каналы «Радио России», «Маяк», региональные компании и передающие станции. В частном секторе подобных Размеров достигли сетевые компании «Европа плюс» и «Русское Радио». По специализации выделяются универсальные каналы, на волнах которых звучат информационные, музыкальные, обществен-н°-политические и иные передачи (например, «Радио России» и *Эхо Москвы»), информационные, интересующие публику глав-Ным образом как служба свежих новостей, перемежаемых музы-Кальными программами (наиболее известна и с давних пор люби-Ма слушателями станция «Маяк»), и музыкальные или информа-Ц11°нно-музыкальные, на которых выпуски новостей занимают Постепенное положение. Именно в этой последней области ве-/^чия появилось особенно много новых станций — и потому, что ^я деятельность не требует сколько-нибудь значительных затрат

Информация о работе Основы журналистики