Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 20:56, доклад
В работе рассматриваются возникновение и эволюция журналистики как социального института и рода деятельности, ее статус в современном обществе, профессиональные характеристики журналиста, вопросы гласности и свободы прессы, система СМИ, практика их функционирования и ее эффективность.
Введение в дисциплину................................................................................3
Предмет, задачи и терминологический аппарат курса............................3
Журналистское образование......................................................................9
Педагогика журналистики.........................................................................24
Происхождение, концепции и модели журналистики...............................31
Возникновение журналистики..................................................................31
Идейно-теоретические концепции журналистики..................................39
Модели журналистики и журналистской деятельности..........................57
Организация журналистской деятельности...............................................73
Журналистика как средство информации................................................73
Типология и система СМИ.......................................................................86
Журналист: социальный и должностной статус....................................108
Аудитория СМИ.......................................................................................143
Функционирование журналистики...........................................................161
Социальные роли журналистики............................................................161
Социальные функции СМИ...................................................................176
Эффективность журналистской практики.............................................197
Пресса и социальный контроль..............................................................214
Регулирование журналистской практики.................................................228
Свобода печати и журналистской деятельности....................................228
Гласность и ее проявления в журналистике..........................................252
Принципы поведения журналиста.........................................................261
Заключение................................................................................................279
Рекомендуемая литература......................................................................284
Сосредоточиваясь на посреднических функциях журналиста при потоках информации, мы воленс-ноленс снижаем его социальный
281
и творческий статус. Теряют актуальность труды великих мыслителей, которые на протяжении столетий отстаивали свободу духовной самореализации личности в прессе, да и традиции отечественной публицистики, обогатившей мировую культуру своим содержанием, оказываются за скобками компьютерно-посреднического сверхнового журнализма. Правда, в дискуссиях называется и более активное участие журналиста в коммуникациях — управление информационными потоками. Но это уже крен к иному способу мышления, тому, который допускает, что репортерам дозволено распоряжаться сознанием и поведением граждан, делать за них гражданский или житейский выбор и т.п. В обоих случаях равноправие личностей публициста и мыслящего читателя оказывается как бы неуместным излишеством.
Один из самых ходовых аргументов в пользу решительной ломки традиций состоит в ссылках на практику: сегодняшний журналист нередко по совместительству становится пиарменом и рекламистом (т.е. коммуникатором в собственном смысле слова) . Это довод скорее ущербный, чем сильный. Практика неблагополучной прессы вряд ли должна приниматься за эталон, особенно если она идет вразрез с действующим законодательством и этическими кодексами, которые либо не включают пиарменов и рекламистов в разряд журналистов, либо запрещают такое совмещение видов деятельности.
В самом деле, при коренном различии этих специальностей в целях и способах освоения действительности их соединение в одном лице ведет к размыванию профессиональной самоидентификации — сначала в головах работников, а потом и в их практике. Тому немало способствуют теоретические «изобретения», встречающиеся в новейшей литературе. Так, согласно учебному пособию по рекламе и связям с общественностью, заметки в первой русской газете «Ведомости» были не чем иным, как политической рекламой (значит, Петра I надо считать основоположником политических технологий, а не печатной журналистики в России). Цель журналистской деятельности (и паблик рилейшнз тоже) сводится в этом пособии к формированию общественного мнения, что, как давно признано наукой, является, по меньшей мере, недостаточным определением. В итоге не приходится говорить о существовании разных социальных институтов, специальностей и моделей профессиональной квалификации. Общество, таким образом, не приобретает дополнительные институты, а лишается их разнообразия.
Аргумент «ссылка на практику» ненадежен еще и потому, что под практикой разумеется нынешняя конъюнктура в производстве массовой информации. Вместе с тем теоретиков не в меньшей сте-282
пени должна занимать преемственность культуры, или неразрывность связи прошлого, настоящего и будущего. В частности, будущее мы не только встречаем как закономерно возникающую реальность, но и выбираем, моделируем и приближаем, исходя из своих концептуальных представлений. Наступление нового тысячелетия совпало с моментом цивилизационного скачка, который предстоит сделать человечеству. Оно вынуждено переосмысливать прежние доктрины, касающиеся его взаимоотношений с природой и космосом, контактов между этносами и поколениями, принципов морали и политики, ресурсной базы социального прогресса и общения между элитами и массой и т.д. В этих условиях пресса может стать форумом мысли, нацеленной на решение проблем мировоззренческого порядка, подобно тому, как это было в прежние века. Но тогда и от журналистов потребуются качества, отличные от умения дирижировать потоками сообщений и оперировать компьютерными базами данных. Их квалификация должна включать в себя способность мыслить категориями социальной философии, культурологии, социологии и других гуманитарных наук, что, конечно, влечет за собой усиление этого блока в учебных планах университетов.
Сказанное выше не надо понимать
как отрицание свежих взглядов на
журналистику и учебный процесс. Наоборот,
все действительно ценное в теории и опыте
прессы будет год от года пополнять «копилку»
университетских кафедр. Разумеется, меняются
и студенты, они вырабатывают собственные,
порой весьма оригинальные суждения о
том, какое место журналистика занимает
в культурном, идеологическом, экономическом
контексте времени. Получаемое ими университетское
образование рассчитано на то, чтобы выпускники,
кроме производственно-