Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2014 в 02:19, контрольная работа
Идея текста (зачем?): стремление разобраться в вопросе опеки, сиротства и неблагополучных семей. Главную мысль можно было бы сформулировать в нескольких фразах: «Ребенку в семье лучше. Можно отдать малыша в интернат, отобрать родительские права у отца и матери, разрушив семью и повергнув ее в отчаяние и горе, но стоит ли это того, если с семьей можно работать, восстанавливая ее и возвращая в дом счастье?». Идея текста – это, своего рода, положительное побуждение (делай, как мы!), призывающее развивать европейские тенденции работы с семьями.
Идея текста (зачем?): стремление разобраться в вопросе опеки, сиротства и неблагополучных семей. Главную мысль можно было бы сформулировать в нескольких фразах: «Ребенку в семье лучше. Можно отдать малыша в интернат, отобрать родительские права у отца и матери, разрушив семью и повергнув ее в отчаяние и горе, но стоит ли это того, если с семьей можно работать, восстанавливая ее и возвращая в дом счастье?». Идея текста – это, своего рода, положительное побуждение (делай, как мы!), призывающее развивать европейские тенденции работы с семьями.
Замысел журналиста: обратить внимание российской общественности на проблему неблагополучных семей. По моему мнению, Анна Старобинец, автор данного текста, хотела раскрыть для читателей детали работы органов опеки, волонтеров, рассказать истории из жизни разных людей, поставить вопросы, которые необходимо решать. Такие действия журналиста, как правило, вызывают общественную реакцию, побуждают народ и власть к определенным действиям, к решению проблем и вопросов.
Познавательные задачи, которые решались журналистом: выработка заявки на тему (изучение «закона Димы Яковлева», постановка общественно-значимой проблемы в масштабах страны, планирование хода работы), сбор предварительных данных (изучение документов, информации интернет-сайтов, прошлых событий, связанных с данной темой), определение конкретного предмета изучения (детализация плана действий, уточнение и дополнение практических шагов, запросы в интересующие организации), направленное изучение предмета (посещения интересующих мест, объектов, интервью, установление причинно-следственных связей, умозаключения и выводы, описания и обсуждения вариантов решения проблемы). Познавательная деятельность журналиста была ориентирована на подготовку проблемно-аналитического материала.
Характеристика действий журналиста: на мой взгляд, журналист последовательно выполнил все условия познавательной деятельности. В тексте чувствуется хорошая осведомленность автора о событиях прошлого, настоящего и планируемого скорого будущего. Бесспорно, журналистом была проделана колоссальная работа: от поиска информационного повода и постановки проблемы, до сбора предварительных, организационных, личных данных и установления причинно-следственных связей. Возможно, автор текста не дал четкого ответа на вопрос «что делать?», то есть не раскрыл условия описания и обсуждения решения проблемы. Однако одному человеку не под силу решить проблему страны. Выбор остается за каждым гражданином, но позиция журналиста ясна: семьи нельзя разрушать, им необходимо помогать воскресать, и тогда дети будут защищены и счастливы, а родители – здоровы и полны сил жить… жить ради жизни, ради своих детей.
Конкретный информационный повод - сообщения о событии, которые могут вызвать изменения в жизни, поведении, взглядах, знаниях, информированности, опыте значительной части аудитории. Именно таким событием, вызвавшим широкий общественный резонанс, стал «закон Димы Яковлева» (импульсный информационный повод). Благодаря этому закону, проблема сиротства в России стала злободневной темой, к ней возрос интерес, а, следовательно, и появились поводы к обнародованию многих данных, к журналистским расследованиям и исследованиям.
Оценка характеру события, реалиям, лежащим в основе текста: если немного уйти в истоки материала, то стоит начинать с трагедии Димы Яковлева. Пожалуй, имена эта история – скрыто-сюжетная основа данного текста. Судьба одного ребенка, заставившая вздрогнуть миллионы сердец россиян, дала сильнейший толчок к обсуждению проблемы сиротства, усыновления/удочерения русских детей западными родителями. Данное событие – удар для всей страны, и это не единичный, но тот самый случай, который наконец-таки вызвал бурю протеста, дал серьезный повод к исследованию работы соответствующих органов, к появлению подобных материалов. Безусловно, эта трагедия и основанный на ней материал позволяет нам определить критерии данной новости, такие как общезначимость, драматизм, масштабность (в масштабах страны).
Каналы оповещения журналистов: На мой взгляд, четких следов использования каналов оповещения журналистов нет. Автор текста не ссылается на пресс-релизы, не оговаривает такие источники информации как пресс-конференции или брифинги. Данный текст более похож на кропотливую, усердную работу по самостоятельному сбору информации и его обработке.
Откуда журналист получил исходную информацию? По моему мнению, «горячая новость» о трагедии Димы Яковлева стала исходной информацией для журналиста. С этой точки началась проблемно-аналитическая деятельность автора текста, его собственное исследование.
Задача журналиста – наиболее полно осветить тему материала, ответить на поставленные вопросы и предложить пути решения проблем. Помогли ли источники информации осуществить поставленные задачи? Безусловно, помогли! Такие источники информации как среда и документ дали самое широкое представление о жизни неблагополучных семей. С их помощью журналист открыл для читателя некий новый мир. Смог ли автор текста ответить на главный поставленный им вопрос: можно ли сохранить семью, когда органы опеки считают, что ее нужно разрушить? Смог. И в достижении этой цели журналисту помог источник информации – человек. Благодаря беседам с членами неблагополучных семей, волонтерами, психологами, представителями органов опеки читатель вместе с автором текста, наверняка, приходит к выводу о том, что сейчас – самое время менять систему опекунства в другую сторону: семьи восстанавливать, а не разрушать!
Первичные источники информации – генераторы новости: первоисточники – люди: Люба Голикова, психолог Юля, волонтер Алиса, Михаил Агафонов, Алла Дзугаева, Борис Альтшулер, Инна Соколова, Ирина Казанцева, Светлана, Елена, Елена Назарова.
первоисточники – документы: «закон Димы Яковлева», законопроект, рассматриваемый во втором чтении, об опеке и социальном патронате, видеозапись с сайта anti-ju-ju.livejournal.com
Вторичные источники информации: немного из истории семьи – эту информацию мы получаем в пересказе журналиста, а не из первых уст («У Голиковых суд был уже трижды, и каждый раз детей оставляли в семье — не без помощи волонтеров, которые выступали на стороне защиты. Опека планирует обращаться в суд снова»), истории животных, полученные также в пересказе журналиста («Вслед за ротвейлером является отравленная овчарка — Любовь ей делает капельницы. Потом упавшая с высокого этажа кошка. Другая кошка, слепая») и т.д.
Баланс по отношению к задачам: осуществление задач преимущественно оказалось выполнено силами первичных источников информации. На мой взгляд, это идеальное распределение, поскольку основную информацию читатель должен получать из достоверных источников, а переосмысление и дополнение – дело вторичных источников информации, текст которыми не должен быть забит.
Информация и опора на документы: журналистом документы использовались исключительно с целью создания контекста. Ни один из вышеперечисленных документов не был в полной меры раскрыт и освещен для читателя за отсутствием необходимости. В данном тексте журналист не ставил перед собой цели рассказать об этих документах. Наоборот, официальные данные стали хорошей почвой, с которой началось основное журналистское исследование. Так, говоря о «законе Димы Яковлева», автор текста утвердил проблему, обозначив ее важность в современном обществе; подметив план Госдумы о разработке нового закона, касающегося органов опеки, журналист поставил цель своей работы – выяснить, можно ли сохранить семью, если опека видит единственный выход ее разрушение; в контексте видеозаписи с сайта ЖЖ журналист рассказывает о антиювенальном съезде родителей.