Особенности функционирования медиатекста в информационном пространстве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2015 в 13:41, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – исследование природы медиатекста и эффективность его влияния на аудиторию.
В соответствии с указанной целью определяются задачи исследования:
проанализировать медиатекст как основную единицу языка СМИ;
изучить идейно-тематические особенности журналистского произведения;
исследовать проблему эффективности медиатекста на конкретных примерах;
определение технологии в рамках усиления эффективности медиатекста.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….…3
1 Язык СМИ и информационная картина мира…………………………….5
Медиатекст как основная единица языка СМИ…………………9
Технология подготовки и создания медиатекста………….……12
2 Идейно-тематические особенности медиатекста на современном этапе………………………………………………………………………...….18
2.1 Особенности языка новостных медиатекстов………………….....….18
2.2 Свойства аналитических медиатекстов………………………….…...20
3 Проблема действенности и эффективности медиатекста………………..23
3.1 Медиатекст как итог взаимодействия автора и адресата…….….…..23
3.2 Новые информационные технологии в рамках усиления эффективности и действенности медиатекста…………………………....26
Заключение…………………………………………….………………………30
Список использованных источников………………………………………...32

Файлы: 1 файл

курсач.docx

— 64.85 Кб (Скачать файл)

 

2  Идейно-тематические  особенности медиатекста на современном этапе

Среди множества текстов, ежедневно производимых и распространяемых СМИ, четко выделяются отдельные функционально-жанровые типы текста, обладающие устойчивыми признаками на всех уровнях: формата, содержания, языка. Наличие вполне определенного набора устойчивых признаков характерно для новостей, информационной аналитики, рекламы и публицистических текстов. Именно эти четыре типа текстов массовой информации и составляют основу всего корпуса современной медиаречи.

2.1 Особенности языка новостных медиатекстов

При этом структурообразующими для медиаречи являются, безусловно, тексты новостей. Которые можно считать базовыми текстами массовой информации. Понятие «базовый текст» основано на целом ряде факторов, которые позволяют рассматривать определенный тип текстов в качестве основного, или базового для той или иной области функционирования языка, так как именно в текстах данного типа наиболее полно представлены все главные черты и особенности данной сферы речеупотребления. Определяя новостные тексты, как базовые тексты массовой информации, исследователи принимали во внимание следующие важные факторы.

Новостные тексты наиболее полно реализуют одну из главных функций массовой коммуникации – информативную, а также одну из главных функций языка – сообщение.

В каждом отдельном СМИ, будь то печать, радио или телевидение, новостные тексты выделяет совершенно определенный формат, отличный от формата прочих типов текста массовой информации, при этом формат понимается как устойчивое соотношение формальных признаков текста и компонентов его содержания.

На уровне семантики новостные тексты характеризуются устойчивыми макро- и микроструктуры, естественным образом отражающими тематическую организацию информационного потока, иначе говоря, новостные тексты структурируются на основе устойчивого списка тем, которые регулярно освещаются СМИ, представляя собой когнитивную базу массовой информации. К устойчивым тематическим компонентам относятся  политика, экономика, бизнес, образование, спорт, культура. Важным элементом семантической макроструктуры является традиционное деление текстов на «событие в стране» и «новости из-за рубежа», особенности реализации которого в различных национальных СМИ отражают культурно-специфичное восприятие картины мира.

На уровне языка новостные тексты характеризуются устойчивыми лингвостилистическими признаками. В плане синтагматики в этом качестве выступают преобладание определенных структурных типов словосочетаний, заметная роль лексического способа соединения, наличие значительного числа клишированных и тематически связанных словосочетаний, использование постоянных текстообразующих элементов: фраз-связок, ссылок на источники информации, фраз для введения цитат. Сочетание вышеперечисленных признаков с фиксированной внутренней структурой. Присущей некоторым новостным текстам, такие как, например, программы новостей на радио и телевидении, позволяет говорить об их глобальной клишированности.

Новостные тексты составляют важнейшую часть национального, культурно-идеологического контекста, являющегося результатом культурно-речевой деятельности того или иного говорящего коллектива. Во-первых, новостные тексты насыщены словами и словосочетаниями, обозначающими реалии и артефакты, так как рассказывают о конкретных событиях и лицах. Во-вторых, новостные тексты характеризуются определенной идеологической «интонацией» или «тональностью», которая понимается как способ интерпретации информации, отражающий ту или иную систему ценностей и ориентиров. Идеологическая модальность может быть выражена как эксплицитно: с помощью выражений оценки и комментария, так и имплицитно: на уровне отбора фактов и определения новостной ценности события.

Значение новостных текстов в информационном потоке усиливается благодаря их высокой повторяемости и воспроизводимости. В силу особой организации процесса массовой коммуникации, участниками которого являются информационные агентства, общественные институты и отдельные СМИ, сообщения об одном и том же событии распространяется одновременно по многочисленным каналам в огромном количестве вариантов. Таким образом, основное сообщение, или «новость», существующее в виде инварианта, реализуется в широком спектре вариантов – конкретных новостных текстах. Повторяемость новостных текстов подразделяется на синхронную, когда сообщение на одну и ту же тему проходит одновременно в разных СМИ, и диахронную, когда новостной текст частично или полностью воспроизводится одним и тем же СМИ в течение дня [7, с.54].

Совокупность всех вышеперечисленных факторов  и позволяет рассматривать новостные тексты в качестве базовых текстов массовой информации.

2.2 Свойства  аналитических медиатекстов

Следующий этап медиатекстов, рассматриваемый в данной работе — это тексты информационно-аналитические. Информационно-аналитический жанр является важнейшей составной частью языка современных средств массовой информации. Аналитические обзоры событий, политический комментарий, тексты, выражающие мнение и оценку, представляют собой обязательный компонент продукции любого СМИ.

Информационно-аналитические тексты в наиболее полной степени реализуют одну из пяти функций массовой коммуникации — функцию интерпретационную, или идеологическую. Если новости отражают каждодневную меняющуюся картину мира, то тексты информационно-аналитические окрашивают эту картину в десятки разнообразных цветов, придавая ей определенный мировоззренческий оттенок, ту или иную идеологическую модальность. Именно в информационно-аналитических текстах наиболее полнее выражены различия в восприятии реалий общественно-политической жизни, обусловленные тем или иным культуро-идеологическим контекстом. Различное видение действительности выражается в свою очередь в различных способах интерпретации того или иного события. Интерпретационная функция массовой коммуникации реализуется как с помощью собственно медиа-технологий, так и на уровне лингвистических средств, переплетаясь с реализацией функции воздействия, традиционно выделяемой при функциональном описании языка. Наглядной иллюстрацией интерпретационных медиа-технологий может служить развертывание информационной цепочки, которая предлагается исследователем Т.Г. Добросклонской для анализа движения информации в современных СМИ. Информационная цепочка состоит из следующих звеньев: отбор фактов→ освещение событий → создание образа →формирование стереотипа →культуро-идеологический контекст [7, с. 61].

Каждое из звеньев информационной цепочки играет важную роль при реализации интерпретационной функции, при этом все звенья влияют друг на друга, соединяясь по принципу замкнутой окружности.

Действительно, различия в видении реалий общественно-политической жизни наблюдаются уже на этапе отбора фактов. Наиболее ярко это проявляется при анализе сообщений о военных конфликтах и ситуациях политического противостояния.

Отбор фактов — это одна из эффективных медиа-технологий, которая позволяет интерпретировать события, так или иначе, расставляя политические акценты. Будучи связанным с идеологической функцией отбор фактов служит действенным инструментом информационной политики, а также может использоваться как мощное оружие для ведения информационной войны.

Следующее звено информационной цепочки — освещение событий — непосредственно связано с информационно-аналитическими текстами, так как именно на этом этапе происходит лингвистически оформленное выражение мнения, оценки, и информация снабжается соответствующим комментарием.

Одним из существенных признаков качественной журналистики является последовательное разграничение фактов и комментария, информации и мнения, информации и оценки.

Информационно-аналитические тексты представляют собой как бы расширенный вариант новостного текста, отличаясь от последнего обязательным наличием не только сообщающей, но и комментирующей, аналитической части. При этом определяющее значение имеет аналитический компонент, комментарий, выражение мнения и оценки, что позволяет отграничивать информационно-аналитические тексты от собственно новостных и рассматривать их в качестве отдельного типа медиатекстов.

Последовательное разграничение информации и комментария, информации и мнения, информации и оценки — один из характерных признаков "качественной журналистики", стремящейся воплотить в жизнь часто декларируемый, но не всегда реализуемый принцип объективности, непредвзятости в освещении событий.

 

3 Проблема действенности  и эффективности медиатекста

 

3.1 Медиатекст как итог взаимодействия автора и адресата

Художественно-публицистическим жанрам свойственны образность, типизация, эмоциональная выразительность и насыщенность литературно-художественными изобразительными средствами, языковыми и стилистическими особенностями. В них конкретный, документальный факт как бы отходит на второй план, для автора важнее умение подняться над явлением, над фактом.

Таким образом, мы можем сказать, что информационные материалы - констатируют, аналитические - осмысливают и обобщают, художественно-публицистические - типизируют реально-документальную действительность.

Предметом анализа публициста становится внутренний мир, система ценностей, привычек, установок человека, его мировоззрение и восприятие окружающей действительности. Через глубоко личностные ощущения, через внутренний мир журналист пытается показать напряженность ситуации, сложившейся во внешнем мире. Автор исследует пристрастия человека, необычные возможности личности, высокие профессиональные качества героя, его физиологические особенности, примеры служения нравственным ценностям, преданности идеалам или человеческие пороки.

Аудитория – активная, самостоятельно формирующая свое отношение со СМИ «часть» журналистики как функционирующей системы. Читателями, слушателями, зрителями становятся по собственной воле, самостоятельно выбирая для регулярного или спорадического контакта те или иные источники информации. В составе аудитории того или иного СМИ они остаются тогда, когда ощущают, что оно несет для них нужную информацию субъективно значимую, удовлетворяющую их нужды. Часть аудитории при этом становится активной и в сфере «обратных связей»: сообщает редакции о своих впечатлениях относительно опубликованных материалов, высказывает просьбы, пожелания, дает советы, а также использует СМИ в качестве «четвертой власти», обращаясь с жалобами, предложениями, призывами по самым различным вопросам.

Некоторые представители аудитории становятся авторами материалов, публикуемых в СМИ, и не только оценочных писем, но и журналистских произведений.

Таким образом, публицистика – та сторона журналистики, которая не может существовать вне общества. Пишет об обществе, с помощью общества и для общества. И, что немало важно, именно публицистические тексты оказывают наибольшее влияние на аудиторию.

Рассмотрим процесс взаимодействия автора и адресата на примере публицистической статьи журналиста «Литературной газеты» Натальи Карагодиной «Отцы-призраки» (ПРИЛОЖЕНИЕ А).

Журналистка повествует об истории молодой семьи. Конкретная, частная ситуация, когда «ко мне обратилась молодая мама с просьбой представлять её интересы в судебном процессе по лишению бывшего мужа родительских прав». Однако проблема, которую поднимает автор – проблема неблагополучного отцовства и материнства – достаточно актуальна, и охватывает большую часть аудитории.

Однако автор не загоняет свое мышление в узкие рамки, и, исследуя одну общественно-важную проблему, приходит к другой – проблеме воспитания детей в современных семьях. Таким образом, достигается доверительность, а как следствие, действенность медиатекста: журналист обладает простотой изложения, приводит конкретные примеры с именами и фамилиями и делает свои выводы: авторская идея подается не в виде абстрактных высказываний, а как вывод из размышлений над ситуациями человеческой жизни, с которыми автор знакомит аудиторию.

Также автор прибегает к еще одной важной проблеме – правосудия и коррупции. Бывший муж героини, он же – отец призрак – госслужащий, в отношении которого судья долго не выносила справедливый вердикт. Свое мнение журналистка подкрепляет фактами и, на мой взгляд, справедливыми суждениями.

Язык данного текста выполняет коммуникативную, экспрессивную и эстетическую функции.

Коммуникативность публицистического стиля заключается в том, что текст создан не для внутреннего пользования и не для единственного адресата, а для максимально широкой аудитории. Находясь на значительном расстоянии в пространстве, автор текста стремится приблизиться к адресату по времени, по тематике сообщений (а это – вновь актуальность), а также по речевым стилистическим особенностям (и все та же доверительность).

Экспрессивная функция выражается в эмоциональном отношении автора к поднятой проблеме. «А вот у меня осталось сожаление…, что суд не вынес решения о лишении отца родительских прав» или «Мне иногда кажется, что на судей находит какой-то морок». Отношение автора не остается безразличным, безликим.

Эстетическая функция представляет собой установку автора на то, чтобы сообщение своей формой в единстве с содержанием удовлетворяло эстетическое чувство адресата, а если точнее – было понято и услышано адресатом в полной мере. Для этого автор использует разговорный, местами близкий к просторечному, языку. Как то: «…а отец знай себе новые заявления пишет…», «…так шарахнул коляской с ребёнком о бетонную стенку подземного перехода, что напугал её до смерти…», «…пока то да сё, ещё три-четыре месяца пришлось бы платить алименты…».

Из моего исследования, можно заключить вывод, что журналистика имеет огромное влияние на все стороны жизни общества. Это влияние может быть как положительным, направленным на утверждение гуманистических идеалов, решение назревающих конфликтов, обеспечение гармоничного развития социума, так и отрицательным, таким, что приводит к обострению существующих противоречий, усилению дестабилизации и т.д. Огромное значение журналистики в общественной жизни накладывает бремя ежедневной моральной ответственности на каждого представителя этой профессии, обязывает его служить правде, а не лицам, искать истину, а не покровительство чиновников, и всегда помнить о гуманизме как важнейшем принципе журналистики.

 

3.2 Новые информационные  технологии в рамках усиления  эффективности и действенности  медиатекста

 

Основная задача, которую общество ставит перед журналистикой, заключается в воздействии на аудиторию, на ее сознание и поведение. И задача любого журналиста – так изложить полученную им информацию, чтобы она оказала максимально возможное воздействие на читателя, слушателя или зрителя. Результат такого воздействия может быть разным: положительным или отрицательным, кратковременным или длительным.

Информация о работе Особенности функционирования медиатекста в информационном пространстве