Особенности функционирования медиатекста в информационном пространстве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2015 в 13:41, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – исследование природы медиатекста и эффективность его влияния на аудиторию.
В соответствии с указанной целью определяются задачи исследования:
проанализировать медиатекст как основную единицу языка СМИ;
изучить идейно-тематические особенности журналистского произведения;
исследовать проблему эффективности медиатекста на конкретных примерах;
определение технологии в рамках усиления эффективности медиатекста.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….…3
1 Язык СМИ и информационная картина мира…………………………….5
Медиатекст как основная единица языка СМИ…………………9
Технология подготовки и создания медиатекста………….……12
2 Идейно-тематические особенности медиатекста на современном этапе………………………………………………………………………...….18
2.1 Особенности языка новостных медиатекстов………………….....….18
2.2 Свойства аналитических медиатекстов………………………….…...20
3 Проблема действенности и эффективности медиатекста………………..23
3.1 Медиатекст как итог взаимодействия автора и адресата…….….…..23
3.2 Новые информационные технологии в рамках усиления эффективности и действенности медиатекста…………………………....26
Заключение…………………………………………….………………………30
Список использованных источников………………………………………...32

Файлы: 1 файл

курсач.docx

— 64.85 Кб (Скачать файл)

Результат воздействия, оказываемого средствами массовой информации на сознание и в связи с этим на поведение аудитории, ее социальную активность, принято называть эффективностью. Другой вид результативности журналистики, проявляемый в принятии определенных решений как конкретным человеком, так и должностными лицами и даже социальными институтами, включая само государство, принято называть действенностью. В современный период развития российского общества успешное решение политических, экономических и социальных задач все больше зависит от действия такого субъективного фактора как социальная активность личности. Важную роль в формировании активности играют средства массовой информации. О возрастающей роли печати, радио и телевидения в общественной жизни страны свидетельствуют их бурный рост, распространенность и доступность массовой информации. Печатное и устное слово, телевизионное изображение способны в кратчайшие сроки достигнуть самых отдаленных районов, проникнуть в любую социальную среду.

Журналистское познание социальной реальности обладает определенной спецификой, связанной с характером производства массовой информации.

В связи с этим следует, прежде всего, отметить, что одно лишь познание действительности не может быть самоцелью для творческого работника СМИ. Журналистское познание всегда осуществляется ради или во имя чего-то.

Во-первых, ради информирования других членов общества о социально значимых событиях, фактах, явлениях, процессах.

Во-вторых, ради предупреждения общественности о неблагоприятно развивающихся, с точки зрения журналиста, процессах, которые потенциально несут в себе нежелательные для общества последствия.

В-третьих, ради преобразования состояния общественного сознания – в целом или в определенных частностях, во имя перемен в общественном мнении сегодня или в ближайшем будущем.

Иными словами, журналистское познание в главном можно считать состоявшимся, если оно оказывает то или иное воздействие на аудиторию газет, телевидения, радио.

Итак, журналистский текст, с одной стороны, является конечным продуктом массового информационного производства, с другой – выступает в качестве промежуточного результата для дальнейшего его усвоения общественным сознанием.

Есть также объективные, внешние и внутренние, факторы, которые оказывают воздействие на эффективность журналистской деятельности. Внешние по отношению к функционирующим СМИ связаны с политической и социально-экономической системой общества, которая, с одной стороны, выступает для СМИ в качестве внешней среды, а с другой – как целостная система для отдельно взятого ее института. Эти факторы назовем объективными. Внутренние по отношению к деятельности СМИ и журналистов факторы обусловлены, прежде всего, личностными характеристиками творческих работников СМИ, их взаимосвязью, взаимодействием с обществом и конкретными его социальными группами на уровне индивида. Поэтому назовем их субъективными.

Зачастую единственная публикация позволяет решить ту или иную проблему, помочь в каких-то жизненных ситуациях. Борьба за высокую действенность выступлений СМИ особенно активно велась в советский период нашей истории.

 В воздействии на сознание аудитории проявляется прежде всего идеологическая функция журналистики. И результат здесь получается только после длительного, хорошо продуманного и качественного воздействия на аудиторию. При этом результат воздействия на аудиторию зависит не только от журналистов: аудитория тоже по своим культурно-образовательным, социально-политическим характеристикам должна быть готова к восприятию конкретной информации. Только тогда эффективность журналистского воздействия будет максимально высокой.

Технология – это последовательность действий и операций, составляющая производственный процесс. Так в механике. В коммуникативистике технология – это последовательность действий в коммуникации, воздействующая на массовое сознание и использующая особенности механизмов восприятия, изменения мнений или отношений к предмету, а также другие социальные и социально-психические механизмы.

Обязательными структурными элементами коммуникативных технологий являются источник коммуникации, канал, сообщение и получатель сообщения. Необходимо также учитывать и другие элементы коммуникационных моделей, такие как код, инструмент-манипулятор, фигура умолчания, обратная связь, автор сообщения, информационный шум и т.п. Коммуникативные технологии заключают в себе набор методик, техник, приемов и специальностей, объединенных по сфере применения и целям.

Многие исследователи сходятся во мнении в том, что, по большому счету, существуют три достаточно зарекомендовавших себя способа воздействия на установки и поведение индивидов, социальных групп, сообществ – принуждение, манипулирование и убеждение.

С далеких времен и в течение многих веков использовался наиболее жесткий способ воздействия – принуждение, нередко сопровождавшееся применением силы, кровопролитием. Теперь, в XXI веке, по понятным причинам этот способ уже не в ходу.

Наиболее гуманный и этически приемлемый способ воздействия  – убеждение. Но это долгий и трудоемкий путь.

В современных условиях наиболее распространенным методом воздействия на поведение индивидов, масс является манипулирование [1, с. 76].

Основное его отличие от убеждения в том, что манипулятор, воздействуя на сознание индивида, не оставляет последнему выбора. В противовес манипулированию убеждение дает более широкую возможность для добровольного выбора позиции и линии поведения.

Оказание влияния через принуждение (использование формальной власти), через манипулирование сознанием (применение соответствующих средств и приемов) либо через привлечение на свою сторону посредством убеждения (также использование определенных технологий) – все это связано с принципиально отличающимися друг от друга способами воздействия.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Коммуникация заняла одно из важнейших мест в современном мире. Вполне естественно, что многие участники коммуникаций, не желая пускать движение на самотек, начали стремиться к контролю над процессами коммуникаций, к желанию их технологизации.

Современное общество прекрасно осознает, какую огромную роль играют средства массовой информации в его жизни. Формирование общественного мнения, создание определенного идеологического фона, пропаганда той или иной системы ценностей, движение языковой нормы, состояние национальной культуры — все это тесно связано с деятельностью массмедиа. Средства массовой информации не просто отображают окружающую действительность, объективно фиксируя происходящие вокруг события. Но, и это чрезвычайно важно, интерпретируют их в свете той или иной идеологии, представляя массовой аудитории видение происходящего сквозь призму определенной системы культурных ценностей и политических ориентиров.

Целью данной курсовой работы было исследование особенностей функционирования медиатекста в информационном пространстве.

Для удобства осуществления научного исследования работа была разделена на три условные части – две теоретических и практическая. В рамках теоретической части мы обратились к работам исследователей, посвященных изучению медиатекста как основной единицы языка СМИ, а также процессов подготовки и создания медиатекстов. Вторая теоретическая часть посвящена идейно-тематическим особенностям медиатекста на современном этапе: свойствам информационно-новостных и информационно-аналитических медиатекстов. В практической части мы рассмотрели публикацию издания «Литературная газета» на пример взаимоотношения автора публицистического текста и его адресата. Обобщив и структурировав полученные теоретические знания, сделаем выводы.

Во-первых, одной из основных функций СМИ для общества является функция информативная, которая состоит в том, чтобы информировать массовую аудиторию о событиях в стране и за рубежом, постоянно поддерживая определенный уровень новостного потока. Реализация информативной функции тесно связана с отражающим свойством текстов массовой информации. Способность СМИ отражать события окружающей действительности, запечатлевая многообразие сегодняшнего мира в том или ином медиаформате, является ключевым фактором в создании современной картины мира. А медиатексты – своеобразный инструментарий.

Во-вторых, среди множества текстов, ежедневно производимых и распространяемых СМИ, четко выделяются отдельные типы текстов, обладающих устойчивыми признаками на всех уровнях: на уровне формата, на уровне содержания, на уровне языка. Наличие вполне определенного набора устойчивых признаков характерно для текстов новостных, текстов информационно-аналитических и текстов рекламных. Основное внимание в данном исследовании было уделено текстам информационно-аналитическим, так как именно они обладают наибольшим влиянием на аудиторию, и помимо информационной функции, которую выполняют новостные тексты, воздействуют на массы.

В-третьих, эффективность и действенность медиатекста зависят от факторов, выстроенных в двух направлениях: автор и адресат. В первом случае особенно важен профессионализм, компетентность, логика изложения. Во втором – актуальность, информационная насыщенность, доверительность.

Итак, в связи с динамичностью современной картины мира практическое изучение языка СМИ в ее освещении крайне важно. Предположительные аспекты будущего исследования: новые методы и технологии творческого познания действительности, исследование влияния медиатекстов различного типа на общественно-политическую жизнь и внедрение выявленного опыта в медиасферу.

 

                            СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Антонова Л.В. Медиатексты в современной массовой коммуникации. М., 2007.
  2. Бухарцев В.Г. Творческий потенциал журналиста. М., 1985.
  3. Васильева А.Н. Газетно-публицистический стиль речи. М., 1982.
  4. Горбунов А.П. Поэтика публицистического творчества. – М., 1975.
  5. Горохов В.Н. Основы публицистического творчества. – М, 1975.
  6. Добросклонская Т.Г. Вопросы изучение медиатекстов. М., 2005.
  7. Добросклонская Т.Г. Язык средств массовой информации. М., 2006.
  8. Долинин К.А. Интерпретация текста. М., 1985.
  9. Здоровега В.И. Публицистика, ее природа, общественная роль, гносеологические и психологические основы. М., 1989
  10. Кайда Л.Г. Эффективность публицистического текста. М.: Изд-во МГУ, 1989.
  11. Киселев А.Г. Теория и практика массовой информации: подготовка и создание медиатекста. СПб., 2011.
  12. Кожанова В.Ю. Рецепция медиатекста: к постановке проблемы. М., 2009.
  13. Колосов Г.В. Публицистика как творческий процесс. М., 1977.
  14. Корконосенко С.Г. Основы теории журналистики. СПб., 1995.
  15. Кривенко Б.В. Язык массовой коммуникации: лексико-семиотический аспект. М., 2011.
  16. Лазутина Г.В. Основы творческой деятельности журналиста. М., 2001.
  17. Магай И.П. Методологические проблемы журналистского мастерства: Функции прессы и социальная роль журналиста. М., 1979
  18. Мисонжников Б.Я. Журналистский текст как средство коммуникации // Социальное функционирование журналистики. СПб., 1994.
  19. Михайлин И.Л. Основы журналистики. М., 2007.
  20. Назаров М.М. Массовая коммуникация в современном мире: методология анализа и практика исследования. СПб., 2013.
  21. Почепцов Г.Г. Теория коммуникации. М., 2001.
  22. Прохоров Е.И, Свитич Л.Г. Введение в журналистику. Журналистика в социалистическом обществе. – М., 1989.
  23. Сметанина С.И. Медиатекст в системе культуры. Динамические процессы в языке и стиле журналистики конца XX века. СПб., 2002.
  24. Солганик Г.Я. Автор как стилеобразующая категория публицистического текста. М., 2001.
  25. Сурикова Т.И. Язык журналистики-97//Вестник МГУ. Сер. 10 «Журналистика», 1999, №1.
  26. Тертычный А.А. Жанры периодической печати. М., 2003.
  27. Черепахов М.С. Таинства мастерства публициста. М., 1984.

 


Информация о работе Особенности функционирования медиатекста в информационном пространстве