Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2015 в 13:41, курсовая работа
Цель работы – исследование природы медиатекста и эффективность его влияния на аудиторию.
В соответствии с указанной целью определяются задачи исследования:
проанализировать медиатекст как основную единицу языка СМИ;
изучить идейно-тематические особенности журналистского произведения;
исследовать проблему эффективности медиатекста на конкретных примерах;
определение технологии в рамках усиления эффективности медиатекста.
Введение…………………………………………………………………….…3
1 Язык СМИ и информационная картина мира…………………………….5
Медиатекст как основная единица языка СМИ…………………9
Технология подготовки и создания медиатекста………….……12
2 Идейно-тематические особенности медиатекста на современном этапе………………………………………………………………………...….18
2.1 Особенности языка новостных медиатекстов………………….....….18
2.2 Свойства аналитических медиатекстов………………………….…...20
3 Проблема действенности и эффективности медиатекста………………..23
3.1 Медиатекст как итог взаимодействия автора и адресата…….….…..23
3.2 Новые информационные технологии в рамках усиления эффективности и действенности медиатекста…………………………....26
Заключение…………………………………………….………………………30
Список использованных источников………………………………………...32
Результат воздействия, оказываемого средствами массовой информации на сознание и в связи с этим на поведение аудитории, ее социальную активность, принято называть эффективностью. Другой вид результативности журналистики, проявляемый в принятии определенных решений как конкретным человеком, так и должностными лицами и даже социальными институтами, включая само государство, принято называть действенностью. В современный период развития российского общества успешное решение политических, экономических и социальных задач все больше зависит от действия такого субъективного фактора как социальная активность личности. Важную роль в формировании активности играют средства массовой информации. О возрастающей роли печати, радио и телевидения в общественной жизни страны свидетельствуют их бурный рост, распространенность и доступность массовой информации. Печатное и устное слово, телевизионное изображение способны в кратчайшие сроки достигнуть самых отдаленных районов, проникнуть в любую социальную среду.
Журналистское познание социальной реальности обладает определенной спецификой, связанной с характером производства массовой информации.
В связи с этим следует, прежде всего, отметить, что одно лишь познание действительности не может быть самоцелью для творческого работника СМИ. Журналистское познание всегда осуществляется ради или во имя чего-то.
Во-первых, ради информирования других членов общества о социально значимых событиях, фактах, явлениях, процессах.
Во-вторых, ради предупреждения общественности о неблагоприятно развивающихся, с точки зрения журналиста, процессах, которые потенциально несут в себе нежелательные для общества последствия.
В-третьих, ради преобразования состояния общественного сознания – в целом или в определенных частностях, во имя перемен в общественном мнении сегодня или в ближайшем будущем.
Иными словами, журналистское познание в главном можно считать состоявшимся, если оно оказывает то или иное воздействие на аудиторию газет, телевидения, радио.
Итак, журналистский текст, с одной стороны, является конечным продуктом массового информационного производства, с другой – выступает в качестве промежуточного результата для дальнейшего его усвоения общественным сознанием.
Есть также объективные, внешние и внутренние, факторы, которые оказывают воздействие на эффективность журналистской деятельности. Внешние по отношению к функционирующим СМИ связаны с политической и социально-экономической системой общества, которая, с одной стороны, выступает для СМИ в качестве внешней среды, а с другой – как целостная система для отдельно взятого ее института. Эти факторы назовем объективными. Внутренние по отношению к деятельности СМИ и журналистов факторы обусловлены, прежде всего, личностными характеристиками творческих работников СМИ, их взаимосвязью, взаимодействием с обществом и конкретными его социальными группами на уровне индивида. Поэтому назовем их субъективными.
Зачастую единственная публикация позволяет решить ту или иную проблему, помочь в каких-то жизненных ситуациях. Борьба за высокую действенность выступлений СМИ особенно активно велась в советский период нашей истории.
В воздействии на сознание аудитории проявляется прежде всего идеологическая функция журналистики. И результат здесь получается только после длительного, хорошо продуманного и качественного воздействия на аудиторию. При этом результат воздействия на аудиторию зависит не только от журналистов: аудитория тоже по своим культурно-образовательным, социально-политическим характеристикам должна быть готова к восприятию конкретной информации. Только тогда эффективность журналистского воздействия будет максимально высокой.
Технология – это последовательность действий и операций, составляющая производственный процесс. Так в механике. В коммуникативистике технология – это последовательность действий в коммуникации, воздействующая на массовое сознание и использующая особенности механизмов восприятия, изменения мнений или отношений к предмету, а также другие социальные и социально-психические механизмы.
Обязательными структурными элементами коммуникативных технологий являются источник коммуникации, канал, сообщение и получатель сообщения. Необходимо также учитывать и другие элементы коммуникационных моделей, такие как код, инструмент-манипулятор, фигура умолчания, обратная связь, автор сообщения, информационный шум и т.п. Коммуникативные технологии заключают в себе набор методик, техник, приемов и специальностей, объединенных по сфере применения и целям.
Многие исследователи сходятся во мнении в том, что, по большому счету, существуют три достаточно зарекомендовавших себя способа воздействия на установки и поведение индивидов, социальных групп, сообществ – принуждение, манипулирование и убеждение.
С далеких времен и в течение многих веков использовался наиболее жесткий способ воздействия – принуждение, нередко сопровождавшееся применением силы, кровопролитием. Теперь, в XXI веке, по понятным причинам этот способ уже не в ходу.
Наиболее гуманный и этически приемлемый способ воздействия – убеждение. Но это долгий и трудоемкий путь.
В современных условиях наиболее распространенным методом воздействия на поведение индивидов, масс является манипулирование [1, с. 76].
Основное его отличие от убеждения в том, что манипулятор, воздействуя на сознание индивида, не оставляет последнему выбора. В противовес манипулированию убеждение дает более широкую возможность для добровольного выбора позиции и линии поведения.
Оказание влияния через принуждение (использование формальной власти), через манипулирование сознанием (применение соответствующих средств и приемов) либо через привлечение на свою сторону посредством убеждения (также использование определенных технологий) – все это связано с принципиально отличающимися друг от друга способами воздействия.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Коммуникация заняла одно из важнейших мест в современном мире. Вполне естественно, что многие участники коммуникаций, не желая пускать движение на самотек, начали стремиться к контролю над процессами коммуникаций, к желанию их технологизации.
Современное общество прекрасно осознает, какую огромную роль играют средства массовой информации в его жизни. Формирование общественного мнения, создание определенного идеологического фона, пропаганда той или иной системы ценностей, движение языковой нормы, состояние национальной культуры — все это тесно связано с деятельностью массмедиа. Средства массовой информации не просто отображают окружающую действительность, объективно фиксируя происходящие вокруг события. Но, и это чрезвычайно важно, интерпретируют их в свете той или иной идеологии, представляя массовой аудитории видение происходящего сквозь призму определенной системы культурных ценностей и политических ориентиров.
Целью данной курсовой работы было исследование особенностей функционирования медиатекста в информационном пространстве.
Для удобства осуществления научного исследования работа была разделена на три условные части – две теоретических и практическая. В рамках теоретической части мы обратились к работам исследователей, посвященных изучению медиатекста как основной единицы языка СМИ, а также процессов подготовки и создания медиатекстов. Вторая теоретическая часть посвящена идейно-тематическим особенностям медиатекста на современном этапе: свойствам информационно-новостных и информационно-аналитических медиатекстов. В практической части мы рассмотрели публикацию издания «Литературная газета» на пример взаимоотношения автора публицистического текста и его адресата. Обобщив и структурировав полученные теоретические знания, сделаем выводы.
Во-первых, одной из основных функций СМИ для общества является функция информативная, которая состоит в том, чтобы информировать массовую аудиторию о событиях в стране и за рубежом, постоянно поддерживая определенный уровень новостного потока. Реализация информативной функции тесно связана с отражающим свойством текстов массовой информации. Способность СМИ отражать события окружающей действительности, запечатлевая многообразие сегодняшнего мира в том или ином медиаформате, является ключевым фактором в создании современной картины мира. А медиатексты – своеобразный инструментарий.
Во-вторых, среди множества текстов, ежедневно производимых и распространяемых СМИ, четко выделяются отдельные типы текстов, обладающих устойчивыми признаками на всех уровнях: на уровне формата, на уровне содержания, на уровне языка. Наличие вполне определенного набора устойчивых признаков характерно для текстов новостных, текстов информационно-аналитических и текстов рекламных. Основное внимание в данном исследовании было уделено текстам информационно-аналитическим, так как именно они обладают наибольшим влиянием на аудиторию, и помимо информационной функции, которую выполняют новостные тексты, воздействуют на массы.
В-третьих, эффективность и действенность медиатекста зависят от факторов, выстроенных в двух направлениях: автор и адресат. В первом случае особенно важен профессионализм, компетентность, логика изложения. Во втором – актуальность, информационная насыщенность, доверительность.
Итак, в связи с динамичностью современной картины мира практическое изучение языка СМИ в ее освещении крайне важно. Предположительные аспекты будущего исследования: новые методы и технологии творческого познания действительности, исследование влияния медиатекстов различного типа на общественно-политическую жизнь и внедрение выявленного опыта в медиасферу.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Информация о работе Особенности функционирования медиатекста в информационном пространстве